"Формула-1". Гран-при Канады. Летучий голландец

Ожидавшаяся на Гран-при Канады дуэль главных претендентов на титул в этом году Макса Ферстаппена и Шарля Леклера не состоялась. Обстоятельства развели соперников в разные концы пелотона. В итоге стартовавший с поула голландский чемпион одержал свою шестую в этом сезоне победу, а прорывавшийся всю гонку после старта с последнего ряда монегаск финишировал лишь на 5-м месте.

Механики колдуют над машиной Макса перед тренировкой

Накануне приезда в Монреаль предполагалось, что лидирующему с большим отрывом в чемпионате Максу Ферстаппену могут составить конкуренцию за победу в канадской гонке три пилота. Это его напарник по команде «Ред Булл» Серхио Перес, а также пилоты «Феррари» Шарль Леклер и Карлос Сайнс. Однако по ходу гоночного уикенда конкуренты отсеивались один за другим. Перед самой квалификацией стало известно, что Леклеру предстоит внеплановая замена двигателя, которая отбросила его в конец пелотона. Затем неудачное выступление Серхио Переса непосредственно в самой квалификации, вынудившее мексиканца стартовать лишь с 13-го места. Уверенно заработанный Ферстаппеном в субботу поул был логичным и уже не вызывал сомнений. 

В боевой близости от позиций голландца оставался на момент старта гонки лишь Карлос Сайнс. Но время, показанное испанцем на «Феррари» в квалификации, было на 0.8 (!) сек медленнее, чем у обладателя поула. Неудивительно, что между ними сумел втиснуться на стартовую решетку Фернандо Алонсо на своем не самом быстром в пелотоне «Альпине». 

Таким образом, на момент старта Макс Ферстаппен мог ощущать себя практически в полной безопасности, учитывая, насколько быстрым болидом снабдила его в этом году команда «Ред Булл». Разве что надежность могла подвести, как это было на первом Гран-при сезона в Сахире. В остальном же голландский гонщик мог быть спокоен. 

Семь предыдущих сезонов в «Формуле-1» и уже восемь гонок в роли действующего чемпиона в этом сезоне превратили его из бесшабашного, быстрого, наглого и дерзкого по своему поведению на трассе картингиста в уверенного в своих силах опытного пилота «Формулы-1». А созданная гением аэродинамики Эдрианом Ньюи к началу этого сезона быстрая машина еще больше придала уверенности Максу. Недаром же, видя, насколько он бывает быстр впереди пелотона во время гонок в этом году, в формульном пресс-центре все чаще в описании Ферстаппена стали применять выражение «летучий голландец».     

Кристиан Хорнер (слева) и доктор Хельмут Марко. Совещание на завтраке перед гонкой

Уверенный и спокойный старт 

Максу не пришлось гоняться на одной трассе с Михаэлем Шумахером. Достаточно того, что его отцу Йосу Ферстаппену довелось несколько сезонов делить места в пелотоне с легендой немецкого автоспорта. А Шуми был с самого детства кумиром для юного Макса, постигающего профессию автогонщика под жестким руководством своего отца. Неудивительно, что ряд приемов пилотирования младший Ферстаппен скопировал у немецкого чемпиона. Один из них – это старт с поула с постановкой болида не перпендикулярно, а под небольшим углом к стартовой линии. 

Заслуженное шампанское летучему голландцу на подиуме

Эта маленькая хитрость, к которой Шумахер частенько прибегал в эпоху своих многочисленных побед, стартуя с первого места, носит двоякий характер. Во-первых, она позволяет сэкономить доли секунды, когда гонщик с поула агрессивно устремляется наперерез машине ближайшего соперника, чтобы пресечь возможную атаку конкурента перед первым поворотом. Во-вторых, это еще служит и демонстрацией намерений обладателя поула перед стартующим вторым конкурентом. Мол, смотри, не вздумай что-нибудь предпринять, иначе окажешься за пределами трассы. Эдакая юношеская бравада и потряхивание мышцами: смотрите и бойтесь. 

Примечательно то, что данный прием оказывается эффективным лишь при старте с поула. И лишь тогда, когда у выигравшего квалификацию гонщика машина по скорости не хуже чем у ближайших соперников. Вот почему раньше за Максом этого не наблюдалось. Теперь же, когда болид «Ред Булл» способен по своим характеристикам побеждать в квалификации, возможностей у Ферстаппена стартовать с поула побольше. 

На мой взгляд, необходимости в таком маневре «а-ля Шуми» в Канаде для действующего чемпиона не было. Его «Ред Булл» был заметно быстрее на стартовой прямой, чем, скажем, «Альпине» Фернандо Алонсо или даже «Феррари» Карлоса Сайнса. У обоих испанцев даже теоретически не было шансов на атаку Ферстаппена в первом повороте, настолько стремительным оказался старт голландца. Но почему бы и не повеселиться, имея столь быструю машину, способную побеждать. 

Уверенный отрыв Ферстаппена успокоил боксы команды «Ред Булл», первая часть плана выполнена успешно. Пелотон в безаварийном порядке, претерпев некоторые небольшие изменения по своему составу, длинной змейкой растянулся по набережной монреальского острова Нотр-Дам.   

На чистой трассе лидеру гонки ничто не мешало мастерски пилотировать, особо не рискуя. Казалось, тенденция последних пяти прошедших здесь Гран-при, в которых четырежды побеждали именно обладатели поула, без большого труда будет сохранена.

Серхио Перес вел борьбу в середине пелотона

Тревожный сигнал  

Небольшие перестановки в пелотоне, произошедшие за несколько первых кругов, никоим образом не влияли на лидерство Ферстаппена. Разве что Карлос Сайнс, сумевший к концу второго круга на своем «Феррари» пройти «Альпине» Фернандо Алонсо, мог показаться чуть более грозным, чем его именитый соотечественник. Но Макс по-прежнему контролировал ситуацию, понемногу увеличивая свой отрыв. 

Тревожный сигнал прозвенел на восьмом круге, когда Серхио Перес сначала пожаловался на работу своей коробки передач, а затем и вовсе запарковался у обочины. Проблемы на одной машине команды необязательно должны вести к проблемам на другой. Но тем не менее на командном мостике «Ред булл» несколько встревожились.   

Воспользовавшись режимом виртуальной машины безопасности, на машине Макса предпочли сменить шины на более жесткие и новые, которых при определенных обстоятельствах должно было бы хватить до самого финиша. Правда, голландцу пришлось пропустить вперед себя обоих испанских соперников. По всей видимости, в «Ред Булл» полагали, что и в «Феррари», и в «Альпине» также проведут пит-стопы. Но соперники предпочли получить лидерство, чем новые шины. Ферстаппену понадобилось еще долгих шесть кругов, чтобы нагнать и обойти Фернандо Алонсо. 

Шарль Леклер прорвался с последнего ряда на 5-е место

Пожалуй, это был единственный обгон, который в этот день удалось провести Максу Ферстаппену. Как он сам потом признался журналистам после гонки, ему несвойственно ехать впереди, защищая свои позиции. Ему привычнее самому вести борьбу, догоняя и обгоняя соперников. 

Но в отсутствие Шарля Леклера, который мог бы навязать борьбу действующему чемпиону, гонка для Ферстаппена проходила в довольно спокойной манере. Разве что ему пришлось понервничать, когда его команда чуть замешкалась со временем второго пит-стопа и Макс оказался сразу за Льюисом Хэмилтоном, а не впереди машины «Мерседес». Голландец тут же стал высказывать недовольство по радио, вынудив операторов трансляции даже частично «запикать» его слова. Очевидно, к хорошему быстро привыкаешь, и, проехав больше половины дистанции по чистой трассе, Максу совсем не хотелось бы подвергать себя риску даже при обгоне более медленной машины британского чемпиона. Но, к счастью для гонщика «Ред Булл», делать этого не пришлось, Льюис сам уехал в боксы за новыми шинами, освободив трассу лидеру чемпионата. 

Примечателен тот факт, что сразу после этого у Макса на машине вышла из строя рация. И он мог только слышать сообщения команды, не имея возможности передать им какую-то информацию. В неформальной обстановке сотрудники команды пошутили, что на гонку это не повлияло, а вот морально-психологическому климату помогло. Последнюю часть гонки командный мостик был избавлен от излишних жалоб и необоснованных претензий ко всем со стороны своего основного гонщика. Не секрет, что Ферстаппен частенько «плачется» по рации на действия соперников, хотя к своему поведению на трассе никогда не бывает самокритичен. 

Карлос Сайнс так и не сумел пройти Ферстаппена

Не в своей тарелке 

Оказавшись после своего второго пит-стопа позади Карлоса Сайнса, Макс Ферстаппен попытался взвинтить темп, чтобы настичь испанца. Думалось, вот сейчас лидер чемпионата догонит соперника и мы увидим борьбу, к которой привыкли в исполнении голландца. Но, увы, вновь появились сначала желтые флаги, а затем и машина безопасности. Причем уже реальная. Юки Цунода не удержал свой «Альфа Таури» на траектории и разбил машину. В «Феррари» позвали Карлоса в боксы за новыми шинами. Таким образом, за 16 кругов до финиша после рестарта гонки у лидировавшего на тот момент Макса Ферстаппена были более изношенные колеса, а у следовавшего за ним Сайнса – новые. 

Началась долгая, изнурительная борьба за лидерство между машинами «Ред Булл» и «Феррари». Но, как потом объяснял после гонки Карлос, ему всёе время не хватало скорости, чтобы провести удачную атаку. При этом он регулярно показывал лучшее время прохождения круга, заработав на финише за это еще и дополнительное очко. А вот обгон совершить ему так и не удалось. Более того, фактически не было даже ни одной реальной атаки, как это мы привыкли видеть в исполнении того же Макса Ферстаппена или Шарля Леклера. 

Сам же монегаск сумел добраться лишь до 5-й позиции после своего старта с последнего ряда. В этом поединке он никак не мог поучаствовать даже после появления сэйфети-кара. 

Ехавший третьим Льюис Хэмилтон также не мог ничего должного предпринять. Скорость его «Мерседес» хотя и обеспечила британцу место на подиуме, пока еще не сопоставима с темпом, на который способны «Феррари» и «Ред Булл».

Льюис Хэмилтон был рад своему 3-му месту в Канаде как победе

Неудивительно, что после такого провального начала сезона британский чемпион, финишировав третьим, сравнил свой успех со своим первым выигранным здесь же в Канаде Гран-при в самом начале своей формульной карьеры в 2007 году. 

Как и в первой гонке этого сезона, машины «Мерседес» заняли 3-е и 4-е места. Таким образом, Джордж Рассел продлил свою стабильную серию, каждый раз финишируя не ниже 5-го места. Немецкая команда упрочила свое 3-е место в Кубке конструкторов. А Макс Ферстаппен еще больше увеличил свой отрыв от своего напарника Серхио Переса (46 очков) и от своего главного конкурента в борьбе за титул Шарля Леклера, доведя преимущество до 49 очков. 

Меньше чем через две недели Большие призы вернутся в Европу, где на классической трассе в Сильверстоуне, откуда начала свою историю «Формула-1» в далеком 1950 году, пройдет 2-3 июля следующий 10-й этап. Гран-при Великобритании. 

Личный зачет чемпионата

1. Макс Ферстаппен                     «Ред Булл»                175

2. Серхио Перес                             «Ред Булл»                129

3. Шарль Леклер                           «Феррари»                126

4. Джордж Рассел                         «Мерседес»               111

5. Карлос Сайнс                             «Феррари»                 102    

6. Льюис Хэмилтон                      «Мерседес»                77

7. Ландо Норрис                         «МакЛарен»               50

8. Вальтерри Боттас                    «Альфа Ромео»         46

9. Эстебан Окон                            «Альпине»                   39

10. Фернандо Алонсо                «Альпине»                   18

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter