Финальная гонка сезона, состоявшаяся в прошедшее воскресенье на автодроме Яс-Марина в Абу-Даби, вопреки ожиданиям прошла спокойно и несколько скучновато. И даже победа Макса Ферстаппена, стартовавшего с поула и не уступившего до самого финиша своего лидерства над пилотами «Мерседес», не стала сколь-нибудь значимым событием. Голландец не смог завоевать вице-чемпионский титул, который как и в прошлом году достался Вальтерри Боттасу.
Предвкушение возможных баталий на старте подогревало интерес к Гран-при Абу-Даби несколько дней.
Возвращение в строй действующего чемпиона, перенесшего коронавирус после гонки в Бахрейне, поул-позишн пилота «Ред Булл», нарушившего традицию гонщиков «Мерседес», еще остающиеся свободные вакансии в командах австрийского концерна при отсутствии контрактов на следующий сезон у целого ряда действующих пока еще гонщиков, - все это не могло не мотивировать интригу. К тому же оставался нерешенным вопрос о 3-м месте в Кубке конструкторов, на которое претендовали сразу три кандидата: «Рэйсинг Поинт», «МакЛарен» и «Рено». Но в реалии, все оказалось слишком пресным и прозаичным.
Аккуратный старт
Давненько не было такого, чтобы на стартовом круге ни один из гонщиков даже не соприкоснулся с машиной конкурентов или потерял управление своим болидом. Лидирующая тройка сохранила свои позиции. Если и был намек на какую-то борьбу между пилотами «Мерседес», то лишь в первых двух поворотах. Но затем все вошло в спокойное русло, и шансов на изменение ситуации уже не осталось.
Ферстаппен потихоньку отъезжал от пытавшегося преследовать его Боттаса. А Льюис, ослабленный только что перенесенным вирусом COVID-19, пытался найти решение обойти напарника за счет тактического маневра. Но увы, выезд машины безопасности из-за остановившегося на трассе Серхио Переса, вынудил команды провести досрочный пит-стоп. И командный мостик “Мерседес” обслужил своих пилотов одного за другим, согласно их положению в пелотоне. Одинаковые покрышки, одинаковая тактика. Оставалось лишь надеяться на технические неполадки.
Кстати, выяснилось, что на финальную гонку немецкие мотористы “придавили” мощность своих машин, чтобы избежать внезапного выхода из строя их двигателей. Поэтому задачи угнаться за “дерзким голландцем” не ставилось. Раз уж не получилось его обойти в квалификации и отыграть позицию в первых поворотах, то оставалось лишь сохранить свои позиции до финиша. Вальтерри Боттасу при самом лучшем результате Макса Ферстаппена (победа + лучший круг) достаточно было финишировать 5-м, чтобы повторить свой прошлогодний успех и стать вице-чемпионом Формулы-1. И надо сказать, что менеджер финского гонщика, сам Тотто Вольф, сделал все возможное, чтобы его подопечный получил свою максимально высокую возможную награду за этот сезон.
Неизвестно, как сложится следующий год? Но этот немецкая команда по его итогам, завершила с максимальным результатом. Впрочем, как и несколько предыдущих на протяжении своей 7-летней эры доминирования в чемпионате.
К финишу Льюис Хэмилтон стал заметно уступать в темпе. Сказывалась нагрузка на неокрепший после болезни организм. Преследовавший его Александр Элбон получил с командного мостика «Ред Булл» информацию, что скорость британского чемпиона падает. И к финишным кругам тайский пилот почти вплотную подобрался к Льюису. Но тот сумел дотянуть до финиша и не уступил своего почетного права на бутылку шампанского и кубок на подиуме.
Незамеченный успех Элбона
Разделившие гонщиков на финише 1.5 сек для Элбона были весьма высоким показателем. Так близко к чемпионским машинам ему еще ни разу не доводилось завершать гонку. Но беспристрастная статистика вряд ли уделит этому событию большое внимание. От напарника ведь Александр отстал на 20 секунд. В квалификациях уступил тому с разгромным счетом 0:17. Да, и по набранным очкам 105 против 214 тайский пилот явно недовыполнил ставившуюся перед ним командой «Ред Булл» задачу. Итоговое 7-е место при том, что болид позволял быть как минимум 4-м, - вот неутешительный результат этого сезона для Элбона.
Не удивительно, что уже на следующий после гонки день журналисты стали наперебой выдавать прогнозы в пользу Серхио Переса, как будущего напарника Максу Ферстаппену на сезон 2021. Мол, Кристиан Хорнер и Хельмут Марко сумели уже уговорить Дитриха Матешица поменять тайского пилота на мексиканского. А для успокоения совладельцев «Ред Булл», которые, как известно, базируются в Тайланде, решено было Элбона оставить в составе австрийской команды на роли запасного и тест-пилота. На всякий случай. Судя по тому, что в этом году трижды имели место замены гонщиков из-за коронавируса, подобная перспектива не настолько и плоха для Александра. Она хотя бы позволяет быть ему внутри паддока Формулы-1, так сказать, «на подхвате», и иметь возможность по первому требованию командного мостика вновь занять место в кокпите болида.
“МакЛарен” – заявка на следующий год
Ландо Норрис и Карлос Сайнс хорошо квалифицировались соответственно на 4-й и 6-й позициях. Но темп болидов “Ред Булл” в Абу-Даби был явно повыше, чем “Мерседес”, и тем более “МакЛарен”. На 7-м круге Александр Элбон сумел обойти британского пилота. И до финиша Ландо и Карлос так и ехали парой, не имея возможности помериться силами. Автодром Яс-Марина, несмотря на почти 1 млрд долларов вложенных в его строительство денег, относится к числу “необгонных” трасс.
И в итоговом протоколе отставание пилотов британской конюшни от победителя составило более 40 секунд.
Но как бы то ни было, борьбу “МакЛарен” вела не с лидерами, а с командой “Рэйсинг Поинт”. И в этом плане она преуспела. С учетом досрочного схода Серхио Переса из-за сгоревшей силовой установки, и слишком скромного 10-го результата Лэнса Стролла, Норрис и Сайнс смогли опередить соперников и обеспечить своему коллективу почетное 3-е место в Кубке конструкторов.
С учетом того, что со следующего сезона “МакЛарен” возвращается на двигатели “Мерседес”, можно с уверенностью сказать о хороших перспективах британцев вести в 2021-м году борьбу в лидирующей группе. Хочется надеяться, что наряду с немецкими чемпионами, с “Ред Булл” и “Рэйсинг Поинт” легендарная команда Брюса МакЛарена также сможет бороться не только за подиумы , но и за победы в гонках.
“Рено” с прицелом на будущее
В целом, неплохо в Абу-Даби выступила и французская команда. Правда, набранных Риккиардо и Оконом 9 (7+2) очков оказалось недостаточно, чтобы активно включиться в борьбу за право приехать на итоговое награждение FIA. Слишком поздно “вкатился” в гонки и почувствовал машину Эстебан Окон. При том, что Даниель Риккиардо набрал 119 очков, его французский напарник лишь благодаря успеху и подиуму на предыдыщем этапе в Сахире сумел как-то поправить свое положение и в итоге набрать 62.
В следующем сезоне на смену австралийцу придет в команду Фернандо Алонсо. 2-кратный испанский чемпион несмотря на свои 39 лет все еще тешит свои амбиции иллюзиями о чемпионстве. Или, по крайней мере, он мечтает вернуться со своим новым-старым коллективом на подиумы чемпионата Формулы-1.
Конечно, с 5-го места, на котором по итогам этого года завершила сезон команда “Рено”, метить в лидеры было бы наивно. Но то, что Алонсо еще сможет нас порадовать своим ярким выступлением, можно не сомневаться.
“Рэйсинг Поинт” в расстроенных чувствах
После яркой и неожиданной победы на Гран-при Сахира команда “Рэйсинг Поинт” лидировала перед завершающим этапом в группе претендентов на 3-е место в Кубке конструкторов. И были логичны наши ожидания, что мы увидим сражения и прорывы в исполнении гонщиков этой “конюшни”.
Однако на болиде Серхио Переса команда решила поставить новый двигатель. Старый , на котором мексиканцу удалось сделать невероятное и выиграть предыдущую гонку фактически с последнего места, не выдавал полную мощность. И пошли на риск, несмотря на то, что Серхио отодвинули из-за этого в самый конец стартовой решетки в Абу-Даби в результате штрафа.
На сложной для обгонов трассе Яс-Марина мексиканец начал свое восхождение не столь стремительно, как это имело место неделю назад. Но тем не менее, Серхио удалось обогнать нескольких соперников. После 8 кругов он ехал уже 14-м. Его напарник, квалифицировавшись 8-м, к этому моменту сумел обойти лишь Даниила Квята. Судя по темпу, с которым Перес прорывался вперед, можно было бы предположить, что обе машины “Рэйсинг Поинт” наберут очки.
Но увы, появившиеся сначала “желтые флаги”, а вслед за ними виртуальный и далее реальный сэйфети-кар, просигналили нам, что пелотон лишился одного из участников. Им оказался Серхио Перес. Его новый мотор также не выдержал, как это было 2 гонки назад с предыдущей версией двигателя.
В одиночку Лэнс Стролл к финишу едва зацепился за 10-е место, набрав всего 1 очко. Растеряв имевшееся к последнему этапу преимущество над соперниками, команда “Рэйсинг Поинт” опустилась на 4-е место в Кубке конструкторов.
В следующем сезоне на смену Пересу в ее состав придет Себастьян Феттель. Усилит ли это потенциал коллектива, сказать сложно. Если Серхио Перес в итоговой таблице результатов уверенно разместился на 4-м месте, то вот немецкий чемпион, имеющий в своей коллекции 4 чемпионских титула, в этом сезоне явно не блистал. Себастьян набрал 33 очка, в 3 раза меньше своего напарника по команде «Феррари», и в общем зачете он на 13-м месте.
Титулы – еще не значит скорость. Нужно слишком много факторов объединить в одну цель, чтобы добиться успеха в Формуле-1. И надежда на то, что в следующем сезоне новая команда «Астон Мартин», в которую переименуется «Рэйсинг Поинт», заполучила в лице Феттеля себе гонщика, способного побеждать, выглядит сегодня слишком уж призрачной.
Страдания бедного Даника
В квалификации в Абу-Даби российский гонщик Даниил Квят проехал, по его собственной оценке, свой лучший в карьере круг. 7-е место на стартовой решетке для болида “Альфа Таури” на автодроме Яс-Марина выглядело в связи с этим очень перспективно. И сам старт, можно сказать, Дане удался. Учитывая, что он почти во всех гонках на старте в этом сезоне терял по несколько позиций, остаться после первого круга на том же месте выглядело почти успехом.
Но так продолжалось недолго. На 8-м круге россиянин пропустил вперед себя Лэнса Стролла, а еще через круг и своего напарника Пьера Гасли. Продержись Квят еще хоть круг впереди француза, и ситуация дальнейшей гонки могла бы нарисоваться по-иному.
На пит-стоп в режиме машины безопасности пилотов “Альфа Таури” команда пригласила сразу обоих. Ожидание, пока обслужат напарника, стоило Дане еще потерей двух позиций. Но главное, его обогнал Эстебан Окон на своем “Рено”. В этом сезоне Квяту приходилось уже “бесполезно преследовать” неуступчивого француза в гонках. Как какой-то злой рок. В общем, до самого финиша Дане так и не удалось пройти Эстебана Окона, который в свою очередь успел под занавес на последнем круге обогнать Лэнса Стролла.
В итоге финальная в сезоне, а может даже и в карьере Квята, гонка завершилась без результата, на 11-м месте. По словам россиянина, его машина почему-то излишне скользила на трассе на мягких шинах, и он никак не мог найти к ней подход, чтобы показать реальную скорость своего болида. Странно, ведь именно на этих шинах накануне гонки Даня показал свой отличный результат в квалификации.
Что до Пьера Гасли, то он сумел финишировать 8-м, показав тем самым, где должен был находиться, как минимум, его напарник, стартовавший на 2 места впереди него.
Эпилог
Чемпионат завершился. Уставшие от переездов и карантинных мер команды смогли вздохнуть, отпраздновать окончание сезона. Завершающим аккордом этой большой многоголосой симфонии автоспорта стал еще день тестов, которые проходят сегодня здесь же в Абу-Даби. Помимо молодежи на эти послесезонные тесты были приглашены и гонщики, не ездившие в этом году в Формуле-1.
А организаторы чемпионата уехали к себе домой, чтобы готовиться к следующему сезону. Каким он будет? И что будет с пандемией? Примет ли Мельбурн Гран-при Австралии 21 марта будущего года, или ситуация снова станет слабо управляемой? Поживем, увидим.
Итоговые результаты чемпионата:
1. Л. Хэмилтон – «Мерседес» 347
2. В. Боттас – «Мерседес» 223
3. М. Ферстаппен – «Ред Булл» 214
4. С. Перес – «Рэйсинг Поинт» 125
5. Д. Риккиардо – «Рено» 119
6. К. Сайнс - «МакЛарен» 105
7. А. Элбон – «Ред Булл» 105
8. Ш. Леклер – «Феррари» 98
9. Л. Норрис – «МакЛарен» 97
10. П. Гасли – «Альфа Таури» 75
11. Л. Стролл – «Рэйсинг Поинт» 75
12. Э. Окон – «Рено» 62
13. С. Феттель – «Феррари» 33
14. Д. Квят – «Альфа Таури» 32
15. Н. Хюлькенберг – «Рэйсинг Поинт» 10
16. К. Райкконнен – «Альфа Ромео» 4
17. А. Джовинацци – «Альфа Ромео» 4
18. Д. Рассел – «Уильямс»/«Мерседес» 3
19. Р. Грожан – «Хаас» 2
20. К. Магнуссен – «Хаас» 1