Формула-1. Гран-при Абу-Даби. Финальный аккорд Льюиса Хэмильтона

В минувшее воскресенье прошел 21-й, заключительный этап чемпионата мира по автогонкам в самой его престижной категории под названием Формула-1. И хотя были уже досрочно известны и имя чемпиона, и название команды-победительницы в Кубке конструкторов, завершающий Гран-при сезона оказался на удивление интересным и интригующим. 

Льюис Хэмильтон снова впереди Феррари Феттеля

Мотивации у гонщиков было хоть отбавляй. Льюису Хэмильтону хотелось во что бы то ни стало «поставить жирную точку» в вопросе, кто на самом деле сильнейший гонщик Больших призов, и выиграть гонку. Ведь он ни разу не побеждал после того, как становился досрочно чемпионом. 

Себастьян Феттель, первую треть сезона лидировавший в личном зачете, но затем из-за своих ошибок упустивший титул, хотел хоть как-то реабилитироваться на трассе Яс-Марина перед своей командой. К тому же гонщики скудерии «Феррари» на этой трассе с самого ее открытия в 2009 году еще ни разу не побеждали. 

Вальттерри Боттас в этом сезоне еще ни разу не выигрывал гонок, оставаясь единственным пилотом из лидирующей «шестерки» гонщиков, так и не поднявшимся ни разу на верхнюю ступеньку подиума.   

Кими Райкконнен проводил в Абу-Даби свою заключительную гонку за команду «Феррари» и имел полную свободу действий от командных приказов и стратегии скудерии, которые вплоть до Гран-при Италии в начале сентября вынуждали его действовать исключительно на пользу лидера команды Себастьяна Феттеля. 

Лишь в начале гонки болиды Феррари были рядом

Макс Ферстаппен не сумел выиграть квалификацию, чтобы стать самым юным обладателем поул-позишн в истории Формулы-1. И в гонке у него была цель если уж не победить, то хотя бы подняться на подиум, несмотря на свою стартовую 6-ю позицию. 

Даниель Риккиардо проводил на Яс-Марина свою финальную гонку за команду «Ред Булл». Стоит ли говорить, насколько ему важно было успешное выступление перед фактически новым этапом в своей гоночной карьере, которую ему на следующий год придется проводить в команде «Рено». 

Не было незаинтересованных в успешном выступлении и среди остальной части пелотона. Финальный аккорд этой «гоночной симфонии» каждый из действующих пилотов Формулы-1 хотел сыграть здесь в мажорной тональности, поскольку после Абу-Даби команды разъедутся по своим штаб-квартирам, чтобы через 3,5 месяца снова вернуться в гонки. И даже те, кому не придется уже гоняться в формульных болидах, были не прочь исполнить свою лебединую песню на высоких нотах. 

Льюис рушит свои традиции

Льюис Хэмильтон

Если первые два своих чемпионских титула (2008 и 2014) Льюис завоевывал в сложной борьбе на завершающих этапах, то в 2015 и 2017 гг. эти высокие звания ему доставались досрочно. И оба раза британец как-то сразу же охладевал в своей мотивации к гонкам. Во всяком случае ему не удавалось после этого побеждать в оставшихся Гран-при. На этот раз лидеру команды «Мерседес» удалось нарушить эту традицию: в Абу-Даби он взял и поул, и победил в гонке. Отлично стартовав с поул-позишн, Хэмильтон возглавил пелотон, уверенно отрываясь от преследующей группы во главе с его напарником Вальттерри Боттасом. 

Лидерство Льюиса продолжалось вплоть до его первого и единственного пит-стопа, который в «Мерседес» решили провести самыми первыми, несмотря на то, что было пройдено всего 9 из 55 кругов дистанции. То, что в это время в гонке был объявлен режим виртуального сэйфети-кара (на стартовой прямой из-за проблем с электрикой безжизненно замер болид «Феррари» Кими Райкконнена), позволило британскому чемпиону вернуться на трассу 5-м сразу же после лидирующей группы. Поначалу нам показалось, что Тото Вольф и его командный мостик ошиблись со стратегией, ведь доехать до финиша на одном комплекте шин было непросто. Но как оказалось, руководство немецкой команды все рассчитало правильно. Льюису удалось на более жестких покрышках держать темп едущих впереди него соперников, и все они после своих проведенных пит-стопов вновь оказались позади него. 

Довести дело до победы было уже и не так сложно. Себастьян Феттель так и не сумел подобраться к своему главному конкуренту в этом сезоне ближе, чем на 2 секунды. И в итоге Хэмильтон одержал свою 11-ю победу в сезоне и 73-ю - в карьере пилота Формулы-1. 

Себастьян Феттель снова второй

Макс Ферстаппен  - «расталкивая локтями» 

Автодром Яс-Марина вряд ли можно отнести к трассам, где легко обгонять. Тем не менее, в этот раз зрители могли вдоволь понаслаждаться борьбой между гонщиками по всей глубине пелотона. Но если большинство обгонов были совершены красиво и корректно, и их участники не допускали контактов между машинами, порой несколько километров следуя «колесо в колесо» параллельными курсами или аккуратно пересекая траекторию друг другу, то Макс Ферстаппен вновь сумел отличиться. 

Провалившись на стартовом круге, голландец затем решительно бросился в атаку, чтобы наверстать упущенное. Правда, сделать это сразу не удалось из-за выехавшей машины безопасности. 

В борьбе за позицию Нико Хюлькенберг не сумел правильно рассчитать свою траекторию при обгоне «Хаас» Романа Грожана и избежать контакта с машиной соперника. Болид «Рено» взлетел в воздух, перевернулся несколько раз и повис на поврежденном отбойнике вверх колесами. Выбраться в таком положении из машины Нико не мог, а тут еще ситуация усугубилось начавшимся пожаром. Хюлькенбергу пришлось подождать, пока пожарные полностью затушат языки пламени. И лишь потом, когда болид вручную перевернули и поставили на колеса, пилот «Рено» смог выбраться и уехать с врачами на контрольную проверку состояния здоровья. Все обошлось. Инцидент признали гоночным, решив никого не наказывать, хотя, по правде сказать, в этом столкновении Нико Хюлькенберг был одновременно и виновной, и пострадавшей стороной. Но поскольку «Хаас» Грожана фактически не был поврежден, то продолжения инциденту решили не давать. И стюардов в этом случае можно было понять.

Нико Хюлькенберг фактически даже не пострадал в аварии с переворотом

А вот что касается двух инцидентов, в которых успел за гонку поучаствовать Макс Ферстаппен, наши мнения с судейской бригадой явно разнятся.

Чтобы пробиться в авангард пелотона с 9-й позиции, где он оказался в конце первого круга, голландцу нужно было обгонять. И так уж случилось, что его первая дуэль на пути к подиуму состоялась именно с Эстебаном Оконом. Да, именно с тем гонщиком, с которым у него вышло скандальное происшествие на предыдущем Гран-при Бразилии. 

После ре-старта, когда машина «Рено» была убрана и защитные барьеры водворены на свои места, Макс атаковал «Рэйсинг Поинт» французского гонщика и вышел вперед. Однако Эстебан через пару поворотов вернул себе позицию. Более того, следом за ним Ферстаппена объехал и напарника Окона Серхио Перес. Голландцу пришлось вновь атаковать, и он одного за другим прошел обоих пилотов новой канадской команды. Но если с Серхио Макс разобрался чисто, то вот с Эстебаном этого сделать ему не удалось.

Сначала Ферстаппен обошел в повороте француза, но когда тот на прямой вернул себе позицию, разозленный голландец решил одним махом покончить с соперником. Заняв внутренний радиус очередного левого поворота, Макс поравнялся с конкурентом, а затем откровенно колесами вытолкнул того с траектории. После этого Ферстаппену удалось быстро оторваться от преследователей, учитывая преимущество его машины в скорости. Но самым удивительным было то, что стюарды не взяли этот инцидент даже в рассмотрение. Похоже, мы становимся свидетелями появления фактически новой манеры пилотирования в Формуле-1, принесенной голландским гонщиком команды «Ред Булл» из картинга. Там похожие ситуации в борьбе за позицию «расталкивая локтями» только приветствуются. Но здесь ведь не картинг. И если подобный пилотаж приживется в Больших призах «благодаря» попустительству стюардов, то беды не миновать. 

В качестве подтверждения такой точки зрения, словно напоминание об опасности гонок, был как нельзя кстати инцидент между Грожаном и Хюлькенбергом. Фактически нечто подобное могло произойти и в поединках Ферстаппена со своими конкурентами. 

Спустя 30 кругов у Макса вышел еще один инцидент подобного рода. Теперь уже против Вальттерри Боттаса. Снова налицо приемы из картинга, и снова откровенное вытеснение соперника с траектории посредством контакта колесами по инициативе Макса Фепстаппена. И снова - молчание стюардов, даже не пытающихся усомниться в действиях «разбушевавшегося хулигана». 

При всем при этом мы увидели массу других обгонов как в лидирующей группе, так и в середине пелотона. Никто из гонщиков подобной манеры пилотирования себе не позволял. Возможно, по ходу зимних каникул Ферстаппен повзрослеет и  сделает какие-то выводы из всех тех ситуаций, которые с ним имели место в этом сезоне. Но я опасаюсь, что «негласная» и все более очевидная поддержка, которую  регулярно демонстрируют по отношению к Максу стюарды  и руководство гонок, вряд ли позволит усомниться голландцу в своей правоте. И, похоже, что все больше и больше пилотов начинают воспринимать подобное пилотирование как норму. Ни Окон, ни Боттас, ни их команды даже не обратились к стюардам с просьбой рассмотреть эти инциденты. И это настораживает. 

Продолжение этой истории наверняка еще состоится. Будем хотя бы надеяться, что без трагических исходов. 

Боттас - самый неудачный сезон

Еще накануне Гран-при Абу-Даби напарник Льюиса Хэмильтона по команде «Мерседес» Вальттерри Боттас заявил журналистам, что это у него самый неудачный сезон. Оно и понятно. В то время, когда британец досрочно оформляет свой 5-й чемпионский титул, финский гонщик пытается на такой же машине хотя бы попасть в первую тройку по результатам итогового протокола за год. 

Старт с первого ряда гарантировал Боттасу если уж и не победу над напарником, то хотя бы уверенный подиум. Однако во второй половине гонки, когда уже все пилоты совершили остановки в боксах и знали, что едут до конца без пит-стопов, Вальттерри сначала пропустил Феттеля, маячившего долгое время на «фонарях» болида «Мерседес». Затем дошла очередь и до Ферстаппена. После столкновения на машине Боттаса было повреждено днище, и обгон, который совершил  по отношению к финну еще и Даниель Риккиардо, был просто логическим завершением цепочки событий. 

В итоге Вальттерри финишировал на 5-м месте. И даже несмотря на сход Кими Райкконнена, он не только не сумел обеспечить себе 3-е место в общем зачете, но и потерял даже 4-е, которое досталось теперь по итогам сезона Максу Ферстаппену. 

В дуэли с Льюисом Вальттерри проиграл 161 очко. Понятно, что вряд ли можно назвать успешным такой сезон финскому гонщику. И тот факт, что Феттель и Райкконнен, занявшие  соответственно 2-е и 3-е места в общем зачете, не смогли для «Ферарри» завоевать Кубок конструкторов, означает лишь одно: успешное выступление Льюиса Хэмильтона и его роль в обеспечении победы команды «Мерседес» в этом сезоне неоспоримы.

Прощальные «пончики»

Фернандо Алонсо был признан Гонщиком дня в Абу-Даби

Пока финишировавший третьим Макс Ферстаппен добирался на своем болиде до стартовой прямой, два других победителя Хэмильтон и Феттель совершали на своих машинах круг почета  вдоль трибун автодрома Яс-Марина. Компанию в этом им составил еще один чемпион - испанец Фернандо Алонсо, признанный по итогам интернет-голосования Гонщиком дня.  Понятно, что такое внимание к испанскому чемпиону было приковано не из-за его финиша на 11-й позиции, а из-за того факта, что Фернандо проводил в Абу-Даби свою последнюю гонку в нынешней карьере Формулы-1. 

Возможно, через год испанский чемпион еще вернется в гонки, но пока он твердо решил провести сезон, посвятив себя гонкам Чемпионата на выносливость (в том числе «24 часа Ле-Мана») и одной из самых знаменитых гонок в США и в мире «500 миль Индианаполиса». Победив  в ней, испанец сможет стать редким обладателем 3 корон: помимо названной, это еще победа в «24 часа Ле Мана» и Гран-при Формулы-1 Монако, которые уже имеются у него в загашнике.  

Прямо напротив главных трибун 3 чемпиона «покрутили пончики», не жалея ни шин, ни моторов, которым уже не придется гоняться, поскольку сезон закончен. А затем еще и дали традиционное блиц-интервью Дэвиду Култхарду, вице-чемпиону Формулы-1 (2001 г).

Сайнс и Леклер

Еще два пилота заслуживают особого внимания касательно этого Гран-при. Карлос Сайнс на старте был в самой глубине пелотона. Но поскольку на его машине были самые жесткие  имевшиеся у команд покрышки, то испанцу удалось продержаться на них до 38-го круга. При этом он сумел создать такой запас времени от своих преследователей, что, вернувшись после обслуживания в боксах, он не потерял своего 6-го места. Последняя гонка Карлоса в составе команды «Рено» прошла, можно твердо сказать, на «отлично». Хотя по итогам сезона он все же уступил своему напарнику Нико Хюлькенбергу в общем зачете  16 очков и занял 10-е место, в то время как сама французская команда оказалась 4-й в Кубке конструкторов. Но на следующий сезон испанец будет «первым номером» в «МакЛарен-Рено», поскольку в заводском гоночном коллективе «Рено» он вынужден будет уступить место Даниелю Риккиардо.  

Шарль Леклер на своем скромном «Заубер-Альфа-Ромео» финишировал следом за испанцем. Монегаск, обеспечивший уже себе место в команде «Феррари» на будущий год, явно является открытием нынешнего сезона. Он сумел заявить о себе в полный голос, набрав 39 очков против 9 у его опытного напарника Маркуса Эриксона. О том, что на Шарля возлагают большие надежды не только в итальянской скудерии, но и в Княжестве Монако, можно было судить по тому, что на стартовой решетке рядом с машиной Леклера находилась в этот раз в качестве приглашенной гостьи сама княгиня Монако Шарлен.

Шарль Леклер - бесспорно, лучший новичок сезона

Сезон Формулы-1 завершен, и не скрою, что нам будет не хватать этих гонок, которые 2-3 раза в месяц увлекали нас захватывающим зрелищем соревнований. До середины марта, когда состоится первый Гран-при нового сезона в Австралии, осталось 3,5 месяца, чуть больше 100 дней. И время пролетит быстро, тем более что периодически мы будем еще давать новости и обзоры происходящего в это межсезонье.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter