Когда Фортуна не на стороне чемпионов

Формула-1. Гран-при Малайзии

Команда "Ред Булл" со времен новой эры турбомоторов в Больших Призах фактически всегда приезжает на подиум, если  случаются проблемы у "Мерседес" или у "Феррари".

В автоспорте удача не может ко всем быть одинаково благосклонна. Это как закон сохранения энергии. Если кому-то прибавится, значит у другого отнимется. Если у "Феррари" случились технические проблемы, а у "Мерседес" машины оказались не столь быстрыми как обычно, то вполне естественно, что на подиум должны были подняться гонщики "Ред Булл". Так оно и случилось в Малайзии на очередном этапе чемпионата Формулы-1. 

Карлос Сайнс был виновником аварии с Оконом, но не был наказан

Моторы "Рено" в этом сезоне стали заметно быстрее, чем пару лет назад, когда дело едва не дошло до австрийско-французского развода по инициативе Дитера Матешица. И вкупе с талантливыми разработками Эдриана Ньюи, почти полностью компенсирующими сегодня оставшийся недостаток в лошадиных силах, болиды "Ред Булл" все чаще оказываются в тройке награжденных. Если в следующем сезоне французские мотористы смогут еще добавить в плане мощности и надежности своим движкам, то мы наверняка в своих прогнозах будем чаще отдавать предпочтение Ферстаппену и Риккиардо, чем нынешней тройке лидеров в чемпионате.

В результате отличной работы итальянской скудерии на зимних каникулах пилоты "Феррари" получили к началу нынешнего сезона вполне конкурентноспособную технику. Недаром же с первой гонки календаря вплоть до конца августа, Себастьян Феттель бессменно лидировал в личном зачете. И в роли основного претендента на очередной титул немецкий чемпион выглядел уверенным и безмятежным. Первые тревожные нотки его психологического состояния появились в Баку, когда Себ в режиме "сэйфети-кара" сначала столкнулся с впереди идущей машиной Льюиса Хэмильтона, а затем , разобидевшись на якобы провоцирующее поведение соперника, еще и специально затем протаранил "Мерседес" британскоого чемпиона. В итоге, набранное преимущество над основным конкурентом стало быстро таять, и уже после победы на Спа-Франкоршаме Льюис перехватил лидерство.

У Льюиса теперь преимущество над Феттелем 34 очка

У Феттеля начинают сдавать нервы

В роли догоняющего Феттель смотрится уже не настолько стабильно, он стал допускать ошибки. Наиболее яркой из них запомнится авария, спровоцированная действиями Себастьяна на старте  на Гран-при Сингапура. Если "Феррари" не удастся получить титул в личном зачете пилотов, то сингапурский инцидент будет главным тому аргументом. Не будем забывать, что случаются помимо ошибок пилота еще и технические неполадки, а также тактические просчеты команды. Едва, казалось бы, утихли споры и обсуждения событий Сингапура, как в Малайзии уже в первом сегменте квалификации отказала турбина на машине Феттеля. Старт с последней позиции при том, что у Хэмильтона был "поул", явно не прибавлял шансов Себастьяну  в дуэли с Льюисом.

Та же проблема с турбиной на болиде Кими Райкконена, выявленная перед прогревочным кругом, вообще исключила финского чемпиона из протокола участвующих в Гран-при Малайзии. 

А ведь созданная итальянской скудерией в этом сезоне машина заслуживает всяческих похвал. Недаром же Феттелю удалось прорваться с последнего ряда на 4-е место на финише и даже побороться за место на подиуме на последних кругах в Малайзии. Так что техника позволяет, только вот Себастьяну надо собраться, настроить себя на психологически правильную волну и ... уповать на Удачу, которая ему ой как сейчас понадобится в сочетании с возможными, хотя и маловероятными, проблемами с техникой "Мерседес".

И главное, что при этом нельзя допускать оплошностей. У немецкого чемпиона не осталось  больше права на ошибку. Слишком уж стабильно Льюис Хэмильтон проводит этот сезон.

А ошибки, порой нелепые, Феттель продолжает совершать. Взять хотя бы его столкновение с Лэнсом Строллом на круге заезда в боксы после гонки в Малайзии. Засмотревшись на ликующих болельщиков, уставший от тяжелой по физическам нагрузкам гонки, и находясь в состоянии эйфории от очередного (уже 6-го за последние 9 гонок) финиша в "очковой зоне", да еще и впереди более опытного напарника, канадский дебютант команды "Уильямс" не заметил, что его пытается справа обогнать "Феррари". Машины столкнулись, и вырванное от удара заднее левое колесо итальянского болида "сложилось" вместе с рычагом задней подвески позади кокпита немецкого гонщика.

В плане зрелищности - это было то, чего так хочется видеть зрителям. "Экшн" без физического увечья гонщикам. Но возникает вопрос, а нужна ли была эта бессмысленная авария Феттелю? Ведь он - опытный пилот, 4-кратный чемпион, он мог бы подстраховаться при том ненужном обгоне, чтобы избежать неприятностей. В результате, встал вопрос о ремонте или даже замене поврежденной коробки передач. А это может грозить  потерей 5 мест на старте в Сузуке, где будет проходить следующий этап в рамках Гран-при Японии.    

Следуя давним традициям Формулы-1, когда "автостопом" пострадавший пилот добирался до боксов благодаря участию других гонщиков, Феттель решил также прокатиться по треку до пит-лейна на машине своего соотечественника Паскаля Верляйна. В пылу азарта, и я бы сказал, с ощущениями эдакой вседозволенности как известной личности, обладающей 4-мя чемпионскими титулами, Себастьян совсем упустил из виду, что он не имел права забирать с собой руль (регламентом предусмотрено проведение детального контроля болида после гонки), и вообще не имел права на опасную езду в качестве пассажира. Ведь для этого ему пришлось присесть на горячий корпус болида, который затем со скоростью под 100 км/ч проехал еще около 4-х километров. О какой безопасности может идти речь? Тем более, что необходимости в этом не было, рядом стоял поджидавший пилота "Феррари" специально оборудованный в том числе и для этих целей медицинский автомобиль.

Своими действиями Феттель провоцировал стюардов на принятие непопулярных в свой адрес решений о наказании. Ему вполне могли влепить или штрафные баллы, или даже наказать потерей 3-х мест на старте следующей гонки. Нужно ли так рисковать, особенно в нынешней сложной для него сложившейся ситуации в борьбе за чемпионский титул? Руководство гонки и стюарды решили "спустить этот инцидент на тормозах", не наказав ни Стролла, ни Феттеля за аварию после финиша. И затем даже не вынесли никаких предупреждений Себастьяну за "своевольную интерпретацию" правил поведения гонщиков во время Гран-при. Но будет ли так уж все безобидно в следующий раз?

Макс - подарок на собственный день рождения

Очень редко случается, чтобы в автоспорте круглые даты или дни рождения гонщики отмечали заметными успехами. Максу Ферстаппену в Малайзии удалось сделать для себя весьма приятное тому исключение. В субботу свой 20-летний юбилей голландец отметил отличной квалификацией, завоевав 3-е место на старте. А на следующий день в воскресенье юный пилот "Ред Булл" провел великолепную гонку, завоевав вторую победу в своей формульной карьере и первую в этом сезоне.  

Достойный подарок не только "себе любимому", но и всей своей семье, которая прилетела вместе с Максом в далекий Куала-Лумпур, чтобы поддержать своего питомца.  

Макс Ферстаппен - победитель гонки в Малайзии

Надо сказать, что гоночная Фортуна, особо не жалующая Ферстаппена по ходу нынешнего сезона, решила-таки помочь в этот раз голландскому имениннику. На фоне тех неудач, которые преследовали Макса весь этот год, события в Малайзии казались  просто неимоверной удачей.

Отсутствие Феттеля рядом на стартовой решетке, а затем еще и устранение второго пилота "Феррари" из борьбы прямо перед стартом открывали перед Максом широкие возможности. Старт у него получился отличным. Поравнявшись с Льюисом, Ферстаппен на протяжении нескольких поворотов вел упорную борьбу за лидерство, но британский чемпион сумел в красивой манере отстоять свою поул-позишн. Правда, длилось это не долго. Проблемы с ERS на "Мерседес" не позволяли Льюису максимально быстро проходить повороты, и, когда директор гонки Чарли Уайтинг дал отмашку на использование подвижного крыла, Макс не заставил себя долго ждать. Он обьехал Хэмильтона, возглавил пелотон, а затем еще и обезопасил свою позицию, создав интервал более, чем в секунду, чтобы уже Льюис не смог воспользоваться помощью "подвижного крыла". Оставалось лишь затем нигде не ошибиться и довести начатое до победного конца. Это Максу удалось.

Квята опять заменили

Один из моих друзей, колега по Формуле-1, грустно пошутил по поводу победы Ферстаппена: "Макс выигрывает всякий раз, когда Даню Квята просят освободить кокпит для кого-нибудь другого". В первый раз это было в Испании в прошлом году, когда россиянин уступил место в "Ред Булл" самому Максу. На этот раз Квята "попросили отдохнуть" пару гонок, чтобы на его место посадить для обкатки француза Пьера Гасли, с которым планируется подписание контракта на следующий год в команде "Торо Россо". Понятно, что это шутка, пусть даже и грустная для русскоязычных почитателей Формулы-1. На самом деле руководитель итальянской скудерии Франц Тост и главный консультант "Ред Булл" по кадрам и молодежной программе Доктор Хельмут Марко решили воспользоваться удачным моментом, чтобы внести ясность в кадровый состав на будущий сезон. Пьер Гасли мог сесть за руль "Торо Россо" вместо россиянина еще в начале года. Но его не слишком яркие выступления в ГП2, где он на заведомо лучшей машине пелотона едва не проиграл титул своему напарнику, итальянскому дебютанту Антонио Джовинацци, поставили под сомнение готовность француза к Большим Призам.
Квят рассчитывает вернуться за руль болида на ГП США

Теперь же, после почти полного сезона в японской Супер Формуле, где за 2 гонки до окончания чемпионата Пьер на пол-очка отстает от лидера в борьбе за чемпионский титул, вопрос о готовности французского гонщика к Формуле-1, вновь встал на повестку дня. Одновременно, отстранение Квята от двух гонок позволит россиянину "сжечь" свои штрафные баллы, которые как Домоклов меч висели над его головой по ходу последних нескольких этапов. Любое незначительное нарушение, даже превышение скоростного режима  на пит-лейне из-за временной неисправности ограничителя скорости на болиде, грозило Дане автоматически дисквалификацией на следующую гонку. Это создавало предпосылки нервозности не только обстановки в команде, но и в самом поведении российского пилота во время Гран-при.

Выступление Гасли в Малайзии с точки зрения заработанных очков или статистики нельзя назвать чрезвычайно ярким. Но тем не менее, он уступил Сайнсу в квалификации всего 0.1 секунды, получив право разместить свой болид следом за машиной испанца на стартовой решетке. А затем в гонке французский дебютант ехал, не совершая ошибок, и в итоге финишировавл на 14-м месте. В этом плане дебют Антонио Джовинацци в начале сезона в Австралии на болиде "Забурен" был, пожалуй, более ярким и запоминающимся. Только вот затем Антонио во второй гонке неоднократно попадал в аварии, тем самым сильно подпортив свою репутацию успешного гонщика. Сможет ли Пьер избежать такой участи, станет известно уже в ближайший уик-энд в Сузуке. С одной стороны Гасли хорошо знает этот автодром, выступая уже целый сезон в японской Супер-Формуле. С другой стороны, возможно именно это знание и будет "подталкивать" Пьера совершать какие-то действия с неоправданным риском в попытках достичь и превзойти предел в пилотировании на скоростной японской трассе. 

Именно выступление Гасли в Сузуке покажет, насколько зрелым стал прошлогодний победитель чемпионата ГП2, отличавшийся ранее нестабильностью выступлений и порой безрассудными атаками на трассе. Одна из них в бельгийском Спа два года назад едва не привела к трагическому исходу для голландского гонщика Даниеля де Йонга, которого Пьер "отправил" на скорости под 300 км/ч в отбойники в скоростном повороте Бланшимон.

В любом случае даже первое официальное выступление Гасли в Малайзии за рулем болида Даниила Квята, что называется, без потерь и без ошибок, уже произвело необходимое впечатление на руководство программы "Ред Булл". Мне кажется, подписание контракта с фанцузом на следующий год в роли боевого пилота "Торо Россо" - это вопрос нескольких недель.

При этом самому Квяту присутствие Гасли в команде ничем не грозит. Во всяком случае пока. В "Торо Россо" оставят россиянина хотя бы потому, что для наладки и доводки болида 2018-го года с новым двигателем "Хонда" потребуется и время, и, главное, опыт обратной связи с инженерами. В этом плане Даня итальянской команде просто необходим. Да, и других кандидатов в программе "Ред Булл" на подходе пока не видать. А слухи о том, что в "Торо Россо" могут позариться на шведские деньги спонсоров Маркуса Эриксона, и вовсе не выдерживают критики. "Хонда", расставшись с "МкЛарен", будет держаться за единственную "конюшню", не обижая ее в финансовом плане. А известный уже по команде "Заубер" диктат шведских инвесторов явно придется японцам не по душе.

В общем,  чтобы Квята не оставили в команде "Торо Россо" на следующий сезон, потребуется что-то уж слишком чрезвычайное. Так что у Дани еще будет шанс показать себя и в этом году на последних 4-х гонках сезона, и в следующем году. Но тогда уже его противостояние будет не с бывшим вечным конкурентом Карлосом Сайнсом, а с подающей большие надежды французской звездой в лице Пьера Гасли..

Боттас и Риккиардо - вторые номера?

Если Вальттерри Боттас в роли второго пилота "Мерседес" выглядит вполне естественно (для этого его, собственно говоря, и приглашали из Уиляьмс в немецкую команду), то вот в отношении Даниеля с такой постановкой вопроса я не соглашусь. Да, Макс Ферстаппен обыгрывает своего напарника в квалификациях. Да, в Малайзии голландец великолепно провел гонку, обогнал на трассе  лидера и добился победы. Но ведь по очкам на 84 все же впереди австралиец, занимающий 4-е место в общем зачете и все еще сохраняющий пусть и призрачные , но все-таки шансы на чемпионский титул. Поэтому роль Риккиардо в команде "Ред Булл", по крайней мере, такая же, как и у любимчика Доктора Хельмута Марко - голландца Макса. В общем, они там на равных.

И с учетом того, что "Ред Булл" все ближе подбирается к лидирующим машинам "Мерседес" и "Феррари", именно Риккиардо и Ферстаппен будут вмешиваться в оставшихся 5 гонках в распределение мест на подиуме. Особенно, если вдруг у соперников будут возникать какие-то проблемы.

Что до Вальттерри Боттаса, то ему, получившему уже контракт на следующий сезон от "Мерседес", особо и не надо переживать за свое будущее. В заключительной фазе его роль - это сдерживание Феттеля. Именно об этом громогласно заявлял Себастьян по рации, прорываюсь сквозь пелетон и чуть-чуть задержавшись при обгоне Боттаса. Понятно, что и в оставшихся гонках финский гонщик будет исправно выполнять указания команды, которая уже точно определилась, на кого делать ставки в этом году. 
Серхио Перес был на финише 6-м

Глядя на пустующую вторую позицию на стартовой решетке в Куала-Лумпур было жаль Кими Райкконнена. В кои-то века финский чемпион обьехал напарника в квалификации (правда, из-за проблем с турбиной на машине Себа), и судя по темпу, показанному потом Феттелем во время гонки, у Кими были все шансы прервать свою долгую беспобедную серию. Увы, техника на этот раз подвела и ветерана. 

На финише в Куала-Лумпур первая "пятерка" выглядела почти обычной. Разве что не хватало Райкконнена, да фамилия Ферстаппена впереди Льюиса была несколько необычной. Риккиардо гордился тем, что не пропустил Феттеля, сумев сохранить и свою позицию и право попить шампанского на подиуме. Феттеля признали лучшим гонщиком дня по результатам интернет-голосования, словно в утешение, что ему так и не удалось добраться до своего основного конкурента. Боттас скромно закрывал список, фактически подписываясь под тем, что из пилотов трех команд-лидеров он пока менне удачлив, чем остальные. 

А вот 6-е место Переса, и в особенности 7-е Вандорна были приятной сенсацией. Правда, в немалой степени этому посодействовал инцидент между Карлосом Санйсом и Эстебаном Оконом, которого испанец откровенно "развернул", не получив при этом никакого наказания. В итоге будущий новоиспеченный пилот "Рено" так и не добрался до финиша, а Окон смог заработать лишь 1 очко за 10-е место. Впереди него финишировала пара пилотов команды "Уильямс", наконец-то начавшей потихоньку зарабатывать долгожданные  очки.

Закрученная пружина интриги чемпионата Формулы-1 все больше оказывает давление и на пилотов, и на команды, и даже на нас журналистов. Каждый Гран-при приносит новые детали, новые вводные и повороты сюжетов. В этом-то и прелесть нынешнего сезона, который в отличие от 3-х предыдущих выглядит куда более интересным.

Фото: автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter