«Формула-1». Гран-при Италии. Украденное шоу и (или) двойные стандарты?

Есть гонки «Формулы-1», о которых пишется легко и сразу. А есть такие, как в прошедшее воскресенье в Монце в рамках Гран-при Италии, после которых сожаление от увиденного переполняет душу. Заставляешь себя сдерживать эмоции, чтобы сгоряча не перейти в субъективную плоскость оценки событий. И лишь после детального изучения, повторных просмотров ключевых эпизодов и проведенного подробного анализа садишься за компьютер, чтобы написать о случившемся. 

В Монце «тиффози» не бывают равнодушны при любом исходе гонки

Начало гонки было захватывающим. Старт не обошелся без инцидентов, касаний колесами, выдавливания с трассы и срезки первого поворота, но до аварий и сходов после первого круга дело не дошло. В первой десятке больше всех пострадал Ландо Норрис. На его «МакЛарен» самопроизвольно или по неосторожности волнующегося перед стартом пилота сработала система, не позволяющая двигателю заглохнуть. Британец откатился на 7-е место, потеряв сразу же на стартовом отрезке четыре позиции. 

Его напарник Даниель Риккиардо, стартовавший рядом с Ландо, благодаря этому оказался к концу первого круга на 3-м месте. И в свойственной ему манере австралиец пошутил, давая после гонки комментарии журналистам: «День начинался весьма успешно. Если бы гонка закончилась после первого круга, то я был бы даже на подиуме». Не будем забывать, что именно Риккиардо в прошлом году здесь, в Монце выиграл гонку, принеся «МакЛарен» первую и единственную победу за последние десять лет. 

Традиционное авиа-шоу перед стартом

Но, к сожалению Даниеля и радости многотысячной толпы болельщиков «Ред Булл», уже в конце стартовой прямой на втором круге его виртуальное место на подиуме отобрал за счет преимущества в скорости машины Макс Ферстаппен. Напомню, что из-за штрафа за замену двигателя действующий чемпион стартовал 7-м. Прорыв голландца был впечатляющим. Правда, без особой борьбы с соперниками, имеющими более медленные болиды. Но для зрителей, до отказа заполнивших трибуны автодрома в Монце, важен был сам факт обгона, а не его причины. 

Разношерстная публика на трибунах Монцы

Незаметный герой или дебютант-счастливчик? 

Еще через три круга в этом же месте перед первой шиканой также легко Ферстаппен обогнал и Джорджа Рассела. Британец практически не сопротивлялся, отодвинувшись со своим болидом в сторону, чтобы не подвергать себя риску случайного столкновения. Честно говоря, это уже стало визитной карточкой дебютанта команды «Мерседес». 

Уже на 5-м круге Макс Ферстаппен был позади Шарля Леклера

Свой первый сезон в немецкой «конюшне» он проводит, показывая стабильные результаты не ниже 5-го места и даже поднимаясь на подиумы, когда более быстрые соперники сходят с дистанции. Перефразируя знаменитые выражения, можно сказать про Джорджа так: «В инцидентах замечен не был, аккуратен, конфликтов старается избегать». В общем, с ролью пилота, который тихой сапой движется к намеченной цели, стараясь не подвергать себя случайному риску, этот британский юноша справляется на «отлично». 

Лишь в Сильверстоуне из-за недостатка опыта Джордж после столкновения с соперником слишком рано покинул болид, хотя мог доехать до боксов и продолжить гонку. Это был, пожалуй, единственный «прокол» самого стабильного пилота нынешнего пелотона. 

Нравится ли мне такая манера пилотирования Рассела? Откровенно говоря, нет. Это как на татами у борцов или на ринге у боксеров. Один пытается провести прием, ищет слабые места у соперника, идет в атаку, а второй старается избегать контактов, уходит от ударов и сам ничего не предпринимает. Про таких обычно зрители кричат с трибун : «Спортсмен в синем трико не борется!»  

Неоднократно уже было замечено, что когда более быстрые машины «Ред булл» или «Феррари» настигали Джорджа, он предпочитал их без сопротивления пропускать, чтобы сберечь собственные шины и с минимальным риском доехать до финиша. И самое удивительное, что такая тактика срабатывает. А если добавить к этому и просто пилотское везение, то становится ясно, почему у Джорджа после Монцы уже в копилке 203 очка, и он на 4-м месте в общем личном зачете, а у его именитого напарника Льюиса Хэмилтона всего 168, и он на 6-м месте. 

Справедливости ради отметим, что в прошедшее воскресенье в Монце Рассел стартовал 2-м и финишировал 3-м, а его товарищ по команде с 19-й стартовой позиции прорвался к финишу на 5-ю. Так кто из них лучше? 

Джордж Рассел. Быстрое время пит-стопа отрабатывается на тренировках

Ферстаппен выходит вперед 

На 13-м круге по причине схода «Астон Мартин» Себастьяна Феттеля из-за технических неполадок с мотором сначала появились желтые флаги, а затем был объявлен режим виртуальной машины безопасности. Так называемый виртуальный сэйфети-кар – VSC. Лидировавший с самого старта в гонке Шарль Леклер воспользовался моментом и уехал в боксы «Феррари» за новыми шинами. Но буквально через несколько секунд после заезда гонщика скудерии на пит-лейн режим снялся. Никто другой из пилотов совершить пит-стоп не успел. Макс Ферстаппен возглавил гонку. 

Трасса в Монце позволяет проехать всю дистанцию Гран-при с одним пит-стопом. И не попав в нужный момент в режиме VSC к своей команде в боксы, лидер чемпионата, посоветовавшись с командным мостиком «Ред Булл», решил оставаться на трассе как можно дольше, чтобы опередить соперников за счет тактики. Благо, что темп его машины позволял это сделать. Австрийские болиды на итальянском автодроме были хоть на немного, но все же быстрее своих главных соперников. 

Совершив свой пит-стоп на середине дистанции, Ферстаппен на время поменялся с Шарлем Леклером местами. Но когда на 33-м круге гонщику «Феррари» пришлось ехать во второй раз в боксы, то Макс окончательно закрепился в роли лидера. 

До финиша оставалось еще добрых 25 кругов, и темп Леклера на свежих покрышках был быстрее, чем у пилота «Ред Булл». Однако за 12 последовавших за этим кругов гонщик «Феррари» смог отыграть у соперника лишь 6 из 22 секунд. В общем все шло к тому, что настичь лидера гонки и чемпионата Шарлю вряд ли удастся. 

Когда для решения ехать на пит-стоп уже нет времени

«Если Максу вдруг не повезет, то FIA придет на помощь…» 

Понятно, что к этой фразе следует относиться, как к шутке. Но мне, например, нравится выражение, что в каждой шутке есть доля шутки, а остальное все – правда. 

Когда за восемь кругов до финиша из-за заклинившей коробки передач прямо на трассе, на одном из ее самых узких участков, неожиданно остановился болид «МакЛарен» Даниеля Риккиардо, руководство гонки дало распоряжение выпустить автомобиль безопасности. И вот тут началось самое интересное, или, по правде сказать, самое неприятное. Именно то, что превратило финал Гран-при Италии в какой-то фарс и недопонимание. 

Коротко в отчете о гонке это звучало так: «Быстро эвакуировать машину Риккиардо не получилось – коробку заклинило, и маршалы не смогли ее откатить. Пришлось ждать кран, в итоге гонка финишировала за автомобилем безопасности». 

Но на деле все было не так однозначно. 

Президент FIA считает, что у него все под контролем

Во-первых, болид «МакЛарен» вынужденно остановился не за пределами трассы, а прямо на асфальте. В том месте нет достаточного пространства даже на траве, не говоря уже о гравийной зоне безопасности. И фактически следуя за сэйфети-каром, другие машины проезжали всякий раз в опасной близости к остановившейся машине. 

Если кому-то может показаться, что движение пелотона за сэйфети-каром – это легкая безопасная прогулка, то смею вас заверить, что это не так. Да, это уже не тот ритм, как в режиме гонки. И в среднем, в зависимости от трассы, время прохождения круга за автомобилем безопасности увеличивается на 60%. Разница в скорости в быстрых поворотах заметна. Например, на канадской трассе 3-й поворот машины «Формулы-1» проезжают на скорости 125 км/ч, а за сэйфети-каром 45 км/ч. А вот на прямых в Монце, где болиды могут разгоняться свыше 300 км/ч, за машиной безопасности они следуют на скорости 230 км/ч. 

Таким образом получается, что в том месте, где стоял «МакЛарен», болиды могли ехать свыше 200 км/ч, а фактически ехали не ниже 100-120 км/ч. И если внимательно посмотреть на видео, то видно, что гонщики из-за недостатка места даже выезжали на поребрики. Допустим, когда машина одиноко стояла в окружении маршалов, пытающихся безуспешно оттолкнуть ее из-за заклинившей коробки передач, уровень опасности еще был не самым высоким. Но когда подъехал передвижной кран, на трассе и вовсе осталась лишь узенькая полоска свободного места. Как тут можно говорить о какой-то там заботе о жизни гонщиков и маршалов, и в целом безопасности? Сколько аварий в «Формуле-1» происходило уже при движении болидов за машиной безопасности? Поверьте не мало. 

Мне самому приходилось быть очевидцем таких нелепых аварий трижды в Венгрии, дважды в Баку, неоднократно в Бельгии, и даже в Монако. Благо, что там все заканчивалось разбитой машиной и сходом пострадавшего. А ведь в 2014-м году именно при движении за машиной безопасности на мокрой трассе сорвало с траектории машину Жюля Бьянки. И затем, проехавшись по гравийной ловушке, по самому нелепому стечению обстоятельств французский гонщик угодил под бетонную плиту крана, эвакуировавшего другой поврежденный до этого болид. Это фактически стоило Жюлю жизни. 

И мое искреннее убеждение в том, что при такой остановке машины Даниеля Риккиардо на трассе следовало останавливать гонку красными флагами с последующим затем ре-стартом с места. Вот это было бы действительно забота о безопасности пилотов и маршалов. Даже в самой недавней истории «Формулы-1» были и менее значительные случаи, когда появлялись красные флаги, останавливающие гонку. 

Машина безопасности в "Формуле-1" иногда решает судьбу гонки

Во-вторых, машина безопасности почему-то выехала впереди Джорджа Рассела, а не лидировавшей пары пилотов Ферстаппен-Леклер. Почему? Ошибка очень опытного Майландера или опять же стечение обстоятельств? Как бы то ни было, это создало неразбериху в порядке расстановки пилотов на трассе. Фактически на финише, когда машина безопасности свернула на пит-лейн прямо перед клетчатым флагом, между Ферстаппеном и Леклером все еще ехали два круговых: Боттас на «Альфа Ромео» и Цунода на «Альфа Таури». Причем они ехали на этих позициях, непонятно почему, на протяжении последних трех кругов. 

Еще один дополнительный повод показать красные флаги. Сделай это руководство гонки, и все бы болиды направились на пит-лейн на непродолжительную паузу минут так на 10-15. И затем уже могли бы стартовать после прогревочного круга с места на стартовой решетке. Для болельщиков это было бы самое приятное зрелище. Все пилоты на свежих шинах, относительно равные условия и расстановка по ранжиру сообразно тому моменту, когда появились желтые флаги после остановки «МакЛарен» на трассе. 

Перед сходом Риккиардо «Ред булл» Макса Ферстаппена уверенно лидировал

И неважно, что в такой ситуации у Ферстаппена было бы преимущество первой позиции и более быстрой машины. Это было бы еще эдакая мини-гонка на 5-6 кругов дистанции. И победа в ней была бы куда более значимой как для  «Ред булл», так и для самого Макса Ферстаппена. 

Но, к большому сожалению, ничего подобного не произошло. И подарок от FIA лидеру чемпионата создал неприятное горькое послевкусие от этой гонки, которая могла стать украшением сезона. 

Карлос Сайнс финишировал впереди Переса, но в личном зачете уступает мексиканцу

В результате Макса Ферстаппена освистали на подиуме «тиффози», медиаэфир переполнился множеством недовольных действиями FIA комментариями. Дошло до того, что даже руководство «Ред булл» выразило недовольство действиями стюардов и руководителя гонки. Мол, таких побед и нам не надо, мы настолько сильны, что выиграем оба титула и без помощи FIA. Весьма своевременное заявление, учитывая, что уже на следующем Гран-при, который через три недели состоится в Сингапуре, Макс Ферстаппен может теоретически досрочно стать двукратным чемпионом мира. 

Интервью Макса после победы заглушал свист болельщиков

Как бы то ни было, независимо от стартов с разных позиций, первая шестерка на финише оказалась полностью укомплектованной гонщиками трех лидирующих в чемпионате команд. Карлос Сайнс, Льюис Хэмилтон и Серхио Перес заняли соответственно с 4-го по 6-е места. Лучшими из остальных были Ландо Норрис на своем «МакЛарен» и Пьер Гасли на «Альфа Таури». А главным героем и Гонщиком дня стал Ник де Врис, который сумел удержаться на своем очень уж скромненьком «Уильямс» в своей самой первой в карьере «Формулы-1» гонки на 9-м месте. Браво, Ник! Возможно, с его приходом в Большие призы появится в будущем еще один «летучий голландец». Но к этой теме мы наверняка еще вернемся попозже.

Пилот этой машины, резервист Ник де Врис стал Гонщиком дня в Монце

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter