Формула-1. Гран-при Германии — «Хонда» и «Феррари» лучше «Мерседес»?

Этот вопрос еще накануне мог показаться провокационным или даже не имеющим смысла. Но то, что произошло во время гонки Формулы-1 в рамках нынешнего Гран-при Германии, дает право на жизнь именно такой постановке этого вопроса. На подиум немецкого автодрома для награждения и получения победных кубков поднялись Макс Ферстаппен («Ред Булл Хонда»), Себастьян Феттель («Феррари») и Даниил Квят («Торо Россо Хонда»).

Для Льюиса в этот раз борьба с дождем завершилась всего 2 очами

Что же касается действующих чемпионов и лидеров чемпионата как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов, Льюиса Хэмилтона и команды «Мерседес» , то они даже не попали в первую «десятку». Таким образом, празднование 125-летия участия «Мерседес» в автогонках, с большим апломбом прошедшее во время гоночного уик-энда в Хоккенхайме, лишний раз подтвердило хорошую народную мудрость: «Делу — время, потехе — час».

Сразу отметим, причиной непредсказуемости сюжета этой гонки, явились погодные условия. Обещания синоптиков сбылись, и непрекращающийся дождь вынудил опробовать в истории нынешнего регламента систему старта с места на мокром асфальте после ухода «машины безопасности» на прогревочном круге. Отметим, что это первая дождевая гонка в этом сезоне. И у всех еще свежи воспоминания о драматических для «Феррари» событиях прошлогоднего дождевого Гран-при Германии на этом же автодроме. Тогда лидировавший в гонке Себастьян Феттель без атак преследователей самостоятельно совершил ошибку пилотирования и разбил свой болид об отбойники.

 Поведение нынешних покрышек, претерпевших изменения в начале сезона согласно обновлениям регламента, практически для всех команд было сродни «кота в мешке». Лишь пилоты «Ред Булл» и «Торо Россо» отчасти имели определенный опыт пилотирования на этих колесах, учитывая их добровольное участие в шинных тестах «Пирелли». Но и то, программа этих тестов имела определенные ограничения в плане информативности для участников. Поэтому даже пилоты вышеназванных команд не могли утверждать, что знают, как себя будут вести новые покрышки в дождь.

 Как оказалось, именно неумение гонщиков справляться со слабой предсказуемостью поведения данных шин, как сликов, так и «промежуточных», обеспечило зрелищность этого Гран-при. Недаром же по ее итогам, эта гонка уже была названа одной из самых интересных и событийных за последние несколько лет.

 Многообещающее начало

Результаты субботней квалификации были весьма обнадеживающими для лидеров чемпионата. Поул-позишн Льюиса Хэмилтона, и 3-е место его напарника Вальттерри Боттаса можно было бы считать почти идеальным вариантом для начала гонки. Лишь присутствие на первом ряду Макса Ферстаппена, в обиходе получившего за свои не всегда спортивные маневры как на трассе, так и вне ее прозвище «голландский хулиган» , могло еще как-то беспокоить пилотов команды «Мерседес». Но уже первые мгновения после старта решили эту проблему. Пробуксовав на более влажной стороне трассы, гонщик «Ред Булл» потерял пару позиций, и в дальнейшем спокойному пилотированию напарников немецкой «конюшни», возглавившим пелотон, он уже не мешал.

Но главное, что после провальной квалификации Шарль Леклер и Себастьян Феттель на своих «Феррари» стартовали соответственно с 10-й и 20-й позиций. И наличие у них на пути к подиуму Макса Ферстаппена даже при всех превосходных качествах итальянских моторов, казалось, должно было гарантировать лидерам относительное спокойствие. Ведь неуступчивость голландца всем известна, и буквально на прошлой гонке в Австрии немецкий чемпион уже имел горький опыт столкновения с Максом при попытке обгона.

За высоким забором секретности Феррари

В общем, для спонсоров этого Гран-при, праздновавших свою годовщину дебюта участия в автомобильных соревнованиях, нынешняя гонка должна была быть многообещающей.

Собственно говоря, так оно поначалу и было. И хотя, начиная со второго круга, когда развернуло на скользком асфальте машину «Рэйсинг Поинт» Серхио Переса, и выехал сэйфти-кар, началась чехарда перестановок, спокойствие и иерархия в первой тройке сохранялись.

Условия на трассе менялись, дождь то усиливался , то переставал, команды лихорадочно то неожиданно зазывали пилотов в боксы на смену шин, то напротив просили их оставаться на трассе, несмотря на ухудшающиеся условия.

К окончанию первой трети дистанции пелотон потерял троих участников. К Серхио Пересу, дававшему уже интервью журналистам в паддоке, присоединились еще и Даниель Риккиардо с Ландо Норрисом. На их болидах «Рено» и «МакЛрен» поочередно отказали французские моторы «Рено».

Ошибка Леклера

Первый переход на «слики», едва лишь асфальт стал чуточку подсыхать, был лакмусовой бумажкой для того, чтобы понять: кто из гонщиков посмелее, и так ли уж условия трассы позволяют отказаться от покрышек «с канавками»?

Макс Ферстаппен был в первой группе «смельчаков», которые на 26-м круге перешли на «слики». И голландец едва не завершил досрочно свою гонку. Машину занесло, развернуло, и гонщик «Ред Булл» лишь в самый последний момент сумел вернуться на траекторию, чтобы продолжить гонку.

Кругом спустя на рискованный демарш с шинами решилась и лидирующая группа, где к тому времени в непосредственной близости от Льюиса Хэмилтона оказался и Шарль Леклер.

Едва они вернулись на трассу, как начавший было моросить дождик резко усилился. И первым осознал на своем горьком опыте ошибку в решении сменить шины дебютант «Феррари». Не удержав свой красный болид на траектории в последнем повороте, Шарль Леклер вылетел на скользкую зону безопасности, а затем по гравию в отбойники. И вместо того, чтобы реально финишировать на подиуме, или даже победить в Гран-при, гонщик из Монако лишь вынужден был извиняться перед командой за свою ошибку.

А ведь учитывая, насколько сильно выглядели машины итальянской скудерии на свободных заездах, и как удачно сложилась первая треть гонки, позволившая монегаску с 10-го места пробиться на второе, шансы его на успех были весьма высоки.

 Ошибка Льюиса

И тут, словно «заразившись» эпидемией «пилотских ошибок», стали допускать огрехи в пилотировании почти все гонщики. С той лишь разницей, что кому-то удавалось отловить затем свою машину и избежать столкновения с отбойниками, как, например, Кими Райкконену и Максу Ферстаппену. Финский чемпион проехался в точности по тому же месту, что и Шарль Леклер, но только успел без касания о старые шины, прикрытые рекламным щитом «Мерседес», вернуться в гонку. Голландец и вовсе продемонстрировал пируэт полного разворота, остановившись у самого края гравийной ловушки. И также смог продолжить гонку.

А вот Льюис Хэмилтон все же зацепил передним крылом отбойники, и британцу пришлось в срочном порядке отправляться на устранение повреждения в боксы. Место вылета было непосредственно напротив въезда на пит-лейн, и Льюис решил этим сразу же воспользоваться. Правда, проехал он не перед ограничительным столбиком, а после него, заработав штраф, который пришлось затем отбывать в самый неподходящий момент. При активации через несколько кругов очередного режима «машины безопасности» все бросились на очередную смену шин. И в этих условиях 5 дополнительных секунд штрафа отбросили британского чемпиона в хвост поредевшего к тому времени пелотона.

Почему в хвост? Да, потому что когда Льюис после «поцелуя с отбойниками» приехал к своим боксам, то понял, что его там совсем не ждали. Почти минута понадобилась механикам «Мерседес», чтобы поменять неподготовленный носовой обтекатель. В итоге Хэмилтон лишился последней надежды даже на то, чтобы заработать хоть какие-то очки.

Финиш на 11-й строчке после старта с поула — что может быть драматичнее для действующего чемпиона и нынешнего лидера чемпионата. Единственное, что могло порадовать еще как-то Льюиса, и то не без доли сарказма, так это сход его напарника Вальттерри Боттаса. Фактически на противостояние с финским кандидатом на звание чемпиона результаты гонки никак не повлияли.

Вальттерри совершает ошибку дебютанта

За 15 кругов до финиша, когда было уже понятно, что Льюис выбыл из борьбы за подиум и вряд ли даже вообще заработает в этот день очки, Боттас принялся прессинговать впереди идущих соперников, чтобы пробиться на подиум. Задача казалась вполне выполнимой, тем более что перед ним вслед за лидирующим Максом Ферстаппеном ехали, казалось бы, аутсайдеры. Финский гонщик стал готовить атаку на «Торо Россо» Даниила Квята, который в свою очередь преследовал «Рэйсинг Поинт» Лэнса Стролла. Россиянин и канадец по счастливой для них случайности неожиданно оказались в числе претендентов на почетный ритуал распития подиумного шампанского. Точнее сказать, они вместе со своими командными мостиками наиболее удачно выбрали момент перехода на слики. А Квят к тому же сделал это после того, как чуть дольше, чем остальные, продержался на промежуточных шинах. В итоге, имея за плечами на одну остановку меньше в боксах, чем его соперники, Даня смог прорваться в лидирующую тройку с 19-й позиции, где он оказался после не очень удачного старта с влажной стороны трассы.

Прессинг со стороны Боттаса не помешал Квяту пройти более медленную машину Лэнса Стролла. А вот когда настал черед атаки для Боттаса, то несмотря на преимущество болида «Мерседес» Вальттерри повторить маневр россиянина не сумел.

Несколько кругов финский гонщик безуспешно пытался атаковать канадца, чтобы обеспечить себе место на подиуме. Но за 7 кругов до финиша Боттас, чуть потеряв концентрацию, наехал в конце стартовой прямой левым передним колесом на поребрик, в ложбинках которого оставались еще следы от дождя. И его «Мерседес», потеряв сцепление с трассой, вылетел в отбойники, закончив там свой неудачный поход за подиумным кубком.

Прорыв Феттеля  

Прорыв Феттеля с 20 на 2-е место должен положить конец претензиям со стороны его критиков

То, что не удалось Валттерри Боттасу, затем весьма успешно совершил Себастьян Феттель. Когда после прорыва с последнего места стартовой решетки немецкий чемпион оказался в непосредственной близости к заветному подиуму, его не нужно было уговаривать на атаку.

Едва машина безопасности, обеспечивающая эвакуацию поврежденного болида «Мерседес», уехала на пит-лейн, Себастьян начал свое «восхождение к звездам». Он поочередно обогнал Сайнса, Стролла и на последних кругах Квята, в итоге финишировав вторым.

По всей видимости, даже в самом своем лучшем сне, которые часто видят пилоты перед гонкой, он не мог бы представить себе подобный результат. С учетом «баранки» Льюиса и Вальттерри, Феттель разом отыграл 18 очков отставания от лидеров чемпионата.

Когда утром шел дождь, Макс себе и представить не мог, что выиграет эту сумасшедшую гонку

Вот только зрители, хотя и яростно апплодировали гонщику «Феррари» на подиуме, все же в голосовании за звание «Гонщика дня» отдали свое предпочтение не Себастьяну, а Максу Ферстаппену. И это, по правде сказать, вызвало у меня определенные сомнения в объективности данного процесса. Скорее всего, пару десятков тысяч голландских болельщиков, исправно посещающих европейские этапы, больше других были мотивированы поддержать своего земляка. Добавим известную приверженность голландцев к разного рода гаджетам, с которыми они не расстаются ни на минуту в своей повседневной жизни, и становится понятным такой исход интернет-голосования.

Даня и Келли обменялись «подарками»

Франц Тост и корресондент _СБ_ верят в успех Квята

О том, что Келли Пике, с которой у Даниила Квята уже несколько лет близкие отношения, именно в ночь накануне Гран-при Германии подарила своему возлюбленному дочь, мы знали еще до начала гонки. Сам российский гонщик объявил это во услышание на автодроме, когда давал традиционное интервью победителей этапа под подиумом. Поэтому 3-е место, которое официально “подарил” Квят команде “Торо Россо”, неофициально наверняка был подарком россиянина своей любимой женщине.

Надо отметить, что для итальянской скудерии это всего второй подиум за всю ее историю существования. В прошлый раз это была победа тогда еще юного Себастьяна Феттеля на дождевом Гран-при в Монце в далеком 2008-м году. Именно в тот год, “Торо Россо” опередила свою старшую сестру “Ред булл” по итогам сезона. И Феттель перешел затем туда, чтобы с 2010 по 2013-й годы завоевать для главной “конюшни” Дитера Матешица 4 чемпионских титула.

В личном зачете благодаря этому успеху Даня Квят переместился сразу на 9-е место. С учетом того, что Пьер Гасли в очередной раз оставил недовольными своими действиями руководство “Ред Булл”, сровоцировав стокновение с Алексом Элбоном, шансы россиянина поменять команду уже в этом сезоне сильно возросли.

Двойная радость у Дани Квята — рождение дочери и подиум

 Пост-скриптум

Уже когда материал был написан, стало известно следующее: команда “Альфа Ромео Заубер”, весьма неплохо показавшая себя по ходу этого Гран-при и дружно финишировавшая на 7-м и 8-м местах, была оштрафована.

Стюарды посчитали, что команда перед стартом вмешалась в настройки сцепления, поскольку инженеры инструктировали гонщиков, сообщая им техническую информацию, а это запрещено. В итоге был выписан так называемый 10-секундный штраф «стоп энд гоу», который предусматривал заезд на пит-стоп и отбывание там указанного времени напротив боксов своих команд. Но поскольку гонка уже закончилась, то ко времени наказанных пилотов в итоговом протоколе гонки чисто математически было добавлено время в размере 30 секунд .

В итоге, Кими Райкконнен и Антонио Джовинацци откатились на 12-ю и 13-ю позиции. Таким образом, Льюис Хэмилтон переместился на 9-е место, заработав все же 2 очка, а не «баранку». А на 10-е место, честно заработав свое первое в этом сезоне очко, переместился ветеран «Уильямс» Роберт Кубица.

Льюиса на награждении и пресс-конференции мы в этот раз не увидели

Следующая гонка состоится ровно через неделю на автодроме Хунгарроринга в рамках Гран-при Венгрии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter