Формула-1. Гран-при Абу-Даби. На высокой торжественной ноте…

Именно так получилось Льюису Хэмилтону завершить сезон, одержав весьма важную для себя победу на заключительном этапе календаря чемпионата Формулы-1, который проходил в рамках Гран-при Абу-Даби на автодроме Яс-Марина. Почему же эта победа была так важна британскому гонщику, уже досрочно завоевавшему свой 6-й чемпионский титул? 

Действующий чемпион на красной дорожке

Несмотря на то что в этом году Льюис одержал побед больше, чем все остальные гонщики вместе взятые, вряд ли можно было назвать для него этот сезон легкой прогулкой за очередным титулом. Так кому-то могло показаться лишь в первой половине сезона, когда после 10 этапов на счету действующего чемпиона было уже 7 побед. А затем в следующих 10 гонках на верхнюю ступеньку подиума Хэмилтон поднимался всего 3 раза. Но даже не это главное. Проблема была в том, что перед последней завершающей гонкой сезона ситуация с выигранными квалификациями была явно не в пользу британца. Девять раз подряд у него не получалось завоевать поул, имея в распоряжении фактически чемпионскую машину и репутацию быстрого на одном круге пилота.

А это означало ни много ни мало как то, что в пелотоне появились другие более быстрые гонщики. И если Макс Ферстаппен свой первый поул заработал лишь на исходе 93 гонок, то дебютант «Феррари» Шарль Леклер стал фактически лидером сезона по количеству выигранных поулов. 

Душ из шампанского на подиуме Яс-Марина

Японские мотористы наконец-таки добились от своих двигателей надежности. И с полноценной поддержкой команды «Ред Булл», у которой, впрочем, не было иного шанса, чтобы остаться на плаву после «развода» с французами, «Хонда» действительно стала претендовать на возвращение в лидирующую группу. Три победы Макса Ферстаппена в этом сезоне, и два подиума в плюс к этому пилотов «Торо Россо», согласитесь, это приличный результат для японской марки, измучившейся несколькими безуспешными годами предшествующего сотрудничества с «МакЛарен».

Конечно, не будем забывать и про Вальттерри Боттаса, у которого в распоряжении болид, аналогичный тому, на котором Льюис так успешно приближается к самому главному рекорду Михаэля Шумахера. В меньшей степени можно рассчитывать на Себастьяна Феттеля, который на фоне роста профессионализма его юного напарника как-то стал часто допускать ошибки и заметно отставать в гонках. Гран-при Абу-Даби стал отражением действительного уровня, на котором сегодня находится немецкий чемпион. Недаром же всю вторую половину сезона скептики от «Феррари» во все голоса «отправляли» Себастьяна на пенсию. Мол, лишь неподготовленность младшего Шумахера, не очень удачно начавшего свои выступления в Формуле-2, пока не позволяет итальянской скудерии сделать радикальный кадровый шаг. 

В общем, будущий сезон обещает быть жарким. Поэтому успешное завершение нынешнего, на высокой торжественной ноте, для Льюиса было весьма важным. Теперь можно смело предположить, что дебют в марте следующего года не застанет действующего чемпиона в расслабленном почивании на лаврах былых побед. Чтобы удержать свое лидерство хотя бы еще на один сезон, британцу придется немало потрудиться. Тут уж не до «релакса». 

Подготовка к финальному старту

Билет на праздник FIA

В Абу-Даби на последнюю гонку сезона «Большие призы» приехали практически уже со всеми решенными вопросами. Оставалось их совсем немного, причем не очень важных на фоне титулов и вице-чемпионства. 

Как известно, на торжества по случаю награждения победителей в конце года FIA приглашает первые тройки пилотов со всех своих чемпионатов. И на Яс-Марине должен был решиться вопрос о том, кто составит компанию пилотам “Мерседес” на этом праздничном форуме. После своей уверенной победы и аварии пилотов “Феррари” в Бразилии Макс Ферстаппен был в наиболее привилегированном положении. Ему мог помешать получить путевку на награждение FIA только Шарль Леклер, которому нужно было отыграть у голландца 11 очков. 

На старте Шарлю удалось обойти машину Ферстаппена. Попытался повторить успех своего напарника и Себастьян Феттель, тем более что на его “Феррари” стояли более мягкие и быстрые шины “Софт”. Однако лидер команды “Ред Булл” отбил атаки немецкого чемпиона, и дальше вплоть до начала первой волны пит-стопов первая “пятерка” утюжила трассу в неизменном порядке. 

Болид Шарля Леклера на контроле у FIA

Не проехав и четверти дистанции, командный мостик итальянской скудерии принял неожиданное решение провести одновременный пит-стоп обоим своим пилотам. И если для Феттеля это было еще как-то понятным, то вот слишком ранняя остановка в боксах для Шарля явна не имела под собой оснований. Ведь монегаск стартовал на более жестких шинах “Медиум”, и их износ еще не был столь критичен, чтобы вдруг перейти на тактику двух пит-стопов вместо одного, чему отдали предпочтение почти все остальные соперники. 

Что касается Макса Ферстаппена, то на точно таких как у Шарля шинах он смог проехать ровно в два раза большую дистанцию, отправившись к своим механикам в боксы лишь на 26-м из 55 кругов. На более свежем комплекте покрышек затем голландец уже через 10 минут сумел опередить своего главного конкурента, которому предстояло совершить еще один пит-стоп. Таким образом, стратеги “Феррари” заранее обрекли своего пилота на поражение от гонщика “Ред Булл”.

Что это было? Явный просчет, или в скудерии ждали появления “машины безопасности”? Скорее, это было похоже на то, как если бы вы отправлялись в однодневный турпоход с прохождением маршрута на время. И при ясной солнечной погоде без обещания осадков со стороны синоптиков вы решили зайти в магазин, чтобы купить огромный тяжелый зонт. И время потеряли, и себя перегрузили, хотя можно было бы вообще обойтись без него. 

Сэйфети-кар так и не понадобился в Абу-Даби

Дальнейшая гонка для Макса превратилась в довольно легкую прогулку: настичь Льюиса не было возможности, а ехать впереди Шарля не представляло проблем. На финише голландец уехал от Леклера уже на полминуты. В итоге шампанское и более крепкие напитки, которыми потчуют обычно тройки победителей на торжествах FIA, теперь уж точно достанутся Ферстаппену, а не пилоту “Феррари”. Кстати сказать, после 5 сезонов, проведенных в Формуле-1, Макс уже вышел из подросткового возраста. Ведь больше года прошло с того момента, как он отпраздновал свое совершеннолетие (21 год), позволяющее ему официальное употребление алкоголя на подобных мероприятиях.

Команда “Рено” сохранила свои миллионы

Если в начале сезона французская команда не стеснялась заявлять о своих амбициях попытаться побороться за место в “тройке” лидеров, то спустя несколько гонок стало ясно, что “Рено” будет трудно удержать даже прошлогоднее достижение в виде 4-го место в Кубке конструкторов. Так оно и вышло. “МакЛарен”, приютив у себя сосланного из “Рено” Карлоса Сайнса и пригласив к нему на пару совсем юного дебютанта из Формулы-2 Ландо Норриса, не оставила никаких шансов своим поставщикам моторов. 

Хотя в плане пилотского состава внешне французы были укомплектованы получше. Нико Хюлькенберг в предыдущем сезоне был быстрее и результативнее Карлоса Сайнса. А опытный Даниель Риккиардо, которого в “Рено” переманили большим гонораром и правом “первого пилота”, был куда более перспективным, чем юный британский дебютант. 

Ландо Норрису прочат чемпионскую карьеру

С учетом этого можно теперь понять, насколько же новое шасси “МакЛарен” оказалось лучше, чем у заводской команды “Рено”, если даже на клиентских моторах британцы смогли набрать по итогам сезона 145 очков против 91 у французов. В общем, в заключительной стадии чемпионата цель у команды Сирила Абитебуля была такая: не потерять хотя бы 5-е место.

Жаркие сражения в середине пелотона — это, пожалуй, главное, что оживляло гоночный спектакль для зрителей автодрома Яс-Марина. Были и обгоны, и тактические ошибки, и жесткое противостояние. В итоге Ландо Норрис и Карлос Сайнс добыли для своей “МакЛарен” еще 5 очков, а вот гонщики “Рено” остались за пределами очковой зоны. 

Пьер Гасли и Шарль Леклер - давние приятели

Еще хорошо, что их основной соперник за 5-е место в Кубке конструкторов команда “Торо Россо” выступила не лучшим образом. Пьер Гасли в стартовой неразберихе стал жертвой дуэта “Рэйсинг Поинт”. Чуть сместившийся со своей траектории француз сначала получил удар в колесо от Лэнса Стролла, и из-за этого затем он наскочил на колесо машины Серхио Переса. Поехав на ремонт в боксы, где механики “Торо Россо” долго не могли справиться с заменой носового обтекателя, Пьер фактически выбыл из событий гонки. На финише позади Гасли был только Роберт Кубица, завершавший свое выстуление за команду “Уияльмс” в этом сезоне. 

Серхио Перес в Абу-Дби финишировал 7-м.
Даниил Квят, найдя наконец-то свой ритм и взаимопонимание с болидом, провел сильную по своему уровню гонку. Россиянин сумел финишировать 9-м и добыл два очка в копилку “Торо Россо”. Но их не хватило, чтобы настичь “Рено”, даже если французская команда и вовсе ничего не заработала в Абу-Даби.

В целом, Франц Тост может гордиться нынешним сезоном, поскольку под его управлением итальянская команда накануне смены своего названия в пользу “Альфа Таури” повторила свой лучший в истории результат 11-летней давности, заняв 6-е место. И этому в немалой степени содействовали подиумы Квята в Германии и Гасли в Бразилии. 

Сильное выступление российского гонщика “Торо Россо” на завершающем этапе сезона для него весьма важно. После поражения в квалификационной и гоночных дуэлях от своего французского напарника Дане нужно было вернуть себе уверенность в своих силах. Ведь следующий год станет для Квята решающим. Он даст ответ на главный вопрос: продолжит ли россиянин карьеру в Формуле-1 или нет. В любом случае за команду “Альфа Таури” (молодежная пилотская школа главной команды австрийского концерна “Ред Булл”. — Прим. В.В. ) в 2021 году он уже точно не поедет. 

Что же касается непосредственно “Рено”, то неудача Пьера Гасли помогла французам сохранить несколько миллионов евро, на которые отличается размер призовых выплат организаторов чемпионата Формула-1 по итогам сезона командам, занявшим соответственно 5-е и 6-е места. 

Карлос Сайнс вошел в «шестерку» сильнейших 

Спор за попадание в престижную первую «шестерку» гонщиков был, пожалуй, самой острой из трех оставшихся на последний этап интриг чемпионата. Конечно, это не борьба за титул или вице-чемпионство. Но даже такие бои местного значения могут частенько давать хороший результат в плане зрелищности гонок, то есть того, из-за чего мы так любим автоспорт. 

На автодром Яс-Марина Карлос Сайнс и Пьер Гасли приехали с одинаковым количеством очков — 95. И непосредственно их дуэль должна была выяснить, кому же достанется звание победителя «второго эшелона». В принципе, этого спора не должно было бы быть вообще. Ведь после первых гонок сезона было очевидным, что тройка команд лидеров значительно опережает на трассе остальной пелотон. Однако из-за перестановок в составе «Ред Булл» после летних каникул Гасли был отстранен от более быстрой машины, а Александр Элбон на нее пересел со своей скромненькой «Торо Россо». И получалось, что оба эти гонщика имели возможность половину сезона ездить на более быстром агрегате. А значит, фактически друг у друга забирали зачетные очки в общем протоколе, что позволило Карлосу Сайнсу составить им конкуренцию. Без этой «замены» Гасли уверенно бы опережал всех остальных, пусть даже и по-прежнему заметно проигрывая Максу Ферсаппену. 

Традиционный общий снимок пилотов на завершающей гонке сезона

Выбыв в Абу-Даби из борьбы на первом круге, Пьер явно дал фору Карлосу Сайнсу, стартовавшему 8-м и сумевшему обогнать Даниеля Риккиардо уже на первом круге. Однако затем развитие событий пошло не так, как это планировали в «МакЛарен». Вплоть до последнего круга все шло к тому, что испанский гонщик (также, как и его конкурент Пьер Гасли) не наберет очков. Но тогда фактически победа досталась бы французу в этой дуэли. Ведь при равных очках у него в Бразилии было 2-е место, а у испанца лишь третье. 
 
Понятно, что мотивации у Карлоса было предостаточно. И приблизившись на предпоследнем круге к идущему 10-м Нико Хюлькенбергу, Сайнс стремительно бросился в атаку за несколько сот метров до финиша. Дерзость испанца была вознаграждена. Он сумел в красивом обгоне опередить своего бывшего напарника по команде «Рено» и в итоге стал 6-м в протоколе по результатам сезона.

Что же касается Нико, то его финальная в карьере гонка хотя и оказалась безрезультативной, но принесла ему титул «Гонщика дня». Зная об уходе немецкого пилота из Формулы-1 по причине отсутствия контракта на следующий сезон, болельщики интернет-голосованием признали Хэлькенберга лучшим на Гран-при Абу-Даби. Что-то вроде утешительного приза, пусть даже и не совсем заслуженного. Напомним, что за всю свою 10-летнюю карьеру Нико Хюлькенберг так ни разу и не поднялся на подиум ни в одной из его гонок. Грустный, но все же рекорд. 

Сезон завершен, и Яс-Марина отметила это традиционными праздничными фейерверками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter