И снова у Франции есть Поль Рикар

Формула-1. Гран-при Франции

После десятилетнего отсутствия в календаре чемпионата гонок Формула-1 Гран-при Франции вновь вернулся. Правда, не на Маньи-Кур, откуда Большие Призы ушли после сезона 2008 года, и куда местные власти провели для удобства болельщиков и команд автостраду из Парижа. А в небольшое местечко Ле Кастеле, затерявшееся во французских горах недалеко от всемирно известного Лазурного Берега. Настолько затерявшегося, что подъезды к нему по горным серпантинам, по узким дорогам департаментального значения стали самой главной проблемой для команд и нескольких десятков тысяч болельщиков, решивших посетить Гран-при Франции в прошедший уик-энд.

 

Почти весь Гран-при Льюис уверенно контролировал гонку с позиции лидера 

Несмотря на большинство пессимистичных прогнозов, предсказывающих отсутствие обгонов на этом автодроме, и скучный характер французского этапа, гонка получилась вполне достойной для нового дебюта "старого" автодрома. В немалой степени помогли это сделать французские пилоты, для которых выступление на домашнем гран-при – это лучший способ показать себя перед соотечественниками. И все же главным виновником основной интриги гонки следует признать Себастьяна Феттеля, получившего в результате интернет-голосования звание "Гонщик дня". Немецкий чемпион настолько активно старался показать себя перед болельщиками "Феррари" и съехавшимися со всего богатого региона средиземноморского побережья поклонниками Формулы-1, что вполне мог быть еще награжден и званием "Антигерой дня", если бы таковое присуждалось. Ведь всего за каких-то 5 первых кругов Феттель умудрился трижды попасть в созданные им аварийные ситуации, две из которых закончились разворотами соперников на трассе.

 

Немецкий таран или "французский поцелуй"

 

Льюис Хэмильтон и Вальттерри Боттас отлично стартовали с первого ряда и в первый поворот дружно вошли, не мешая друг другу. Стартовавший третьим Себастьян Феттель пытался было опередить финского гонщика, но обновленные моторы, которые команда "Мерседес" привезла на французский этап, не позволили пилоту "Феррари" завершить этот маневр. Более того, пропустив оптимальную точку торможения при данном расположении машин соперников, Феттель не успел избежать столкновения и откровенно врезался в заднее левое колесо болида Боттаса.

 Авария в первом повороте с участием Боттаса и Феттеля

Сломав себе переднее крыло, проколов шину сопернику и отправив того в "разворот", Себастьян создал очень опасную ситуацию на трассе. Боттасу сильно повезло, что половина пелотона пронеслась мимо него, избежав лобового удара в остановившуюся машину. 


Стюарды тут же взяли в рассмотрение данный эпизод и, к нашему большому изумлению, вынесли весьма щадящий вердикт виновнику аварии: 5 секунд добавленного времени и 2 штрафных очка в дисциплинарную копилку гонщика. То, что в исполнении других гонщиков обязательно интерпретировалось бы как грубое нарушение, в варианте с Феттелем, по оценке судей, было почти на грани гоночного инцидента. Недаром же в пресс-центре сразу же появилась язвительная шутка: то, что для русских называется "тараном", для Феттеля всего лишь "французский поцелуй".


Пожалуй, более яркого образца применения двойных стандартов нельзя было бы и придумать. Ни в Баку, когда Даня Квят врезался в первом повороте в корму "Феррари" Феттеля два года назад, ни в этом году в Баку, когда Сергей Сироткин подтолкнул "Форс Индия" Серхио Переса, никто иначе, как тараном, маневры российских пилотов не называл. И наказания пилоты получали по всей строгости. Тот же Сироткин был наказан 10-секундным "стоп-&-гоу", штрафными баллами и потерей 3 мест на старте следующей гонки. И, заметим, что при этом Серхио Перес умудрился не только продолжить гонку, но и приехать в Баку на подиум.


А вот маневр Феттеля на французской трассе, едва не стоивший Боттасу столкновения с другими болидами, стюарды посчитали самым безобидным. Ведь меньше, чем 5 секунд добавленного времени без обязательного посещения пит-лейна – это самое минимальное наказание, которое можно было бы придумать в данной ситуации. Оно выглядело, как насмешка над остальными гонщиками. Почему и возник этот двусмысленный журналистский намек в виде "французского поцелуя". 


Кстати сказать, тому же Сергею Сироткину здесь, на Пол-Рикаре, стюарды вынесли аналогичное, как и у Себастьяна, 5-секундное наказание с 2 штрафными баллами за "слишком медленное пилотирование позади машины безопасности". Вот уж с чем можно не согласиться, так это с такой интерпретацией событий. Причем в этот момент Сироткин находился почти в самом хвосте пелотона, где за ним следовали лишь Алонсо, Феттель и Боттас. Видно, по мнению судей, российский гонщик своими действиями слишком уж мешал прорыву именитых личностей в лидирующую группу. Будь на их месте другие, менее известные гонщики, никто бы и не обратил внимание на то, как пилот едет в режиме "пейс-кара". Заметьте, именно в режиме "машины безопасности", которая для того и выпускается на трассу, чтобы снизить скорость, а не увеличивать ее. 



Дуэль "активистов"


Судя по тому, что происходило на стартовой прямой после того, как погасли огни светофора, отправившие пилотов в гонку, самыми "активными" были на старте Гран-при Франции Себастьян Феттель и Роман Грожан. Но если немецкий гонщик слишком агрессивно атаковал впереди идущую машину, то француз своими опасными маневрами спровоцировал столкновение с идущим чуть позади него соотечественником. "Форс Индия" Эстебана Окона получила удар от "Хаас" Грожана еще до первого поворота, за что Роман был наказан аналогично, как Феттель и Сироткин. 


Чуть позже, в связке второго и третьего поворотов, Грожан и Феттель "встретились" своими болидами. Со сломанным передним обтекателем "Феррари" немца теряла скорость, пропуская соперников, а "Хаас" француза продолжала прорываться вперед, грубо "расталкивая локтями и ногами" соперников. Инцидент этих двух "активистов" остался почти незамеченным, и лишь при повторных просмотрах и детальном изучении ситуации стало очевидным, насколько Грожан и Феттель вели себя "по-хулигански". Отчасти именно действия Грожана привели к еще одной аварии в той самой связке третьего и четвертого поворотов.


Домашние стены не помогли


Эстебан Окон на себе испытал на автодроме Поль Рикар, что домашние стены явно не хотели ему в этот день помогать. Если после удара со стороны "Хаас" Грожана непосредственно на стартовой прямой ему удалось еще как-то оправиться, пусть и ценой потери позиций, то вот после удара "Торо Россо" Окону пришлось запарковать свою разбитую "Форс Индию" уже на обочине. 

Пьер Гасли напрасно хотел доказать, что его домашняя трасса позволяет обгонять

Пьер Гасли в своих комментариях перед гонкой амбициозно утверждал, что он сможет доказать возможность обгонов на этом автодроме. Увы, уже во второй связке поворотов француз не рассчитал свою траекторию и на торможении въехал в кормовую часть болида "Форс Индия", за рулем которого был его соотечественник Эстебан Окон. Оба пилота вынуждены были сойти с дистанции на виду у болельщиков, переполнивших трибуны в этом, по прогнозам, самом интересном месте трассы.


В целом выступление французских гонщиков на своем домашнем Гран-при можно смело назвать провальным. Ни одному из них не удалось набрать ни одного очка. И, как уже отмечалось выше, Гасли и Окон вовсе закончили гонку, не пройдя и половины стартового круга.  


Конечно, Шарль Леклер, которого французские болельщики признают своим, порадовал публику, проведя одну из лучших гонок в своей дебютной карьере, но справедливости ради надо отметить, что он все же – монегаск, а не француз. В этом плане главным его почитателем и болельщиком следовало бы назвать принца Монако Альберта II, присутствие которого вместе с супругой на этом Гран-при не прошло незаметным для фотокамер СМИ. Заработанное Леклером очередное очко добавило баллов в будущие перспективы монегаска по смене его нынешнего тихохода "Заубер" на более достойную гоночную технику.


"Незамеченное" хамство или снова геройство?


Авария французов вынудила Чарли Уайтинга выпустить на трассу машину безопасности для обеспечения эвакуации разбитых поврежденных машин. Это позволило Феттелю и Боттасу догнать пелотон после их незапланированного обслуживания в боксах. На "Феррари" заменили носовой обтекатель, а на "Мерседес", доехавшем с проколотым задним левым колесом до боксов, поменяли колеса.   


После объявления ре-старта произошел еще один инцидент с участием "героя дня" Себастьна Феттеля , совершенно почему-то выпавший из внимания стюардов. При обгоне "МакЛарен" Фернандо Алонсо немецкий чемпион явно поступил не по-чемпионски по отношению к более медленному болиду испанского чемпиона. Спеша побыстрее нагнать лидеров, Феттель на своем "Феррари" не стал дожидаться длинной прямой, а решил провести обгон прямо в связке третьего и четвертого поворотов. Итальянский болид грубо ударил задними колесами по левому переднему колесу "МакЛарен", отправив испанца в разворот.


Судьи предпочли даже не принимать в рассмотрение этот инцидент, подчеркнув тем самым в очередной раз "двойные стандарты", существующие для тех, кто борется за титул, и для тех, кто далек от этой борьбы. 


Возмущения испанца были услышаны лишь журналистами, которые, увы, решения о наказании не принимают.


Льюис – заслуженный победитель


Во всей суматохе стартовых коллизий спокойнее всего себя чувствовал, наверное, Льюис Хэмильтон. Получив перед гонкой обновленный двигатель, лидер команды “Мерседес” и действующий чемпион приобрел ту уверенность, которой ему так не хватало по ходу предыдущих гонок. Уверенная “поул-позишн”, такой же отличный старт и последующее лидирование по ходу всей гонки привели к логичному завершению воскресных событий для Льюиса: он стал первым победителем обновленного Гран-при Франции. Это 75-я победа британца в карьере Формлы-1. А с учетом всего лишь 5-го места своего основного конкурента в борьбе за чемпионский титул, британец вновь возглавил личный зачет, опережая теперь Феттеля на 14 очков.

В гонке лидировали пейс-кар и Льюис Хэмильтон

Макс умеет пилотировать


В этом мы никогда и не сомневались, особенно когда не требуется пробиваться вперед и бороться за “место под солнцем”. Удачно избежав столкновения в первом повороте, Макс Ферстаппен вырвался на второе место, а затем в гордом одиночестве проехал всю дистанцию, не имея необходимости кого-то обгонять. Настичь Льюиса у “Ред Булл” голландца не было возможности, и ему оставалось лишь спокойно пилотировать на этой хорошо известной всем пилотам Формулы-1 тестовой трассе. 


То, что Максу очень повезло на старте, это очевидно. Но не будем преуменьшать и некторую хитрость, к которой голландец прибег, воспользовавшись случаем. При внимательном рассмотрении траекторий лидирующей группы в первые секунды после старта становится понятно, что Ферстаппен заранее планировал для себя “пути отхода”. И как только болид Боттаса вошел в первый поворот, голландец направил свою машину напрямик, срезая трассу. С учетом того, что это тестовый автодром, на нем практически нет поребриков, и это позволило многим пилотам срезать дистанцию на первом круге. На бриффинге пилотов руководство гонки предупредило, что такие срезки будут наказываться по ходу гонки, а вот на стартовом круге к этим наказаниям , как правило, стараются не прибегать.


Этим и воспользовался Макс Ферстаппен, как впрочем и несколько других гонщиков. Если бы в этом месте были поребрики, то нарушителям пришлось бы следовать заданному курсу или жертвовать состоянием болидов. А так получилось, что самые хитрые оказались в выигрыше. Именно поэтому Макс Ферстаппен так легко оказался вторым, а Карлос Сайнс сразу же пробился с 7-го места на 3-е, опередив, помимо пострадавших Феттеля и Боттаса, еще и Райкконнена, и Риккиардо.

Избежав аварии в первом повороте, Макс Ферстаппен уверенно финишировал вторым

На недопустимость такой вольной интерпретации правил обратил внимание Фернандо Алонсо. Испанский чемпион высказал откровенно свое недовольство руководством гонки по этому поводу, приведя себя в пример. Фернандо, соблюдая правила, оставался в пределах трассы, и потому ему пришлось откатиться в самый хвост пелотона. Но голос испанца не был услышан стюардами, хотя Алонсо об этом говорил и по рации во время гонки, и затем уже в подробных комментариях после нее. И, разумеется, в словах испанского чемпиона есть большая доля правды.


Остается лишь надеяться, что в будущем году идею с монтажом временных поребриков все же реализуют, сделав гонку более интересной и … справедливой. 

  

Подиум и лидеры


Уже на 20-м (из 53-м) круге пройденной дистанции Себастьян Феттель вплотную подобрался к лидирующей группе и даже обошел Кими Райкконнена, когда тот отправился на свой единственный запланированный пит-стоп. Вернувшись на трассу на свежих покрышках, финский чемпион довольно быстро настиг своего немецкого напарника. Но оказалось, что Феттель вовсе не собирается его пропускать. Отдадим должное Кими, он не стал дожидаться указаний из боксов, а просто через пару кругов провел красивую атаку и обошел Феттеля под аплодисменты публики на трибунах и гул одобрения журналистов в пресс-центре. Это была борьба за 4-ю позицию, поскольку в лидирующей тройке был еще и Даниель Риккиардо. Под самый занавес Райкконнен тряхнул, как говорится, стариной. Он совершил еще и обгон австралийца. Как потом оказалось, у "Ред Булл" Риккиардо на тот момент было слегка повреждено переднее крыло, из-за этого он и не смог оказать достойное сопротивление сопернику.

Обогнав нескольких соперников, Кими финишировал на подиуме 

В итоге шампанским на подиуме обливались Льюис, Макс и Кими. А следом за ними финишировали Риккиардо и Феттель. Лучшим их группы "середнячков" оказался на этот раз Кевин Магнуссен. Датчанину удалось гораздо чище провести свою гонку, чем его французскому напарнику Роману Грожану, оставшемуся за пределами первой "десятки". А Вальттерри Боттас, имея повреждение днища на своем болиде после разворота в первом повороте, сумел финишировать лишь на 7-м месте.


Относительным успехом можно назвать выступление команды "Рено", пилоты которой заняли соответственно 8-е и 9-е места. Карлос Сайнс мог финишировать и 6-м, если бы не потеря мощности его двигателя, вынудившая испанца уступить свою высокую позицию поочередно сначала Кевину Магнуссену, а затем и Вальттерри Боттасу.

Засада для французских болельщиков


Вы могли бы себе представить ситуацию, когда, купив билет на очень важный для вас матч чемпионата мира по футболу, вы вдруг не смогли бы попасть на стадион из-за пробок, в которых вы простояли все время матча с такими же друзьями по несчастью, как вы? Вряд ли. Хотя теоретически такое могло бы случиться. А вот французские фанаты автоспорта испытали на себе такие превратности судьбы, пытаясь получить удовольствие от посещения нынешнего Гран-при Франции чемпионата Формулы-1.


Если в четверг вопросы с пробками еще как-то решались, то в пятницу для желающих приехать на автодром Поль Рикар наступил настоящий коллапс. Последние 8 км перед трассой транспортный поток откровенно "стоял". 3-4 часа ожидания публики вынудили руководство автодрома констатировать неутешительный факт: во время свободных заездов Формулы-1 трибуны были почти пустыми.


Что касается журналистов и участников команд, то здесь были свои привилегии. Но они касались лишь тех, кто скорее интуитивно, чем со знанием дела (первая полезная информация появилась лишь на основании собственного опыта и "сарафанного радио") поехал по связке закрытых в тот день для общего пользования дорог D2 и D3. Мы были в их числе. Поэтому для нас приезд на трассу в первый день гоночного уикэнда был на удивление быстрым. 26 км от апартаментов, которые мы снимали недалеко от пляжей г. Кассис, мы утром ехали не более получаса. Даже в воскресенье в 10.30, когда был самый активный поток прибывающих на автодром, наш путь на паркинг прессы занял все те же 30 минут. 


А вот отъезд с трассы в субботу после того, как результаты квалификации легли в основу моего репортажа с места событий и были отправлены в редакцию, был настоящим испытанием. Представьте себе, что 700 метров от паркинга до выезда с автодрома для нас заняли 1 час 15 минут. Было твердое убеждение, что кто-то специально блокировал выезд людей с трассы. Оставались непонятными лишь цели этого странной формы саботажа. И лишь когда по главной дороге вдоль автодрома пронеслись с мигалками несколько полицейских машин, сопровождающих какую-то важную особу, движение было тотчас же открыто. И потом уже полицейские подгоняли своими жестами уезжающие машины, чтобы побыстрее освободить автодром. По некоторым подсчетам, на паркингах внутри трассы оставались еще заблокированными несколько тысяч машин.


Забавным было еще одно сделанное нами наблюдение: на одном из участков идущей вдоль автодрома дороги стояли знак о наличии радара, ограничитель скорости 50 км/ч и непосредственно сам радар в военном исполнении для защиты от хулиганов. В пятницу этот радар неожиданно "сфотографировал" нас, хотя мы ехали всего 45 км/ч. Мы оказались не единственной жертвой этого "полицейского беспредела". Оказалось, что радар был настроен на 30 км/ч и спокойно набирал себе в копилку "псевдо-нарушителей", чтобы затем разослать "письма счастья" по домашним адресам пострадавших. 


При этом самыми главными нарушителями были VIP, которых сопровождали полицейские на мотоциклах. Очевидно поэтому уже в субботу радар прикрыли брезентом, чтобы не раздражал своими вспышками проезжающих водителей.

  

А что же дальше?


Уехав с автодрома в воскресенье в 21.30, мы наивно полагали, что пробок уже не будет. Но не тут-то было. Привилегии для журналистов закончились, все дороги на выезд с автодрома открылись, причем одинаково для всех желающих. И чтобы добраться до ближайшей автострады, нам понадобилось добрых 3 часа мучительного движения в сплошном потоке уезжающих с трассы болельщиков. Так что объявленное местными властями решение транспортных проблем оказалось пустым обещанием. 


По предварительным данным, на автодроме в воскресенье было около 65 000 посетителей. Несколько сомнительными выглядят эти цифры, с учетом того, что были явно видны пустые места как на трибунах, так и в зоне свободного доступа. А при таком заполнении должен был быть аншлаг. Похоже, французы не прочь прихвастнуть своими успехами в привлечении публики на это очень важное для автоспорта Франции и для местного региона мероприятие. Только вот транспортный коллапс грозит стать на следующий год основной проблемой, которая не позволит принять решение в пользу посещения этого Гран-при многим тысячам болельщиков.




Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter