"Формула-1". Гран-при Бахрейна. Умный Хэмилтон и нетерпеливый Ферстаппен

В воскресенье "Формула-1" начала отсчет своих этапов самого наполненного в истории чемпионата календаря. Результаты Гран-при Бахрейна ничего нового в сложившуюся уже традицию побед бренда "Мерседес" не привнесли. Льюис Хэмилтон завоевал победный кубок, Вальтерри Боттас поднялся вместе с чемпионом на подиум. Вторым финишировал Макс Ферстаппен на "Ред Булл".


На этом скучная статистика этой гонки и заканчивается. События, развернувшиеся по ходу гоночного уикЕнда в Сахире, были настолько захватывающими, что впору предположить о начале самого интересного за последние годы сезона. И главный вывод: наконец-то немецкие болиды не самые быстрые в пелотоне, и это может положить конец беспардонному доминированию машин "Мерседес", порядком поднадоевшему за годы новой эры турбомоторов. 

Результаты субботней квалификации логично продлили общую картину, сложившуюся после предсезонных тестов, прошедших здесь же, в Бахрейне, за две недели до первой гонки сезона. Макс Ферстаппен без особого труда снова оказался на верхней строчке таблицы результатов, сумев почти на 0,4 сек опередить действующего чемпиона. И это при том, что агрессивно атакуя поребрики еще в начале квалификационных заездов, голландец повредил аэродинамические элементы днища своей машины. Иначе отрыв был бы еще значительнее. 

Если учесть, что гонщик "Ред Булл", несмотря на все его заслуги в гонках, не относится к числу умельцев квалификации, то этот поул выглядит еще примечательнее. Голландцу понадобилось почти 5 полных сезонов, чтобы впервые стартовать во главе пелотона, хотя свою первую победу в гонке "Формулы-1" он праздновал уже во втором сезоне. И за 120 гонок у Макса на счету это всего 4-й поул. Вывод напрашивается один: у "Ред Булл" на сегодняшний день машина самая быстрая. Наконец-то два главных фактора, от которых зависит скорость формульного болида, удачно совпали. Талантливый Эдриан Ньюи сумел в очередной раз воспользоваться изменением регламента касательно аэродинамических элементов и построить быструю машину, а мотористы "Хонда" под занавес своего завершающегося присутствия в "Формуле-1" создали вполне себе конкурентный и надежный двигатель. 

Победа без обгонов

Старт для лидирующей пары прошел спокойно, Ферстаппен не упустил своего места. А вот стартовавшего третьим Боттаса обошел на "Феррари" Шарль Леклер. У монегаска на машине стояли более мягкие шины, на которых он вынужден был стартовать, так как показал с ними свое лучшее время во втором сегменте квалификации.

Преимущество болида итальянской "Скудерии" продлилось недолго. Сначала Вальттери вернул себе утраченную позицию, а затем еще и Ландо Норрис на "МакЛарен" обошел Леклера. 

Понимая, что в чистой борьбе опередить более быструю машину Ферстаппена не удастся, командный мостик "Мерседес" решил отправить своего главного подопечного на рискованную тактику раннего пит-стопа. Маневр удался, и за счет этого после обслуживания в боксах машина "Ред Булл" оказалась позади действующего чемпиона, причем с отрывом почти в 7 секунд. 

После двух пит-стопов, проведенных главными претендентами на победу в гонке,  Льюис сохранил свое лидерство. Казалось, что за счет тактики команда обеспечила британскому чемпиону победу, даже не прибегая к обгонам конкурентов на трассе. До финиша оставалось 16 кругов и 8 секунд отрыва. И обе машины были на одинаковых типах шин.

Но скорость болида "Ред Булл" на более свежих покрышках позволяла Ферстаппену отыгрывать более чем по полсекунды на круге. И за 4 круга до финиша голландцу удалось настичь соперника, чтобы начать атаку.

Расчетливый Льюис

То, что произошло потом, стало предметом бурного обсуждения в формульных кругах. Решив не дожидаться более удобного момента, Макс Ферстаппен ринулся атаковать "Мерседес" Льюиса уже в 4-м повороте. Маневр удался, но "Ред Булл" пришлось для этого выехать всеми четырьмя колесами за пределы трассы. Руководство гонки, внимательно следя за действиями лидирующей пары пилотов,  тут же предупредило команду, что Ферстаппену следует вернуть завоеванную позицию, иначе он будет оштрафован 5-секундной прибавкой времени в итоговом протоколе. В австрийской "конюшне" понимали, что за оставшиеся 3 круга оторваться более чем на 5 секунд не удастся, а значит, победа все равно достанется Льюису Хэмилтону. А если пропустить британца, то еще будет шанс попытаться снова его обогнать, но уже без выезда за пределы трассы.

Командный мостик "Ред Булл" попросил Макса вернуть позицию, что голландец и поспешил сделать как можно быстрее, чтобы было больше времени на повторный обгон. Однако второй раз до атаки дело уже не дошло. Подпорченные выездом за поребрики на искусственную траву и агрессивным маневрированием шины уже не давали достаточного преимущества, чтобы провести удачный обгонный маневр. Да и Хэмилтон слегка добавил темп, поскольку терять уже было нечего и не надо было беречь шины, чтобы добраться до финиша. Так они и въехали под клетчатый флаг друг за другом с интервалом в 0,7 сек. 

Я обратил внимание на два нюанса в этой дуэли. Льюис хорошо контролировал ситуацию и прекрасно осознавал, что он не сможет удержать свое лидерство перед более быстрой машиной Макса. Отбив первую атаку в конце стартовой прямой, британец понимал, что долго это противостояние он не выдержит. И тогда он пошел на небольшую хитрость, позволив голландцу приблизиться на расстояние атаки в 4-м повороте. 

В этом месте трассы по ходу гонки многие выезжали за пределы правильной траектории, обозначенной белой линией. Досужие статисты насчитали аж 23 (!) таких раза за Хэмилтоном. Льюиса даже официально предупредило руководство гонки, что если он будет продолжать в том же духе, то будет наказан. 

Четко сознавая, какая именно траектория будет предельно близкой к границе допустимой зоны, британский чемпион подловил соперника на обгонном маневре. Несколько раз пересмотрев запись этого момента гонки, я понял, что Хэмилтон умышленно заманил Ферстаппена в ловушку. Ринувшись в атаку после не совсем удачной попытки в первом повороте, Макс вынужден был выехать за пределы трассы, поскольку "Мерседес" Льюиса шел в этот момент по самой крайней траектории вблизи разрешительной линии. 

Второй нюанс состоял в том, что вернуть позицию гонщик "Ред Булл" мог не сразу, а протянув некоторое время до следующей прямой, где можно было задействовать систему подвижного крыла DRS. И таким образом, едва пропустив соперника вперед, тут же начать новую атаку. Сам Макс признался в том, что такое было возможно. Но после гонки голландец это выставлял как свою заслугу, мол, он не хотел нечестной борьбы. На самом же деле в тот момент Ферстаппен не думал о такой хитрости. Он наверняка поспешил выполнить команду штаба "Ред Булл", предписанную руководством гонки, чтобы еще иметь время для следующего обгона. 

Торопливый Макс

В итоге получается, что Макс дважды поторопился. Дотерпи он до конца того злосчастного 53-го круга, и на стартовой прямой с учетом преимущества машины "Ред Булл" он бы уже без труда прошел соперника. Но надо знать характер голландца. Если ему представляется возможность для обгона, он, словно средневековый рыцарь с открытым забралом, бросится в атаку, не дожидаясь более удобного случая. Он так был уверен в своем преимуществе в тот момент, что ему и в голову не могла прийти мысль, что Льюис умышленно его провоцирует на атаку именно в этом неудобном месте 4-го поворота. 

Но как бы то ни было, дуэль получилась весьма интересной. И хотя победил зрелый расчет именитого и опытного ветерана, это не принизило заслуг горячего «голландского хулигана». И пусть он потерял возможность в прошлом году стать самым юным чемпионом мира, довольствуясь лишь титулами самого юного победителя Гран-при и вообще самого юного дебютанта в истории "Формулы-1". В этом сезоне, по всей видимости, Макс Ферстаппен наконец-то сможет бороться за чемпионский титул, который ему прочат все кому не лень с момента прихода голландца в Большие призы. 

Кто еще в претендентах на титул?    

Обладатель двух вице-чемпионских титулов Вальттери Боттас, конечно, стоял первым в списке претендентов на титул в конце прошлого года. Эту уверенность придавало ему наличие в своем распоряжении самого быстрого болида в пелотоне. На сегодняшний день эта уверенность пошатнулась. Уступив обладателю поула и Льюису Хэмилтону в квалификации, Вальттери в гонке был поставлен в условия необходимости оказания помощи лидеру команды "Мерседес". Немецкая "конюшня" в отличие от чемпиона пустила своего второго пилота по стратегии Макса Ферстаппена, чтобы в случае чего быть рядом с голландцем в нужный момент.

Правда, заминка на втором пит-стопе, стоившая финскому гонщику лишних 8 секунд, лишила Боттаса возможности вмешаться хоть как-то в спор лидеров. Сладкую изюминку на свой торт Вальттери получил лишь в виде самого быстрого круга гонки, который команда решила обеспечить своему пилоту, сменив шины на его "Мерседесе" за пару кругов до финиша. Заработанное лишнее очко сократило его отставание от Макса Ферстаппена до минимума в этой ситуации. 

Говоря о претендентах на чемпионский титул, я бы обратил внимание на Ландо Норриса, который со своим "МакЛарен" сумел стартовую 7-ю позицию превратить на финише в 4-ю исключительно благодаря обгонам соперников на трассе. 

Что касается Шарля Леклера, то его "Феррари", конечно, выглядит побыстрее прошлогодней итальянской машины. Но пока еще монегаску, очевидно, предстоит борьба за подиумы, а не за победы и тем более титулы. 

А вот Серхио Перес, получив неожиданное для себя предложение от команды "Ред Булл" в прошлом году, когда остался без контракта на будущий сезон, может еще показать свой талант. В своей первой квалификации за австрийскую "конюшню" мексиканец, конечно, не блистал, уступив напарнику больше секунды. Сказывалось отсутствие опыта управления новой для него машиной. Но вот в гонке Серхио показал себя с отличной стороны. Откатившись из-за технических неполадок в самый конец пелотона и едва успев к старту хотя бы с пит-лейн, Перес продемонстрировал затем свои гоночные способности, прорываясь наверх. И его 5-е в результате место, пусть даже с 50-секундным отставанием от лидеров, не прошло незамеченным. Мексиканский дебютант "Ред Булл" заслуженно получил звание "Гонщик дня" по результатам интернет-голосования.

Когда через пару гонок Перес вкатится наконец-то в гонки со своим новым болидом, я полагаю, он доставит немало хлопот как минимум Вальттери Боттасу. Ведь не будем забывать, что управлять мексиканец будет весь этот сезон самой быстрой машиной в пелотоне. 

Следующий этап пройдет в Италии на легендарной трассе в Имоле 18 апреля. 

Результаты гонки:

1. Льюис Хэмилтон "Мерседес" 25
2. Макс Ферстаппен "Ред Булл" 18
3. Вальттери Боттас "Мерседес" 16
4. Шарль Леклер "Феррари" 12
5. Серхио Перес "Ред Булл" 10
6. Ландо Норрис "МакЛарен"  8
7. Даниель Риккардо "МакЛарен"  6
8. Карлос Сайнс "Феррари" 4
9. Юки Цунода "Альфа-Таури" 2
10. Лэнс Стролл "Астон-Мартин" 1
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter