Формула-1. Гран-при Бразилии. Ферстаппен переходит границы

Состоявшийся вчера на трассе Интерлагос Гран-при Бразилии гонок Формулы-1 ярко опроверг бытующее мнение о том, что после досрочного определения чемпиона мира завершается главная интрига чемпионата. Оказывается, что и без интриги гонки могут быть зрелищными и захватывающими. 


Обладатель поул-позишн Льюис Хэмильтон в 10-й раз в этом сезоне поднялся на верхнюю ступеньку подиума. Но это впервые в формульной карьере, когда британец выиграл гонку после досрочного завоевания чемпионского титула, а их у него уже 5. Несмотря на то, что Льюис стартовал во главе пелотона, нынешняя победа досталась ему лишь благодаря аварии, которая произошла между Максом Ферстаппеном и Эстебаном Оконом за 17 кругов до финиша. 

Стартовое спокойствие


  Бразильский автодром с трассой, закрученной против часовой стрелки, перепадами высот и скоростным последним поворотом с наклоненным дорожным полотном, редко когда дарит такое спокойствие на старте, которое было в этот раз. Лидирующая группа без инцидентов разобралась в определении порядка в пелотоне. Вальттерри Боттас сумел сразу же опередить в первой связке поворотов Себастьяна Феттеля. И казалось, что "Мерседес" и "Феррари" так и сохранят свои порядки, по крайней мере до пит-стопа. Однако спокойствие итальянской скудерии нарушил пилот "Ред Булл" Макс Ферстаппен. В то время как напарник голландца Даниель Риккиардо  после старта с 11-го места успешно проходил одного за другим "середнячков", Макс сражался с более сильными соперниками. Сначала он обошел Кими Райкконена, а затем после ошибки Себастьяна Феттеля ему удалось обойти и немецкого чемпиона. 

Вопреки жалобам Ферстаппена накануне на не очень быстрый болид и на отсутствие перспектив бороться с лидерами, на самом деле машины "Ред Булл" на бразильском автодроме выглядели самыми быстрыми. К моменту пит-стопа Максу удалось обогнать даже и Вальттерри Боттаса, устремившись непосредственно за лидирующим Льюисом Хэмильтоном. 

Правда, понадобилось потом еще 30 кругов, чтобы голландский пилот смог возглавить гонку, обогнав на более свежих покрышках и британского чемпиона. С учетом темпа, с которым Ферстаппен отрывался от своих преследователей, было ясно, что все звезды  сошлись над ним для того, чтобы победа досталась в этот день именно ему. Оставалось лишь просто доехать до финиша, сохраняя шины и безопасную от преследователей дистанцию. В чем, собственно говоря, не было проблем, так как шины у него были посвежеее, чем у Хэмильтона. А темп, который выдавал его болид "Ред Булл" в Интерлагосе, был побыстрее, чем у "Мерседес" или "Феррари".  

Неоправданный риск

Макс Ферстаппен

Но Макс не  был бы Максом, если бы не "нашел себе приключений". Уже явно представляя себя в роли победителя Гран-при, Ферстаппен ехал в щадящем режиме, экономя шины. Казалось, ничего не предвещало проблем, расстояние до финиша все уменьшалось, "круговые" старательно уступали дорогу, повинуясь "синим флагам", и дистанция от преследователей была достаточно безопасной. Но неожиданно это спокойствие было нарушено.

Выехав после своего пит-стопа, Эстебан Окон, отставая на круг от лидеров, на своем "Рэйсинг Поинт" ("Форс Индия"), пристроился в хвост "Ред Булл" Ферстаппена. Новые покрышки позволяли французу не только удерживать темп голландца, но и даже попытаться его обойти, чтобы вернуться в круг. Как показывали хронометрические данные, болид Окона был в тот момент на полсекунды быстрее, чем "Ред Булл" соперника. И, проехав два круга на хвосте у Ферстаппена, Эстебан наконец-то получил разрешение своего командного мостика попытаться провести обгон лидера гонки.

Француз так и сделал, воспользовавшись системой подвижного крыла DRS в конце стартовой прямой. Первый поворот и следующая за ним связка, носящая имя Айртона Сенны, - это место, где больше всего происходит обгонов на этой трассе. Тот же Окон до атаки на Макса провел там несколько удачных маневров, в том числе и обгон Фернандо Алонсо. А ведь испанец считается одним из самых сильных гонщиков действующего пелотона.

Обгон лидирующего в гонке голландца почти удался французскому гонщику, учитывая его преимущество в скорости на тот момент. И в первый поворот Эстебан входил по внешней траектории уже чуть впереди машины "Ред Булл".  

Однако Макс Ферстаппен не мог допустить, чтобы его, без 5 минут победителя Гран-при, вот так вот запросто объехал "круговой". И не отдавая себе отчет в том, насколько это может быть рискованный маневр, голландец максимально ускорился  по внутреннему радиусу и затем агрессивно перерезал траекторию французскому гонщику. На гоночном языке это зачастую называют "захлопнуть калитку", то есть не оставить места сопернику на трассе. И вместо того, чтобы спокойно пропустить Окона, поскольку он никоим образом не мешал Максу в достижении главной цели -  победы в гонке - пилот "Ред Булл" ринулся в жесткую схватку. В результате машины столкнулись, обоих пилотов развернуло. Льюис Хэмильтон успел проскочить вперед, и таким нелепым образом Ферстаппен оказался на втором месте.

На финише Макс попытался вновь подобраться к Льюису, но поврежденное в результате столкновения днище уже не повзолило провести успешную атаку, поскольку не обеспечивало болиду достаточное количество прижимной силы. Украденная, по мнению голландца, у него победа была большой несправедливостью. И даже титул "Гонщика дня", который в очередной раз достался Ферстаппену от болельщиков в результате интернет-голосования, не смог подсластить горечь его разочарования. Хотя по сути дела, Макс сам был виноват в произошедшем больше, чем кто-либо.  

Странное решение стюардов

Инцидент был тут же взят под рассмотрение стюардов, и, к большому удивлению большинства журналистов пресс-центра Гран-при Интерлагоса, было принято решение о наказании ... Эстебана Окона. Причем для этого не понадобилось даже много времени, решение было вынесено почти сразу. Французскому гонщику присудили 10 секунд штрафа, и он заработал 3 очка в свою дисциплинарную копилку. Очевидно, главным аргументом против действий Окона был тот факт, что в момент обгона он был в роли "кругового", и что Ферстаппен был на тот момент лидером гонки. Но как-то стюардами совсем не был принят в расчет тот факт, что это был не обгон "кругового", а фактически "возвращение в круг". Это на гоночном языке совершенно разные действия. Если в первом случае "круговой" должен беспрекословно подчиняться "синим флагам" и не препятствовать обгону, то во втором случае соперники признаются находящимися в равных условиях, и поэтому обгон не запрещен.        

Рассуждая "задним числом", можно сделать вывод, что если бы стюарды были более объективны в оценке этого инцидента, то последующих неприятных событий можно было бы избежать. Но случилось то, что случилось.

Получив одобрение своих действий со стороны "гоночных судей", Макс Ферстаппен не только не стеснялся в своих выражениях, оценивая действия Эстебана Окона  в ходе радиопереговоров с командой, но и пообещал "набить тому морду". От своих слов голландец, едва выйдя из машины, решил перейти к делу. И уже в комнате для взвешивания Ферстаппен несколько раз толкнул французского гонщика, пытаясь спровоцировать драку. Тот, в свою очередь, пытался успокоить раздраженного голландца, не отвечая на провокацию. Ситуация попала под камеры операторов и вызвала такую бурю обсуждений, которую давненько уже в Формуле-1 не припомнят. 

Стюарды отреагировали на видео с инцидентом драки. Они вызвали к себе Макса и Эстебана для объяснений, но и после этого никаких наказаний голландского гонщика не последовало. По моему убеждению, это все же было ошибочным, поскольку может создаться прецедент, и свои споры после гоночных происшествий гонщики будут склонны решать подобным образом. Так недолго и до гладиаторских боев будет дойти. Тут уместно будет вспомнить ситуацию прошлого года, когда Себастьян Феттель в Баку умышленно протаранил в режиме "машины безопасности" болид Льюиса Хэмильтона. Фактически тогда немецкому чемпиону все сошло с рук, хотя могло закончиться дисквалификацией, по меньшей мере, на одну гонку. Но стюарды решили не вмешиваться в спор гонщиков за чемпионский титул, тем самым создав прецедент "безнаказанности" за хулиганские действия. 

Ситуация с Ферстапеном и Оконом может быть в роли эдакого продолжения истории о "безнаказанности".       

"Мерседес" получает 5-й титул


Главным итогом Гран-при Бразилии можно считать завоевание командой "Мерседес" своего 5-го кряду чемпионского титула.  Учитывая, что пилоты "Феррари" Себастьян Феттель и Кими Райкконен в личном зачете занимают 2-е и 3-е места, а Вальттерри Боттас лишь 4-е, то, по всей видимости, без побед Льюиса Кубок конструкторов вряд ли достался бы немецкой "конюшне" в этом году.

146 очков, которые сегодня разделяют пилотов "Мерседес", как нельзя лучше доказывают, что не только уровнем машины измеряются результаты гонщиков. Практически на одинаковых болидах Льюис Хэмильтон и Вальттерри Боттас при одинаковом уровне пилотирования должны были бы бороться за чемпионский титул между собой, как это было во время соперничества Хэмильтона с Росбергом. Но сегодня ситуация совершенно иная. И похоже, что на 2020 год  Вальттерри Боттасу вряд ли продлят контракт в "Мерседес", если Льюис будет сохранять мотивацию к гонкам и  также успешно выступать. Только если сам финн значительно не улучшит свои результаты.

"Ред Булл" продолжает наращивать темп


На фоне успеха Макса Ферстаппена как-то незаметным для прессы прошло выступление в Бразилии Даниеля Риккиардо. Оказавшись не по своей вине на 11-й стартовой позиции после штрафа за неплановую замену турбины силовой установки на его машине, Даниель сумел не только прорваться в лидирующую группу, но и обогнать Себастьяна Феттеля и Вальттерри Боттаса. Более того, на финальных кругах австралиец практически уже висел "на фонарях" у Кими Райкконена. И будь у него в распоряжении еще пару кругов, наверняка Риккиардо удалось бы провести обгон еще и финского чемпиона. Фактически на этом Гран-при он проделал работу, аналогичную той, что сделал его напарник. И между ними на финише было всего 3,5 сек.

Успех обеих машин "Ред Булл" еще больше убедил нас в том, что именно австрийская команда будет задавать тон в конкурентной борьбе против "Мерседес" в следующем сезоне. И похоже, что японские мотористы, которые будут оснащать в будущем году болиды австрийской "конюшни" моторами "Хонда", наконец-то выполнят свои обещания вступить в борьбу за чемпионство.  То, что не получилось сделать у японцев со слишком уж чопорными британцами из "МакЛарен" , возможно получится с амбициозными австрийцами из "Ред Булл".

Лучшие из остальных


Бразильский этап вновь подтвердил успешный выбор "Феррари" на следующий сезон. Их будущий дебютант Шарль Леклер, выступающий ныне в роли дебютанта швейцарской команды "Заубер", снова оказался лучшим из остальных, финишировав на 7-м месте. Шарлю удалось не просто удержать свою позицию от посяганий со стороны пилотов "Хаас", преследовавших его по пятам, но и создать перед финишем вполне безопасный от них отрыв в 7 секунд. Следом за пилотами американской команды Романом Грожаном и Кевином Магнуссеном на финише был Серхио Перес, замкнувший на своем "Рэйсинг Поинт" ("Форс Индия") зачетную "десятку" и заработавший 1 очко.

Финальная гонка на трассе Яс-Марина в Абу-Даби традиционно будет закрывать чемпионат Формулы-1. Этот Гран-при состоится ровно через две недели, подведя окончательную черту личного и командного зачетов этого сезона.

P.S. Когда материал уже был готов, мы получили информацию о том, что без наказания Макс Ферстаппен за свои “хулиганские действия” все же не остался. Ему было присуждено … 2 дня общественных работ в пользу FIA, которые он должен отбыть в течение ближайших 6 месяцев. Выглядит формальностью и почти насмешкой. Посудите сами: чем могут загрузить в FIA в плане работы своего явного любимчика? Разве что рассказами для сотрудников Федерации о секретах своего “невиданного мастерства” или участием в мероприятиях FIA, на которые и без того вполне можно было его просто пригласить.  
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter