Льюис Хэмильтон выиграл Гран-при Германии Формулы-1, стартовав с 14-го места

Формула-1. Гран-при Германии. Помощь "Мерседес" пришла с ... небес

Те, кто по-прежнему считает, что гонки чемпионата Формулы-1 в последнее время стали неинтересными, вряд ли запишут прошедший в это воскресенье на автодроме в Хоккенхайме Гран-при Германии в свой актив. При явном лидерстве машин "Феррари" команда "Мерседес" сумела завоевать первый в почти 70-летней истории Больших призов командный дубль на домашней германской трассе. Победу в гонке одержал стартовавший с 14-го места Льюис Хэмильтон,  вторым на финише был его напарник Вальтерри Боттас.

66-я победа Льюиса Хэмильтона в карьере Формулы-1


Это уже 66-я победа британского чемпиона в его формульной карьере, но первая, которую он одержал, стартовав с 14-го места. До сих пор Льюису не удавалось ни разу финишировать первым, если он стартовал ниже, чем с 6-й позиции. Более того, по итогам интернет-голосования Хэмильтон был признан "Гонщиком дня". Тем самым зрители показали, что они по достоинству расценили прорыв британца из глубины пелотона в лидирующую группу. Понятно, что без помощи дождя, который несколько раз начинался над немецким автодромом, такое стечение обстоятельств было бы вряд ли возможным. Но автогонки тем и отличаются от других спортивных дисциплин, что доля Случая и капризов Фортуны здесь зачастую играют решающую роль.

Кто бы мог подумать?!

Интрига гонки, словно часовая спираль, была странным образом закручена еще в субботу. Во время квалификации из-за отказа гидравлики на машине "Мерседес" Льюис Хэмильтон вынужден был остановить свой болид, не доехав до боксов. С командного мостика инженер сообщил своему подопечному, что он может из-за потери давления в гидравлической системе угробить мотор, если срочно не выключит его. Почти все страны мира, интересующиеся Формулой-1, обошли снимки, на которых британский чемпион пытался дотолкать свой заглохший болид до боксов. Увы, в результате этого инцидента Льюису пришлось смириться лишь с 14-й стартовой позицией. А вот его главный конкурент и на тот момент лидер чемпионата Себастьян Феттель стал по итогам квалификации обладателем поул-позишн.

И если второе место на стартовой решетке Вальттерри Боттаса еще как-то давало надежду на то, что у машин "Мерседес" все же есть хорошая скорость на этой трассе, то вот 3-е место второго пилота итальянской скудерии Кими Райкконнена убеждало в том, что машины "Феррари" в Хоккенхайме все равно будут самыми быстрыми. Так оно, собственно говоря, и вышло.

Болид Льюиса проверяют на соответствие регламенту ФИА

На старте Себастьян Феттель с легкостью оторвался от преследователей и возглавил гонку. Нельзя не отметить, что немец не преминул воспользоваться перед входом в первый поворот своим излюбленным приемом, который по сути дела я лично отношу к разряду "неспортивных". С левой стороны стартового поля Себ сначала традиционно режет траекторию стартующему справа от него со второго места сопернику, а затем резко уходит влево на большой радиус, отсекая тех, кто пытается его в этот момент обойти по внешней траектории.

Когда преимущества в скорости на старте хватает Феттелю, то это двойное изменение траектории не приводит к столкновениям, но стоит немецкому чемпиону чуть-чуть зазеваться на старте, и его действия в стиле "метания зайца из стороны в сторону" легко могут спровоцировать аварию. В этом легко можно убедиться, если просмотреть записи стартов гонок, где Себастьян стартует впереди пелотона.


Феттель в панике

Как уже давно заметили эксперты Формулы-1, Себастьян Феттель, обладая быстрым болидом, способен проводить безукоризненно гонки, если он стартует с первого ряда и с самого начала все идет по его плану. Если же случается какой-то "сбой программы" в виде неожиданного выезда  сэйфети-кара или начинающегося дождя, то Себастьян начинает паниковать и допускает ошибки. Сегодняшний Гран-при - яркое тому подтверждение.

Вплоть до появления первых капель дождя на разогревшемся асфальте автодрома в Хоккенхайме все шло по разработанному в штабе итальянской скудерии сценарию. Феттель уверенно лидировал, следом за ним в неизменном с самого старта порядке ехали Боттас, Райкконнен, Ферстаппен и Магнуссен. Планировавшаяся дистанция в 300 км включала в себя 67 кругов, и по прогнозам итальянских шинников "Пирелли" оптимальной тактикой была гонка с одним пит-стопом.

Боттас прессингует Себастьяна Феттеля

Однако Льюис Хэмильтон слишком уж успешно прорывался с глубины пелотона, обгоняя одну за другой более медленные машины. Когда на 14-м круге британец одолел последнее препятствие перед лидирующей группой в виде Кевина Магнуссена и, обойдя "Хаас" датчанина, оказался уже на 5-м месте, в штабе "Феррари" занервничали.  

В угоду своему лидеру, дабы обезопасить его положение, итальянцы тут же неожиданно позвали на ранний пит-стоп свою вторую машину, за рулем которой безмятежно и без жалоб на износ резины спокойно пилотировал Кими Райкконен. Следует отметить, что основная волна пит-стопов у других команд началась лишь спустя 7 кругов после этого. Даже после легкой заминки у боксов при монтаже заднего левого колеса финскому чемпиону удалось выехать впереди Хэмильтона, и он на свежих покрышках стал потихоньку отрываться от "Мерседес" британца.

Спросите, зачем был нужен такой маневр и такая тактика? Ответ прост: в случае непредвиденных обстоятельств Райкконен должен был служить эдаким "буфером", чтобы обеспечить лидеру команды отсутствие атак со стороны Льюиса. Фактически Кими перевели на тактику, позволяющую ему быть все время впереди Хэмильтона, даже если это и выглядело невыгодным для личного высокого результата самого финна.

Лишь спустя 11 кругов на свой единственный запланированный пит-стоп поехал сам Себастьян Феттель. Но вернуться на трассу впереди своего напарника немецкому чемпиону не удалось. К его удивлению, Кими весьма быстро проехал свой участок на новых покрышках и сумел оказаться впереди Себа.

Боттаса попросили сохранять свою вторую позицию до финиша

В течение долгих пяти кругов Феттель так и не смог подобраться к "Ферарри" напарника на расстояние атаки. Как только он приближался к заветному интервалу в 1 секунду, меньше которого можно было бы задействовать систему подвижного крыла DRS для обгона Кими, как тот увеличивал скорость, легко штампуя один за другим "лучшие круги" гонки. Нервы Себастьяна не выдержали, и он начал просить команду предпринять что-нибудь ему в помощь. Мол, он теряет время, у него перегреваются шины. Это могло означать лишь одно: Феттель просил приказа руководства команды, отданного Кими, чтобы тот пропустил его. Но пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре, командный мостик "Феррари" воздерживался от прямого приказа, дабы не навлечь негативную реакцию болельщиков и журналистов, осуждающих такую практику в гонках. Подобные командные действия редко когда находили положительный отзыв у экспертов и критиков.  

Финскому чемпиону несколько раз повторили, что у него уже изношенные шины. В ответ Кими всякий раз продолжал показывать время "лучшего круга в гонке", а нетерпение Феттеля нарастало все больше. Пытаясь разрядить хоть как-то обстановку, Райкконнен откровенно по радио сказал своему инженеру, чтобы тот перестал придумывать проблемы с шинами и сказал конкретно, что Кими должен сделать. Судя по тому, что за все это время Себ ни разу даже не приблизился на расстояние атаки, финскому чемпиону было не по себе самому принимать решение пропускать напарника, словно он сам выступает в роли "кругового", то есть отстающего на круг. Но и в этом случае командный мостик не решился в открытом эфире прямо заявить: "Пропусти напарника вперед". И тогда финский чемпион демонстративно замедлился и пропустил Феттеля вперед себя. Ситуация вызвала явное неодобрение со стороны журналистов в пресс-центре. К финскому ветерану у всех отношение куда более уважительное, чем к его более именитому и молодому напарнику по команде "Феррари".

За пейс-каром Льюис впервые возглавил гонку

Почти 10 кругов лидер чемпионата возглавлял пелотон, сумев оторваться от преследователей на свежих покрышках  на 5 секунд. И тут неожиданно стал усиливаться моросивший до этого легкий дождик. Часть пилотов бросилась в боксы, чтобы  заранее переобуться в промежуточные или даже дождевые шины. Из лидирующей "пятерки" не выдержали нервы только у Макса Ферстаппена. Он решил рискнуть, и, пропустив вперед себя  Льюиса Хэмильтона, поехал в боксы.

Дождь местами то усиливался, то переставал. Начавшаяся суматоха, словно игра в чехарду, меняла очередность участников в пелотоне. А Феттель, Райкконнен, Боттас и Хэмильтон неизменно ехали впереди на сликах. Другие пилоты стали ошибаться. Развернуло "Заубер" Шарля Леклера, проехался по гравию на своем "Торо Россо" Пьер  Гасли, вылетел с трассы "Форс Индия" Серхио Перес. Получалась странная ситуация: одни не могли удержать на сухом участке трассы свой болид на дождевых шинах, других разворачивало из-за сликов на мокром участке асфальта. В этой неразберихе, которая творилась в группе "круговых", отчаянно сражающихся за места в конце первой "десятки", Кими Райкконнен чуть было не потерял на траектории свой "Феррари", уходя от столкновения с соперниками. А ведь по идее они должны были его пропускать, следуя обязательному требованию "синих флагов".

Ситуацией воспользовался Вальттерри Боттас, и, обогнав своего земляка-чемпиона, пилот "Мерседес" бросился догонять лидера. Себастьян Феттель, почувствовав приближающуюся опасность, тоже решил ускориться. Он же понимал, что Боттас - это не Райкконнен, и приказать ему не атаковать соперника никто не сможет. Именно под воздействием прессинга пилот "Феррари" на участке стадиона, где трасса проходит под самыми трибунами рядом с паддоком, стал жертвой мокрого асфальта. Не удержав свою машину  на траектории, Себастьян не справился с управлением и, выехав в гравийную зону безопасности, ударился болидом об отбойники. Машина пострадала не сильно, но вернуться в гонку у Себа уже возможности не было.    
 
Пан или пропал...

Выехавший на трассу автомобиль безопасности подтолкнул новую лидирующую пару - финнов Боттаса и Райкконнена - к идее сменить шины. Причем возле боксов "Мерседес" Вальттерри механики ждали с промежуточными покрышками. Но командный мостик тут же принял решение поставить на машину Боттаса "слики". Было забавно смотреть, как механики бегут обратно в боксы и меняют один комплект покрышек на другой. А их подопечный в то время уже стоит, поднятый на домкратах в ожидании.

Кими Райкконнен был на финише третьим

Фактически Льюис должен был заезжать следом за напарником, чтобы также переобуваться на промежуточные шины. И в последний момент, когда было внезапно принято решение поставить Боттасу "слики", инженер успел прокричать Хэмильтону по радио, чтобы тот не заезжал на пит-лейн. Льюис едва успел вернуться на трассу. Правда, для этого ему пришлось уж проехаться по траве и пересечь сплошную линию, ограничивающую траекторию заезда на пит-лейн. Согласно регламенту, это было нарушением. И после гонки стюарды вызвали к себе победителя, чтобы провести разбирательство. В случае штрафа Льюис оказался бы на втором месте, так как к его времени добавили бы 5 секунд. Судьи решили ограничиться предупреждением, посчитав в качестве смягчающих обстоятельств 3 элемента: команда и гонщик признали ошибку и факт недопонимания внутри команды, связанный с принятием решения о заезде в боксы; нарушение было сделано в режиме машины безопасности; не было опасности другим участникам, и сам маневр был проведен в безопасной манере.

Оказавшись в результате отказа от смены покрышек в лидерах гонки (состояние тех, которые стояли в тот момент на "Мерседес" Льюиса, было еще вполне приличным), Льюис возглавил пелотон в режиме пейс-кара.

Приказ или призыв к благоразумию?

За 10 кругов до финиша машина безопасности покинула трассу, и гонка возобновилась. Если во время ре-старта Льюису еще удалось сохранить свою позицию, то вот в последующих поворотах он стал явной мишенью для своего напарника. Едва не обойдя британца в шпильке, Вальттерри яростно бросился в атаку на Хэмильтона как раз в том месте, где за несколько минут до этого "соскользнули" с мокрого асфальта колеса "Феррари" Феттеля. Льюису вновь удалось отстоять свое место, но тут вмешался Тото Вольф. "Вальттерри, пожалуйста, сохраняй свою позицию". Эта просьба остудила пыл "горячего финского парня", которому буквально накануне объявили о продлении контракта с командой "Мерседес" еще на один сезон. В таком неизменном порядке Льюис, Вальттерри, Кими и доехали на "сликах" до финиша.

А ливень начался сразу же, как только пилоты пересекли линию клетчатого флага. Льюис Хэмильтон в своем интервью прямо на финише признался, что он до конца не верил чуду, которое сегодня произошло. Хотя перед гонкой он молился, чтобы все сложилось удачно, он и представить себе не мог возможность такого успеха.

Плотная борьба первого поворота

На подиум принимать поздравления с первым в истории Формулы-1 дублем команды "Мерседес" на домашней германской трассе поднялся даже сам 65-летний глава концерна "Мерседес-Бенц" Дитер Цетше.

Ситуация с командными приказами в "Феррари" и "Мерседес" на автодроме в Хоккенхайме вызвала неоднозначные суждения и оценки. Хотя официально такие приказы уже несколько лет не запрещены, факт их использования всегда вызывает нарекания. Но давайте постараемся быть объективными. Ситуация в обоих случаях сильно разнится.
Во-первых, в "Феррари" откровенно сказали Кими пропустить Феттеля, а в "Мерседес" попросили Боттаса со словом "пожалуйста" оставаться на своем месте. Это не одно и то же. Во вторых, Боттас сначала предпринял попытку на мокром асфальте обойти напарника после ре-старта, и только когда у него эта попытка не получилась, его "попросили" сохранять позиции.  При этом было видно, что болиды скользят в нескольких поворотах, а тем более Феттель уже  слетел в этом месте с трассы из-за мокрого асфальта. Надо совсем не думать о призовых деньгах за Кубок конструкторов, чтобы в такой ситуации позволить гонщикам одной команды рисковать.

Остальная часть пелотона

Не менее красочным мог оказаться и прорыв еще одного участника команд лидирующей группы - Даниеля Риккиардо. Наказанный за сверхплановую смену элементов силовой установки, гонщик "Ред Булл" стартовал с последнего ряда. Когда на середине дистанции австралиец был уже в зачетной десятке, у него неожиданно отказал мотор.

Его же напарник как стартовал 4-м, так и финишировал на том месте, хотя ему и пришлось рискнуть переобуться в дождевые шины. Запас, с которым голландец ехал в отрыве от преследователей, позволял совершать такие маневры без потери позиций. Разве что мы лишились возможности посмотреть на возможную дуэль Макса с Льюисом.

Лучшим из так называемой "второй лиги" в Хоккенхайме оказался Нико Хюлькенберг. Ему удалось сохранить хладнокровие и не поддаться общему ажиотажу по угадыванию типа покрышек. Нико в точности действовал так, как это делали в лидирующей "тройке", таким образом сумев свою 7-ю стартовую позицию превратить в 5-й на финише результат. Пилот "Рено" оставил позади себя и гонщиков "Хаас", стартовавших перед ним, и дуэт "Форс Индия", которые дружно финишировали на 7-м и 8-м местах.

Замкнули зачетную "десятку" Маркус Эриксон и Брендон Хартли, которые сумели удачнее поиграть в "дождевую лотерею", чем их более успешные по итогам личного зачета напарники.

Следующая гонка, последняя перед летними каникулами, пройдет ровно через неделю на венгерской трассе Хунгарроринг. И судя по тому, как синоптики упорно обещают на ближайшие дни сплошные дожди в районе Будапешта, Гран-при Венгрии Формулы-1 обещает нам подарить еще один весьма интересный гоночный уик-энд.

Фото автора
  
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter