Формула-1. Гран-при Италии. Счастливчик и неудачники

Очередная победа Себастьяна Феттеля, теперь уже на автодроме в Монце, еще больше укрепила положение действующего чемпиона мира в борьбе за титул.

Очередная победа Себастьяна Феттеля, теперь уже на автодроме в Монце, еще больше укрепила положение действующего чемпиона мира в борьбе за титул. На этом фоне неудачи, постигшие в ходе Гран-при Италии его конкурентов Кими Райкконена и Льюиса Хэмильтона, выглядели для болельщиков «Лотус» и «Мерседес» как жестокое невезение. И лишь Фернандо Алонсо смог к радости местных болельщиков «Феррари» хоть как-то оказать сопротивление немецкому чемпиону, заняв второе место. Третьим на подиуме в Монце оказался Марк Уэббер, который ни разу еще в своей карьере в Формуле-1 не финишировал здесь выше 6-го места.

 

 

Cкоростная трасса в Монце характеризуется, в первую очередь тем, что команды стараются настраивать здесь болиды на наименьшую прижимную силу. Это позволяет отыгрывать доли секунды у конкурентов при разгонах на длинных прямых и в скоростных поворотах. Но если соперники уже свыклись с мыслью, что машины «Ред Булл» в нынешнем сезоне не только быстры, но и надежны, то вот сами инженеры и конструкторы «бригады» Эдриана Ньюи решили не останавливаться на достигнутом. Еще в Венгрии, вы помните, командой был опробован новый диффузор. В Бельгии мы убедились, насколько доработанная новинка добавила прижимной силы. В свою очередь это позволило изменить конструкцию носового обтекателя. В результате снизилось лобовое сопротивление, что заметно добавило скорости «разъяренным быкам» на прямых, недостатком чего грешили раньше болиды RB9 именно в Монце.

И вот в ходе Гран-при Италии мы увидели невероятную для «Ред Булл» картину: в поворотах их болиды шли, словно по рельсам, без признаков потери сцепления с трассой, а на прямых уступали в скорости даже самым быстрым соперникам не более 3-4 км/ч. Похоже, дуэт Кристиана Хорнера и Эдриана Ньюи решил не полагаться на постоянное везение их молодого чемпиона, а добавить его машине еще немножко характеристик надежности и скорости, чтобы Себастьян Феттель уверенно и досрочно добился своего 4-го титула за несколько гонок до исхода чемпионата.

 

 

Пятница. Свободные заезды. Первая сессия
Солнечно. Сухо. Воздух +26…27С, трасса +30…36С

Когда первый день гоночного уик-энда радует солнечной погодой, гонщиков не надо упрашивать выезжать побыстрее из боксов. Едва пошел отсчет положенных 90 минут первой сессии свободных заездов, болиды устремились на трассу, чтобы успеть отработать намеченную инженерами программу.

Изменение личного состава коснулось трех команд: в «Марусе» Жюль Бьянки уступил свой кокпит Родольфо Гонсалесу, в «Катерейме» Гидо ван дер Гарде – Хейкки Ковалайнену, а в «Форсе Индиа» за рулем болида Адриана Сутиля мы увидели Джеймса Каладо. Интересное наблюдение: если в российской и индийской «конюшнях» давали возможность обкататься дебютантам, то малазийская команда использовала ветерана, целью чего было лучше раскрыть возможности новинок и дать профессиональные комментарии конструкторам по поводу направлений улучшения болида.

Из наиболее значимых новинок мы отметили удлиненную базу обновленного шасси «Лотус», которую пришлось тестировать Кими Райкконену. Его напарник Ромэн Грожан старался обеспечить себе масимальный «налет часов» на старом шасси. Ведь в прошлом году французу пришлось пропустить Гран-при Италии из-за своей дисквалификации (за аварию в Спа), и естественно, ему требовалось еще «вкатиться в трассу», как и некоторым другим дебютантам. После первого дебюта Грожана в 2009 году за команду «Рено» прошло практически 3 года без опыта пилотирования болида Формулы-1 в Монце.

На машине «MкЛарен» была выявлена неисправность системы DRS. Ее управляемый элемент опускался значительно медленнее положенного, из-за чего у стюардов возникло подозрение в том, что Дженсон Баттон умышленно использует эту «систему-ускоритель» за пределами допустимых зон. Команда быстро все исправила, избежав тем самым наказания гонщику.

Общие результаты были достаточно плотными. 14 пилотов вложились в секундный интервал. Лучшими были Льюис Хэмильтон и Фернандо Алонсо. Самым медленным утром в пятницу в Монце был Гонсалес, проигравший на своей «Марусе» ближайшему сопернику из «Катерейм» более, чем 1,5 секунды.

 

 

Пятница. Свободные заезды. Вторая сессия
Солнечно. Сухо. Воздух +30С, трасса +44…45С

После обеда в Монце потеплело настолько, что уже ни у кого не было сомнений: мы в Италии, и это самое начало сентября. Синоптики обещали дождь на воскресенье, но с учетом установившейся жары команды продолжали тестировать болиды в обычном режиме: слики «Hard», затем слики «Medium», несколько быстрых кругов с пустыми баками, серия нескольких кругов с полными баками… Все как обычно. В поисках предельного состояния гонщики иногда вылетали с траектории, но обошлось без инцидентов и серьезных аварий.

Быстрее всех выглядели машины Эдриана Ньюи. Оба болида «Ред Булл» возглавили ведомость результатов. Причем, Себастьян на 0,6 секунды был быстрее Марка.

В «Лотус» осознали, что обновленное шасси хотя и дает некоторое преимущество, но не настолько серьезное из-за особенностей итальянской трассы, чтобы стоило рисковать и выезжать Кими с ним на квалификацию и гонку. Решили вернуться к старой версии, на которой Грожан показал результат, до тысячных долей секунды аналогичный времени своего финского напарника. Виртуально пилоты «Лотус» были на втором ряду стартового поля.

Несколько заставил понервничать итальянских тиффози Фелиппе Масса. Из-за того, что на его коробке заклинила 3-я передача, бразильцу пришлось запарковаться в боксах за четверть часа до конца сессии.

 

 

Суббота. Свободные заезды. Третья сессия
Солнечно. Сухо. Воздух +28С, трасса +35…38C

Дождя по-прежнему не было. Сухая погода позволяла расставлять гонщиков точно по ранжиру. Команды начали подготовку настроек к квалификации. Неожиданно в середине сессии на входе в поворот «Параболика» вылетел с трассы болид «Форсе Индиа» Пола ди Реста. Эта первая авария уик-энда в Монце обошлась без серьезных последствий, во всяком случае для гонщика. Как объяснил сам пилот, ему показалось, что что-то сломалось в задней части машины.

Через несколько минут не сумел удержаться на допустимом пределе и его напарник. Адриана Сутиля развернуло в повороте «Аскари», но немецкий гонщик сумел удержать машину от столкновения с отбойниками и самостоятельно вернулся на трассу.

После пяти кругов уехал в боксы Нико Росберг. Больше половины сессии потом над его машиной упорно трудились механики «Mерседес». А в «Феррари» тестировали гоночное упражнение «разгон в слип-стриме». Сначала один пилот шел впереди, а второй благодаря эффекту воздушного потока (слип-стрим) разгонял свой автомобиль, чтобы затем, обойдя напарника, показать время быстрее обычного. Потом пилоты скудерии менялись местами. Аналогичный маневр Фернандо и Фелиппе уже применяли ровно год назад в квалификации. И Алонсо тогда лидировал в первом и втором сегменте в субботу. Лишь поломка стабилизатора поперечной устойчивости помешала тогда испанцу в полной мере воспользоваться помощью напарника.

Кстати сказать, видя улучшающиеся результаты пилотов «Феррари», аналогичный маневр попытались провести и гонщики «MкЛарен». Благодаря этому Серхио Перес сумел показать 5-й результат, а Дженсон Баттон – 8-й, уступив напарнику 0.2 секунды.

Лучшим в этой сессии был Себастьян Феттель, но между ним и Марком Уэббером удачно «пристроился» Фернандо Алонсо. Выходит тактика «а-ля-Феррари» здесь в Монце работала как надо.

 

 

Суббота. Квалификация
Солнечно. Сухо. Воздух +30…31С, трасса +42…45С

Когда механики «Форсе Индиа» продиагностировали после аварии болид Пола ди Реста, они констатировали поломку тормозного диска в качестве причины аварии. А вот в результате последствий ситуация была уже намного сложнее. Пришлось заменить днище и ряд элементов подвески, так что времени едва хватило, чтобы машина была готова к моменту начала квалификации.

Как только начались заезды, стало ясно, что лидируюшая группа ограничится несколькими кругами на более жесткой резине. К группе аутсайдеров уже почти традиционно присоединились Валттери Боттас («Уильямс») и Эстебан Гуттьеррес («Заубер»). Остальные пилоты без особого труда прошли во второй сегмент. Лидерство обозначили за собой Себастьян Феттель и Нико Росберг.

Во второй сессии рисковать уже было нежелательно, и практически все пееобулись на «Medium». Не повезло Льюису Хэмильтону. В поисках того самого предела, за которым машина теряет управление, он чуточку ошибся и вылетел в «Параболике», повредив днище болида. Лидером вновь был Себастьян Феттель, компанию ему на первом, пока еще виртуальном ряду теперь составил Фернандо Алонсо. На последних минутах многим гонщикам помешал трафик. В итоге из числа претендентов на подиум: оба пилота «Лотус», и, естественно, Льюис Хэмильтон - оказались вне первой «десятки».

Третья сессия была для кого-то драматичной, а для кого-то откровенно везучей. То, что пилоты «Ред Булл» будут бороться за поул-позишн, мало кто сомневался. Так оно и вышло, чуть лучшим из напарников был Себастьян Феттель. Гонщики «Феррари», вдоволь натренировавшись использовать «слип-стрим» для разгона напарников, и здесь попытались применить эту тактику. Увы, чуть ошибшись на первом секторе, Фернандо не успел «сесть на хвост» ведущего и разгона не получилось. Раздасованный Алонсо прокричал по радио во всеуслышание: «Ребята, ну вы даете, гении…». После этого было много пересудов, что именно произнес Фернандо, не нагрубил ли он излишне своим инженерам? В конце концов сошлись на том, что грубости не было, а испанский темперамент, сдобренный смачным соусом итальянского языка, был просто выражением досады.

В итоге сам Фелиппе Масса был 4-м, а Фернандо был 5-м под клетчатым флагом квалификации. Сенсацию сотворил гонщик «Заубер» Нико Хюлькенберг. На откровенно медленном (согласно всех показателей этого сезона) болиде он сумел настолько точно пройти всю дистанцию зачетного круга, что занял 3-е место и право поучаствовать в традиционной субботней пресс-конференции для тройки самых быстрых.

 

 

Вокресенье. Гонка
Облачно. Сухо. Воздух +25…26С, трасса +31…32С

 

Счастливчик Себ

Трасса в Монце для Себастьяна Феттеля является, пожалуй, самой уникальной. Именно здесь он добился своего самого первого поула и самой первой победы в гонке. Правда, было это под дождем, но ведь легче пилотировать от этого не стало?! К тому же, не будем забывать, что тогда в распоряжении молодой немецкой звезды была не теперешняя самая быстрая машина в пелотоне, а болид «Торо Россо» (бывшая команда «Mинарди», никогда в своей истории не поднимавшаяся на подиум). Именна та победа принесла Себастьяну первую славу, первый контракт с будущей чемпионской командой «Ред Булл» и заложила основу его нынешним трем чемпионским титулам.

Старт Себастьян провел в своей привычной манере, не уступив свою поул-позишн соперникам. И уже к концу первого круга стало ясно, что остановить лидера могут только лишь технические проблемы с машиной или собственная ошибка пилотирования. Ни того, ни другого соперники и конкуренты от Феттеля не дождались. В итоге Себастьян одержал свою 6-ю победу в сезоне и уже 32-ю в карьере. Финишировавший следом за ним Фернандо Алонсо сумел лишь минимизировать потери. Теперь основных претендентов на титул за 7 этапов до конца чемпионата отделяют уже 53 очка.

В какой-то момент казалось, что судьба отвернется от «везунчика Себа»: его предупредили по радио, что есть проблемы с коробкой передач и надо переключаться пораньше, чем обычно на верхнюю передачу. Но техника все же не подвела, и Фортуна по-прежнему благоволила 3-кратному чемпиону. Он финишировал первым.

 

Неудачники:

- Кими

В очередной раз посетовав перед журналистами после квалификации, что «суббота – не его день», Кими Райкконен наверняка рассчитывал на удачное стечение обстоятельств в воскресенье. И действительно, темп, показанный Кими непосредственно в гонке, был очень высоким. Достаточно сказать, что за 51 круг (из 53 кругов дистанции) он отстал от лидера Себастьяна Феттеля, победившего на этом Гран-при, всего на 1 (!) секунду. Но дело в том, что события, произошедшие на двух первых кругах, лишили пилота «Лотус» не только возможности взойти на подиум, но и даже заработать хотя бы одно очко. Cтартовав 11-м, под клетчатый флаг в воскресенье финский чемпион заезжал тоже 11-м.

Хотя в первые секунды гонки все, казалось, складывалось удачно. Кими обошел чуть зазевавшегося на «МкЛарен» Дженсона Баттона, стартовавшего перед ним, и устремился по наружной траектории к первому правому повороту. Но тут неожиданно прямо перед самым носом его «Лотус» справа перекрыл ему дорогу второй «МкЛарен». Серхио Перес, пытаясь найти оптимальную для себя траекторию, особо не задумывался над тем, кого он там «подрезает». В результате Кими уже не осталось места для безаварийного пилотирования. Даже перетормозив до дыма в колесах, пытаясь уйти от стокновения, «Лотус» Райкконена все же уткнулся в хвостовую часть машины обидчика. Обломав переднее крыло, Кими был вынужден уехать на незапланированный пит-стоп. Вернулся он на трассу в 36 секундах от лидирующего Феттеля. На финише Кими уступал Себастьяну 37 секунд. Простая арифметика: если бы не провал в квалификации, если бы не инцидент с Пересом, то Райкконен вполне мог быть на подиуме. Но ведь гонки – это зачастую и есть именно комбинация всех таких «если бы». Только для одних пилотов они складываются в удачный пазл, для других – не хотят складываться никак. Отсюда и знаменитое пилотское везение или невезение.

 

- Льюис

Вторым, кому не повезло в Монце, был Льюис Хэмильтон. Сначала в квалификации он превысил предел допустимой скорости в скоростном повороте «Параболика». Вылетев в гравий, он даже слегка повредил днище болида. Затем его на финальной попытке улучшить время заблокировал в 11-м повороте Адриан Сутиль, получивший за это штраф с потерей 3-х позиций на старте. Но самое печальное случилось уже по ходу гонки: на первых кругах на болиде Льюиса произошел «медленный прокол». Льюису, как и Кими, пришлось непланово отметиться в боксах. Правда, затем по ходу гонки Хэмильтон все же лучше справился с обгонами, чем Кими. И в итоге британец на своем «Mерседес» финишировал 9-м, заработав «утешительный приз» в виде двух очков. На фоне 81 очка, которые его сейчас отделяют от Себастьяна Феттеля, это выглядит не просто скромно, а угрожающе. И пусть 7 оставшихся гонок еще сохраняют для Хэмильтона теоретические шансы получить чемпионский титул, реалии становятся все более грустными. И это несмотря на то, что Льюис продолжает лидировать по числу поул-позишн в этом сезоне. У него их 5 (!).

 

- Пол ди Реста

Третьим неудачником был гонщик «Форсе Индиа» Пол ди Реста. Авария Пола, произошедшая в субботу на свободных заездах, очевидно, выбила гонщика из колеи нормального восприятия событий этого уикэнда. Хотя зачастую пилоты говорят после подобных инцидентов следующим образом: «Я почувствовал в результате этой аварии, что могу быть еще быстрее». Странное заявление? Но это так. Мне приходилось слышать его не однажды, обсуждая в развное время последствия аварий, например, с Оливье Панисом, Робертом Кубицей, Фелиппе Массой. В общем, не лучшим образом проехав квалификацию, Пол решил любой ценой добиться успеха в гонке. Удачно пройдя первый поворот, в котором лишь Перес с Райкконеном не избежали легкого столкновения, Пол устремился вслед за Ромэном Грожаном, не теряя из виду своего напарника Адриана Сутиля. А немецкий пилот был даже слишком активен. Штраф, полученный за блокировку Хэмилтона, отбросил его на 3 места назад на стартовой решетке, и он оказался позади Пола ди Реста, хотя и был в квалификации по времени быстрее, чем он.

Именно борьба с Сутилем за позицию и привела, на мой взгляд, Пола к аварии перед четвертым поворотом. Опоздав с торможением, его «Форсе Индиа» уткнулся левым передним колесом в болид Ромэна Грожана, и затем с обломанной подвеской, висящим на тросах безопасности колесом, остановился в гравийной ловушке. Вина Пола была очевидной, за что стюарды и объявили ему после гонки предупреждение. «Лотус» Грожана, к счастью, не пострадал. Ромэн сумел провести ровную гонку, заняв 8-е место и заработав 4 очка.

 

 

Сюрприз от Хюлькенберга

Когда при дождливой погоде «середнячки» прорываются в квалификации на первые ряды, это считается нормальным. Просто повезло. Но когда на абсолютно сухом асфальте аутсайдеры входят в тройку самых быстрых на квалификационном круге, согласитесь, это почти сенсация. Такой сюрприз преподнес и соперникам, и, в первую очередь, самой команде «Sauber» Нико Хюлькенберг. Вместе с парой пилотов «Ред Булл» счастливый Нико отвечал на вопросы журналистов на традиционной субботней пресс-конференции с участием тройки лучших гонщиков квалификации. Все-таки есть у этого парня талант. Ведь в этом сезоне швейцарская «конюшня» с 7-ю очками накануне Монцы занимала (и продолжает занимать сейчас) лишь 8-е место в таблице результатов.

Когда субботние страсти улеглись, то мало кто верил, что Нико удастся остаться в зачетной «десятке» к концу гонки. Однако немецкий гонщик вновь сумел всех удивить. Пропустив на старте вперед себя более быстрые болиды «Феррари», Нико затем сумел настолько надежно проехать все 53 круга, что под клетчатым флагом он по-прежнему был 5-м.

Заработанные 10 очков стали весомым вкладом в копилку аргументов Хюлькенберга для более выгодного контракта на следующий год. Тем более, что именно после Монцы с объявлением нового состава «Феррари» на следующий год начались традиционные переходы пилотов в другие команды.

 

 

Рокировки «Феррари»

Едва в субботу стало ясно, что Фелиппе Масса обошел своего напарника Фернандо Алонсо в квалификации, как во время ответов журналистам испанец привел статистику их «внутрикомандной борьбы»: 18 против 62. Оказывается, Фернандо внимательно следит за статистикой своих отношений с бразильцем, хотя и общепризнанно считается лидером в «Феррари».

На старте Фелиппе красиво обошел и Хюлькенберга, и Марка Уэббера, пристроившись в хвост обладателю поул-позишн и лидеру гонки Себастьяну Феттелю. Когда через 3 круга Алонсо «разобрался» со своим большим другом (это в обычной жизни, на трассе они все – конкуренты) Марком Уэббером, Фелиппе запросил у своего инженера, что ему делать. Ответ был обнадеживающий: «Успокойся, веди свою гонку». Эта «своя гонка» длилась всего 10 минут. На 8-м круге перед первой шиканой Фелиппе без боя пропустил напарника вперед, едва только тот показал намек на обгонный маневр.

Второй раз Фелиппе уступал свою позицию, отчаянно защищаясь. Правда, теперь речь шла о сопернике: Марк Уэббер обошел бразильца в упорной борьбе, заработав для себя право попить шампанского на подиуме. Последняя гонка австралийца здесь в Монце в свой сезон завершения карьеры в Формуле-1 оказалась для него самой удачной. Ведь раньше Италия для Марка была его «ахилесовой пятой»: лучшим результатом до сей поры у него здесь было лишь 6-е место.

К сожалению для бразильца, его попытки помочь Алонсо в квалификации и рокировка в гонке болидов «Феррари» не спасли Фелиппе от вынужденного ухода из скудерии. Во вторник после гонки Масса сообщил, что на следующий сезон он уже не будет пилотировать за итальянскую команду. Но, оставаясь благодарным «Феррари» за многие годы, проведенные в ней, вице-чемпион 2008 года пообещал оставшиеся 7 гонок нынешнего сезона провести с полной самоотдачей во благо скудерии.

Днем позже было официально объявлено, что итальянская скудерия подписала двухлетний контракт с Кими Райкконеном. Таким образом, на сегодняшний день «Феррари» имеет для начала следующего сезона самый сильный дуэт, состоящий из двух чемпионов: Фернандо и Кими. Неплохая заявка на то, чтобы в 2014 году выиграть Кубок конструкторов и личный зачет. Только вот не будет ли такая взрывная смесь горячего испанского и холодного финского темпераментов миной замедленного действия, способной однажды своим взрывом подорвать все благие намерения руководства итальянской скудерии? Покажет время.

 

 

И некоторые другие

Еще два гонщика провели гонку ровно и незаметно, хотя и добились хорошего успеха. Это Нико Росберг и Даниель Риккардо. Они стартовали соответственно с 6 и 7-й позиций, именно на этих местах они и завершили гонку. Разумееется по ходу Гран-при им приходилось и обгонять и прорываться вперед, но результаты стартовый и финишный остались прежними. Если для Нико Росберга это мало чем повлияло на его стабильное и надежное 6-е место в общем зачете, то вот Даниель Рикардо, накануне гонки подписавший контракт на будущий сезон с командой «Ред Булл», благодаря этому результату обошел наконец-то своего напарника Жан-Эрика Верня. У француза вышла их строя коробка передач. Маленькая победа Рикардо над напарником, думается, была очень к месту. Ведь формально до сих пор Вернь выглядел посильнее Даниеля в гонках, хотя в «Ред Булл» и предпочли выбрать себе на следующий сезон австралийца.

Последним из тех, кому удалось заработать очки, был Дженсон Баттон. Стартовав с 9-й позиции, следом за своим напарником Серхио Пересом, ему не удалось навязать борьбу более быстрым болидам первой «шестерки». Более того, под занавес гонки Дженсону пришлось уступить позицию Льюису Хэмильтону. До этого вперед британца сумел прорваться на своем «Лотусе» Ромэн Грожан. И лишь второго пилота команды «Лотус» Кими Райкконена британский чемпион все же смог удерать позади себя, заработав хотя бы единственно очко своей команде «МкЛарен» в этот день.

 

 

Владимир ВАСИЛЬЕВ, фото Жоржа Декостера

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter