«Формула-1». Дуэли и дуэлянты. «Уильямс» против «Хаас»

Накануне сезона мы традиционно, с учетом имеющейся информации по итогам прошлого года, а также по результатам недавних предсезонных тестов, проводим презентацию команд и гонщиков в форме сравнения самых ближайших соперников. 


В автоспорте принято считать, что каждый гонщик – индивидуален, и что на трассе во время Гран-при он сражается один против всех остальных в пелотоне, и в первую очередь против своего напарника. Потому что это самый простой способ узнать, кто быстрее. Ведь ездите вы с ним на одинаковых болидах. Недаром же внутрикомандное противостояние в «Формуле-1» в обиходе называют дуэлью. Разбив заявочный список из 10 команд на пять групп, я выделил таким образом близкие по темпу машины, которые, по моему мнению, будут вести между собой весьма плотную борьбу. Эдакая «межкомандная дуэль». 

«Уильямс» 

Новый сезон «конюшня» легендарного сэра Фрэнка Уильямса начинает с новым руководством. Точнее сказать, с новыми хозяевами. В августе прошлого года собственником «Уильямс» стала американская инвестиционная компания «Дорилтон Кэпитал». Таким образом бывший британский коллектив стал вторым в пелотоне, имеющим финансирование из США.

Как известно, прошедший сезон эта команда завершила на последнем месте, не набрав ни одного очка и показав самый худший результат за всю свою более чем 40-летнюю историю существования. Причем в роли самого последнего аутсайдера некогда славное детище Фрэнка Уильямса было уже третий год подряд. А ведь многим казалось, что после 2014 и 2015 годов, когда команда «Уильямс» исправно была в тройке сильнейших в «Формуле-1», пятые места в 2016 и 2017-й годах были просто временными неудачами. Увы, оказалось, что это не так. 


В общем, наверное, правильным будет считать, что смена хозяев – это был единственный разумный шаг в создавшейся ситуации. Прилив новых инвестиций и новый (читай, американский. – Прим. авт.) взгляд на гоночный бизнес, с учетом недавней смены и владельцев самой «Формулы-1» с британских корней на американские, позволяет надеяться на возрождение легендарной «конюшни». Тем более что по-прежнему действующий контракт на поставку лучших по прошлым сезонам в пелотоне двигателей «Мерседес» несколько упрощает первичную задачу – избавиться от неблагозвучного прозвища «аутсайдер». 

Среди пилотов у «Уильямс» есть тот самый Джордж Рассел, который в прошлом сезоне с первой же попытки едва не опередил вице-чемпиона «Формулы-1» Вальттерри Боттаса в единственной гонке за немецкую команду, заменяя заболевшего Льюиса Хэмилтона. Осталось дело за малым: к мотору и поставляемой немцами коробке передач добавить быструю по своей аэродинамике машину. Американские инвестиции в этом плане наверняка помогут. 

Правда, для закрепления успеха нужно опередить для начала хотя бы ближайшего соперника. А это еще один американский гоночный коллектив, команда «Хаас». 

«Хаас»

После своего относительно успешного дебюта в сезоне-2016 в «Формуле-1» команда «Хаас» уже на третий год выступлений заняла 5-е место. Пара опытных гонщиков в лице датчанина Кевина Магнуссена и француза Романа Грожана, имея в своем распоряжении фактически копию машин «Феррари», только под американским флагом, боролись в середине пелотона и исправно добывали очки. Но в 2019-м году это стало делать все труднее, а в 2020-м году после разоблачений по поводу не совсем легальных хитростей со стороны итальянских мотористов болиды «Хаас» оказались неконкурентоспособными. Смешно сказать, за весь сезон команда заработала всего 3 (!) очка. Повезло еще, что ниже этого дна, на которое они опустились в прошлом году, был еще один тихоход в лице «Уильямс». 


«Если нельзя изменить жизнь, измени хотя бы прическу» – так гласит совет современных психологов для сохранения самообладания и веры в себя при выходе из сложной ситуации. Нечто похожее произошло в конце прошлого сезона и с командой «Хаас». Руководство «конюшни», не имея возможности привлечь спонсоров своими более чем скудными результатами, решило поиграть на имидже. Практически ничего не меняя в машине, лишь адаптировав ее слегка под требования обновленного регламента, американцы решили полностью сменить пилотский состав. Благодаря связям с «Феррари» Гюнтеру Штайнеру удалось заполучить себе самого Мика Шумахера, сына легендарного семикратного немецкого чемпиона. Младший Шуми в прошлом году стал чемпионом «Формулы-2». 

Второе приобретение в плане имиджа, возможно, менее весомое, но зато финансово гораздо более наполненное. Российский миллиардер Дмитрий Мазепин, не сумев целиком купить для своего сына Никиты команду «Форс Индия», решил вложить свои средства в американский гоночный бизнес. На первый взгляд может показаться, что это весьма удачное инвестирование в будущую карьеру младшего Мазепина, учитывая наличие тесных связей с «Феррари». Итальянская скудерия продолжит поставлять не только двигатели, но и многие другие агрегаты для болидов «Хаас» в рамках первоначального тесного контракта с американцами. Но Мик Шумахер уже является слушателем гоночной Академии итальянской «конюшни». А на следующий год в паддок «Формулы-1» готовится еще один перспективный российский пилот, и тоже из этой гоночной «семинарии». Речь идет о Роберте Шварцмане. Так что по линии скудерии вряд ли у Никиты имеются светлые перспективы. Поэтому расчет может быть лишь на его гоночный талант и его победу в командной дуэли против Мика Шумахера.  

Хотя в паддоке и в журналистских кругах недавно появились слухи и такого рода: мол, малоуспешность гоночного проекта «Хаас» вынудит Джимми Хааса все же прийти к решению о продаже своей команды. Вот тут как раз близость Мазепиных к «конюшне» и позволит папе-миллиардеру обеспечить безоблачное будущее своему сыну-гонщику путем простого приобретения. Пример в виде папаши и сына Строллов и приобретенной старшим Строллом команды «Форс Индия» весьма в этом плане показателен. 

Дуэли и дуэлянты

Если верить результатам предсезонных тестов, то можно было бы расставить четверку гонщиков этих двух команд «Уильямс» и «Хаас» в следующем порядке:
1. Джордж Рассел, 2. Никита Мазепин, 3. Николя Латифи, 4. Мик Шумахер. 

При этом британец явно выделяется из остальных. У него за плечами целая гонка за рулем болида «Мерседес» в прошлом году, где он не преминул блеснуть своим мастерством. Да, и по результатам квалификаций Джордж явно посильнее своего канадского напарника Николя Латифи. Правда, за плечами канадца миллионы его папаши в поддержку, а у британца лишь талант и обещание руководства «Мерседес» о предоставлении ему возможно освободившегося места в немецкой команде в будущем сезоне. 


На тестах Джордж, проехав 158 кругов, показал время всего на 0,1 сек. хуже, чем действующий чемпион Льюис Хэмилтон. Даже если предположить, что болиды «Мерседес» ехали не в полную силу из-за некоторых технических неполадок, для показателя уровня мастерства Рассела достаточно и того, что он был шестым в сводной таблице результатов трех дней тестов. Поэтому можно смело предположить, что на трассах, где будут проходить гонки этого сезона, Джордж будет соперничать не со своим напарником или дебютантами чемпионата пилотами «Хаас», а, скорее, за место себе в первой десятке. 

В итоге, Шумахеру, Латифи, и Мазепину наверняка придется «на троих» разыгрывать между собой звание лучшего из аутсайдеров. Для Мика его кураторы из «Феррари» не ставили задачу опередить напарника любой ценой. Его цель – просто вкатиться в чемпионат и хотя бы не быть последним. Как показывала доформульная практика, младший Шумахер быстро учится, но первый сезон в каждом чемпионате для него, как правило, проходил довольно сложно. Но те, кто рассчитывает на имиджевую сторону проекта «М.Шумахер в Формуле-1», похоже, с пониманием относятся к этой особенности их подопечного и готовы немножко подождать. Мику только не надо расслабляться, чтобы дебютантское становление не затянулось надолго.  

Николя Латифи может позволить себе кататься в свое удовольствие, особо и не хватая звезд с неба. По крайней мере, в этом сезоне. В любом случае опередить Джорджа Рассела ему не удастся. А когда британец уйдет в 2022-м году в «Мерседес», то приход в команду «Уильямс» какого-нибудь новичка позволит Латифи еще целый дополнительный сезон покататься в роли опытного наставника. И лишь потом уже, в случае предсказуемого отсутствия результатов, канадцу придется попрощаться с «Формулой-1».

А вот перед Никитой задачи стоят посложнее. Ему надо показать себя на фоне остальных аутсайдеров, чтобы его отец, финансирующий карьеру младшего Мазепина, не потерял веру в талант сына. К тому же надо и просто вкатиться в трассы чемпионата на формульном болиде. Вкатиться так, чтобы в случае отсутствия перемен, имея ввиду права собственности на «Хаас», у американского руководства оставалось желание продолжить работу с очередным русским в «Формуле-1».

Следует отметить, что дебют Никиты пришелся на довольно сложный период взаимоотношений российского спорта с мировым спортивным сообществом. Достаточно отметить, что Мазепину придется выступать под нейтральным флагом и без права услышать российский гимн, в случае если произойдет чудо, звезды сойдутся, и он выиграет вдруг гонку. Отголоски допинговых скандалов и жестких санкционных мер против России дотянулись своими щупальцами и до «Формулы-1». Хорошо еще, что в ливрее американского болида руководству «Хаас» удалось отвоевать право применять цвета российского флага. Хотя на фоне обостряющихся политических отношений между США и Россией присутствие российского гонщика в американской команде тоже выглядит как дополнительный прессинг и вызов времени. 

Но будем надеяться, что сын нашего земляка (старший Мазепин родом из Беларуси и выпускник Минского суворовского училища. – Прим. авт.) Никита выдержит этот прессинг, и его приход в «Формулу-1» не окажется мимолетной страничкой развлечений представителя золотой молодежи. Талант и неуступчивый характер, который с приходом в «королевские гонки» Макса Ферстаппена стал чуть ли ни обязательной чертой будущего чемпиона, у Никиты в наличии есть. Добавим к этому надежду на хорошие характеристики мотора «Феррари», признаки чего мы увидели во время предсезонных тестов по результатам итальянской скудерии и итальяно-швейцарской «Альфа Ромео», и немножко гоночной удачи, о которой мечтает каждый пилот. Все это вместе может подарить нам дополнительный интерес к тому, чтобы внимательно следить за гонками и календарем «Формулы-1».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter