«Формула-1». Гран-при Катара. Раз-два — и в дамки

Предпоследний этап календаря, проходящий в эти дни в Катаре на автодроме Лосаил вблизи столицы этого небольшого ближневосточного государства на берегу Персидского залива, уже ничего не может изменить в плане чемпионского титула на этот год в личном зачете. Однако борьба за Кубок конструкторов обещает быть упорной. Три команды претендуют на роль победителей в командном зачете, но лишь одной из них достанутся главная награда и самые большие дивиденды от прошедшего сезона.

Жителям Катара повезло. С недавних пор у них прописался как минимум на 10 лет самый престижный чемпионат мирового автоспорта. Европейцы могут лишь позавидовать тому, что у местных промоутеров нашлись огромные по меркам Западной Европы деньги, чтобы обустроить здесь современный автодром, да еще и с искусственным освещением. По правде сказать, без него гонка была бы не столь интересной, поскольку непосредственно сама трасса проложена на горизонтальной поверхности без каких-либо перепадов высот. Но она технически довольно сложная за счет сочетания разнообразных по конфигурации поворотов и одной длинной стартовой прямой. Мне этот автодром сильно напоминает французскую трассу Поль Рикар, также созданный в одном уровне. Только во Франции окружающий ландшафт — это горы, а в Катаре — небоскребы Дохи, столицы этого государства.

Еще к отличиям Лосаила от других трасс следует отнести и отсутствие шампанского на подиуме для победителей. Эта традиция в странах арабского мира с относительным успехом заменяется шипучим безалкогольным напитком, так того требует местные законы. Но вряд ли ощущение победы без шампанского так сильно влияет на общую радость обладателя главного приза Гран-при Катара, который сегодня будет вручен самому быстрому и удачливому пилоту после финиша гонки.

Формат гоночного уикенда с субботним спринтом уже основательно прижился в чемпионате Формулы-1. Можно по-разному относиться к этому недавнему нововведению регламента, но одно очевидно для всех: приезжающим на автодром зрителям куда более интересно наблюдать за реальной борьбой гонщиков на трассе, чем быть свидетелями виртуального состязания за лучший круг в долгих сессиях свободных заездов.

Пятничная спринт-квалификация подтвердила наши ожидания преимущества команды «Макларен». Обладателя поула Ландо Норриса отделили всего каких-то 0,16 сек от его напарника Оскара Пиастри. Но даже этого небольшого интервала хватило Джорджу Расселу, чтобы суметь гарантировать своему «Мерседес» место на первом ряду стартового поля рядом с лидером британской «конюшни». Льюис Хэмилтон в очередной раз уступил своему товарищу по команду, причем отставание от Рассела в 0,4 секунды стало уже типичным для самого титулованного гонщика нынешнего пелотона Формулы-1. Имея фактически одинаковый с Джорджем болид, Льюис именно в квалификациях регулярно уступает напарнику. Вот и на стартовой решетке спринта британскому чемпиону вновь придется стартовать из глубины первой десятки, а именно с 7-го места. Хуже его из лидирующей группы команд квалифицировался лишь Серхио Перес. Мексиканец стал лучшим лишь среди последней пятерки пилотов, завершившей квалификацию уже после первого сегмента.

Машины »Феррари» в Лосаиле были третьими по темпу. Карлос Сайнс и Шарль Леклер с разницей между собой в каких-то 0,025 сек сумели опередить действующего и будущего чемпиона Макса Ферстаппена. Голландец уже обеспечил себе свой очередной 4-й титул, и поэтому для него победы в спринтах мало чем привлекательны. Разве что потешить свое самолюбие и лишний раз доказать исключительность своего таланта. Но это престижнее делать непосредственно в гонке, а не в субботнем спринте, где всего на трети дистанции, то есть на 100 км, нужно постараться проехать быстро, но с наименьшим риском для машины. Ведь буквально через три часа после финиша спринтерской гонки по расписанию следует главная субботняя квалификация, определяющая порядок машин на старте основной гонки Гран-при Катара.

Лучшими из гонщиков команд-середнячков стали Пьер Гасли, который на своем Альпине будет стартовать рядом с «Мерседес» Льюиса Хэмилтона на 4-м ряду, а также Нико Хюлькенберг («Хаас») и Лиам Лоусон («РБ Виза»), которые забронировали себе пятый ряд стартовой решетки спринтерской гонки.

Баталии стартового круга спринта

Сокращенный формат спринта еще больше поднимает уровень значимости стартовых прорывов. Если в обычной гонке утраченную на старте позицию еще можно надеяться вернуть по ходу пит-стопов или за счет разного износа шин, то в спринте нет обязательной смены колес, и дистанция втрое короче — всего 100 км. Да, и время, которым ограничивается это субботнее состязание определено регламентом как 30 минут. Оглянуться не успеешь, как после стартового прорыва уже пора готовиться к финишному рывку. Как в быстрых шашечных партиях: раз-два и в «дамках». Это если тебе повезло на старте.

Ландо Норрис отлично стартовал, сохранив за собой преимущество. К слову сказать, лидер команды «МакЛарен» удерживал свою позицию вплоть до последней секунды спринтерской гонки, внеся большой вклад в обеспечение победного дубля британской «конюшне». Его юный напарник Оскар Пиастри сумел красивым маневром опередить Джорджа Рассела. Пилот «Мерседес» затем всю дистанцию посвятил попыткам исправить свою стартовую ошибку. Увы, британцу пришлось довольствоваться на финише лишь 3-м местом. Не обошлось без привычных жалоб Джорджа по радио своей команде по поводу неправильных действий соперника, но элементы его дуэли с Пиастри даже не были взяты стюардами в рассмотрение. Оскар пилотировал довольно аккуратно, а если и перекрывал траекторию Джорджу, защищая свою позицию, то делал это строго в пределах определенных правилами норм.

Интересная борьба завязалась между Хэмилтоном и Ферстаппеном. Льюису старт удался чуть лучше, и он опередил голландского чемпиона, поравнявшись в какой-то момент даже с «Феррари» Шарля Леклера. И тут вдруг случился эпизод, вызвавший у многих недоумение. Ехавший перед монегаском Карлос Сайнс вдруг неожиданно замедлился, создалось впечатление, что он даже слегка притормозил. Не могу представить, чтобы испанец это сделал умышленно. Очевидно, что он просто ошибся с включением повышенной передачи и допустил пробуксовку. Но это вынудило его напарника в свою очередь притормозить, чтобы не столкнуться с машиной товарища по команде. А позади пилотов итальянской скудерии пришлось уворачиваться от неожиданных препятствий и лидеру «Ред Булл». Таким образом Льюису Хэмилтону удалось устроиться между гонщиками «Феррари», улучшив на 2 места свою стартовую позицию. Шарль Леклер уступил 1 место, пропустив пилота «Мерседес». А больше всех в той кутерьме пострадал Макс Ферстаппен. Он оказался аж на 9-м месте. Таких провальных стартов в исполнении голландца я уж и не припомню. Лишь к шестому кругу пилоту «Ред Булл» удалось хоть как-то компенсировать утраченное, опередив Пьера Гасли в борьбе за восьмое место.

Удивительное дело, но выше подняться Ферстаппену так и не удалось. А ведь действующему чемпиону вполне было под силу обогнать хотя бы «Хаас» Нико Хюлькенберга. То ли Максу неинтересной была сама эта борьба без перспективы подняться на подиум, то ли он не хотел рисковать перед квалификацией ради какого-то одного очка. Но факт остается фактом: новоявленный чемпион не стал обогнать заметно более медленную машину, предпочтя сохранить восьмую позицию, давшую ему возможность заработать всего 1 дополнительное очко.

Мастерский пилотаж

Украшением гонки я бы назвал обгонный маневр Шарля Лектера. За 30 км до финиша пилот «Феррари» настиг Льюиса Хэмилтона и после ряда попыток наконец-то поравнялся с пилотом «Мерседес» за счет активирования подвижного крыла DRS. Это произошло как раз перед связкой из нескольких поворотов, которые следуют за стартовой прямой. И фактически мы увидели пример мастерского пилотирования двух профессионалов. И, кстати, будущих напарников, которые имеют контракты на следующий сезон с итальянской скудерией. Болиды ехали практически параллельно, утюжа повороты, но не выталкивая друг друга. В какой-то момент показалось даже, что они слегка соприкоснулись колесами, но в целом это было настолько красиво и аккуратно, что, на мой взгляд, обязательно войдет в историю мастерского пилотирования Формулы-1.

В конце концов Шарлю удалось обойти Льюиса, поменявшись с ним ролями. Оставшееся время уже Хэмилтону пришлось не отставать от своего будущего напарника. Речи о том, чтобы готовиться к атаке, уже не шло. Хотя «Мерседес» британца оставался все это время в зоне крыла DRS, и если бы соперник допустил хоть малейшую ошибку, то Льюис обязательно ею бы воспользовался. На финише их разделил интервал менее секунды.

Злоключения Переса

Середина пелотона ничем выразительным публику так и не порадовала за время спринт-гонки. Лиам Лоусон, провалившись на старте из-за того, что не сумел избежать толчеи напористых соперников, финишировал на далеком 16-м месте. Серхио Перес, которого команда отправила в гонку с пит-лейна, так как пришлось менять настройки подвески на машине мексиканца, надолго застрял в самом хвосте пелотона. Даже при выезде на старте после светофоров в конце пит-лейна пилот «Ред Булл» пропустил вперед себя «Уильямс» Франко Колапинто. Аргентинец выехал из боксов позже, и его шины были прогреты термочехлами. А вот Серхио, чтобы зарезервировать себе место поближе к светофору, выехал заранее. Шины на его машине остыли, и Франко ничего не стоило, чтобы обогнать соперника прямо на выезде из пит-лейна.

Видя, что прорыв Пересу не удастся, и, учитывая, что спринт-гонка это всего лишь 19 кругов и 100 км дистанции, руководство команды «Ред Булл» решило использовать возможность потренироваться на машине мексиканца. Серхио совершил заезд в боксы для замены носового обтекателя. На всякий случай. Лишняя тренировка для механиков не помешает. В общем, для «Ред Булл» спринтерские баталии были явно из разряда тех, которые следует забыть, чтобы с позиций своего чемпионства не омрачать общего впечатления об успехах австрийской «конюшни».

Британский джентльмен

После того, как Оскару Пиастри удался отличный маневр по обгону Джорджа Рассела на старте, началась долгое противостояние «Мерседес» и «МакЛарен». Чтобы помочь напарнику Ландо Норрис не уезжал далеко, хотя внешне выглядело, что это ему было под силу. Таким образом, машина Пиастри имела возможность активировать на каждом круге подвижное крыло DRS. Это в свою очередь мешало Расселу, который преследовал австралийца с отставанием менее секунды. Ведь получаемое Джорджем за счет крыла преимущество нивелировалось аналогичной добавкой скорости, которую Оскар получал благодаря действиям Ландо.

После гонки Джордж высказал свое мнение по поводу такой командной тактики. Но все это было в пределах нынешних правил, и сам Рассел в своей биографии гонщика Формулы-1 мог бы найти немало подобных эпизодов в собственном исполнении. Поэтому придраться тут было не к чему.

А вот на финише произошел эпизод, обойти вниманием который просто нельзя. За секунду до того, как пересечь финишную черту, Ландо Норрис замедлился, пропустив вперед своего напарника. И фактически победителем спринта оказался Оскар Пиастри. Для команды «МакЛарен» это не играло никакой роли. При победном дубле от перестановки мест слагаемых сумма набранных очков не меняется. Это по-прежнему 8+7=15.

Почему же такое произошло? Оказывается, что таким образом Ландо Норрис решил вернуть своему товарищу по команде свой «должок» за спринт в Бразилии. Там на трассе в Интерлагосе у Норриса еще оставалась теоретическая возможность побороться за чемпионский титул с Максом Ферстаппеном. И, по согласованию с руководством команды, Оскар тогда пропустил вперед себя Ландо, подарив фактически ему 1 очко. Странно, что в Австрии, когда еще в «МакЛарен» не были окончательно убеждены на кого ставить ставки в погоне за чемпионским титулом, Норрис уступил победу напарнику, потеряв при этом 7 очков. На этом фоне поступок в Бразилии вызвал у нас лишь снисходительную улыбку.

Но как бы то ни было, в Катаре Норрис решил рассчитаться по долгам. И помимо помощи Оскару в борьбе против Джорджа Рассела британский юноша решил пропустить вперед себя напарника непосредственно перед финишной чертой. Несколько рискованное мероприятие, учитывая, как близко Рассел находился позади машин «Макларен». За пару кругов до финиша командный мостик британской «конюшни», зная о готовящейся акции, даже предупредил Норриса о том, чтобы сохранять позиции неизменными до финиша. Ландо так и сделал, а вот непосредственно на самом финише все же сумел реализовать задуманное. Джентльменский поступок? По правде сказать, подобные жесты, называемые сегодня «игрой в интересах команды», раньше носили название «командная тактика». И они были запрещены в Формуле-1 во времена долгого чемпионства Михаэля Шумахера и «Феррари». Лично мне по душе индивидуальная борьба пилотов, а не «братские услуги» со стороны товарищей по команде. Не совсем это по-спортивному, на мой взгляд. Потому и от джентельменства Норриса отдает неискренностью. Пусть это моя субъективная оценка, но каждый имеет право на свое мнение. Думаю, что со мной согласятся и другие любители, а также профессионалы Формулы-1.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter