Формула-1. Гран-при Австралии. Начало сезона. Проснувшийся финн

Вопреки всем предсезонным прогнозам на подиуме первой гонки нынешнего сезона совсем не нашлось места болидам «Феррари». Дубль команды «Мерседес» в сопровождении машины «Ред Булл» дал отсчет новому времени и расстановке сил пелотона 2019 года. Победителем Гран-при Австралии с большим отрывом от преследователей под клетчатый флаг на финише въехал Вальттерри Боттас, ставший к тому же еще и Гонщиком дня по результатам интернет-голосования.

Стартовав со 2-го места, финский гонщик уже к первому повороту вышел в лидеры гонки, чтобы затем успешно довести начатое дело до победного конца. По словам пилота «Мерседес», это был его самая лучшая гонка в карьере, позволившая в 4-й раз подняться на высшую ступеньку подиума. И действительно, его болид выглядел заметно быстрее даже машины напарника, действующего чемпиона Льюиса Хэмильтона.

В этом сезоне болид  Ферстаппена  будет возмутителем спокойствия лидеров

 А ведь в конце прошлого сезона Боттас последние 4 гонки финишировал исключительно на 5-й позиции и по итогам года стал лишь 5-м. Такой спад на фоне досрочной победы в чемпионате его товарища по команде породил массу слухов о том, что в «Мерседес» задумались уже о возможной предстоящей досрочной замене Вальттерри по ходу нынешнего сезона. Поэтому победа на автодроме в мельбурнском Альберт-парке фактически стала ярким ответом на пессимистичные оценки формы финского гонщика.

 Финиш следом за победителем еще и второй машины немецкой команды позволил коллективу «Мерседес» испытать чувство гордости за сделанную работу. А лучший круг, который Вальттерри Боттас показал на последних километрах дистанции, позволил и заработать дополнительное бонусное очко. По новым правилам, с этого года обладатель лучшего круга при финише в зачетной десятке получает право на добавление одного очка к своему результату.

Последний раз австралийские болельщики слышали финский гимн на подиуме Гран-при Формулы-1 в Мельбурне 6 лет назад, когда вернувшийся в чемпионат Кими Райкконнен сумел тогда, в 2013 году, сотворить небольшую сенсацию и победить на не самой быстрой машине «Лотус» и Фернандо Алонсо на «Феррари», и Себастьяна Феттеля на чемпионском «Ред Булл».

 Судя по темпу, который машины «Мерседес» показали здесь, в Мельбурне, похоже, эту мелодию болельщики Формулы-1 услышат не один раз в этом году. На мой взгляд, помимо всего прочего, сыграло свою роль еще одно изменение в действующем регламенте, принятое на этот сезон. Это касается веса гонщиков.

 Теперь если пилот весит менее 80 кг, то ему в машину добавляется недостающий балласт, чтобы таким образом уравнять его шансы с остальными гонщиками. И поскольку Вальттерри всегда отличался более крепким телосложением в пелотоне, то перед каждым чемпионатом ему приходилось соблюдать строгую диету для похудения, чтобы не терять за счет лишних килограммов время на круге. Это зачастую приводило к ослаблению организма. И, как признался сам финский гонщик в интервью журналистам, в этом году он впервые за время формульной карьеры избежал зимой каких-либо простудных или вирусных заболеваний. Так что вполне вероятно, что и общее состояние здоровья Боттаса позволило ему быть на дебютной гонке сезона в лучшей, чем обычно, спортивной форме.

Правда, Льюис Хэмильтон высказал недовольство в адрес тактики своей команды, позвавшей британского чемпиона в боксы на слишком ранний пит-стоп. И в этом действительно была определенная ошибка командного мостика «Мерседес», решившего скопировать тактику лидера итальянской скудерии Себастьяна Феттеля. Однако справедливости ради отметим, что даже в случае более позднего пит-стопа Льюис смог бы лишь сократить свое огромное отставание (более 20 секунд на финише) от напарника, но вряд ли бы он смог догнать Боттаса. Темп финского гонщика с самого старта на одинаковых с британцем шинах был более высоким. Как оказалось, при тщательном осмотре болида Хэмильтона после гонки было обнаружено повреждение днища машины британца в районе заднего левого колеса, что и вызвало в итоге как нарушение баланса, так и повышенный износ шин, не позволявший Льюису ехать в темпе Вальттерри.


Вальттерри Боттас после пит-стопа сохранил свое лидерство

Но вот если говорить аллегориями, то «проснувшийся» после прошлогодней спячки финский пилот, наверное, в этом сезоне еще способен доставить хлопот и своему британскому напарнику, и руководству «Мерседес». Неизвестно, как сложится в дальнейшем этот сезон, но перед Тотто Вольфом наверняка еще не один раз будет стоять задача выбора в плане командной тактики для обеспечения спокойствия климата внутри коллектива его подопечных.

 Ферстаппен впервые приводит «Хонду» на подиум

 Стартовав с 4-го места в окружении двух машин «Феррари», Макс Ферстаппен с самого начала был нацелен на борьбу если уж не за победу, то хотя бы за место на подиуме. И вселяла уверенность его радость после субботней квалификации по поводу работы нового японского мотора. Первая гонка «Ред Булл» с новыми силовыми установками должна была продемонстрировать, насколько правильным было решение руководства австрийской «конюшни» в плане смены поставщика двигателей. И в конечном итоге подтверждение правильности выбора было налицо.

 На старте голландцу удалось сохранить свою позицию. Затем, когда пелотон растянулся длинной извивающейся змейкой по автодрому, он смог дольше всех задержаться на трассе и даже полидировать пару кругов, когда пилоты «Мерседес» и «Феррари» уехали обслуживаться в боксы. Вернувшись после своего пит-стопа и хорошо прогрев колеса, Макс Ферстаппен набрал темп, позволивший ему не только настичь болид Себастьяна Феттеля, но и обойти его. Воодушевленный этим успехом, пилот «Ред Булл» ринулся вдогонку за Льюисом Хэмильтоном.

 Настигнув британского чемпиона, голландец даже попытался за 10 кругов до финиша атаковать и его. Но совершить еще одну сенсацию на этой трассе, входящей в число «самых малообгонных», ему не удалось. Проехавшись по траве в районе первого поворота, он, тем не менее, не потерял свою позицию и даже под конец гонки проехал лучший круг, пытаясь заработать дополнительное очко. Но Боттас затем тут же взвинтил темп и перед самым финишем вернул себе звание «обладателя лучшего круга». Болид финского гонщика действительно был самым быстрым сегодня на трассе в Мельбурне.

 Тем не менее, главным успехом «Ред Булл» явился подиум, который Макс Ферстаппен преподнес японским мотористам в качестве эдакого своеобразного подарка. С момента нынешнего возвращения в Формулу-1 это первый подиум «Хонда». И то, что уже в самой первой гонке австрийско-японского альянса удалось добиться такого высокого результата, вселяет надежды на успехи «Ред Булл» в этом сезоне.


Командный мостик Феррари запретил Леклеру обгонять Феттеля

 Борьба за единственное очко

 Правда, без талантливого гонщика за рулем подобное было бы невозможным. Взять, к примеру, напарника Макса фрацузского пилота Пьера Гасли. После тактической ошибки в квалификации командного мостика «Ред Булл» их дебютант вынужден был стартовать с 17-й позиции. Но оказавшись после стартовых колизий непосредственно позади Данииля Квята, француз смог лишь за счет пит-стопа пройти «Торо Россо» россиянина. Однако и это ему не помогло. На прогретых шинах Даня тут же предпринял попытку пройти соперника, и это ему удалось. А затем на протяжении оставшейся половины гонки французу так и не удалось обогнать российского гонщика.

 И здесь, на мой взгляд, было на это минимум 3 причины

 Во-первых, машины «Торо Россо» были настроены на низкую прижимную силу, что давало им определенное преимущество на длинных прямых, но делало уязвимыми в поворотах по сравнению с «Ред Булл». При одинаковой мощности моторов «Хонда», которые в нынешнем пелотоне стоят на всех четырех болидах австрийского концерна «Ред Булл», обгоны на прямых совершить непросто.

 Во-вторых, приблизившись к впереди идущим болидам, Квят имел возможность так же, как и преследовавший его Пьер Гасли, открывать крыло DRS, тем самым лишая француза преимущества в дополнительной предусмотренной регламентом опции.

 В-третьих, Квят не совершил ни одной ошибки, пилотируя впереди Гасли, тем самым не дав возможности сопернику для обгона.

 Единственная ошибка, которую совершил в этой гонке россиянин, так это в момент попытки обгона Лэнса Стролла. Уже практически обогнав канадца перед третьим поворотом, Квят не удержал машину на торможении и выехал в гравий. К счастью, ему затем удалось вернуться на трассу, но именно потерянные при этом несколько секунд позволили Гасли выехать после пит-стопа впереди машины «Торо Россо». Но не надолго.

 Дуэль Даниила и Пьера было одним из украшающих элементов гонки. По времени, которое было посвящено телеоператорами Гран-при Австралии этой паре соперников, внимания им было предоставлено почти столько же, сколько лидирующей группе пилотов. В итоге российскому пилоту удалось удержать позади себя соперника до самого финиша и заработать очко за 10-ю позицию. А Гасли на более быстрой машине так и остался без значимого результата.

 На мой взгляд, этот нюанс позволил Квяту заработать гораздо больше, чем просто одно очко в плане баллов в копилку авторитета у руководства «Ред Булл». Ведь фактически именно в пользу Гасли было принято решение об отставке россиянина и его увольнении из команды «Торо Россо» год назад. Теперь же в случае хорошего выступления Даниила при неудачах Пьера вполне можно предположить, что руководство «Ред Булл» способно будет провести рокировку своих гонщиков. Но это, по крайней мере, дело не завтрашнего дня.

 Козни «Феррари»

 Стартовав «на фонарях» у болида своего более именитого и опытного напарника, Шарль Леклер удачно разогнал на прямой свою машину и вошел в первый поворот по наружному радиусу, обойдя «Ред Булл» Ферстаппена и практически поравнявшись с «Феррари» Феттеля. Но немецкий чемпион то ли не видел смелого маневра своего напарника, увлекшись борьбой с голландцем, то ли не захотел оставлять тому места на трассе. В результате красные болиды едва не столкнулись, и лишь мастерство(!) дебютанта скудерии, выехавшего за поребрики, позволило избежать столкновения.


Вполне понятна радость Макса Ферстаппена

 Одновременно с Себом монегаску пришлось пропустить еще и Макса. В итоге смелый стартовый маневр успеха Леклеру не принес.

 Разведя своих пилотов по разным стратегиям, командный мостик «Феррари» пытался снизить риск того, чтобы Феттель и Леклер долгое время оставались на трассе рядом. Но за 10 кругов до финиша Шарль вновь приблизился к немецкому чемпиону. Причем настолько близко, что можно было бы провести обгон. Фактически между напарниками было всего 0.4 сек, что позволяло воспользоваться даже подвижным крылом DRS.

 На всякий случай дебютант скудерии запросил своего инженера, как ему поступать. И ответ не заставил себя ожидать: «Оставайся на своей позиции». Шарль покорно поднял ногу с педали газа и несколько поотстал от машины Феттеля. Лишь на последнем круге он вновь приблизился к болиду напарника и демонстративно пересек финишную черту в секундной близости от Себастьяна.

 Данное обстоятельство, конечно, вызовет еще массу обсуждений по поводу командной тактики, но уже сам факт, что это непопулярное решение новому руководству «Феррари» пришлось принимать в самой первой гонке сезона, обещает нам дополнительную интригу в этом чемпионате. Конечно, если бы в субботней квалификации Шарль смог опередить Себа, то ситуация на трассе могла бы быть и совершенно иной. Но то, что Феттелю предстоящий сезон не обещает быть легким как в борьбе с «Мерседес», «Ред Булл», так и во внутрикомандном сражении, в этом сомневаться не приходится.

 Что же касается Леклера, то ему можно лишь пожелать продолжить выступления на таком же высоком уровне. И если подобная ситуация будет повторяться, то не исключено, что руководству скудерии придется однажды принимать решение и в пользу монегаска.

 Пока же финиш на 4-м и 5-м месте не может устраивать «Феррари», и кажущееся преимущество итальянских машин, о котором так много говорили после барселонских предсезонных тестов, может оказаться иллюзией. А ведь итальянская «конюшня» в этом сезоне как никогда решительно настроена на победу в чемпионате.

 Как бы то ни было, темп «Феррари» к финишу был настолько удручающим, что Себастьян Феттель проехал под клетчатым флагом спустя 35 (!) секунд после обладателей права подняться на подиум. Это даже на 5 секунд больше, чем интервал, который отделил машины скудерии от преследовавшего их Кевина Магнуссена на «Хаас». Кстати сказать, датчанин был единственным из так называемой группы «остальных», кто остался в одном круге с командами-лидерами.


Даниил Квят вернулся в гонки профессионально окрепшим и возмужавшим

 «Рено» после развода с «Ред Булл»

 Седьмым на финише в очередной раз был Нико Хюлькенберг, сумевший после старта с 11-го места на первом же круге подняться на 8-е.

 Его напарник по команде «Рено», кумир местных болельщиков, австралиец Даниель Риккиардо допустил досадную ошибку на старте. Точнее сказать, он стал жертвой стечения обстоятельств. Стартовавший прямо перед ним Серхио Перес слегка замедлился при переключении передач, и гонщик «Рено» ринулся в открывшееся справа от мексиканца пространство. Однако пилот «Рэйсинг Поинт», пытаясь защитить свою позицию, сделал легкое движение рулем вправо. Интуитивно пытаясь избежать столкновения, Даниель также сместился вправо, чтобы проехать по траве и все же обойти более медленного соперника. Но тут оказалось, что буквально рядом с асфальтом был спрятанный в траве дренажный люк. Наехав на него правым передним колесом, машина «Рено» подпрыгнула, обломила все переднее оперение и уже почти неуправляемой полетела вперед к повороту.

 Благо, что Дэн успел притормозить, чтобы не протаранить входящих в поворот соперников. Ему пришлось затем ехать на пит-стоп для замены носового обтекателя и заодно комплекта шин. Однако несколькими кругами спустя пилота «Рено» вновь позвали в боксы, поскольку обнаружились и другие повреждения, полученные после того наезда на крышку дренажного люка. В итоге – сход. Остается неясным, как на трассе могли допустить такое, чтобы в непосредственной близости к дорожному полотну в траве был спрятан подобный элемент дренажной системы? Ведь известно, что на старте зачастую гонщики съезжают на траву, пытаясь добиться преимущества или избежать столкновения с замедлившимися машинами соперников. И обиднее всего для Дэна, что это произошло на его домашней трассе, и о таком спрятанном «подводном камне» он должен был бы знать.

 В целом же машины «Рено», судя по результату Нико Хюлькенберга, вполне могут претендовать на постоянное место в зачетной десятке. Только вот «Хаас» с моторами «Феррари» выглядит все же пока еще побыстрее. Да и бывшие партнеры из команды «Ред Булл», отказавшиеся от французских моторов в этом сезоне, по-прежнему впереди.

 Еще одной «горчинкой» в первом выступлении начавшегося сезона для «Рено» можно считать, кроме того, и сгоревший по ходу гонки мотор на «МакЛарен» Карлоса Сайнса.

 Кими Райкконнен и другие…

 Вернувшись в свою самую первую команду в Формуле-1 после нескольких лет пилотирования под знаменами «Феррари», Кими Райкконен не потерялся. И пусть он, следуя холодной статистике, всего на одну позицию улучшил свой квалификационный результат, команда «Альфа Ромео» заработала благодаря финскому чемпиону свои первые 4 очка в этом сезоне. Его более юный напарник Антонио Джовинацци, долгое время сопротивляясь пытавшимся обгонять его соперникам, финишировал в итоге 15-м.


Победитель Гран-при Австралии Вальттерри Боттас

 Несколько удивил результат команды «Рэйсинг Поинт». Стартовавший в первой десятке Серхио Перес в конечном итоге из-за раннего пит-стопа растерял свое преимущество и был на финише лишь 13-м, в то время как его более юный напарник Лэнс Стролл заработал 2 очка за 9-е место после старта 16-м.

 Не получилось реализовать преимущество своей высокой 8-й стартовой позиции у дебютанта «МакЛарен» Ландо Норриса. Британец так и не добрался до «очковой зоны». Единственным утешением самому юному пилоту пелотона может быть лишь его победа и в квалификации, и в гонке над его испанским напарником Карлосом Сайнсем.

 А вот команда «Уильямс» окончательно продемонстрировала свою слабость на фоне остальных команд. Отставание на круг Джорджа Рассела даже от аутсайдеров пелотона не может для талантливого британского дебютанта и прошлогоднего победителя Формулы-2 быть тем результатом, о котором он думал в конце прошлого сезона, собираясь начать свою карьеру в Формуле-1. Для поляка Роберта Кубицы единственным положительным моментом может служить лишь то, что он все-таки финишировал в первой гонке своей новой формульной биографии, несмотря на столкновение на старте с машиной Пьера Гасли и вынужденным ранним пит-стопом по замене носового обтекателя.

 На после-гоночной пресс-конференции Вальттерри Боттас объявил официально, что свою победу он посвящает памяти безвременно ушедшего из жизни бессменного Директора гонок Чарли Уайтинга, который, как мы уже писали, на 66-м году жизни скончался здесь же, в Мельбурне, непосредственно перед началом гоночного уик-энда. Перед стартом гонки весь автодром почтил его память минутой молчания. На всех болидах в это воскресенье были надписи «Спасибо тебе, Чарли»…

 Следующий этап пройдет в Бахрейне ровно через две недели, и он будет 999-м по счету Гран-при Формулы-1.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter