Формула-1. Гран-при Австрии. Спринт и спринтеры

Субботняя гонка-спринт в рамках Гран-при Австрии прошла при полном доминировании хозяев трассы «Ред Булл Ринг». Макс Ферстаппен с уверенным отрывом удержал свой поул, до самого финиша 100-километровой дистанции сохраняя свое преимущество над пилотами «Феррари».

Макс Ферстаппен выиграл спринт уверенно и бесспорно

Австрийский автодром впервые принимает Формулу-1 в таком формате. Судя по тому, сколько здесь было болельщиков Макса Ферстаппена и сколько сюда приехало из Нидерландов его соотечественников, эта трасса не только для его команды, но и для самого нидерландского чемпиона может считаться домашней. По самым скромным подсчетам, 55 тысяч билетов на местные трибуны было распродано через фан-клуб нидерландца. Всего же автодром вмещает более 110 тысяч зрителей. Максимальные цифры зависят от плотности заполнения травяных газонов, куда продаются билеты без мест.

Лишенные удовольствия  присутствовать на гонке в последние два года из-за пандемии коронавируса, любители Больших призов на этот раз были более чем активными. Аншлаг на трибунах, полностью заполненный даже при расширенном формате престижный паддок-клуб, где билеты «все включено» начинаются от 3500 евро, и фактически полное отсутствие свободных мест в местных гостиницах в радиусе 50 километров – о таком могут мечтать любые организаторы проведения Гран-при. 

Расстановка сил на старте после первого поворота

Наша попытка найти за пару недель до назначенной даты мало-мальски подходящее жилье хотя бы на пару ночей даже в радиусе 80 километров не увенчалась успехом.  Понятно, что предложения в 1000 евро за двухместный номер на одну ночь мы исключали из рассмотрения. Создалось впечатление, что, потеряв за время ковидных ограничений из-за дефицита туристов свой традиционный доход, местные гостиницы одним разом за счет автоспорта решили вернуть себе хотя бы часть недополученной прибыли.

Но где наша не пропадала?! Пришлось вспомнить времена конца 1990-х, когда на первые мои Гран-при Формулы-1 я ездил на своем автомобиле, который в подобных случаях служил и средством передвижения, и домом на колесах. Приезжая в пятницу утром на паркинг для прессы, машина оставалась там до вечера воскресенья. Благо что в паддоке гонок сопровождения всегда есть душевые кабинки с горячей водой. Ведь необходимость оставаться ночевать на трассе есть не только у «бездомных» журналистов, но также и у механиков, и у обслуживающего персонала команд Формулы-2 и Формулы-3. Они зачастую работают допоздна и даже по ночам во время гоночного уикенда. 

Зато утром не тратишь время на приезд на трассу, поскольку фактически живешь здесь. При этом невольно становишься свидетелем того, как живет мир болельщиков Формулы-1, которые приезжают на автодром с передвижными домиками, палатками и просто на машинах. Они обустраиваются здесь и устраивают настоящий праздник автоспорта с фейерверками и дискотекой по ночам, бурными разговорами и обменом мнениями. Обстановка праздничная. Разгоряченные обилием пива, а больше впечатлениями и причастностью к жизни автогонок, болельщики дружелюбны, раскрепощены, пытаются разговаривать на всех языках. Иногда достаточно просто называть имена гонщиков, чтобы жестами затем объяснять свои эмоции и предпочтения. 

Всякий раз удивляюсь, насколько мир автоспорта отличается от футбольных баталий агрессивных болельщиков. Даже в семьях могут быть разные кумиры, но это совершенно не мешает людям мирно проводить вместе время на автодроме.  

Трибуна имени Макса Ферстаппена

Разве что на специально выделенные трибуны, по типу той, которая носит имя Макса Ферстаппена, и куда попасть можно только через клуб его фанатов, будет явно неуместным прийти, например, в футболке «Мерседес» или с плакатом в поддержку Льюиса Хэмилтона. Вас вряд ли поймут, но я уверен, что бить не будут. Скорее попытаются «перевербовать» на свою сторону, восхищая огульной  преданностью своему кумиру. На «Ред Булл Ринге» перед трибуной Макса Ферстаппена, специально построенной в самом центре автодрома, на время гоночного уикенда даже устанавливается пост специального диджея. Тот мастерски заправляет делами разжигания страстей. Трибуны с восторгом выполняют его указания, и масса зрителей становится управляемым оранжевым экраном. Гимн австрийской команды, песни, посвященные нидерландскому чемпиону и автоспорту местная публика знает наизусть. А кто еще здесь впервые и не выучил слов, быстро учится. 

Серхио Перес – герой дня


Если бы в гонке-спринт голосовали за звание гонщика дня, то его в Спиелберге вчера получил бы Серхио Перес. Из-за ошибки в квалификации мексиканца переставили на стартовой решетке на 13-е место. И если задача Макса Ферстаппена была всего лишь удержать лидерство, то его напарнику нужно было прорываться сквозь строй неуступчивых «середнячков», чтобы в воскресенье стартовать на соответствующем его «Ред Булл» месте. 

Круг почета Серхио Переса после удачного спринта

И надо сказать, что Серхио успешно справился с этой задачей. Разве что достать Джорджа Рассела, который финишировал в спринте четвертым, мексиканскому гонщику так и не удалось. Слишком короткой для этого была дистанция в 100 километров. Но первенство по количеству обгонов естественно досталось Пересу. На старт сегодняшней гонки механики будут готовить его машину на пятой позиции.

Один из героев гонки Серхио Перес

Моторы «Феррари» продолжают удивлять 


Болиды самой итальянской скудерии как стартовали, так и финишировали в спринте на второй и третьей позициях. На подъеме к третьему повороту Карлос Сайнс сумел обойти своего напарника Шарля Леклера. Казалось, что испанцу под силу будет даже предпринять атаку на лидера гонки. Но Макс Ферстаппен успел занять выгодную позицию на внутреннем радиусе в самой верхней точке австрийского автодрома, и, выйдя из него первым, нидерландец фактически не оставил никаких шансов соперникам.

Начало атаки, после которой Леклер вернул себе вторую позицию

А вот пилоты «Феррари» вновь поменялись местами. Шарль, как и Макс, выбрал внутреннюю траекторию в этом знаменитом третьем повороте «Ред Булл Ринга», и на спуске вернул себе утраченную было вторую строку. Какое-то время Карлос Сайнс пытался побороться с напарником, но затем с командного мостика скудерии последовала недвусмысленная «просьба» не допустить контакта между собой. Во время пресс-конференции после гонки испанский гонщик не стал акцентировать на этом внимание, предложив журналистам свою версию событий: мол, шины на его болиде стали уставать, и ему нужно было успешно добраться до финиша.
В общем, в «Феррари» нужно предусмотреть договоренности между пилотами, иначе гонщики скудерии будут мешать друг другу в споре за лидерство. И тогда о борьбе с Максом Ферстаппеном за чемпионский титул, на которого работает вся команда «Ред Булл», не может идти и речи. 

Первая и единственная атака "Феррари" на Макса Ферстаппена

Но как бы то ни было, следует констатировать, что машины «Феррари» быстры. И вполне могут быть на равных с «Ред Булл». Более того, благодаря итальянским моторам вполне конкурентно выглядят и клиентские машины. Особенно выделяется на фоне остальных команда «Хаас». Ограниченная в бюджете после ухода российского гонщика Никиты Мазепина и оттока капиталов Мазепина старшего, американская «конюшня» не очень-то балует своих пилотов обновлениями болидов. Но тем не менее скорость их машин продолжает удивлять даже «Мерседес». 

Потеряв две позиции в первом повороте из-за инцидента с Пьером Гасли, Льюис Хэмилтон вынужден был бороться в плотной группе машин, где соперники перед ним имели возможность задействовать систему подвижного крыла DRS. Это значительно затрудняло прорыв британского чемпиона в лидирующую группу. Особенно яркой в этом плане была дуэль пилота «Мерседес» с Миком Шумахером. Немецкий дебютант, повиснув на фонарях машины своего напарника, несколько кругов успешно отбивал атаки Льюиса Хэмилтона. 

Более того, он даже просил команду, чтобы та отдала приказ Кевину Магнуссену пропустить его вперед. Сын немецкой легенды автоспорта был уверен, что он сможет настичь даже едущего впереди на «Альпине» Эстебана Окона. Но на командном мостике «Хаас» решили не предпринимать подобных действий. Сам же Кевин, услышав такую странную просьбу немецкого юноши, добавил в скорости и даже сумел оторваться от младшего Шумахера более чем на секунду. Мол, смотри, Мик, я могу ехать и быстрее.

Пока у него была DRS от напарника, Мик Шумахер уверенно защищался от Льюиса Хэмилтона

Этот маневр лишил немецкого пилота права задействовать DRS, и он вновь обратился на свой командный мостик с просьбой, чтобы Кевину был отдан приказ замедлиться. Мик рассчитывал таким образом вернуться в зону DRS. В руководстве «Хаас» вновь проигнорировали странную просьбу Шумахера. И кругом спустя Льюису Хэмилтону все же удалось обогнать юного соперника. Тем, кто знавал времена, когда Льюис и Шуми боролись вместе на трассе после второго прихода немецкого чемпиона в Формулу-1, наверняка было забавно следить за дуэлью теперь уже сына Михаэля против британского чемпиона. Правда, в те времена именно Шуми был за рулем «Мерседес». Теперь же немецкий болид управлялся Хэмилтоном.

Долгая борьба с машинами «Хаас» не позволила Льюису значительно улучшить свою стартовую позицию на воскресную гонку. Он начнет гонку восьмым в окружении все тех же американских болидов, показывающих настоящие чудеса благодаря моторам «Феррари». Впереди британского чемпиона будет датчанин, а позади – немец. Самое главное, что нужно суметь сегодня сделать Хэмилтону, это избежать на старте коллизий именно с этими пилотами. Не берусь делать прогнозы по этому поводу, но в том, что это будет жаркий спор, сомнений нет.

«Альпине» вполне успешна  


Потеряв за счет спринта одну позицию, Эстебан Окон может быть вполне доволен исходом спринта. Как-никак его скромный «Альпине» будет стартовать с третьего ряда. А вот машина его именитого напарника Фернандо Алонсо выйдет на старт на последний ряд. Испанский чемпион был восьмым по итогам квалификации. И все рассчитывали, что талантливый ветеран сумеет пройти обоих пилотов «Хаас», отделявших его от напарника. Увы, прогнозам не суждено было сбыться. 

Машина Фернандо просто не захотела заводиться. Электрическая проблема вынудила команду сначала откатить болид испанца со стартовой решетки на пит-лейн, а затем и вовсе снять с гонки. Лишь когда уже весь пелотон отправился в путь, проблема решилась сама собой. Но было уже поздно. В спринте, где даже пит-стопы по смене шин не проводятся, если нет дождя, что-то изменить весьма трудно. В «Альпине» предпочли скорее сэкономить ресурс двигателя, чем отправлять Алонсо в безнадежную гонку преследования.  

Расстроенный Фернандо признался журналистам, что темп у машины есть. И он очень сожалеет, что, квалифицировавшись в пятницу в первой десятке, из-за неполадок в субботу он фактически потерял весь уикенд. Нет, бороться испанец, конечно же, будет. И, может быть, мы даже увидим его прорыв из группы аутсайдеров. Только вот без дождя, который синоптики даже не обещают на время гонки, рассчитывать на успех Алонсо вряд ли приходится.

Гонка начнется в 16.00 по минскому времени.

Подготовка к старту гонки поддержки Формула-2
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter