Формула-1. Гран-при Австрии. Ферстаппен - победитель, "Мерседес" - в шоке

Такого провала, который случился у "Мерседес" на Гран-при Австрии, еще не было ни разу за последние 6 лет. После старта с первого ряда пилоты немецкой команды не только не смогли подняться на подиум, но даже не доехали до финиша. И виной тому оказались технические неисправности болидов. Лучше всего воспользоваться сходом соперников удалось гонщику "Ред Булл" Максу Ферстаппену, который не только одержал свою 4-ю победу в карьере, но и заработал почетное звание "Гонщик дня" по итогам интернет-голосования болельщиков.


После возвращения в календарь чемпионата Формулы-1 трасса в Спиелберге, несмотря на свою небольшую длину, исправно дарит зрителям настоящий спектакль с множеством элементов борьбы болидов. И даже несмотря на возможность проехать здесь 306 км дистанции всего с одним пит-стопом, разные тактические схемы команд могут приносить здесь как победы, так и поражения. Яркий пример тому мы увидели на нынешнем Гран-при Австрии, завершившемся вчера интересной гонкой, подпортившей статистику скептикам, считающим, что Большие Призы превратились в скучный чемпионат.

"Мерседес" - упущенные возможности  

По правде сказать, доминирование немецкой команды на протяжении всего гоночного уик-энда на трассе "Ред Булл Ринг" мало у кого вызывало сомнения по поводу очередной победы "серебряных стрел" и возможного дубля "Мерседес" на подиуме. И тот факт, что поул-позишн досталась не Льюису Хэмильтону, а его более молодому финскому напарнику Вальттерри Боттасу, еще более аргументировал радужные прогнозы на преимущество лидеров чемпионата. Но оказалось, что гоночная фортуна, на помощь которой так часто уповают пилоты, в этот день решила откровенно повернуться к "Мерседес" ... спиной.

 

Борьба за позиции на первых нескольких кругах стала действительно украшением гонки. При этом пилотам удалось избежать аварий и даже сколь-нибудь значимых столкновений. Удачно стартовавший Льюис Хэмильтон опередил напарника на старте и уже после первого поворота возглавил пелотон. Правда, всего через несколько сот метров его лидерство едва не перешло к соперникам. Также оставивший Боттаса за кормой своего "Феррари", Кими Райкконнен в третьем, самом интересном повороте трассы, попытался опередить британского чемпиона. И финну не хватило буквально нескольких метров, чтобы выйти вперед.

Однако к 7-му повороту уже финский чемпион подвергся жесткой атаке преследовавшего его с самого старта Макса Ферстаппена. На грани дозволенного, с контактом колес, голландец потеснил своим "Ред Булл" красный болид соперника с оптимальной траектории на трассе и вышел вперед. Правда, очнувшийся после пробуксовки на старте Вальттерри Боттас через несколько поворотов пробился-таки на вторую позицию, и гонка перешла в стадию равномерного наращивания отрывов. Во всяком случае, в лидирующей группе. В середине и хвосте пелотона бои "за место под солнцем" шли по всем направлениям.

Это стало особенно заметно, когда пришла пора задействовать систему подвижного крыла DRS, дающую преимущество в скорости в несколько км/ч на выделенных для этой цели прямых участках автодрома.

Льюис с трудом уержал лидерство в 3-м повороте 

Казалось, что лидирующим позициям "Мерседес" ничто не угрожает. Льюис и Вальттерри спокойно проходили свои круги, внимательно следя за износом шин и приближением соперников. Однако их безмятежному спокойствию вскоре пришел конец. Сначала на 14-м круге отказала гидравлика на болиде Боттаса, заблокировавшая коробку передач. Финский гонщик запарковал машину в зоне безопасности, но для ее эвакуации руководство гонки решило объявить режим виртуального пейс-кара. И тут произошла следующая неприятность для немецкой команды: в то время, когда вся лидирующая группа устремилась в боксы для проведения пит-стопа (как оказалось, для многих из гонщиков, единственного), командный мостик "Мерседес" не позвал своего лидера на обслуживание в боксы.

Запоздалый пит-стоп Льюиса Хэмильтона лишил его лидерства в гонке 

Тем самым фактически Хэмильтон лишился возможности сохранить свое лидерство. По крайней мере, четверо из его соперников находились в так называемой "безопасной зоне", то есть их отрыв от лидера был меньше, чем требовалось Льюису времени для проведения своего пит-стопа в обычных гоночных условиях. Осознав это, британец попытался как-то ускорить темп, но состояние его шин не позволяло создать необходимый отрыв. Льюису удалось опередить на выезде из пит-лейна лишь Себастьяна Феттеля. Таким образом, из реальной возможности финишировать первым, у Хэмильтона призрачно маячила возможность в лучшем случае хотя бы попасть на подиум.  

Льюис, Макс и Кими - борьба в третьем повороте 

Десять кругов понадобилось Льюису, чтобы приблизиться к лидирующей тройке, которую возглавляли Макс Ферстаппен и Даниель Риккиардо, а замыкал Кими Райкконнен. В какой-то момент, когда у австралийского гонщика "Ред Булл" шины совсем потеряли сцепление с асфальтом, финский и британский чемпионы обошли его. Но к этому времени у них самих "на фонарях" уже висел еще один чемпион - Себастьян Феттель, слишком долго прорывавшийся с середины пелотона, куда он откатился после не совсем удачного старта с 6-й позиции.

Пока Риккиардо получал на пит-лейне свой третий комплект шин, Феттелю удалось в третьем повороте провести жесткую атаку на Хэмильтона и, потеснив того с трассы, снова отбросить британца за пределы возможного подиума. Как оказалось, и это еще было не самое страшное. За 9 кругов до финиша Льюис вынужден был сойти с дистанции из-за того, что на его "Мерседес" не выдержал нагрузки мотор. Таким образом Хэмильтон не только первый раз за последние 34 гонки не заработал очков, но и лишился лидерства в чемпионате, поскольку финишировавший третьим Себастьян Феттель в общем зачете на самую малость опередил британца.

Феттелю пришлось пробиваться на подиум из середины пелотона

Вкупе со вторым местом Кими Райкконнена команда "Феррари" смогла также опередить "Мерседес" и в Кубке конструкторов. Возможно, это временная смена лидеров обоих зачетов, но она ярко демонстрирует тот факт, что спор за чемпионство в этом году еще далеко не закончен.

 

"Ред Булл" - оранжевая мечта

 

Если учесть, что трибуны и пелузы автодрома в Спиелберге были почти заполнены, а это не менее 90 000 зрителей, то минимум треть из них была одета в оранжевые цвета болельщиков Макса Ферстаппена. В центре автодрома "Ред Булл Ринг", учитывая такой наплыв гостей с Севера, даже построили специальную трибуну, носящую имя восходящей голландской звезды. И было забавно наблюдать, как реагировала она на каждый проезд их кумира, и тем более, когда он вышел в лидеры. Живая оранжевая масса "дышала", "двигалась" и восторженно кричала, вызывая восхищение.

Те из голландских болельщиков, кому не досталось места на этой трибуне, привлекали внимание оранжевым цветом своих футболок на других трибунах, четко выделяя сектора, где имя Макс Ферстаппен произносится с гордостью и воодушевлением.

 На трибуну Макса Фестаппена можно было попасть только в такой униформе 

То, что голландцы - такие ярые поклонники спортивного таланта своих соотечественников, известно давно. А когда у них появился свой предмет восхищения в элите автоспорта, то это резко добавило число зрителей на всех европейских автодромах. Не будем забывать, что для того, чтобы болеть за Макса, вовсе не обязательно быть голландцем. Как и в эпоху Михаэля Шумахера или Айртона Сенны, волна болельщиков у звезд автоспорта остается интернациональной. Это не значит, что я сейчас сравниваю Макса с Михаэлем и тем более с Айртоном. Это просто констатация факта, как появление талантливого гонщика в пелотоне Формулы-1 способно оживить и заметно пополнить ряды зрителей.

На старте Макс весьма удачно вслед за Кими опередил Боттаса, а затем в 7-м повороте несколько грубовато, но все же в рамках правил оттеснил Райкконнена. Впоследствии оказалось, что это и создало Максу те необходимые секунды преимущества над "Феррари" финского чемпиона, которые обеспечили Ферстаппену победу на финише с преимуществом всего в 1.5 секунды над парой пилотов итальянской скудерии, преследовавшей его по пятам до самых последних метров.

Победитель гонки Макс Ферстаппен и пилоты "Феррари" на подиуме в Спиелберге 

Надо отметить, что после волны критики, вполне заслуженной, по выступлениям голландского гонщика в первых шести гонках, изобиловавших авариями и конфликтными ситуациями с участием Макса на трассах, он весьма грамотно провел три последние гонки. В Канаде Макс поднялся на подиум, во Франции был уже вторым, и здесь в Австрии он наконец-то впервые на домашнем для команды "Ред Булл" автодроме победил.

 

Конечно, не обошлось без большой удачи. На старте в Пол Рикаре немецкий чемпион Себастьян Феттель развернул Боттаса, а Макс успешно срезал поворот, поскольку на французскрй трассе в том месте нет поребриков. В Австрии две машины "Мерседес" сошли по техническим причинам. Без этого вряд ли бы выступления Макса были бы столь успешными. Но тем не менее, факт остается фактом. Макс не только вышел на 5-ю строчку в личном зачете, почти сравнявшись с напарником, но теперь его от третьего места отделяют всего каких-то 8 очков. С учетом заметно добавивших в этом сезоне моторов "Рено", не исключено, что о Максе еще, возможно, будут говорить как о возможном кандидате в борьбе за титул. Только вот будут ли "Рено" столь ревностно стремиться предоставить "Ред Булл" мощные и надежные моторы, если уже точно известно, что на следующий сезон мотористом у австрийской команды будут японские специалисты из "Хонда"? Однозначно дать ответ на этот вопрос я бы не рискнул.

 

"Ферарри" - почти идеальный вариант

Когда после награждения на подиуме босса "Феррари" спросили о его мнении по итогам гонки, то сеньор Аривабене скромно заметил, что результат не идеальный, хотя и весьма хороший. Возможно, если бы впереди Кими на втором месте был бы Себастьян, итоги были бы более предпочтительными. Как знать, может в борьбе за титул под конец сезона именно этих 3 очков и не хватит Феттелю в конкурентном сражении с Хэмильтоном? Интересно, будут ли тогда сожалеть в итальянской скудерии, что не отдали в Спиелберге Кими приказ пропустить напарника вперед ради его победы в личном зачете. В целом же для команды перестановка пилотов местами не играет роли. В Кубке конструкторов "Феррари" захватили после Гран-при Австрии лидерство, а их пилот Себастьян Феттель благодаря сходу Льюиса опередил своего основного конкурента и стал лидером в личном зачете.

Неплохой бонус в укрепление репутации итальянского бренда внесли и две клиентские команды скудерии. Грожан и Магнуссен принесли "Хаас" соответственно 4-е и 5-е места, а Леклер и Эриксон впервые в этом сезоне двумя машинами заработали очки за 9-е и 10-е зачетные места.

Следует отметить, что выступление Кими Райконнена на нынешнем Гран-при Австрии выглядело далеко не "лебединой песней" финского ветерана. Стартовав 3-м, Кими успешно прошел "Мерседес" Боттаса, а в третьем повороте едва не обогнал и Льюиса Хэмильтона. Правда, в 7-м повороте финна жестко атаковал Макс Ферстаппен. Дошло до контакта колесами, и голландец почти вытеснил "Феррари" за пределы трассы. Но стюарды после рассмотрения не нашли в этих действиях нарушений. Потеряв позицию, Кими так и не смог ее вернуть до конца гонки, хотя попытки сделать это предпринимал не один раз.

 Кими Райкконнен на фоне  оранжевых трибун с болельщиками Макса Ферстаппена 

Накануне начала предстоящих переходов и подписания контрактов в командах все больше идет разговоров, останется ли Кими на следующий сезон в чемпионате Формулы-1, и будет ли у него по-прежнему красный комбинезон "Феррари". Похоже, гонка в Австрии была тем весомым аргументом, который Райкконнен готов продемонстрировать желающим связать с ним судьбу команды на будущий год.

 

Лидеры и ... остальные

 

Интересен еще и тот факт, что после схода троих пилотов из топ-команд (Риккиардо из-за проблем с коробкой передач сошел за 20 кругов до финиша), отрыв лидирующей группы от остальной части пелотона был огромным. Достаточно сказать, что лидеры вынудили 11 идущих за ними гонщиков на трассе досрочно завершить гонку, не проехав и полной дистанции. Более того, оба пилота "Уильямс" отстали от лидеров даже на 2 круга.

А вот Фернандо Алонсо в очередной раз удивил своей способностью даже на далеко не быстром "МакЛарен" после старта с хвоста пелотона забраться в "очковую зону". Конечно, 8-е место далеко не то, чего заслуживает двукратный испанский чемпион и недавний победитель знаменитой гонки "24 часа Ле Мана". Посему слухи о возможном переходе Фернандо в американский чемпионат "Инди Кар" имеют под собой весьма реальную основу.

 Фернандо Алонсо в борьбе с Шарлем Леклером

Еще удивляет ровное и довольно успешное выступление в Спиелберге так называемых "середнячков". Следом за "Хаас" финишировали рядышком оба пилота "Форс Индия". Серхио Перес перед финишем вернул позицию своему напарнику Эстебану Окону, который пропустил мексиканца поначалу вперед с учетом разных тактических вариантов гонки. Аналогичную комбинацию в плане командной тактики показали и гонщики "Альфа-Ромео-Заубер". Маркус Эриксон вернул перед финишем позицию Шарлю Леклеру, с которым они дружно финишировали в конце зачетной десятки. Даже "Уильямс" также дружно замкнули финишировавшую группу, не преподнеся никаких сюрпризов.

Разве что "Торо Россо" и "Рено" не смогли обеими машинами въехать под клетчатый флаг: Нико Хюлькенберг первым сошел с дистанции из-за красочно сгоревшего мотора "Рено", а Брендон Хартли, удивив слишком длинным отрезком на одном комплекте покрышек, затем остановился из-за проблем с коробкой передач.

Их напарники Пьер Гасли и Карлос Сайнс, неоднократно восхищая трибуны своей упорной борьбой между собой и с соперниками, вынуждены были остаться без зачетных очков, заняв соответственно 11-е и 12-е места.

Уже в ближайший четверг команды снова встретятся в паддоке Формулы-1, но теперь уже на островной зоне Европы в рамках Гран-при Сильверстоуна. Туманный Альбион обещает нам дождливую погоду, а значит скучным британский этап вряд ли будет.

Спиелберг. Австрия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter