Бразильская самба на Интерлагосе

"Формула-1". Гран-при Бразилии

Самба — бразильский танец, символ национальной идентичности бразильцев. Для бального танца самба характерны частая смена положений партнеров, подвижность бедер и общий экспрессивный характер. 

Этому болиду не было равных на Интерлагосе

В предыдущем материале, сделанном по результатам квалификации Гран-при Бразилии, я позволил себе пообещать, что гонка на Интерлагосе вряд ли будет безвкусной и малособытийной. Скорее наоборот, это будет блюдо в виде ароматного торта с множеством неизвестных ингредиентов, спрятанных под кремом из сливок, взбитых умелой рукой кондитера.

И, надо признать, я не ошибся в своих прогнозах. Этот Гран-при наверняка запомнится множеством интересных эпизодов, стремительным развитием событий, а главное, своими героями ("сливки общества" — как элита автоспорта), которые подарили зрителям великолепное представление. И пусть кто-нибудь теперь скажет, что интрига в "Формуле-1" умирает вместе с досрочным завоеванием чемпионского титула. 

Как все начиналось?

Если бы меня сейчас спросили, стоило ли смотреть нынешний Гран-при Бразилии, ответ был бы однозначным: да, стоило. Только с одной оговоркой: внимания заслуживали старт, первые 10 кругов и… все, что началось затем после отказа двигателя на "Мерседесе" Боттаса на 52-м круге. 

Этот болид за 10 первых кругов прорвался с 14-го на 6-е место

Начало гонки показало, что Макс Ферстаппен на своем "Ред Булл" не случайно завоевал поул-позишн на автодроме Интерлагос. Со старта голландец сохранил свое лидерство и, обеспечив себе достаточно быстро отрыв от соперников в безопасные в плане возможной атаки две секунды, в свободной манере продолжал лидировать, контролируя ход гонки. А вот позади него уже после первой связки поворотов произошла очень важная перестановка: Льюис Хэмилтон обошел Себастьяна Феттеля, и лидирующая пятерка на долгое время прекратила какие-либо попытки изменить свой порядок, стараясь лишь не отстать от преследуемого соперника. В это время с 14-го места к ним прорывался Шарль Леклер, "Феррари" которого уже к началу второго круга была в десятке. Понятно, что все внимание телекамер было обращено на монегаска. Лишь однажды телеоператорам пришлось отвлечься на инцидент, который случился у Даниеля Риккиардо с Кевином Магнуссеном. Пытаясь пройти датчанина по внутренней стороне одного из поворотов, гонщик "Ред Булл" чуть-чуть не удержал свою машину на поребрике и слега коснулся "Хааса" соперника.


Американский болид развернуло, он потерял несколько позиций, но и виновнику столкновения пришлось ехать на замену переднего крыла в боксы. К тому же через несколько минут Риккиардо еще и передали информацию о наказании его пятью секундами штрафа.  

А Леклер в это время к 10-му кругу уже догнал "Ред Булл" Александра Элбона, и теперь уже лидирующая шестерка дружно продолжила отрываться от остальной массы более медленных машин. 

Последующие 40 кругов монотонной размеренной гонки, практически без обгонов и борьбы на трассе, способны были навеять скуку даже на самого терпеливого зрителя. Тактические сражения на пит-стопах никому особенно преимущества не дали. Разве что ошибка команды "Уильямс", выпустившей своего гонщика Роберта Кубицу прямо на траекторию "Ред Булл" Макса Ферстаппена, как-то оживила ситуацию. Из-за этого голландец на некоторое время уступил лидерство преследовавшему его Хэмилтону, но  не прошло и нескольких минут, как статус-кво был восстановлен. 

Кстати, обратило на себя внимание то, что оба пит-стопа у Макса были рекордными по времени — всего 1,9 секунды, а вот у Льюиса наоборот. Механики "Мерседес" словно нарочно всякий раз доставляли своему подопечному дополнительные хлопоты — 3,3 секунды. В общем, и в скорости на трассе, и в скорости замены шин "Ред Булл" в этот день был явно впереди чемпионов.

Кто подал сигнал? 

Когда до финиша оставалась треть гонки, неожиданно приказал долго жить мотор на машине Вальттерри Боттаса. Финский гонщик предусмотрительно съехал на травяной газон зоны безопасности и даже сумел вырулить к разрыву в ограждении, чтобы комиссарам проще было эвакуировать заглохший болид. Однако убрать машину с газона не удалось. Она днищем зацепилась за что-то в траве, и пришлось вызывать эвакуатор. А это почти автоматически означало задействование режима "машины безопасности".

Все началось с поломки двигателя Вальттерри Боттаса

Часть пилотов бросилась в боксы, чтобы обновить покрышки. Поехал туда и Макс Ферстаппен, хотя поначалу в "Ред Булл" не собирались зазывать на пит-стоп своего лидера. Так в чем была причина такого неожиданного решения? Как говорится, cherchez la femme. Оказывается, на этом решении настояла инженер тактической группы австрийской команды Ханна Шмиц. Она просчитала, что, уступив свою позицию Льюису, Макс на свежем комплекте самых мягких (читай, самых быстрых) шин сможет не только снова опередить Хэмилтона, но и успешно финишировать затем в роли победителя. Сказано — сделано. Так оно и вышло. Более того, именно Ханну затем отправили вместе с Ферстаппеном на подиум на награждение, где она, "счастливая до небес", с радостью попробовала настоящего подиумного шампанского.
   
Шесть долгих кругов понадобилось поработать "сэйфети-кару" в роли лидера на трассе, чтобы убрать заглохшую немецкую машину и, главное, чтобы затем правильно собрать и рассредоточить пелотон. Отстающие на круг гонщики, опередив с разрешения руководства гонки машину безопасности, догнали затем лидирующую группу, и только после этого был дан рестарт. 

Макс тут же обошел Льюиса, а его напарник Александр Элбон — Себастьяна Феттеля. Похоже, дела у немецкого чемпиона в этот день не очень клеились, хотя после субботней квалификации он и стартовал с первого ряда. 

Развод по-итальянски

Увидев впереди себя задние фонари машины дебютанта сезона, пилот "Феррари" занервничал. Еще недавно Себастьян числился среди главных конкурентов Льюиса в борьбе за чемпионский титул, а тут вдруг и неопытный юнец на машине "Ред Булл" посмел его обойти. В течение пяти кругов Феттель пытался предпринять что-нибудь, чтобы вернуть позицию. Остаться без наградного кубка для немецкого чемпиона при таком раскладе сил было явно не по душе. Но моторы "Хонда", с учетом разреженного воздуха из-за высоты (более 700 метров) автодрома над уровнем моря, были на Интерлагосе весьма быстрыми. Себастьян даже начал отставать от тайского гонщика. А тут еще и собственный напарник маячит в зеркалах заднего вида. Шарлю Леклеру приходится бороться не с соперниками, а с напарником

Шарль Леклер действительно был на хвосте у машины Себастьяна. И, улучив момент, в самом интересном месте бразильской трассы, на спуске после первого поворота, монегаск красивым дерзким маневром прошел Феттеля. 

Однако тут уж немецкий гонщик сдаваться не собирался. Словно злой дух вселился в него, когда он понял, что рискует приехать на финиш лишь пятым. Едва машины достигли отметки включения DRS (подвижное крыло), как Феттель ринулся в атаку по наружной стороне перед приближающимся левым поворотом. Опередив напарника на три четверти корпуса, Себастьян тут же начал смещаться влево, чтобы оттеснить Шарля с оптимальной траектории прохождения ближайшего поворота. Леклер тоже слегка стал уходить влево, но избежать столкновения не удалось. Слишком оптимистичные и, можно даже сказать, опрометчивые действия Феттеля привели к сходу обеих машин. На "Феррари" Феттеля пострадало заднее левое колесо, а у Шарля вышло из строя правое переднее.   

Несколько раз пересмотрев этот эпизод в записи, понял, что в столкновении виноват Феттель. Но в "Феррари" даже отменили все обязательные встречи с прессой для своих пилотов, чтобы не "выносить сор из избы". Да, и вердикт стюардов был по меньшей мере странным. Инцидент признали гоночным, и никто из пилотов наказания не понес. 

Похоже, решение Матиа Бинотто по поводу разрешения борьбы своим гонщикам на трассе грозит неприятностями команде. Объявляя в начале сезона Себастьяна первым номером в команде, Матиа, наверное, не предполагал, что Шарль так быстро нагонит немецкого ветерана. И вот, начиная с первых подиумов и побед Леклера, ситуация в скудерии накалилась. Интересно будет узнать, как сложатся внутрикомандные отношения в "Феррари" в следующем сезоне. Пока же стало ясно, что своим необдуманным поступком Феттель не только лишил себя надежды на подиум в этой конкретной гонке, но и потерял даже теоретическую возможность стать третьим по итогам сезона, чтобы поехать затем на итоговое награждение FIA.

И, заметьте, борьба ведь велась не за титул, не за победу в конкретной ничего не значащей для Кубка конструкторов гонке, и даже не за подиум, а всего лишь за 4-е место. А Себастьян, словно скакун, гарцующий на эмблеме "Феррари", закусил удила и любой ценой решил вернуть свой имидж, на который покусился юный, но очень талантливый дебютант. Увы, не получилось.

Льюиса Хэмилтона интересовала только победа

На кону только победа!

В Сан-Паулу за последние 11 лет ни разу не побеждал еще гонщик, стартовавший далее первого ряда, несмотря на то, что почти каждая гонка здесь проходит как увлекательный спектакль с множеством героев и сохраняющейся до последних метров дистанции интригой. Нынешний Гран-при еще более усилил эту статистику. Обладатель поула Макс Ферстаппен, располагая в данный момент самой быстрой машиной, в уверенной манере реализовал свое преимущество на старте в отличный результат. Это 8-я победа в карьере голландца за пять полных сезонов в "Формуле-1".

Поскольку основные вопросы этого сезона уже решены, Льюиса Хэмилтона, естественно, могла в Бразилии интересовать только победа. Опередив на старте Себастьяна Феттеля, британский чемпион ни на секунду не оставлял своего преследования машины "Ред Булл", хотя делать это было не так уж и просто, учитывая, как уверенно лидировал голландский гонщик. Максу Ферстаппену в этот раз в обеих успешных атаках после 1-го и 3-го пит-стопов даже не понадобилось прибегать к своей традиционной жесткой и агрессивной манере пилотирования, привнесенной им сюда из своего опыта в картинге. Он обходил Льюиса без особых усилий за счет преимущества машины.    

И когда после столкновения Феттеля с Леклером на трассу снова выехал сэйфети-кар, Льюис, ехавший в тот момент вторым, решил рискнуть, поехав за новыми шинами, чтобы все же попытаться опередить лидера гонки. Правда, вернулся на трассу британец не 3-м, как планировал, а 4-м. За несколько кругов до финиша от Макса Ферстаппена его отделяли еще две машины с моторами "Хонда", которые следовало обогнать, прежде чем попытаться успеть на, возможно, единственную атаку лидирующего пилота "Ред Булл". И, как назло, еще и машина безопасности задержалась на трассе, поскольку не были убраны обломки после инцидента между пилотами итальянской скудерии.  

На пит-стопах Льюис терял больше секунды по сравнению с Максом 

В общем, на все про все после ухода сэйфети-кара у Льюиса оставалось всего два круга, причем достаточно коротких по меркам других автодромов календаря. С Пьером Гасли действующий чемпион расправился на рестарте. А вот Александр Элбон, прикрывавший "тылы" своего голландского напарника, никак не хотел сдаваться. И даже допустив небольшую ошибку перед очередным поворотом и оставив свободное пространство на внутренней траектории (на языке гонщиков это называется "открыть калитку"), тайский пилот решил не уступать. Он решил захлопнуть эту самую "калитку" прямо перед носом уже начавшего свою атаку Хэмилтона и срезал свою траекторию. Это привело к тому, что переднее левое колесо "Мерседес" слегка зацепило заднее правое колесо "Ред Булл". Этого было достаточно, чтобы болид Элбона развернуло, а Льюис потерял темп, да еще и повредил левое переднее крыло на своей машине. 

Ситуацией удачно воспользовался Пьер Гасли. Он сумел проскочить вперед, и теперь Льюису Хэмилтону снова нужно было обгонять француза. На последней прямой, идущей на подъем в гору перед финишем, болиды "Мерседес" и "Торо Россо" параллельными курсами стремительно приближались к клетчатому флагу. И казалось, что чемпионскому болиду не составит труда обойти "середнячка". Но не тут-то было. Финишную черту Гасли пересек на 0,06 секунды раньше соперника, что в реальности составило не более двух метров преимущества.  

Стартуя последним, Сайнс сумел обойти своего напарника и даже приехать на подиум

Чужое шампанское

Стюарды не успели вынести своего решения по поводу столкновения Хэмилтона и Элбона до завершения гонки. А принимать поспешный вердикт, да еще и с предложением Льюису покинуть комнату для награждения, никто не осмелился. Поэтому решено было отложить рассмотрение инцидента.


В своих ответах Рубенсу Барикелло, который выступал в Интерлагосе в этот раз в не совсем обычной для себя роли комментатора Ф1, действующий чемпион сразу признался, что допустил ошибку. Тем самым он облегчил дальнейшую работу стюардам. Похоже, бороться за сохранение 3-го места не входило в планы Хэмилтона. Раз уж не победа, то пусть хоть будет несколько "баллов" в копилку сохранения имиджа. И действительно, подобное заслуживает уважения. 

Карлос Сайнс торопится к опустевшему подиуму, чтобы хотя бы сделать фото на память

Карлосу Сайнсу, который финишировал 4-м после прорыва с последнего места, объявили о его подиуме очень быстро. Испанец даже успел затем получить из рук пилота "Мерседес" свой кубок, а организаторы подсуетились по поводу новой бутылки шампанского. В общем, фото на память на подиуме, прежде чем разобрали эту праздничную конструкцию, Карлос еще успел сделать. Пусть даже и в одиночку. Главное, что под завершение своего 5-го сезона в "Формуле-1" он успел оформить свой первый подиум, да еще и на машине "Макларен".

А Льюис после полученных пяти секунд штрафа вынужден был откатиться на 7-е место. Выезд машины безопасности сократил разрывы между гонщиками, и  вместе с Карлосом смогли улучшить за счет этого свои итоговые результаты еще и Кими Райконнен с Антонио Джовинацци (оба пилота команды "Альфа Ромео Заубер"), а также Даниель Риккиардо ("Рено").

Круг почета после завершения гонки

А вот сход Элбона помог пробиться в очковую зону россиянину Даниилу Квяту, который после неудачной квалификации и старта с 16-й позиции выглядел не лучшим образом на протяжении всей гонки. Ведь по сути дела на точно такой же машине в прошедшее воскресенье Пьер Гасли завоевал единственный "серебряный" подиум в истории "Торо Россо". Понятно, что самоустранение пяти конкурентов посодействовало французскому гонщику. Но отдадим должное его упорству на последних метрах дистанции гонки. Его финиш бок о бок с чемпионским болидом Хэмилтона наверняка уже нашел свое место в почетных архивах "Формулы-1" и автодрома Интерлагос.  
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter