«Формула-1». Гран-при Бельгии. Кто остановит «Мерседес»?

Если оперировать только лишь статистическими данными, то шансов помешать действующему чемпиону догнать по числу титулов Михаэля Шумахера остается совсем немного. Потенциал нынешних болидов «Мерседес» настолько велик, что соперникам остается лишь надеяться на технические сходы или аварии по ходу гонок с участием пилотов немецкой команды.


У всех были большие надежды на особенности бельгийского автодрома и обещанные синоптиками осадки. Эти два фактора регулярно дарили сюрпризы и привносили интригу в Гран-при Бельгии. Однако в этот раз бельгийский этап прошел удивительно спокойно. Словно в память о погибшем в прошлом году здесь в гонке «Формула-2» Антуане Юбере все прошло без каких-либо неожиданностей. Первая четверка пилотов доехала без смены позиций со старта до финиша. А из инцидентов запомнилась лишь авария «Альфа Ромео» Антонио Джовинацци, случайной жертвой которой стал еще и Джордж Рассел на «Уильямс».

Итальянский гонщик не первый раз удивляет своим балансированием на грани возможного. Но, наверное, тем и отличаются гонщики, что одни тонко чувствуют предел и его не переступают, а другие, как Антонио, всякий раз пытаются обмануть свою интуицию, полагая, что выжмут из болида больше, чем он позволяет это сделать в безопасном режиме.  

Стремление Джовинацци любой ценой добиться победы над своим именитым напарником Кими Райкконненом вполне понятно. На кону место в «Формуле-1» на следующий сезон. Слишком уж много сильных кандидатов в »Формуле-2» из числа слушателей гоночной Академии «Феррари». Но вряд ли повышенная аварийность, даже если она и была спровоцирована лучшими стремлениями добиться значимых результатов для своей команды, будет ложиться в коробку аргументов в пользу итальянца при выборе пилотов на будущий год. Тем более что за семь прошедших гонок ни Антонио, ни Кими пока очков так и не набрали.

Что же до Джорджа Рассела, то его ситуация в этом инциденте двояка. С одной стороны, как сказал потом в комментариях журналистам сам Джордж, он оказался не в то время и не в том месте. Оторвавшееся после удара в отбойники от разбитой машины «Альфа Ромео» колесо протаранило «Уильямс» британца. И ему уже ничего не оставалось делать, как самому уйти с трассы влево в отбойники, чтобы избежать еще и столкновения с самим болидом Антонио. С другой стороны, Расселу, можно сказать, крупно повезло, что его встречи с колесом соперника, а затем еще и с отбойниками были такими щадящими. К тому же удалось избежать самого на тот момент страшного: столкновения болидов между собой. Все же скорость в 175 км/ч, с которой пилоты движутся на данном участке трассы, при любой аварии может быть усугубляющим опасность фактором.  

Боттас сдает позиции

Главным конкурентом для пилотов в «Формуле-1», как правило, выступает напарник по команде. Ведь именно у него такая же машина. И если у вас чемпионский болид, то именно напарник имеет наибольшие шансы помешать вам заработать очередной титул. В первые три года новой эры турбомоторов, начиная с 2014 года, для Льюиса Хэмилтона во всяком случае именно так и обстояли дела. С уходом из гонок Нико Росберга в стиле «громко хлопнув дверью» в конце 2016 года ситуация несколько изменилась.

Заявления руководства команды о том, что у пилотов «Мерседес» равные права и возможности в претензиях на чемпионство, имели с тех пор силу ровно до того момента, пока новый напарник британского чемпиона Вальттерри Боттас способен был ехать с Льюисом в схожем темпе. Или пока кто-то из других команд не опережал финна в личном зачете. Вот и на этот раз едва Максу Ферстаппену удалось обойти Боттаса по заработанным очкам и создать хотя бы видимость преследования действующего чемпиона, Тото Вольф решил не рисковать и четко расставил приоритеты. 

Когда на седьмом круге финский гонщик сократил свое отставание от лидирующего напарника до 1,5 секунды, он обратился к своему командному мостику с вопросом: может ли он задействовать кнопку повышения мощности для обгона Льюиса. Ответ не заставил себя долго ждать. Боттасу напомнили, что перед гонкой якобы была договоренность об использовании этого режима лишь в борьбе против соперников из других команд. Фактически Вальтерри дали понять, что команда не хочет, чтобы он мешал чемпиону в борьбе за победу. А ведь сезон еще не добрался и до половины числа заявленных Гран-при. По-видимому, руководство «Мерседес» решило избавить себя от лишнего риска, памятуя как тяжело было сглаживать внутрикомандный конфликт между Росбергом и Хэмилтоном. 


Конечно, если бы Боттас был явно быстрее напарника в квалификациях, то ситуация могла бы быть и другой. Но в Спа-Франкошам в субботу финн уступил британцу полсекунды. По нынешним меркам это слишком много, тем более что ближайшие соперники были всего в каких-то десятых долях секунды от самого Вальттерри. При таком раскладе позиция Тотто Вольфа становится понятной. Для победы «Мерседес» в Кубке конструкторов, за что собственно говоря и выплачиваются команде дивиденды от руководства чемпионата, все равно, кто приедет первым, если на финише оба пилота делают победный дубль. А вот если при попытке обгона друг друга лидирующие гонщики допустят какое-то столкновение, и победа достанется преследующему их сопернику, то это уже явно против интересов команды. 

Ведь выжидающего этого шанса на задних фонарях болида Боттаса Макса Ферстаппена не надо уговаривать вступить в борьбу. Именно этим он и занимается в последнее время, стараясь быстро подбирать куски падающего с царского стола пирога удачи. Нет сомнений, что голландец не упустит даже малейшей возможности обойти пилотов «Мерседес», если они затеют возню между собой.  
 
На финише Гран-при Бельгии Боттас финишировал вторым, так и не сумев своими силами настичь Льюиса. И пока по-прежнему финн остается на третьем месте в личном зачете, пусть даже и сократив отставание от голландца до трех очков. Теперь британский чемпион опережает своего напарника на 50 очков. По нынешней системе подсчета, это равно сходу Хэмилтона в двух гонках, притом что в обоих случаях Вальттерри добьется победы. Теоретически это возможно, поэтому никто пока не говорит о гарантированном чемпионстве Льюиса. Но то, что финский пилот потихоньку сдает свои позиции, становится все более заметным. И при таком раскладе вряд ли ему стоит ждать помощи от команды в борьбе с напарником.  

Ферстаппен еще надеется

В начале сезона руководство «Ред Булл» без тени скромности заявляло о своих чемпионских амбициях в исполнении Макса Ферстаппена. Напомним, в этом году у голландца, пришедшего в гонки «Формулы-1» «желторотым птенцом», остается последний шанс побить рекорд самого юного чемпиона. Пока что это звание носит бывший пилот австрийской команды Себастьян Феттель, взявший свой первый чемпионский титул в 2010 году. 

А «некоронованный чемпион», как за глаза называют Ферстаппена в формульных кругах, из юнца уже превратился в зрелого гонщика. Как никак это его уже шестой сезон в формульной карьере. Но за чемпионство он еще ни разу так всерьез и не поборолся. Явное преимущество «Мерседес» и в этом году мало оставляет надежд голландцу. Потихоньку Эдриан Ньюи, признанный король аэродинамики, что-то пытается сделать с машиной «Ред Булл», чтобы она стала быстрее. И, возможно, мы еще увидим Макса на верхней ступеньке подиума одной или двух гонок календаря. Вот только вряд ли этого будет достаточно для титула. Хотя автогонки иногда идут по непредсказуемому сюжету, и всякое может случиться. Тот же коронавирус может на пару этапов запросто «помочь» убрать Льюиса из пелотона. 

Поэтому Ферстаппен все еще надеется, что ему повезет. А пока он достаточно профессионально проводит гонку за гонкой, все больше и больше задвигая на дальние полки архивов свою прежнюю репутацию неугомонного «безбашенного» голландского хулигана.

Проснувшаяся «Рено»

Сюрпризом для соперников стал темп, который на сложной в техническом плане бельгийкой трассе показали машины «Рено». Даниель Риккиардо сохранил до финиша свою высокую стартовую позицию. Борьба с середнячками немножко помешала ему в борьбе за третье место. Хотя на последних кругах Макс Ферстаппен откровенно переживал, что состояние шин на его «Ред Булл» вряд ли позволит удержать более быстрого австралийца, стремительно сокращающего разрыв на финише гонки. Для первого подиумного успеха Риккиардо в составе «Рено», возможно, не хватило нескольких кругов. 

То, что у французских машин появился темп, доказывает и факт обгона Эстебаном Оконом на последнем круге Александра Элбона. И пусть на финише машины команды «Рено» разделяли между собой 22 секунды, ее гонщики  сумели-таки в итоговой таблице гонки разместить свои результаты между пилотами австрийской «конюшни». А ведь «Ред Булл» ни много, ни мало, а все же в Кубке конструкторов идет сейчас на втором месте, опережая почти на 100 очков французов, идущих пока на шестом месте позади «Феррари». 

Герой дня

Звание лучшего гонщика дня по результатам интернет-голосования досталось пилоту «Альфа Таури». Как раз тот редкий случай, когда этот почетный «однодневный титул» достается пилоту из команды, занимающей седьмое место в Кубке конструкторов. Наверное, многим из наших читателей хотелось бы, чтобы здесь писалось про Даниила Квята. И ведь к этому были все предпосылки.

Впервые с начала сезона российскому гонщику удалось опередить своего напарника в квалификации. К тому же старт во главе второй десятки давал шансы на успешное выступление и заработанные очки. Так, собственно говоря, и вышло. Только вот этими шансами успешно воспользовался не сам Даня, а его напарник Пьер Гасли.

Выбранная на гонку удачная тактика со сменой шин сначала позволила французу долгое время оставаться на трассе на медленных, но устойчивых к износу покрышках. А затем, получив быстрые более мягкие шины, Пьер сумел с 16-й позиции прорваться на восьмую, впечатлив телезрителей и журналистов своим прорывом и множеством обгонов.

А вот Квят, будучи на другой менее выгодной тактике, финишировал лишь 11-м, без шансов набрать хотя бы одно очко. Опять не повезло? Слишком уж долгой остается полоса невезения у российского пилота. И даже когда вот сейчас, казалось бы, сам он не совершил никаких ошибок, выбор удачной тактики опять-таки был не в его пользу. 

«Феррари» на дне?

Результат машин итальянской скудерии на финише Гран-при Бельгии не выдерживает никакой критики. И ведь это без технических сходов или аварий с их участием. Болиды просто перестали быстро ехать. А ведь еще год назад Шарль Леклер одержал здесь в Спа-Франкошам свою первую победу в «Формуле-1».

Тот факт, что нынешние машины едут медленнее прошлогодних, еще раз доказывает весьма «мутные» аргументы, оправдывавшие преимущество моторов «Феррари» в прошлом сезоне.

Старт с седьмого ряда обеих машин легендарной марки, а затем и финиш на этих же 13-й и 14-й позициях. Вряд ли у руководящего скудерией Маттиа Бинотто будут логичные объяснения такого провала перед руководством «Феррари». А впереди две подряд гонки в Италии. Сначала в это воскресенье в Монце, а затем через неделю в Муджело в рамках Гран-при Тоскани. Сумеют ли «красные» оправиться и дать бой хотя бы «оранжевым» из «МакЛарен»? Очень надеемся. Про то, что «черные» («Мерседес») начинают и выигрывают, мы уже и не говорим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter