Формула-1. Гран-при Абу-Даби. Последний поул Ферстаппена в этом году

На финальном Гран-при этого сезона в Абу-Даби Макс Ферстаппен завоевал свой очередной, 20-й в карьере, поул Формулы-1. Вместе со своим напарником по команде «Ред Булл» Серхио Пересом голландский чемпион будет стартовать с первого ряда в сегодняшней гонке. 

Макс Ферстаппен - обладатель 20 поулов и двух чемпионских титулов

На втором и третьем рядах стартовой решетки финальный этап этого сезона начнут пилоты «Феррари» и «Мерседес». Странным образом эта обновленная трасса распределила места в квалификации в первой десятке строго по ранжиру командных дуэлей. Те из гонщиков, которые чаще были быстрее своих напарников по ходу сезона, в Абу-Даби окончательно подтвердили свое преимущество. Пусть совсем на немного, как у Шарля Леклера над Карлосом Сайнсем в пределах всего 0,004 сек, или чуть больше, как у Льюиса Хэмилтона над Джорджем Расселом в пределах 0,16 сек, но все же были впереди. 

Исключение составил разве что Фернандо Алонсо. Испанец квалификационную дуэль по итогам сезона выиграл у своего напарника Эстебана Окона12:10, но в личном зачете перед последним этапом юный французский пилот опережает своего именитого товарища по команде на 5 очков. На автодроме Яс-Марина испанскому ветерану в этот раз не хватило каких-то 0,03 сек, чтобы выйти в завершающий сегмент квалификации. А вот Эстебан не только туда прошел, но и занял там восьмое место.

У Фернандо с этой трассой особые отношения. За все 13 раз, что здесь регулярно проводились Гран-при Формулы-1, он ни разу не побеждал. Но самым драматичным для Алонсо событием здесь был 2010-й год, когда в финальной гонке он потерял здесь возможность стать в третий раз чемпионом. И помешал ему в этом российский дебютант Виталий Петров, которого Фернандо на своем «Феррари» так и не смог обогнать по ходу той гонки. Победителем того этапа, равно как и всего сезона, стал Себастьян Феттель, установивший рекорд самого юного чемпиона мира. Сегодня здесь же, в Абу-Даби, немецкий гонщик проведет свою последнюю гонку в Формуле-1, решив завершить карьеру. По этому поводу накануне вечером был организован званый ужин, на котором присутствовали все 20 пилотов нынешнего формульного пелотона. 


Для Себастьяна Феттеля - это финальная гонка в карьере Формулы-1

Задачи на гонку

По правде сказать, мне не очень нравятся финалы сезонов, когда к последнему этапу основные вопросы как в плане чемпионства, так и в Кубке конструкторов решены. Гран-при в этом случае становится чем-то вроде показательных выступлений или гала-концерта, где известны победители, и публика просто наслаждается мастерством своих кумиров. Хотя, если к каждому этапу относиться как к значимому событию в мировом автоспорте, то и здесь можно найти для себя увлекательную интригу. Ведь необремененные прессингом спора о чемпионстве пилоты ведут себя более расслабленно, порой даже более отчаянно в борьбе с соперниками. И спор за любую более высокую позицию на финише превращается порой в настоящую битву гладиаторов, что, естественно, не может не радовать зрителей. 

По моему мнению, предстоящая гонка будет из ряда подобных. Попробуем вкратце обозначить задачи, которые собираются решать команды и гонщики на сегодняшнем Гран-при. 

Судьба вице-чемпионского титула  в личном зачете, скорее всего, будет решаться в дуэли Шарля Леклера («Феррари») и Серхио Переса («Ред Булл»). У пилотов перед финальным этапом равное количество очков, но у монегаска больше побед, чем у мексиканца, поэтому при обоюдном сходе этот «серебряный» титул достанется гонщику итальянский скудерии. Кстати сказать, если действительно оба претендента сойдут с дистанции или не заработают очков в этой гонке, то появится шанс на вице-чемпионство и у Джорджа Рассела. Правда, очень мизерный. Британскому дебютанту команды «Мерседес» для этого понадобится не просто выиграть гонку, но показать еще и время лучшего круга. Задача, прямо скажу, из серии «если крупно повезет».  

Макс Ферстаппен и Шарль Леклер были главными претендентами на чемпионский титул в начале сезона

Более вероятным все же будет дуэль между Леклером и Пересом. И в этом случае оба претендента очень рассчитывают на помощь своих товарищей по команде. Эх, где те былые времена, когда командная тактика в Формуле-1 была категорически запрещена? За любое содействие напарникам грозили тогда суровые наказания, вплоть до дисквалификации.  И командам в борьбе за чемпионские титулы приходилось изощряться в придумывании способов и методов отдачи командных приказов, чтобы не подставлять головы под карающий меч правосудия FIA. Но зато в открытую никто не просился у командных мостиков по радио на трассе, чтобы его пропустили вперед без борьбы. Никто потом не считал, а сколько ему задолжал напарник, и когда он будет возвращать долги. И была в целом более честная борьба, не отягощенная интересами команды. 

Увы, это в прошлом. Сейчас уже другая проблема: пилоты не всегда слушаются этих командных приказов, создавая прецеденты и давая пищу журналистам и блогерам для конспирологических теорий и целых кампаний  по «очернению» или по защите моральных образов своих кумиров. 

Макс Ферстаппен  в этом плане сильно подогрел формульную общественность своим отказом помочь напарнику сначала в Мексике, а затем и дважды в Бразилии. На родине Серхио Переса голландский чемпион на брифинге своей команды сразу обозначил, что в случае возможности ему самому победить, он никогда не уступит этого права никому другому. Неделю спустя на Интерлагосе по ходу спринтерской гонки Макс отказался пропустить напарника, а в самой гонке хуже того: он отказался вернуть позицию, которую по команде из боксов Серхио перед этим ему уступил, чтобы Ферстаппен попытался обойти впереди них едущего Фернандо Алонсо. Понадобилось вмешательство руководства «Ред Булл», чтобы сгладить острые углы этого конфликта.  

Серхио Перес и Эстебан Окон - борьба "колесо в колесо"

И даже  FIA едва не подключилась к этим разборкам, пытаясь инициировать расследование событий Гран-при Монако этого сезона, где якобы Перес специально устроил аварию, чтобы в ущерб напарнику сохранить свой поул и затем выиграть гонку. Благо, что здравый смысл возобладал, и контролирующие органы чемпионата не стали создавать ненужный прецедент. Зато на столе у создателей регламента FIA появилось весьма полезное предложение. Суть его в том, чтобы аннулировать в квалификации лучший круг пилота,  который затем своими действиями спровоцировал появление красных флагов, помешавших другим гонщикам показать хороший результат. Подобное правило уже существует в других чемпионатах, но для Формулы-1 это будет новинкой. И, кстати сказать, весьма полезной.   

Джордж Рассел надеется на чудо

Льюис и Джордж. Звания, опыт и молодость

Но давайте слегка пофантазируем и предположим, что в борьбе за вице-чемпионский титул Леклер и Перес вдруг сойдут с дистанции. Тогда Джордж Рассел получит хоть мизерную, но все же надежду на победу и титул. И  как в таком случае поступит сэр Льюис Хэмилтон? Что он предпочтет выбрать, если вдруг на финише гонки будет решаться вопрос о победе между ним и его юным напарником? Льюису нужна победа, чтобы оставить за собой уникальный рекорд в виде «ни одного сезона в формульной карьере без побед». Или титулованный британец все же пожертвует этим ради титула вице-чемпиона своему напарнику, который в ближайшие пару лет прогнозируется в виде главного конкурента Льюису в борьбе за чемпионство? Вряд ли Джорджу стоит рассчитывать на такой великодушный жест со стороны сэра Хэмилтона. Подобное филантропство в Формуле-1 еще не наблюдалось. 

Льюис Хэмилтон заезжает на пит-стоп

Есть еще одна интрига на сегодняшнюю гонку. Это вице-чемпионство в Кубке конструкторов, на которое в разной степени претендуют команды «Феррари» и «Мерседес». Положение итальянской скудерии более выгодное. Она имеет преимущество в 19 очков, к тому же оба ее пилота будут стартовать со второго ряда, тогда как немецкая «конюшня» смогла разместить свои машины лишь на третьем ряду. Не даром же Тото Вольф оценил результаты квалификации как то, что «нужно слить в унитаз». Руководитель и совладелец команды «Мерседес», пропустив перед этим несколько этапов, приехал в Абу-Даби не для того, чтобы видеть, как его пилоты, обеспечившие победный дубль накануне в Бразилии, были так далеки от поула на старте финальной гонки. 

Вальттери Боттас против Лэнса Стролла

Бои местного значения 

Если предыдущие цели выглядят почетными, как в случае вице-чемпионства Леклера, Переса или Рассела, и более денежными, как дивиденды, полагающиеся за второе место в Кубке конструкторов, то остальные можно вполне отнести к категории боев местного значения. Это не значит, что борьба будет вестись менее острая и потому менее интересная. Возможно только заголовки отчетов журналистов будут не столь красочными, как с использованием слова «чемпионство», пусть даже и с добавкой «вице».  

Карлос Сайнс стартует в Абу-Даби четвертым

Такой же отрыв в 19 очков от четвертого места, как и у «Мерседес» от третьего, желают сократить  от своего главного конкурента «Альпине» за одну гонку и в команде «МакЛарен». Тут уж совсем все выглядит чисто гипотетически. Пусть даже Ландо Норрис и квалифицировался седьмым впереди Эстебана Окона, а Даниель Риккиардо десятым впереди Фернандо Алонсо. Одно дело отвоевывать пару десятков очков, ведя борьбу за места на подиуме и может даже за победу, другое - набирать так много очков, практически без надежды испить газированного напитка при награждении. Напомним, что в Абу-Даби, Бахрейне, Саудовской Аравии шампанское на подиуме запрещено. 

Ландо Норрис стартует вслед за тройкой команд-лидеров

Поэтому понятен пессимизм руководителя «МакЛарен», который не строит иллюзий по поводу победы своей британской команды над французской «Альпине» в Кубке конструкторов. Тут, скорее, могут произойти изменения в борьбе «Астон Мартин» с «Альфа Ромео» за шестое место, британскую и итальянскую скудерии разделяют всего пять очков. А также «Альфа Таури» с «Хаас» за восьмое место. Американскую команду от итальянско-швейцарской отделяют всего два очка. И тут, пожалуй, гораздо больше вероятности смены итоговых позиций, чем у выше расположенных команд. 

Для Николаса Латифи это будет последняя гонка в Формуле-1

Подводя итог этим прогнозам, можно смело предположить, что скучной финальная гонка сезона Формулы-1 не будет. Пилоты отправятся на свой прогревочный круг Гран-При Абу-Даби в 15:50 по минскому времени.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter