«Формула-1». Чего ждать в новом сезоне от «Мерседес»?

О том, чтобы их главная национальная автомобильная гордость — марка «Мерседес» — участвовала в «Формуле-1», немецкие фанаты автоспорта мечтали многие десятилетия. Первое ее пришествие на заре возникновения «Больших Призов» в далекие 1950-е годы было весьма успешным. Будущая легенда аргентинец Х.М. Фанхио тогда выиграл оба сезона (1954, 1955), в которых команда «Даймлер Бенц» принимала участие.

Однако после двух побед программа выступлений была свернута. И имя немецкой марки появилось снова на болидах «Формулы-1» лишь в 1995 году. Да и то прагматичные немцы решили сначала проверить себя в качестве поставщиков моторов. 

Вальттерри Боттас первым выезжает из пит-лейн на квалификацию

Проверка прошла довольно успешно. Вместе с «Макларен» германская марка смогла привести к чемпионству финна Мику Хаккинена (1998, 1999) и британца Льюиса Хэмильтона (2008), к тому же в 1998 году был завоеван еще и Кубок конструкторов. Но до появления заводской команды дело тогда так и не дошло. 

Хотя в целом интерес автомобильных концернов к «Формуле-1» был налицо. «Хонда» сначала экспериментировала с командой Жака Вильнева «БАР», а затем уже вошла как заводской коллектив. Баварская марка «БМВ» попробовала свои силы поочередно с «Уильямс» и «Заубер». Даже «Тойота» безуспешно пыталась своими огромными финансовыми вливаниями покорить «Королеву автоспорта». Но лишь французы, удачно прикупив базу и коллектив своего бывшего партнера «Бенетон», добились в те времена успеха: в 2005 и 2006 годах команда «Рено» стала чемпионом и в личном зачете, и в командном. 

В роли сэйфети-кара присутствие «Мерседес» в «Формуле-1» куда более долгое, чем команды

Однако в «Мерседес» по-прежнему не торопились. То ли не было подходящей команды «на продажу», то ли авторитетного лидера, могущего взять на себя такую большую ответственность, как создание команды «Формулы-1» с многомиллионным бюджетом. И вот когда на горизонте неожиданно появилось и то и другое, в руководстве «Мерседес» все же приняли положительное решение по данному вопросу.

2009 год вошел в историю «Формулы-1» как нечто из ряда вон выходящее. Росс Браун после внезапного решения «Хонда» закрыть в декабре 2008 года проект участия в «Больших Призах» выкупил команду у японцев за символическую сумму в один доллар. Вместо японских движков на бывшие японские болиды, разработанные на новый сезон, были поставлены моторы «Мерседес». И, ко всеобщему удивлению, болиды поехали настолько быстро, что уже на первом Гран-при сезона в Мельбурне Дженсон Баттон и Рубенс Барикелло завоевывают победный дубль. В последующих шести гонках британец еще пять раз одержал победы, став для его фанатов настоящим кумиром, хотя за несколько месяцев до своего триумфа ему после ухода японцев грозило вообще остаться без контракта.  

Останется ли до конца сезона болид под номером 77 в команде «Мерседес»

Главным фактором того и последующих успехов в сезоне-2009 явилось смелое, но спорное техническое решение по использованию двойных диффузоров. Эти узлы не имели аналогов и появились благодаря лазейке в техническом регламенте. Попытки конкурентов оспорить данные решения к успеху не привели. Главным аргументом Росса Брауна явилось то, что за год до этих событий он официально неоднократно поднимал вопрос, чтобы устранить общими усилиями в регламенте возможности для интерпретации правил. Потому-то апелляционный суд ФИА встал в этом вопросе на сторону Брауна. 

В итоге конструкция двойного диффузора, кстати, разработанная японскими конструкторами еще до принятия решения об ухода «Хонда» из «Формулы-1», была признана законной и скопирована другими командами. 

Однако преимущество, полученное благодаря диффузорам командой «Браун ГП» в начале сезона, позволило сотворить Россу Брауну уникальную ситуацию. Его команда просуществовала всего один год, но сразу же с дебюта добилась успеха, завоевав оба чемпионских титула. И по концу сезона она была продана за хорошенькую сумму концерну «Мерседес», который решил таким образом ворваться в «королевские гонки» в виде заводской команды.

Для пущей убедительности немцы решили «на полную» отыграть «патриотическую карту», подписав контракты с двумя обладателями немецких паспортов: Нико Росбергом и вернувшимся в чемпионат Михаэлем Шумахером. Понятно, что не обошлось без участия бывшего патрона немецкого чемпиона Росса Брауна, авторитет которого за один сезон взлетел на невиданную высоту. Точнее, он вернулся туда, откуда «соскользнул вниз» после ухода британца из «Феррари».  

Росс Браун сыграл важную роль в появлении команды «Мерседес» в чемпионате «Формулы-1»

Вот только сиюминутного продолжения успехов получить «Мерседес» не удалось. Это было время господства аэродинамических талантов Эдриана Ньюи, которые вывели на чемпионскую высоту команду «Ред Булл». Поэтому два последующих сезона, несмотря на мощную финансовую поддержку штутгартской  марки, немецкая заводская команда была всего лишь 4-й, а 2012 год и вовсе завершила на пятом месте. 

Требовались кардинальные перемены, и в «Мерседес» очень рассчитывали на приближающееся изменение регламента по моторам. И тогда в рамках упреждающих мер для подготовки к будущим силовым установкам в немецком руководстве «конюшни» решаются провести перестановки. Вместо отправленного «на отдых» Норберта Хауга перед сезоном-2013 приходит на пост директора молодой и амбициозный Тотто Вольф. К нему в помощь в роли неисполнительного директора  Ники Лауда. И вдобавок вместо решившего окончательно «повесить свой шлем на гвоздик» Михаэля Шумахера «Мерседес» ангажирует британского чемпиона Льюиса Хэмильтона.

Эти перемены дают возможность уже в первом сезоне занять немецкой команде второе место, обойдя даже «Феррари», гонщик которой Фернандо Алонсо с большим отрывом обеспечил себе титул вице-чемпиона. Это было обусловлено стабильным выступлением Хэмильтона и Росберга по ходу всего сезона. И несмотря на, соответственно, 4-е и 6-е места своих пилотов в личном зачете, команда «Мерседес» была в Кубке конструкторов серебряным призером. 

Самый именитый в паддоке гонщик  Льюис Хэмильтон

Это было преддверие будущих успехов, которые пришли уже в следующем, 2014 году с переходом на турбированные гибридные двигатели. В качестве мотористов и крепкой заводской команды немецкая «конюшня» затем пять раз подряд становилась чемпионом и в личном зачете, и в командном. 

Поэтому бесспорно, что в нашем рейтинге, составленном по итогам прошлого сезона для презентации команд,  «Мерседес» фигурирует под номером один. 

Самый успешный в пелотоне

Прошли те времена, когда на стартовой решетке мы могли видеть шесть (!) чемпионов мира сразу. Шумахер, Алонсо, Райкконнен, Хэмильтон, Баттон, Феттель… Меня могут поправить, мол, в этом списке нет Нико Росберга. Но мое объяснение весьма простое: Нико никогда не был в роли чемпиона «Формулы-1» на старте Гран-при. Одержав победу в чемпионате в 2016 году, он ошарашил всех новостью о своем скоропалительном уходе, решив разыграть карту «непобежденного чемпиона». Правда, на мой взгляд, это скорее напоминает притчу про неуловимого ковбоя Джо, которого никто не мог поймать, потому что... даже не пытались, поскольку он никому не был нужен. 

О какой непобедимости Росберга можно говорить, если в роли чемпиона мира он ни разу не вышел на старт ни одного Гран-при?

В этом сезоне на стартовой решетке в Мельбурне, куда команды и гонщики приехали на днях, чтобы уже завтра включиться в медийные мероприятия по открытию сезона на автодроме в Альберт-парке и в центре города, мы увидим всего трех чемпионов. Кими Райкконен в цветах команды «Альфа Ромео», Себастьян Феттель под флагами «Ферарри» и Льюис Хэмильтон в комбинезоне «Мерседес». 

Чемпионское трио  Хэмильтон, Феттель и Баттон. Это уже история

Как видим, в этой троице Льюис самый именитый, пусть даже если он им и стал всего лишь в октябре прошлого года, досрочно завоевав свой очередной, пятый уже чемпионский титул. Судя по отличной форме, в которой находится этот британский гонщик, он всерьез нацелен побить рекорд немецкой легенды мирового автоспорта — самого Михаэля Шумахера. Ну что ж, почему бы и нет? Ведь ему 7 января исполнилось лишь 34 года. И главное, чтобы теперь ему не растерять мотивации, а команде по-прежнему иметь одну из лучших машин в пелотоне.

Льюису, по правде сказать, в «Формуле-1» в целом везло. В свой первый сезон в 2007 году он едва не стал чемпионом в составе «Макларен». Но внутрикомандные разборки с двукратным чемпионом Фернандо Алонсо тогда лишили этой возможности обоих пилотов британской «конюшни». На фоне их принципиальной и жесткой дуэли счастливый шар в финальной гонке вытащил гонщик «Феррари» Кими Райкконен, завладевший в конечном итоге чемпионским титулом. 

Затем была самая драматичная по своему сюжету финальная гонка в Бразилии в 2008 году, когда сошедший под сильным дождем на последнем круге Тимо Глок позволил Льюису опередить всего на одно очко победившего в той гонке Фелиппе Массу. 

Потом уже, будучи чемпионом в составе родной «альма-матер», в 2013 году Льюис переходит в команду «Мерседес», в чемпионские перспективы которой мало вообще кто тогда верил, судя по 5-му месту немецкой заводской «конюшни» в тот сезон. Но буквально через год Хэмильтон становится двукратным чемпионом именно с ней. И чем дальше, тем лучше. Возможно, небольшой серой полосой можно было бы считать 2016 год. Не случись тогда в гонке в Малайзии взрыва мотора за 15 кругов до финиша, когда Льюис лидировал, быть бы ему чемпионом. Ведь даже после схода лидера Росберг финишировал только на 3-м месте. А в итоговом протоколе по итогам сезона Нико опережал Льюиса всего лишь на 5 очков. 

Чем отличается психологическое состояние гонщика, борющегося за свой первый чемпионский титул, от того, кто их имеет уже пять? Наверняка более спокойным к этому процессу отношением. Поэтому на фоне всех беститульных гонщиков действующий чемпион будет наверняка более спокойным и расслабленным. У него будет возможность гоняться в свое удовольствие, получая заряд энергии от выигранных подиумов и выпитого на них шампанского. 

Если же взять, к примеру, состояние и цели Себастьяна Феттеля, то прессинг на него будет оказывать гораздо большее влияние, чем на Льюиса. Для британского чемпиона цель победить в этом году стоит не так остро, как, скажем, для его немецкого конкурента. Тому ведь надо любой ценой  заработать свой первый для «Феррари» титул и сравняться по числу побед в чемпионате со своим главным соперником. Так что и здесь можно прогнозировать более устойчивое психологическое состояние у Хэмильтона, а не у Феттеля. 

Если же взять внутрикомандное противостояние в «Мерседес», то тут уж точно проблем быть не должно. Льюис много раз уже пожалел о том, что не настоял на своем решении во время Гран-при России и не вернул позицию своему напарнику, который до этого его пропустил вперед, находясь на иной тактике. Впрочем, Вальттерри тогда не очень и настаивал на этом. Он ограничился лишь банальным вопросом в самый последний момент:  «В каком порядке мы будем финишировать?» У меня даже сложилось впечатление, что финскому гонщику не очень-то и хотелось настаивать на смене позиций. Он предпочел приберечь сложившуюся ситуацию как аргумент для дискуссий в дальнейшем по поводу того, что он  хороший командный игрок. А также для легких показных обид против команды, которая, мол, не дала ему возможности победить в Сочи. 

На самом же деле Боттас в последующих своих интервью использовал этот аргумент для частичного оправдания всего своего не очень сильного сезона, который он закончил на 5-м месте, в то время как его напарник стал чемпионом. 

В этом плане можно допустить, что в одной из гонок, когда у Льюиса будет явное преимущество к тому моменту над соперниками, он еще сделает «добрый ответный жест» в адрес напарника, уступив ему свою позицию. А уж если на тот момент Боттас будет в лидерах чемпионата, а у самого Льюиса дела будут складываться не лучшим образом, то подобное развитие событий будет более чем очевидным. Вот только в возможности финского гонщика возглавить чемпионат, опережая и Феттеля, и Хэмильтона, как-то сейчас верится с трудом.   

При снижении результатов интерес к Боттасу со стороны СМИ тоже падает

Последний шанс

По правде сказать, руководство «Мерседес» наверняка не раз пожалело о том, что контракт с Вальтерри Боттасом на сезон 2019 был официально продлен слишком рано. Ни у кого не вызывало сомнений, что воспитанник немецкой команды, талантливый француз Эстебан Окон, будет иметь контракт на следующий сезон. По крайней мере, с «Рено» была заранее достигнута необходимая договоренность, если случится непредвиденное. Но события стали разворачиваться стремительно и не по предписанному сценарию. 

Смена хозяев и руководства «Форс Индия» (и даже названия команды) вынудили Тотто Вольфа в срочном порядке искать место для Эстебана. А тут еще и неожиданный финт, который показал руководитель французской команды Сирил Абитебуль в отношении Даниеля Риккиардо. В итоге Карлос Сайнс подписал контракт с «Макларен», заменив там Фернандо Алонсо, а Риккиардо пришел в «Рено», фактически аннулировав договоренность о приеме туда на работу Эстебана Окона. 

Не будь на тот момент  у Вальтерри Боттаса на руках подписанного контракта, ему наверняка пришлось бы поучаствовать в отборе-кастинге, и не факт, что французу предпочли бы финна. Но дело было сделано, и Вольф с Лаудой приняли не очень популярное решение по поводу того, чтобы Окону перейти в категорию резервного гонщика.  

Под дождем на Гран-при Венгрии 2018 Льюис был впереди Себастьяна Феттеля

С одной стороны, это плохо, когда ты остаешься без места перед началом сезона. Но я вижу здесь и положительный момент. В роли запасного  гонщика Эстебан может в любой момент сесть за руль одного из болидов «Мерседес». Причины могут быть разные: травма, болезнь или даже неожиданная дисквалификация. Кроме того, команда может вполне сделать и рокировку. Если у Боттаса будут повторяющиеся проблемы с пилотированием или мотивацией, то заменить его временно на 1-2 гонки резервным пилотом никто не запретит. 

Исходя из этого можно предположить, что фактически нынешний сезон будет для Вальтерри одним из самых сложных. Теперь, чтобы удержаться в команде, ему нужно ехать практически на том же уровне, что и Льюис. Оправдания по поводу разности в опыте уже не будут приниматься. И если вдруг окажется, что в таблице результатов Боттас не будет идти хотя бы следом за Льюисом, то его дни в команде будут сочтены. Во всяком случае, у Тотто Вольфа будут реальные аргументы, чтобы посадить за руль болида «Мерседес», хотя бы для сравнения, своего резервного гонщика. 

А если Боттас затем останется без места в команде, то кому он сможет потом предложить свои услуги? Потребности в гонщиках его уровня команды пока не испытывают. Всех интересуют либо юные талантливые дебютанты с врожденным чувством скорости, как у Ландо Норриса или когда-то в свое время у Льюиса Хэмильтона. Либо чемпионы, способные побеждать, показывая результаты выше, чем то позволяет делать машина, как это было в случае с Алонсо.   
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter