Формула-1. Гран-при Китая. Хэмилтон побеждает и выходит в лидеры

Непосредственно саму гонку своего юбилейного 1000-го Гран-при вряд ли Формула-1 могла бы отнести к весьма зрелищным мероприятиям. Скорее ее можно было бы назвать знаковым событием, еще раз подтвердившим небывало стабильное выступление команды «Мерседес», в третий раз подряд с начала этого сезона обеспечившей победный дубль.

Этот болид вновь, как и в конце прошлого года, лидирует в чемионате

Обойдя на старте гонки своего более успешного в квалификации напарника, Льюис Хэмилтон в спокойной уверенной манере реализовал затем свое преимущество в 75-ю победу в своей формульной карьере. Благодаря этому британский чемпион вышел вперед в личном зачете, укрепив также свое безоговорочное лидерство по числу побед (6!) на шанхайском автодроме.

Вальттерри Боттас, пропустив вперед Льюиса, так и не сумел навязать напарнику борьбы, хотя показываемый финном темп во время всего гоночного уик-энда позволял ему надеяться на победу. Что же касается самой немецкой команды, то ее действия как в стратегическом, так и в тактическом плане, заслуживают похвалы. Проведенная вторая смена шин на дистанции вполне может претендовать даже на место «образцового пит-стопа» в архивах Формулы-1. Болиды были обслужены поочередно на одном круге, учитывая дистанцию между ними в 5 сек, что крайне редко применяется в формате обычной гонки, оставаясь все же прерогативой режима «машины безопасности». И то, как слаженно работали механики «Мерседес», вызывает уважение.

Внутрикомандные «козни» скудерии


А вот действия командного мостика «Феррари», напротив, разочаровали. Будь это выступлением знаменитостей на концерте, «итальянские артисты» явно заслужили бы неодобрительный свист зрителей. Внешне для болельщиков это выглядело как простой размен позиций, но владея полной информацией и хронометражом, мы можем смело утверждать, что скудерия вновь, как и на первом этапе сезона в Мельбурне, встала на путь фаворитизма для своего «первого пилота». И на его роль, несмотря на очевидный талант дебютанта Шарля Леклера, все же в руководстве «Феррари» решили закрепить 4-кратного чемпиона Себастьяна Феттеля.

Дотянуться до Боттаса Феттелю так и не удалось

На старте Шарль удачнее выбрал траекторию атаки в первом повороте и сумел обойти Себа, повторив фактически маневр Хэмилтона по отношению к Боттасу.

К 10-му кругу гонки, когда пелотон растянулся  по трассе извилистой быстро бегущей «змейкой», Феттель, благодаря  системе подвижного крыла DRS, был чуть-чуть быстрее своего напарника. И с командного мостика по радио дебютанта из Монако попросили ехать быстрее или пропустить немецкого гонщика. Шарль тут же ответил хорошим временем, проехав круг на 0.5 сек быстрее преследователя. Однако несмотря на это ему сразу же поступила уже более конкретная “просьба-приказ”: пропустить вперед напарника. Удивленный монегаск лишь ответил в изумлении своему инженеру, что он поехал быстрее, и что он не видит причин рокировки позиций. Было ясно, что оказавшись позади  Себастьяна, теперь уже у Леклера будет преимущество DRS, поскольку болиды ехали фактически в одном темпе. Но приказ «Феррари» был выполнен.

И чтобы у дебютанта не возникало желаний посоперничать с более именитым напарником, ему было сказано, что следует беречь шины. Эдакий «прозрачный намек» на то, что была выбрана тактика с одним пит-стопом, не предполагающая агрессивных атак в адрес напарника.

Двигаясь о пит-лейну

Поэтому Шарль активно не атаковал, но держался на задних фонарях болида Феттеля, который тоже не мог оторваться от юного монегаска, поскольку теперь уже у того было преимущество воспользоваться системой DRS. Леклер жаловался инженеру по радио, что теперь уже ему приходится терять время, но обратной рокировки никто не собирался делать. Более того, когда немецкого пилота «Феррари» зазвали первым на пит-стоп, Шарля еще 4 круга оставляли на трассе, делая вид, что ему предстоит всего лишь одна остановка в боксах. На самом же деле все равно пришлось перейти на так называемый план «В», и Леклер вынужден был совершать 2 пит-стопа.  Только вот время, которое он потерял, оставаясь неоправданно долго на трассе, вместо того, чтобы следом за лидером команды поехать на смену шин, отбросило дебютанта «Феррари» назад. И после обслуживания в боксах он выехал на трассу далеко позади Макса Фертаппена, который уже был на дистанции атаки на Феттеля.

Перед вторым пит-стопом итальянская скудерия еще раз воспользовалась услугами своего дебютанта в угоду «первому номеру». Шарля вновь задержали на трассе, оттянув время замены шин, тем самым «подставив его» под атаки Вальттерри Боттаса. И Леклеру действительно удалось несколько затормозить финского гонщика, чтобы Фетель смог сократить отрыв и попытаться затем подобраться на дистанцию атаки к болиду «Мерседес».  Но изношенные шины на машине Шарля были не очень эффективны, и долгое сопротивление не получилось. В свою очередь, Себастьян так и не смог ничего продемонстрировать по отношению к лидирующей паре пилотов, отстав от Боттаса на финише на 7 сек. Тем не менее Феттель все же сумел впервые в этом сезоне подняться на подиум, что позволило ему в общем зачете обойти своего юного напарника.

Что касается Леклера, то он пересек финишную черту лишь 5-м, так и не сумев подобраться к «Ред Булл» Ферстаппена ближе, чем на 3.5 сек.

Шарлю Леклеру еще не однажды придется "работать"  на Себастьяна Феттеля

Такая откровенная «командная тактика» итальянской скудерии вызвала бурю недовольства в пресс-центре, где журналисты могли в деталях и оценить темп движения болидов, и видеть время, потерянное Шарлем из-за того, что его гонка была принесена в жертву ради успеха «первого номера» команды. Прямо скажем, сомнительная жертва, ведь при ином раскладе оба гонщика «Феррари» с большой вероятностью сохранили бы свои стартовые позиции, и финишировали бы на 3-м и 4-м местах. А так фактически были потеряны 2 очка для Кубка конструкторов, но зато фаворит итальянской «конюшни», имеющий за плечами 4 чемпионских титула, смог опередить своего напарника. Похоже, в «Феррари» в этом году главной угрозой для своего лидера определили собственного «второго» пилота, а не команду соперников. И такая четко определенная иерархия может еще не однажды вернуть нам нечто похожее в иных гонках.

Самое удивительное, что чем больше командный мостик «Феррари» будет «тянуть за уши» к очередному чемпионскому титулу Феттеля, тем больше симпатий будет со стороны окружающих к Леклеру. Главное, чтобы Шарль смог выдержать такой психологический прессинг и продолжал удивлять нас своими победами над напарником в квалификациях и в гонках. Это будет нелегко. Но если монегаску удастся даже при таком отношении к себе со стороны своей команды обойти Себастьяна, то возможно чаша весов может склониться к середине сезона и в его сторону.

Стюарды и Квят: предвзятость или справедливость?


На фоне довольно скучного хотя и титулованного Гран-при, в котором и на субботней, и на воскресной пресс-конференции в роли победителей квалификации и гонки присутствовали одни и те же лица (Хэмилтон, Боттас, Феттель), авария на первом круге была, пожалуй, одним из самых интересных, хотя и спорных моментов.
 
Еще подводя итоги вчерашней квалификации, я прогнозировал, что у Даниила Квята могут воникнуть проблемы выяснения отношений на трассе со своим бывшим напарником Карлосом Сайнсом. Так оно, к сожалению, и вышло.

В шестом повороте первого круга, находясь на внутреннем радиусе, а точнее сказать, в центре дорожного полотна, пилот “Торо Россо” не удержал свой болид на траектории, сражаясь за позицию в суматохе пытавшихся его объехать со всех сторон соперников. К тому моменту трое из них уже проехали россиянина, не очень удачно стартовавшего со своего 11-го места. Пытаясь удержать машину, Квяту пришлось слегка дернуть рулем влево, где в этот момент сбоку и позади него находились две машины “МакЛарен”.

Зажатый в “сандвиче” Карлос Сайнс зацепил своим передним правым колесом левое заднее колесо болида “Торо Россо”, и тот отправился в полет в сторону напарника испанца. Ударившись о болид Ландо Норриса, Квят все же остался в пределах трассы, отправив “МакЛарен” за поребрики. Подобные инциденты на первом круге уже давно договорились не судить строго, чаще всего давая им характеристику “гоночных”. Но здесь  в Шанхае стюарды предпочли применить суровое наказание к виновному, по их твердому убеждению, российскому гонщику.

Квят получил 2 штрафных балла в свою дисциплинарну копилку, и он был вынужден совершить дополнительный проезд через пит-лейн, что в целом стоило ему более 20 секунд. Трудно сказать, как бы затем разворачивались для него события.

Молодой  "ветеран"  Даниил Квят  наказан за аварию, которую не совершал

Но темп второй машины “Торо Россо”, за рулем которой дебютант Формуы-1 Александр Элбон после старта с пит-лейна без помощи выездов сэйфети-кара сумел финишировать в гонке 10-м, был обнадеживающим.

Кстати, за свой прорыв с хвоста пелотона в зачетную “десятку” этот тайский британец  был удостоин по результатам интернет-голосования звания Гонщика дня.

Даже не пытаясь быть суъективным, а просто оценивая события предыдущей и нынешней гонок, можно прийти к выводу, что по отношению к Квяту со стороны стюардов в сегодняшней Формуле-1 намечается какое-то явно предвзятое отношение. Когда в Бахрейне, причем не на стартовом круге, Антонио Джовинацци откровенно въехал в “Торо Россо” Дани, развернув ее, инцидент был признан “гоночным”, и никто не пострадал. Здесь же по всем признакам вполне можно было бы списать данный инцидент именно как “гоночный”. Однако суровая рука правосудия решила вынести свой обвинительный вердикт не в пользу россиянина. Причем, решение было принято весьма быстро, хотя обычно на это требуется гораздо больше времени с привлечением всех возможностей просмотра записей с камер болидов и трассы. Такое ощущение, что у стюардов при возникающей ситуации с участием Даниила Квята, редко когда возникает сомнение в виновности именно российскго пилота.

Продолжив гонку, Квят показал хороший стиль пилотирования и несколько хороших обгонов. Машина позволяла обгонять соперников в середине пелотона. Правда, за 15 кругов до финиша, когда стало ясно, что зарабтать очки в этот раз не удастся, команда предпочла позвать россиянина в боксы и снять машину с дистанции, чтобы сохранить ресурс двигателя на будущее. Ведь накануне Дане на машину мотористы “Хонда” поставили уже второй двиагетль, а их на сезон без штрафов можно иметь лишь 3.

Даниель Риккиардо и другие


Финиш гонки в Шанхае особых изменений в пелотоне не принес. Сам Гран-при в целом был не слишком богат на интриги. Хотя, судя по предсказаниям синоптиков, нам был обещан дождевой этап. Увы, солнце взяло верх над осадками. Вышло так, что даже сэйфети-кар под управлением г-на Майландера проехал всего лишь первый неполный круг вслед за стартовавшими болидами, пока затем не вернулся в боксы FIA, где и простоял без дела всю гонку.  

Как и предполагалось, судя по ранжиру стартовой решетки, первые шесть мест достались гонщикам трех команд-лидеров. Причем строго попарно. Несколько особнячком выглядел Пьер Гасли, который замкнул лидирующую группу и даже завоевал дополнительное очко за «быстрый круг» в гонке, ради которого он совершил дополнительный и совсем необязательный пит-стоп. Дело в том, что ситуация в квалификации, где француз уступил своему голландскому напарнику по команде «Ред Булл» больше 0.8 сек, в гонке усугубилась еще больше. На финише он отстал от Макса Ферстаппена на целую минуту, что даже с учетом дополнительной смены шин выглядит более, чем удручающе для такого уровня команды. Еще бы 3 секунды, и Гасли бы под клетчатый флаг въезжал бы в роли «кругового», то есть с отставанием на круг от лидера.   

Но хотя бы радует то, что французскому гонщику удалось не пропустить вперед себя кого-нибудь из быстрых «середнячков». В роли таковых его к финишу преследовали Даниель Риккиардо («Рено»), Серхио Перес («Рэйсинг Поинт») и Кими Райкконнен («Альфа-Ромео»).  А замкнул «десятку», как уже упоминалось выше, пилот «Торо Россо» Александр Элбон.

Нико Хюкенберг вновь не добрался до финиша из-за проблем с мотором "Рено"

Напарник Риккиардо немецкий гонщик Нико Хюлькенберг из-за проблем с силовой установкой вновь сошел с дистанции, добавив в сильно и так подмоченную репутацию французских мотористов очередную горькую пилюлю.

Не получилась гонка у команды «Хаас», оба ее пилота несмотря на стартовые позиции на 5-м ряду не смогли удержать их перед атаками соперников. И опять же с отставанием на 2 круга от лидера приехали под клетчатый флаг пилоты «Уияльмс». В командной дуэли дебютант Джордж Рассел ведет с «сухим» счетом 3:0 свое местное сражение против опытного польского пилота Роберта Кубицы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter