«Формула-1». Гран-при Испании. Кто говорил, что в Барселоне скучные гонки?

Испанский автодром в Монтмело, где традиционно трудно обгонять, вчера сделал нам приятное исключение из правил, подарив увлекательную гонку в рамках Гран-при Испании «Формулы-1». Неоднозначная победа Макса Ферстаппена вывела голландца и «Ред Булл» в лидеры чемпионата, но скорость машин «Феррари» и «Мерседес» показала, что спор за чемпионство еще только начинается. 

Финальная отмашка клетчатого флага

Когда Большие призы приезжают в Барселону, у команд появляется возможность реально проверить результаты своей работы в межсезонье, а также влияние новинок на улучшение характеристик своих машин. Трасса в Монтмело считается классической в этом плане. Она имеет в наличии необходимые прямые, различного вида быстрые и медленные повороты, в том числе и с изменением профиля. Недаром же именно здесь, исходя еще и из благоприятных климатических условий, проводилось и проводится большинство тестов формульных болидов. 

При всем при этом здесь довольно сложно обгонять. И зачастую, если не подводит техника, нет неожиданных выездов машины безопасности и нет дождя, то первая тройка самых быстрых машин в квалификации доезжает до финиша гонки почти без изменения. Но бывают и исключения из правил, свидетелем одного из которых мне и довелось вчера быть. 

«Феррари» наращивают темп    

Все свободные заезды в этот гоночный уикенд в Монтмело болиды итальянской скудерии демонстрировали высокую скорость. А лидирующий на тот момент в чемпионате Шарль Леклер уверенно возглавлял протоколы результатов. Вполне логичным был и поул, завоеванный монегаском в субботней квалификации. Правда, фанатам «Феррари» пришлось немного понервничать, когда в первой попытке завершающего квалификационного сегмента болид Леклера неожиданно развернуло в одном из поворотов. 

В первом повороте Шарль Леклер уверенно сохраняет лидерство

Появись чуть позже на трассе желтые флаги, и пришлось бы стартовать Шарлю в конце первой десятки, не имея зачетного времени быстрого круга. Но обошлось, и лидер «Феррари» сумел-таки показать результат, который позволяла его обновленная перед этим этапом машина. Максу Ферстаппену удалось лишь обогнать второго пилота скудерии Карлоса Сайнса. Но для испанца и третье место на старте домашней гонки было очень высоким результатом, который вполне мог быть обещанием его многочисленным фанатам увидеть соотечественника на подиуме. 

Правда, психологический прессинг от такого обилия присутствующих на автодроме поддерживающих тебя людей, а также от желания как можно лучше показать себя не всем под силу перенести. Уже на старте Карлос, как он потом сам признался, едва не заглох. Достойного разгона к первому повороту у него не получилось, и по итогам первого круга, пропустив вперед себя Джорджа Рассела на «Мерседес» и Серхио Переса на «Ред Булл», Сайнс оказался лишь 5-м. 

Каждый обгон Фернандо Алонсо взрывал испанские трибуны овациями

Понимая, что самый быстрый на тот момент болид в пелотоне позволял ему быть где-то рядом с напарником, а не там, где он оказался, горячий испанский парень Карлос изо всех сил старался наверстать упущенное. Однако условия необгонного автодрома лучше способствовали более медленным машинам удерживать соперников, чем более быстрым обгонять. Так и не сумев обойти за 7 кругов конкурентов, пилот «Феррари» решил активизировать свои действия, но неожиданный порыв ветра привел к развороту его болида и вылету с трассы. Проехавшись по гравию, Сайнс вернулся-таки в борьбу, но оказался лишь на далеком 14-м месте. Переполненные трибуны и пелузы, где зрители сидят на травяных газонах, живо и эмоционально реагируя на каждое изменение ситуации на трассе, сначала в глубоком расстройстве ахнули, а затем облегчённо вздохнули. Но было уже в этом облегчении и доля разочарования. 

«Мерседес» борется на двух фронтах 

Относительно удачная на фоне предыдущих этапов квалификация, давшая пилотам немецкой команды 4-ю и 6-ю стартовые позиции, обнадеживала. Темп болидов «Мерседес» был на этот раз сравним с лидирующими командами. На стартовой прямой Джордж Рассел обошел «Феррари» Карлоса Сайнса, и вслед за Максом Ферстаппеном юный британец ринулся догонять уверенно лидировавшую «Феррари» Шарля Леклера. 

В конце стартовой прямой Рассел был уже 3-м

Льюису Хэмилтону в этом плане повезло меньше. Сохранив свою позицию в первых трех поворотах, он затем не смог избежать столкновения передним левым колесом с корпусом болида «Хаас» Кевина Магнуссена. Просматривая этот инцидент с бортовой камеры «Мерседес», приходишь к выводу, что датчанин слишком оптимистично ринулся в атаку по середине полосы. Возьми он чуточку левее, благо, что дорожное полотно это позволяло, обе машины остались бы без повреждений и продолжили бы борьбу. Но изучая этот же инцидент с камеры «Хаас», создается впечатление, что именно машина Льюиса смещается на скорости к внешней стороне правого поворота, повинуясь элементарным законам физики. При этом британец не делал никаких движений рулем в сторону соперника, это очевидно. 

Льюис за десять минут до начала гонки отправляется «по своим делам» в боксы

В общем, от удара на «Мерседес» оказалось пробитым левое переднее колесо, а «Хаас» вынужден был проехаться по гравию. Обе машины направились к своим механикам в боксы. Но поскольку это был всего лишь 4-й поворот и требовалось еще добраться до пит-лейна, чтобы там провести незапланированный пит-стоп, то вернулись в гонку эти пилоты с минутным отставанием от основного пелотона. 

Несмотря на взаимные обвинения гонщиков в столкновении, стюарды посчитали данный инцидент гоночным, не требующим каких-либо мер наказания. 

Второй подиум Джорджа Рассела в сезон
Таким образом, пока Джордж Рассел на главном фронте сражался всю гонку за место на подиуме, Льюис Хэмилтон вел свою незаметную борьбу на втором фронте, то есть фактически в самом тылу. Британскому чемпиону понадобилось 22 круга, чтобы сократить отставание и добраться до основной группы. И совершив затем второй пит-стоп, он начал свой медленный из-за условий трассы, но настойчивый прорыв. И надо сказать, делал он это довольно успешно. 

Когда после фотосъемок старта и первой трети гонки я вернулся с трассы в пресс-центр, то смог обстоятельно анализировать происходящее на трассе. Мониторы, висящие перед рабочими столами журналистов и фотографов, позволяют иметь весомое преимущество над простыми зрителями. Здесь даётся не только прямая трансляция гонки, но и временные параметры прохождения кругов каждым из пилотов. И многие вещи, которые кажутся непонятными с трибун или у экранов телевизоров, совсем иначе смотрятся в пресс-центре. 

Льюис с самого начала ехал в темпе лидирующей тройки. В некотором роде ему поначалу даже было удобнее ехать по чистой трассе, чем его напарнику, ведущему сражение с пилотами «Ред Булл», взявшими Джорджа в свое плотное окружение. Но когда Хэмилтон приступил к планомерному прорыву сквозь неуступчивые ряды сначала арьергарда пелотона, а затем и «середнячков», то ему понадобились и скорость его обновленной машины, и наработанное с годами пилотское мастерство. Фактически к финишу ему удалось совершить невероятное и настичь своего молодого напарника, уверенно и эффектно обогнав перед этим «Феррари» Карлоса Сайнса. 

Однако финишировать четвертым у него не получилось, поскольку тревожный сигнал с командного мостика «Мерседес» предупредил о начавшихся проблемах с перегревом двигателя и утечкой охлаждающей жидкости. Льюису пришлось снизить скорость и даже вернуть практически без боя позицию испанцу. Но сражение, которое вел на протяжении всей гонки британский чемпион, не прошло незамеченным зрителями. Хэмилтон был признан по результатам интернет-голосования гонщиком дня, то есть он заслужил так называемую награду зрительских симпатий. 

Что ещё следует отметить, так это заметно возросшую скорость «Мерседес». Лучший круг гонки, который был показан на свежих шинах на последних километрах дистанции Серхио Пересом, всего лишь на 0,14 отличался от лучшего круга Льюиса Хэмилтона в гонке. Не удивительно, почему столь оптимистично выглядели оба пилота немецкой команды после финиша. А руководитель их «конюшни» Тото Вольф справедливо отметил, что если бы не было инцидента с Кевином Магнуссеном на первом круге, то Льюис наверняка бы вел в гонке борьбу за победу, или, по крайней мере, за место на подиуме. 

Но тут лишь небольшая поправка на сослагательное наклонение, а также на то, что мотор «Феррари» на машине Шарля Леклера, не проехав и середины дистанции, потерял мощность и монегаск вынужден был сойти, лишь сумев доехать до боксов. 

Карлос Сайнс вернул себе 4-е место перед финишем

«Ред Булл» во всеоружии

Когда в команде есть чуть ли ни самая быстрая машина пелотона, а также чемпион мира и его очень быстрый напарник, то победы в гонках – это вопрос времени и стечения обстоятельств. Австрийская «конюшня» в этом плане полностью укомплектована. Макс Ферстаппен – это сегодня уже не просто подающий большие надежды юнец, а заматерелый профессиональный гонщик, проводящий 8-й сезон в «Формуле-1». Серхио Перес – опытный и быстрый пилот, умеющий находить общий язык с машиной даже после ее обновления. Эдриан Ньюи – гений формульной аэродинамики, всякий раз преподносящий сюрпризы соперникам при малейших изменениях регламента, создатель нескольких чемпионских машин. Кристиан Хорнер – опытный руководитель команды, под руководством которого мы видим частенько удачные тактические решения, приводящие к успехам. 

Казалось бы, что еще надо для побед и титулов? А вот на деле оказывается и не так все просто. И на старуху, как говорится, бывает проруха. И даже такие опытные бойцы, как Макс, совершают ошибки, ставящие под угрозу казалось бы вполне достижимые цели. И если бы не удачно сложившиеся обстоятельства, то победного дубля, которым по итогам всего уикенда порадовала своих болельщиков австрийская «конюшня», вполне могло бы и не быть. 

В общем, если бы Мотор «Феррари» на машине Шарля Леклера не отказал, если бы Серхио Перес вдруг заартачился и не стал бы пропускать дважды своего голландского напарника без всякого сопротивления вперед, и если бы Льюис Хэмилтон не выбыл из борьбы на первом круге после инцидента с Магнуссеном, то подиум на Гран-при Испании явно был бы другим. 

Уступая Шарлю Леклеру в скорости в первой трети гонки, Макс Ферстаппен делал все возможное, чтобы приблизиться к монегаску, все ближе приближаясь к пределу, который могла позволить себе его машина. И в какой-то момент этот предел был пройден. В том же четвертом повороте, где потерял на траектории свою машину Сайнс, аналогично вылетел в гравий и действующий чемпион. В итоге он оказался четвертым. Кругом спустя по приказу из боксов Серхио Перес пропустил голландца, но затем в течение долгих 20 кругов Макс так и не смог пройти «Мерседес» Рассела. 

Понадобилось изменение тактического плана и повторная помощь все того же мексиканца, чтобы в итоге Ферстаппен оказался впереди и закончил гонку победой.

Новый лидер чемпионата - Макс Ферстаппен

Аргументы в оправдание, мол, трасса необгонная, здесь не принимаются. Ибо когда Ферстаппен уехал на пит-стоп, освободив тем самым Серхио Пересу место на трассе для атак на Джорджа, то мексиканец без особого труда обогнал британца. 

Аргументы, мол, не работала система подвижного крыла DRS, также вызывают сомнения. Во-первых, она периодически отключалась по вине самого гонщика. Оказалось, что Макс в порыве возбуждения сначала пытался активировать ее чуть раньше обычного, то есть еще на поребриках. И из-за этого нажимал кнопку по несколько раз. А поскольку эта же кнопка и активирует, и дезактивирует DRS, то получалось, что сам пилот себе же создавал проблемы. Лишь когда на командном мостике разобрались в чем дело и попросили своего пилота включать подвижное крыло только после проезда поребриков, ситуация заметно улучшилась. И кнопка стала правильно включаться, и DRS перестала «глючить». 

А во-вторых, даже когда кнопка включалась, то Максу не удавалось завершить атаку на Рассела, поскольку тот очень грамотно защищался. Причем делал он это в стиле самого Ферстаппена. То есть слегка смещаясь на торможении со своей траектории. Ровно на той грани, чтобы не получить замечания судей, но и не дать возможности сопернику обойти себя. 

Джордж Рассел доказал, что он может ехать на уровне топ-пилотов

Фактически Джордж в одиночку вел сражение с парой пилотов «Ред Булл». И осмелюсь предположить, что уже в ближайших гонках такого «подарка» от «Мерседес» не будет ни для «Ред Булл», ни для «Феррари». Как я уже писал ранее, возвращение чемпионской «конюшни» в борьбу за подиумы не за горами, а значит, интрига в чемпионате продолжает сохраняться, и она далека еще от ясности. 

Следующий этап состоится в Монако, и до него осталось меньше недели. Городская трасса этого средиземноморского княжества идет в календаре отдельной жемчужиной. И будет весьма интересно увидеть, как пилоты смогут реализовать преимущества своих машин вкупе со своим опытом на этом городском безо всяких зон безопасности автодроме. 

Макс Ферстаппен на своем фоне на подиуме
Победный дубль «Ред Булл»
А пока что Макс Ферстаппен одержал 24-ю победу в своей карьере, встав на один уровень по их числу с аргентинцем Х.М. Фанхио, который в 50-е годы на заре «Формулы-1» с этим числом побед завоевал 5 (!) чемпионских титулов. 

Барселона, Испания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter