Формула-1. Гран-при Абу-Даби

Финальная гонка как отражение сезона

Одержав на Гран-при Абу-Даби очередную, уже 15-ю в этом году победу, Макс Ферстаппен не только поставил рекорд по числу выигрышей за один сезон, но и попытался реабилитироваться перед местными зрителями за прошлогоднее чемпионство, заработанное здесь же при весьма сомнительных обстоятельствах.


Правда, условия были не совсем одинаковыми. В прошлом сезоне машины «Мерседес» и «Ред Булл» были вполне сравнимы по темпу, по очереди меняясь в роли лидеров в зависимости от характеристик отдельных автодромов. В этом же - явное преимущество болидов австрийской «конюшни» над остальными было более, чем очевидным. Не даром же «середнячок» Серхио Перес, регулярно проигрывая в скорости своему напарнику от 0.4 до 0.6 сек на круге, до последней секунды финальной гонки сражался за звание вице-чемпиона. Да и преимущество самого Макса по количеству набранных очков (454 против 308 у его ближайшего соперника) по итогам этого сезона подтверждает это.

Странно только, что слово «самовозка», которым в кругах болельщиков уничижительно обзывают самые быстрые машины в пелотона, как-то пока еще не приклеилось к болидам «Ред Булл», созданным гением аэродинамики Эдрианом Ньюи для сезона 2022.

На мой взгляд, реабилитации в полной мере не произошло. Да, Макс Ферстаппен уверенно и практически без борьбы с соперниками выиграл эту финальную гонку сезона, подтвердив заслуженность чемпионского титула в этом году. Но прошлогодний неприятный осадок у местной публики все же остался. Иначе как можно было бы объяснить то, что во время интервью перед награждением на подиуме болельщики откровенно освистали голландца. Победитель не стал обращать на это внимания, хотя наверняка заметил такую неожиданную для себя реакцию зрителей. Да, Макс, это тебе не Зандфорт, Спа или Спиелберг, где твои соотечественники в оранжевых майках составляют подавляющее большинство присутствующих болельщиков. И не надо забывать, что чемпионы быстро надоедают, особенно когда у них в распоряжении явно самые быстрые машины пелотона. А вот когда те же чемпионы затем на более медленных машинах показывают чудеса мастерства обгонов и ведут красивую честную борьбу на трассе даже среди «середнячков», то они вызывают больше симпатий у публики. Недаром же на этом Гран-при Абу-Даби героем и Гонщиком дня стал Себастьян Феттель, который на своей «Астон Мартин» сильно порадовал зрителей, заработав даже всего 1 очко за 10-е место.


Конечно, мне могут возразить, сказав, мол, что для немецкого 4-кратного чемпиона это была последняя гонка в карьере. Да, возможно, зрители принимали и этот факт во внимание. К тому же и на счету у самого Себастьяна были гонки, после которых его освистывали. Потому и следует помнить Максу, что в автоспорте любовь к чемпионам сродни приливам и отливам в океане. И через подобное проходили многие из звезд Формулы-1.

Карлоса Сайнс следовало бы наказать

Стюарды в Абу-Даби были быстры в плане принятия решений. Хотя и не всегда их решения были однозначны. Жаль, что на любое решение даже самых беспристрастных судей в Формуле-1 все же влияют личные симпатии или антипатии к пилотам. Можно, конечно, пофантазировать на тему о том, а почему до сих пор «айтишники» не создали программу, которая бы детально разбирала каждый гоночный инцидент и беспристрастным языком робота выносила бы свой вердикт по поводу вины в случившемся? Эдакий анализ ситуации на основании имеющихся видео со всех бортовых и внешних камер. Технически это не так уж и сложно было бы создать. А от стюардов требовалось бы только инициирование процесса. То есть возник спорный момент, быстренько загрузили данные в компьютер, и тот, перебрав все варианты и согласовав их с имеющимся регламентом, выдал бы процентное содержание вины каждого из пилотов, участвовавших в инциденте. И тут же представил бы варианты наказаний для каждого виновного, коли таковые были бы определены.

Полагаю, что в таком случае уже на стартовой прямой Карлос Сайнс получил бы свое первое наказание. Защищая свою 3-ю позицию от Джорджа Рассела, испанец дважды откровенно сместился перед «Мерседес» британца на торможении перед первым поворотом. Таким образом пилот «Феррари» сумел удержать позади себя соперника, но затем пропустил вперед Льюиса Хэмилтона. Погнавшись за обидчиком, Карлос в 9-м повороте откровенно выдавил британского чемпиона за пределы трассы, вынудив того срезать поворот и прыгать со своим болидам по поребрикам.


Этот инцидент при беспристрастном рассмотрении тоже можно было бы вменить в вину испанцу. И стюарды поначалу взяли было его в изучение, однако не прошло и 3-х минут, как вердикт был вынесен, НЕВИНОВЕН! Удивительная скорость в принятии решений. Я бы даже сказал - скоропалительность,

На мой взгляд, в обоих этих случаях сработал эффект оценки последствий. Их не наступило, то есть гонщики, против которых так «грязно» боролся Сайнс, сильно не пострадали. А значит можно было списать действия испанца на гоночный инцидент.

Но самое удивительное то, что раз Карлос был признан невиновным, а Льюис, пусть и повредив слегка машину, но все же выехал после срезки поворота впереди пилота «Феррари», значит он получил преимущество. И Хэмилтону с мостика «Мерседес» передали приказ от стюардов   вернуть позицию, что тот и сделал. Иначе бы последовало наказание. Правда, в красивой разрешенной правилами манере пилот немецкой команды пропустил соперника в месте, удобном для последующего обгона с помощью  подвижного крыла DRS. Сайнсу потом понадобилось еще добрых три круга, чтобы вновь, теперь уже по-настоящему, обогнать британского чемпиона.

За счет стратегии с одним пит-столом вместо двух, которые совершил испанец, Льюис вновь вышел вперед и наверняка бы финишировал впереди пилота «Феррари». Хотя Карлос и нагонял британца на последних кругах, преимущество его над «Мерседес» было не столь значительным, чтобы успеть совершить обгон до клетчатого флага. Но тут Хэмилтона впервые в этом сезоне подвела техника, и он сошел из-за проблем с гидравликой и переключением передач за 3 круга до финиша. Таким образом Карлос финишировал 4-м, а следом за ним Джордж Рассел. Гонка юному британскому гонщику не задалась. На старте он уступил свою позицию Ландо Норрису, на ее возвращение понадобилось время. А затем на пит-стопе его команда ошиблась, выпустив своего подопечного прямо перед колесами соперника. Штраф в 5 секунд сильно подпортил Джорджу гонку. Поэтому в лидирующей группе он был последним из быстрых пилотов.


Редкая победа тактиков «Феррари»

Для удержания второго места в Кубке конструкторов итальянской скудерии требовалось не проиграть в финальной гонке «Мерседес» 19 очков. Задача в целом была несложной, учитывая, что в лидерах на старте были «Ред Булл» и «Феррари». А вот обеспечить своему пилоту Шарлю Леклеру вице-чемпионский титул, было делом куда посложнее. По темпу обе машины австрийской «конюшни» выглядели заметно быстрее соперников. Не удивительно, что с самого старта Макс Ферстаппен и Серхио Перес возглавили гонку.

Мексиканец первым уехал на свой пит-стоп на 16-м круге. Его напарник проехал в быстром темпе 21 круг, Леклер на круг больше. Прекрасно понимая, что опередить по скорости машины «Ред Булл» не удастся, в «Феррари» решили пойти на тактическую хитрость. На 33-м круге механики скудерии выбежали из боксов и заняли места на пит-лейне в ожидании своего пилота. В это же время по рации Шарлю сообщили, что «надо действовать не так, как Перес». В «Ред Булл» проглотили наживку, и решили тут же сменить шины на машине Серхио. А оказалось, что это была домашняя заготовка итальянских тактиков. Их лидер и вовсе не поехал на пит-стоп, оставшись на трассе на жестких шинах до самого финиша. При наступающих сумерках и снижении температуры воздуха их состояние позволяло пойти на такой риск.


Осознав это, Серхио Перес взвинтил темп, чтобы успеть до финиша обойти монегаска. Но оказалось, что это не так и просто. Сначала надо было обойти Себастьяна Феттеля, который умудрился даже обогнать вернувшегося на неразогретых шинах на трассу мексиканца. Затем был неуступчивый Льюис Хэмилтон. А потом еще и «круговой» Пьер Гасли. Француз вел борьбу за позицию в хвосте пелотона и не торопился подчиняться требованиям синих флагов, предписывающих пропустить пилота, от которого ты отстаешь на круг. В итоге на финише Перес был даже еще не в зоне действия «подвижного крыла» позади Шарля Леклера, чтобы совершить атаку. Хотя за 12 кругов ему и удалось сократить с 10 до 2 секунд свое отставание от соперника.

Браво, «Феррари»! На фоне стольких тактических ошибок в этом сезоне удавшаяся хитрость с «ложным» пит-стопом Шарля Леклера заслуживает уважения.

Что до возможной помощи, обещанной командой Пересу со стороны Ферстаппена, то что бы ни говорили противники Макса в этом вопросе, действующему чемпиону трудно было бы помочь своему напарнику. Откровенно сдерживать Шарля Леклер голландец не собирался. Посему его помощь была лишь в подбадривании мексиканца и призыве к нему, ехать побыстрее.  

Краткие итоги гонки

На подиуме под звуки голландского, а затем и австрийского гимнов бодрый Макс Ферстаппен праздновал свою 35-ю в карьере победу. Измотанный тяжелой гонкой Шарль Леклер все еще не мог поверить, что ему удалось задуманное, и он стал вице-чемпионом. А разочарованный Серхио Перес делал вид, что он тоже радуется успеху команды «Ред Булл» и своему 3-му месту в чемпионате. В послегоночном интервью он позволил себе некоторые откровения по поводу того, что ему до вице-чемпионства не хватило пары секунд из-за Льюиса Хэмилтона, Пьера Гасли и даже Макса Ферстаппена, который мог бы в середине гонки ехать чуть быстрее, позволив Серхио лучше реализовать его стратегию с двумя пит-стопами. Речь о том, чтобы напарник пропустил его вперед, когда они оба лидировали до середины гонки, мексиканец уже не вел. Отношение Макса к подобным вещам он знал, и лишний раз ставить себя в конфликтное положение с напарником было бессмысленным. На этом фоне бравое обещание Переса, что в следующем году он поборется за чемпионский титул, выглядело слишком уж оптимистичным, зная истинное положение вещей в команде «Ред Булл».


Шестым на финише был Ландо Норрис, в очередной раз доказавший преимущество над своим напарником Даниелем Риккиардо, который заработал 2 очка за финиш на 9-й позиции. Австралиец по окончании сезона уходит из «МакЛарен», временно устроившись на работу резервным пилотом в «Ред Булл», где он начинал свою карьеру. Именно из-за малой результативности Риккиардо британская «конюшня» проиграла свой спор за 4-е место «Альпине». Гонщикам французской команды даже не понадобились для этого дополнительные усилия. Эстебан Окон на финише был 7-м впереди Лэнса Стролл на «Астон Мартин». А Фернандо Алонсо сошел по ходу гонки из-за проблем с машиной.

Праздничные фанфары отметили финал Гран-при и вместе с ним окончание сезона. В отличие от прошлого года оно не оставило каких-то сомнений или нерешенных вопросов по чемпионству. Все ясно и конкретно. И к нашему общему удивлению, несмотря на досрочность обоих чемпионских титулов как в личном зачете (Макс Ферстпапен), так и в Кубке конструкторов («Ред Булл»), последние три гонки оказались весьма зрелищными. Чемпионат завершен.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter