Формула-1. Гран-при Бельгии. В шаге от трагедии

Утром над бельгийским автодромом висел сильный туман
Иногда и самый небольшой инцидент возвращает нас к мысли о вечном, о том, что все мы в этом мире тленны. Особенно это касается автоспорта. Когда в казалось бы невероятной ситуации удается избежать трагических последствий, осознаешь, что жизнь - это как мгновение в масштабе Вселенной. Миг - между прошлым и будущим.  

Нынешний гран-при Бельгии вряд ли кто-то будет долго вспоминать в привязке к победе, одержанной "Феррари" и ее пилотом Себастьяном Феттелем. Пусть даже и пришлось немецкому чемпиону стартовать со второго места, пусть даже и получил он по результатам интернет-голосвания звание Гонщика дня.  

Сегодняшняя гонка запишется в историю скорее из-за аварии, которая произошла на старте в первом повороте. Стартовавший с хвоста пелотона, куда он был отправлен за неплановую замену элементов силовой установки, Нико Хюлькенберг слишком оптимистично бросился в атаку на идущий перед ним "МакЛарен" Фернандо Алонсо. И промахнувшись с точкой торможения, немецкий пилот на своем "Рено" жестко протаранил болид испанца. Орнажевая машина взметнулась над другими болидами, и, разбрасывая во все стороны кипящие рабочие жидкости, коснувшись колесами "хало", установленное над головой Шарля Леклера, перелетела через "Заубер" монегаска. 

"Хало" спасла жизнь Шарлю Леклеру

В результате 3 машины прекратили гонку. А зрители, увидев как Леклер и Алонсо, невредимые, покидают машины, наградили пилотов апплодисментами. Это неписанное правило уходит своим происхождением в те далекие времена Формулы-1, когда система безопасности ограничивалась лишь легким кожаным шлемом, а ремни безопасности еще только-только входили в моду. Аварии в первые десятилетия существования Больших Призов уносили много жизне й, и участие в гонках было сродни игры в "русскую рулетку": ты знаешь, что в барабане пистолета системы "наган" есть патрон, но когда боек остановится напротив капсюля, решаешь не ты, а ... вращающийся словно рулетка механизм. Это были времена игры со смертью, которая с завидной регулярностью навещала автодромы в дни проведения там гран-при Формулы-1. 

Шарль Леклер покидает поврежденную машину
Виновнику аварии на старте Гран-при Бельгии Нико Хюлькенбергу есть от чего призадуматься

Благо, на этот раз все обошлось, хотя от фотографии со следами от колес "МакЛарен"  на "хало" пострадавшего "Заубер" веет неприятным холодком.

Примечательно еще и то, что 6 лет назад в этом же месте при схожих обстоятельствах была авария, которую спровоцировал Роман Грожан, пилотируя "Лотус". Тогда французского гонщика по совокупности вины за ряд инцидентов, которые произошли из-за него в предыдущих гонках, стюарды отстранили от участия  в следующем Гран-при. В этот раз, учитывая, что Нико Хюлькенберг, в целом, весьма редко попадает в список виновников аварий, немец отделался штрафом с потерей 10 позиций на следующей гонке и 3-мя штрафными балами в дисциплинарную карточку пилота. Всего этих баллов нужно набрать 12 в течение года, чтобы наступили последствия в виде отстранения от гонки. У Нико их даже теперь вмесе с полученными в Спа - всего 4. 

"Феррари"

Первый поворот Гран-при Бельгии не обошелся и без других инцидентов. Так, уже на выходе из него Даниель Риккиардо левым передним крылом своего "Ред Булл" повредил заднюю правую шину "Феррари" Кими Райкконнена.  Финскому чемпиону пришлось фактически на 3-х колесах ехать долгий 7-километровый круг по автодрому Спа, прежде, чем команда смогла поменять поврежденный элемент на его болиде. Отправившись вдогонку за уехавшим от него пелотоном, финн еще несколько кругов пытался вернуться в борьбу, но на 8 круге ему пришлось окончательно поехать в боксы из-за проблем с рулевым управлением. Подвижное крыло системы DRS на его болиде заклинило в открытом положении. 

Кими Райкконен после инцидента в первом повороте остался без заднего колеса


Что касается Себастьяна Феттеля, то обойдя без особого труда за счет преимущества в скорости своей "Феррари" перед шиканой "Ле Комб" Льюиса Хэмильтона, немецкий чемпион вышел в лидеры, и затем спустя 300 км финишировал первым. Теперь его от лидерства в личном зачете чемпионата отделяют 17 очков. И, как многие прогнозируют, на скоростной трассе в Монце уже на этой неделе у итальянской скудерии есть реальная возможность еще больше сократить этот отрыв.

"Мерседес"

Несмотря на достаточно успешный старт Льюис Хэмильтон все же уступил свою первую позицию на стартовом круге. Его фанатам наверняка было обидно видеть, как их кумир затем старался не отставать от Феттеля, но предпринять что-либо серьезное в плане атаки не мог. "Феррари" явно была быстрее на бельгийском автодроме, чем "Мерседес". Была еще надежда, что за счет пит-стопа удастся сделать то, чего не получалось по ходу гонки. Но едва Льюис отправился менять шины в боксы к своим механикам, как и Себастьян получил команду ехать на пит-стоп. Таким образом в скудерии обезопасили своего пилота, и он вернулся на трассу с новым комплектом шин по-прежнему в лидерах. 

В этой шикане Льюис Хэмильтон потерял лидерство

Вальттерри Боттас, стартуя с последнего ряда из-за неплановой замены двигателя, демонстрировал неплохой прорыв из глубины пелотона. Но несмотря на явное преимущество его болида "Мерседес" над другими машинами, этот прорыв давался финскому гонщику не так и просто. Лишь на 41-м круге Боттас смог добраться до лидирующей тройки, но сделать большее финн уже был не в силах. От подиума его отделяло больше, чем пол-минуты, и приходилось рассчитывать лишь на сход кого-нибудь из соперников. Этого не произошло, и в общем зачете Вальттерри по-прежнему остался на 4-й позиции, "не дотянувшись" до своего земляка, который после нулевого результата в Спа опережает теперь пилота "Мерседес" всего на 2 очка.  

Первый поворот Боттасу также не удалось пройти без происшествий. Не рассчитав правильно момент торможения, финн протаранил корму "Уильямс" Сергея Сироткина. Выписанный ему штраф в 5 секунд ничего не изменил в итоговом протоколе. Не прозевай стюарды это нарушение, возможно Боттасу пришлось бы отбывать штраф по ходу гонки, и тогда ситация могла быть несколько иначе. Но судьи Гран-при Бельгии были очень заняты рассмотрением более серьезных аварий, и нарушение Вальттерри вообще могло остаться без наказания, не прояви командный мостик "Уияльямс" настойчивость, взывая стюардов к правосудию. 

"Ред Булл"

Подиум Макса Ферстаппена был предсказуем. Его "Ред Булл" после удачного старта с 7-й плзиции пусть и не без труда, но все же к 11-му кругу обошел розового цвета болид "Форс Индия" Серхио Переса, который был последним препятствием на пути к подиумному шампанскому для голландца. 

Удачный прорыв Макса Ферстаппена на старте позволил голландцу финишировать на подиуме

Его напарнику Даниелю Риккиардо, стартовавшему рядом с Максом, повезло гораздо меньше в первом повороте. Болид Фернандо Алонсо отправился "в полет" над машинами соперников, обломав перед этим все задние аэродинамические элементы на "Ред Булл" австралийца. Дэну пришлось ждать несколько минут в боксах, прежде, чем механики отремонтируют все повреждения. Вернувшись в гонку с отставанием в 2 круга, Риккиардо неплохо пилотировал, потихоньку сокращая отставание от основного пелотона в ожидании возможного повторного выезда машины безопасности. Но на 28-м круге на машине австрийской команды появились еще и механические проблемы, вынудившие Даниеля окончательно уехать в боксы и сойти с дистанции. В итоге его молодой напарник впервые в этом сезоне обошел Риккиардо в общем зачете чемпионата на 2 очка. 

"Рэйсинг Поинт Форс Индия" 

Под таким названием розовые машины Переса и Окона уходили со второго ряда в гонку на Гран-при Бельгии. Переименование произошло буквально накануне, в самый поседний момент усилиями ФИА команда получила лицензию на участие в чемпионате. лишившись всех заработанных до этого момента 59 очков и текущего 6-го места в Кубке конструкторов. 

Но отдадим должное работе этого небольшого, но  слаженного коллектива и его пилотов. Отличная квалификация позволила Эстебану и Серхио впервые стартовать дуэтом непосредственно за лидерами чемпионата. И надо сказать, что перед 5-м поворотом чуть ни случилась сенсация. Удачно заняв траекторию по внутреннему радиусу, Окон едва ни вышел в лидеры, пока Льюис и Феттель выясняли между собой отношения. Повторный просмотр записи этого момента однозначно показывает, что будь французский гонщик понастойчивее и заверши начатое, он возглавил бы гонку. При этом, не нарушая правил. Но тогда бы не хватило всем места в связке 5-го и 6-го поворотов, и Серхио Пересу пришлось бы срезать траекторию по поребрикам и зеленому газону, чтобы избежать столкновения с машинами соперников. В самый последний момент Эстебан решил не рисковать и затормозил чуть раньше, чем планировал. В итоге он пропустил не только пару лидерво, но и своего напарника. Вернуть затем себе позицию так и не удалось. Финишировав 6-м следом за Серхио Пересом, Эстебан Окон скорее всего покинет уже в Монце или Сингапуре команду "Форс Индия", поскольку ее новые хозяева собираются посадить в его машину Лэнса Стролла. 

Себастьян Феттель уходит в отрыв

Есть, конечно, вероятность, что оставшегося без работы этого талантливого французского гонщика "подберет" руководство "МакЛарен". Но для этого британской "конюшне" придется распрощаться со своим действующим пилотом бельгийцем Стоффелем Вандорном. Слухи об этом уже не первый день будоражат паддок. Ситуация, прямо скажем, не совсем привычная. Давненько вот так по ходу сезона не было цепной реакции нескольких трансферов гонщиков сразу. 

Что же касается новоявленной "Рэйсинг Поинт", то заработанные Пересом и Оконом 18 очков сразу же позволили команде обойти "Уильямс" и вплотную приблизиться к "Альфа Ромео Заубер". Всего на 1 очко опережает швейцарская команда своего "нового конкурента". 

"Хаас"    

В списке команд, которые еще не определились с составом пилотов на следующий сезон, американская "конюшня" значится среди первых. Уверенно занимая 5-е место в Кубке конструкторов, и уже наступая на пятки "Рено", которая осталась в Спа без зачетных очков, "Хаас" пока не может сделать официальных заявлений по поводу следующего сезона. Удивительное дело, пока не было угрозы внезапных увольнений, Роман Грожан ехал не стабильно, допускал массу  ошибок  и попадал в нелепые аварии, как, например, на трассе австрийского Спиелберга. 

Но как только пошел слух, что на следующий год руководство "Феррари" хочет посадить в кокпит "Хаас" слушателя своей гоночной Академии Шарля Леклера, Романа словно подменили. Видно, угроза его карьере со стороны своего почти что земляка-монегаска настолько мотивировала Грожана, что он стал исправно показывать весьма неплохие результаты как в квалификациях, так и в гонках. За 3 Гран-при француз набрал 15 очков, против 10 у его напарника Кевина Магнуссена. И в Спа Роман финишировал пусть в секунде, но все же впереди датчанина. Только вот на общий зачет это пока еще не очень сильно повлияло. Кевин с 49-ю очками в личном зачете уверенно занимает 8-е место, всего 2 очка уступая Нико Хюлькенбергу. А Грожан, проигрывая напарнику 22 очка, пока всего лишь 14-й. И все меньше остается сомнений, что в "Хаас" именно француза отправят на "пенсию", вынужденно освобождая место для Шарля Леклера, перспективного протеже "Феррари", чьи моторы стоят на американских болидах.  

"Уильямс"

Российский гонщик Сергей Сироткин по результатам Гран-при Бельгии впервые в этом дебютном для него сезоне занял столь высокое пока что для него 12-е место. Но важнее для россиянина было даже не это, а тот факт, что он на несколько секунд на финише был впереди своего напарника Лэнса Стролла. Хотя с учетом последних событий, связанных с приобретением Строллом-старшим чуть было ни обанкротившейся команды "Форс Индия", это уже и не так важно. Лэнс не в Монце, так в Сингапуре поменяет свой беленький "Уильямс" на розовый "Рэйсинг Поинт". И фактически у Сироткина уже не будет шанса взять реванш у своего канадского напарника. Российский пилот по-прежнему остается единственным гоншиком в пелотоне, у которого в этом сезоне нет ни одного заработанного очка.

В случае ухода Стролла из британской команды за руль его "Уильямс" в Монце готов сесть резервный гонщик Роберт Кубица. Правда, это не гарантирует поляку место в болиде на следующий сезон. Лишившись весомого финансового пакета от канадского "папаши-Стролла", Клэр Ульямс ради спасения команды будет искать пилота не только с гоночной супер-лицензией, но и с деньгами. И что удивительно, в числе самых реальных кандидатов на эту роль итальянские, польские, и теперь уже даже британские СМИ, называют ... еще одного русского гонщика Артема Маркелова.

Вице-чемпионский титул прошлого года в команде "Рашн Тайм" в чемпионате ФИА Ф2, позволяет Артему реально претендовать на это место. И переговоры с "Уильямс" уже имеют место быть. Маркелов 5-й сезон проводит в "молодежке" ГП2/Ф2, и сумел показать на что он способен. Пусть это не столь яркий дебют, как это было у Стоффеля Вандорна, Пьера Гасли или Шарля Леклера, которые за год-два становились в этой молодежной серии чемпионами. Но всякий раз садясь за руль болида Артем показывает зрелищное выступление, хотя и не всегда стабильное, но со множеством обгонов и борьбы за любую позицию. 

Лидером второго круга был сэйфети-кар

В настоящее время Маркелов является резервным пилотом команды "Рено", за которую на Хунгарроринге он даже неплохо откатал тестовую серию после Гран-при Венгрии. Однако подписанный французами контракт с Риккиардо  и их решение оставить у себя у себя на следующий сезон Нико Хюлькенберга, фактически исключают возможность россиянину сесть за руль "Рено" в 2019-м году. 

Слабым аргументом в этой истории выглядит лишь то, что и Сироткин, и Маркелов, учитывая их спонсорские бюджеты, - оба выходцы из Росии. И для "Уильямс" с ее истинно британскими корнями это вряд ли будет хорошим подспорьем в плане маркетинга. Но, как сказала мне по этому поводу одна знакомая журналистка в пресс-центре Формулы-1, "деньги не пахнут даже для британцев". И как знать, может еще и придется погоняться Сергею и Артему не в качестве соперников, к чему они привыкли за годы совместных выступлений в различных чемпионатах, начиная с картинга, а в качестве напарников. 

Фото автора

Спа-Франкоршам. Бельгия
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter