«Формула-1». Гран-при Мексики. Вальтерри, ты на чьей стороне?

Своей очередной, уже 9-й по счету победой в этом сезоне, которой он добился в минувшее воскресенье на высокогорном автодроме в Мехико, Макс Ферстаппен в который раз убедил формульных скептиков в том, что он – главный претендент на чемпионский титул 2021.   

Макс Ферстаппен – будущий чемпион?

Преимущество в 19 очков, которое теперь имеет голландский гонщик, действительно выглядит впечатляющим за 4 оставшиеся гонки до конца чемпионата. Обычно в эту пору сезона Льюис Хэмилтон уже праздновал свое чемпионство. Теперь же ему предстоит быть в роли догоняющего на тех трассах, где британец либо не побеждал, либо и вовсе еще не гонялся. Даже трасса в Абу-Даби, которая фешенебельным фейерверком завершит этот интереснейший в плане гонок и интриги год, получила изменения, позволившие ее сделать на 10 секунд быстрее предыдущих версий. 

Но все это еще нам предстоит увидеть, а пока что вернемся к анализу того, что же произошло в ночь с воскресенья на понедельник по минскому времени на мексиканском автодроме, носящем имена братьев Родригес, знаменитых гонщиков и кумиров местных болельщиков. 

Победитель гонки в Мехико Макс Ферстаппен

Звезда на сутки 

Как быстро меняется ситуация и отношение к гонщикам в «Формуле-1»! В субботу после блистательной квалификации Вальтерри Боттас был звездой, сумевшей сотворить маленькое чудо. Заработав поул в Мехико, финский гонщик оставил позади себя на стартовой решетке и действующего чемпиона Льюиса Хэмилтона, и лидера нынешнего сезона Макса Ферстаппена. Казалось бы, все теперь в руках Боттаса, чтобы превратить лидерство на старте в победу непосредственно в самой гонке. 

Вальтерри Боттас - мексиканская звезда на сутки
Все да не все. Статистика мексиканской трассы упорно показывала, что победы в новой истории этого автодрома еще не добивались пилоты, стартовавшие с поула. Местная Фортуна была, как правило, более снисходительной к тем, кто начинал здесь гонку позади лидера. Надеялся ли Вальтерри на то, что он изменит эту традицию? Наверняка да. Хотя умом финский гонщик не мог не понимать, что при необходимости он обязан будет пропустить своего напарника вперед по приказу руководства «Мерседес» ради победы Льюиса по итогам сезона. Но ведь сюжет гонки мог бы позволить и избежать этого неприятного для любого пилота приказа. Например, случись авария или техническая неполадка с машиной британского чемпиона или еще что-нибудь мало предсказуемое, но такое возможное в автоспорте. Поэтому Боттас явно видел во сне накануне гонки развитие событий и в свою пользу, а не только победные лавры своего напарника. 

Сам старт прошел для пилотов «Мерседес» довольно удачно. Боттас не потерял своего преимущества, а Хэмилтон с «грязной» стороны трассы сумел даже чуточку отыграть отделявшую его от финна дистанцию, заняв удобную для себя позицию на внутреннем радиусе перед первым поворотом. Но это кажущееся благополучие в конце стартовой прямой вмиг было разрушено дерзким и оптимистичным маневром Макса Ферстаппена. 

Голландец затормозил позже соперников и сумел воспользоваться оставленным ему коридором, чтобы объехать лидера гонки по внешнему радиусу. Причем сделал он это настолько мастерски, что изменить что-либо непосредственно в повороте уже было поздно. Разве что поднять Боттасу ногу с педали тормоза и откровенно удариться в боковой понтон машины «Ред Булл». Но по понятным причинам пойти на это Вальтерри не мог – да и не хотел. Чего ради? Для него самого это было не нужно, ведь место в «Мерседес» на будущий сезон уже потеряно, а положение в личном зачете не дает аргументов в пользу подобного «крэша». Совершать подобную аварию на старте гонки только ради повышения шансов Льюиса на получение 8-го чемпионского титула финский гонщик вряд ли бы стал даже за виртуально обещанные деньги. Достаточно того, что несколько этапов назад Боттасу уже и так досталось за столкновение с Ферстаппеном, которое финн не планировал и не хотел совершать. 

Поэтому вышло как вышло. И после первого поворота Макс вышел в лидеры гонки, затем реализовав полученное преимущество в яркую, уверенную победу. Претензии к Боттасу могли быть в этой ситуации лишь за то, что он вообще оставил место снаружи для соперника, чем тот прекрасным образом и воспользовался. При старте с первого ряда пилоты «Мерседес» вполне могли бы разместить на мексиканском автодроме свои машины так, чтобы никому из соперников не удалось бы их объехать. На это и рассчитывало руководство немецкой «конюшни», разрабатывая тактические варианты перед гонкой. Однако совершить намеченное не получилось. Потому и осталось недовольство действиями Боттаса как у Тотто Вольфа, так и у самого Льюиса Хэмилтона. 

Можно, конечно, поиграть в конспирологию и допустить, что Вальтерри умышленно не стал осложнять жизнь Максу Ферстаппену на старте, предпочтя остаться в стороне от чемпионских разборок голландца с британским чемпионом. И возможно, в своих будущих мемуарах финский пилот, дважды добивавшийся титула вице-чемпиона в составе «Мерседес», еще напишет об этом инциденте, мол, я сделал это специально и этим теперь горжусь. Но если быть до конца объективным, то следует посмотреть записи стартов в Мехико в предыдущие годы. И именно те, где голландский гонщик на своем «Ред Булл» в конце стартовой прямой выходит в лидеры гонки. Ему удавалось это сделать и по внутреннему радиусу, и находясь посередине трассы, будучи окруженным с обеих сторон соперниками. Теперь вот к этому опыту добавился и прекрасный обгон по наружной стороне трассы. 

Все это говорит о возросшем мастерстве Макса Ферстаппена и о технических преимуществах его болида, с каждым годом все ближе и ближе приближающихся к уровню чемпионских. И похоже, что так близко к своей заветной мечте заработать свой первый чемпионский титул в каких-либо гонках с открытыми колесами голландский гонщик еще ни разу не был. 

Дежавю: Гран-при Франции, 2021 год, состав тот же, что и в Мексике

Отчаяние бедного Вальтерри 

Понятно, что слово «бедный» в данном контексте относится не к материальному положению Боттаса. Просто беда, как говорится, не приходит одна. Пропустив Макса вперед себя, финский пилот решил неожиданно для всех сместиться на внутренний радиус, чтобы затем оптимально для себя войти в следующий поворот и попытаться отыграться. При этом он действовал так, словно бы на трассе он был один и позади него не рвались к этому самому повороту еще 17 (!) самых быстрых гонщиков планеты. Если бы Боттас в той ситуации просто поехал бы вслед за Максом Ферстаппеном, повторяя его траекторию, то наверняка он смог бы еще даже доехать до подиума. Но увы, автоспорт не любит сослагательного наклонения, хотя частенько мы все используем его для проведения анализа событий после гонок или составления прогнозов на предстоящие. 

Перекрыв своим отчаянным маневром траекторию движения соперникам, Боттас сам себя подставил под удар. В роли «торпеды» в данной ситуации оказался Даниель Риккиардо, который на своем «МакЛарен» попытался войти в первый поворот следом за Льюисом по оказавшемуся открытым внутреннему радиусу. Столкновения избежать не удалось. Машину «Мерседес» развернуло на трассе, и затем оба гонщика отправились в боксы на ремонт своих поврежденных болидов. 

Вернувшись затем на трассу, финн и австралиец фактически всю гонку боролись между собой. В итоге оба оказались за пределами зоны получения очков. А показанный Боттасом лучший круг в гонке не принес финскому пилоту даже одно очко, так как оно дается в «Формуле-1» лишь в качестве добавки к остальным заработанным очкам, а не само по себе. 

Интересно отметить, что лучшее время Вальтерри удалось показать лишь со второй попытки и на самом последнем круге. Команде пришлось для этого дважды зазывать своего пилота в боксы для замены шин. Но задуманное все же удалось, и Макс Ферстаппен получил на одно очко меньше запланированного. Ведь именно он до последних секунд гонки шел со временем лучшего круга. И именно этого очка не хватило «Ред Булл», чтобы сравняться в командном зачете с «Мерседес». 

Ждать ли Льюису помощи от Вальтерри в следующих гонках?

Льюис сделал все что мог 

Оказавшись после первого поворота позади Ферстаппена, Хэмилтон попытался было удержаться за новым лидером в том же темпе. Но это оказалось невозможно. Машины «Ред Булл» на мексиканской трассе были заметно быстрее, чем «Мерседес». На финише Льюис уступил Максу почти 17 (!) секунд. И главное, что оставалось британскому чемпиону, так это не пропустить вперед себя еще и напарника Макса. Мексиканец Серхио Перес всю дистанцию преследовал Хэмилтона, а последние полчаса гонки непрерывно висел у него «на хвосте», периодически предпринимая попытки атаки на позиции действующего чемпиона. 

Льюису удалось отбиться от этих атак и минимизировать тем самым преимущество, заработанное Максом Ферстаппеном на Гран-при Мексики. На финише Льюис выглядел уставшим и, конечно, слегка разочарованным результатами гонки. А точнее сказать, очевидно возросшим преимуществом машин «Ред Булл».   

Незаметный герой Гран-при Мексики Пьер Гасли

Герои дня 

Шарль Леклер тоже бывал в Мехико на поуле, но до подиума так ни разу и не доехал

Было бы удивительно узнать иной результат интернет-голосования. На Гран-при Мексики гонщиком дня был объявлен Серхио Перес. Переполненные трибуны мексиканского автодрома просто ликовали по случаю 3-го места их соотечественника. Оно и понятно. Ведь в истории Гран-при Мексики еще не было случаев, чтобы мексиканцы поднимались на подиум в «Формуле-1». И Серхио Пересу удалось сломить эту недобрую традицию. 

Отдадим должное Чеко, как его называют дома и в тесном кругу близких друзей. Под конец сезона он вполне уже освоился с новой для себя машиной и стал хорошим подспорьем для Макса Ферстаппена в борьбе за титулы. А ведь еще совсем недавно голландцу в одиночку приходилось сражаться против пары пилотов «Мерседес» в борьбе за Кубок конструкторов. 

Еще одним незаметным героем дня оказался и Пьер Гасли. На финише французский гонщик на своей скромной «Альфа Таури» был в гордом одиночестве четвертым. От тройки лидеров Пьер отстал на 46 секунд, но зато от своих преследователей он сумел оторваться на 17. Пилоты «Феррари» чего только ни делали, чтобы попытаться настичь гонщика маленькой итальянской скудерии из Фаенцы. Они даже менялись местами между собой, но ни Шарлю Леклеру, ни затем Карлосу Сайнсу так и не удалось догнать Пьера. Моторы «Хонда» в Мексике были неоспоримо фаворитами. Фактически на трех из четырех первых машин на финише в Мехико стояли японские двигатели.

Следующая гонка пройдет уже в ближайшее воскресенье в Бразилии на автодроме Интерлагос в окрестностях Сан-Паулу. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter