«Формула-1». Чего в новом сезоне ждать от команды «Уильямс»?

Ровно месяц остался до того момента, как чемпионат самых престижных автогонок в мире «Формула-1» приедет в Австралию, чтобы начать подготовку к первому этапу нового сезона. Именно в Мельбурне на городской трассе, носящей временный статус, поскольку ее каждый раз заново прокладывают по дорожкам Альберт-парка, будет дан старт первой из 21 гонок 2019 года.  

Дать абсолютно точную информацию о расстановке сил накануне открытия чемпионата невозможно, поскольку даже сами команды могут лишь прогнозировать состояние уровня подготовки машин - своих и соперников. Предстоящие предсезонные тесты, которые начнутся на этой неделе в Барселоне, способны дать  лишь некоторые ориентиры. 

Поэтому мы решили в традиционной серии материалов, посвященных представлению команд, основываться на багаже результатов прошлого сезона. Наши собственные прогнозы вполне могут отличаться от того, что на самом деле случится по ходу  чемпионата. Цель этих прогнозов - не пытаться угадать или предсказать, кто победит в итоге и с каким преимуществом, а просто сориентировать в происходящих и ожидающихся событиях наших читателей. Особенно тех, кто решится в этом году примкнуть к многомиллионной армии болельщиков «Формулы-1», чтобы с 15 марта по 1 декабря вместе с нами регулярно следить за чемпионатом.  

Хронология материалов составлена исходя из итогового протокола Кубка конструкторов 2018 года. И представление команд мы начинаем с последнего, 10-го места, на котором впервые в своей новой истории оказалась легендарная британская гоночная  «конюшня» сэра Фрэнка Уильямса.  

10-е место. «Уильямс». Хуже уже просто некуда


В целом за всю историю команды «Уильямс» ее гонщики становились 7 раз чемпионами мира. Причем никому из них не удавалось это сделать с ней дважды. А.Джонс (1980), К.Росберг (1982), Н.Пике (1987), Н.Мэнселл (1992), А.Прост (1993), Д.Хилл (1996), Ж.Вильнев (1997).

Борьба Сироткина в хвосте пелотона

Таким образом прошло уже больше 20 лет с момента, когда канадец Жак Вильнев в свой второй сезон в Больших Призах сумел принести Фрэнку Уильямсу победу в чемпионате. Сразу же после этого мотористы «Рено» покинули чемпионат, лишив британскую «конюшню» самого лучшего на тот момент в пелотоне двигателя. Да еще и перешел в «МакЛарен» Эдриан Ньюи, легендарный конструктор формульных болидов. 

Понадобилось 2 невыразительных сезона, прежде чем, получив в лице «БМВ» качественного моториста, «Уильямс» вновь оказалась на призовых позициях. 2000-2001 г.г. - уверенное 3-е место, последующие два сезона - 2-е места в Кубке конструкторов. Вот, правда, о серьезной борьбе за чемпионский титул речи тогда не велось.  Это была эпоха бесспорного доминирования «Феррари» и ее главного пилота Михаэля Шумахера. 

А затем снова начался спад, и понадобилось еще 10 лет, чтобы британский коллектив смог вновь блистать не только на фоне «середнячков» со скромным бюджетом, но и давать фору таким гоночным магнатам, как «Ред Булл» и даже самой «Феррари». 
 
В моторхоме «Уильямс» корреспондент «СБ» берет интервью у Ф. Масса

Эпоху перехода на гибридные турбированные силовые установки в 2014 году британская команда «Уильямс» начала вполне прилично.  Сказался переход с двигателей «Рено» на «Мерседес».  Со своими пилотами бразильцем Фелиппе Масса и финном Вальттерри Боттасом коллектив смог два сезона подряд быть в призерах по итогам чемпионата. Оба раза их 3-е место было завоевано уверенно, а не в силу серии совпадений и случайностей, как это зачастую бывает в автоспорте. Правда, претендовать на большее в этих сезонах британцы тоже не могли, не сумев одержать ни одной победы. Слишком уверенно опережали их «Ред Булл» (2014) и «Феррари» (2015) , не говоря уже о команде «Мерседес», регулярно завоевывающей все эти годы чемпионские титулы. 

В 2016-м году, когда команды уже пообвыклись с новым регламентом и гибридными моторами, обозначилась и устойчивая тройка призеров в Кубке конструкторов. Сформировав так называемую «высшую лигу», команды «Мерседес», «Феррари» и «Ред Булл» уже не позволяли кому-то из «лагеря середнячков» надеяться на подиумы и тем более на победы. Поэтому «бронзу» на Гран-при Канады Вальттерри Боттаса и тем более аналогичное попадание Лэнса Стролла на подиум после гонки в Баку годом спустя можно отнести к чему-то из ряда вон выходящему. 

Что же до лидирования в «первой лиге», на что по логике вполне могли бы рассчитывать  британцы, то и здесь у них пальму первенства забрали. Гораздо менее легендарная команда «Форс Индия», имея на вооружении те же моторы «Мерседес», на протяжении двух сезонов опережала «Уильямс». 

Мечта «Уильямс» - быть впереди «Ред Булл» и «Рено»

Финансовые проблемы вынудили перед началом 2017 года сэра Фрэнка Ульямса и его дочь Клер, забравшую себе фактически бразды управления «конюшней», пойти на сделку с канадским миллиардером Строллом. Главным условием  заокеанского олигарха было обеспечение места в болиде для его сына Лэнса.  Инвестирование из страны кленовых листьев помогло удержаться на плаву, но последовавшая затем принципиальная ошибка инженерного штаба Пэдди Лоу в конструкции болида 2018 года фактически уничтожила всякие надежды на успех. 7 очков за весь сезон и последнее 10-е место в Кубке конструкторов означали полный крах политики команды, ее инженерного штаба и  руководства.

Для русскоязычных болельщиков прошедший провальный сезон «Уильямс» имел еще более печальные последствия. Фактически британцы своей «черной» полосой уничтожили карьеру российского гонщика Сергея Сироткина. Придя в прошлом сезоне благодаря спонсорской поддержке Бориса Ротенберга в «Формулу-1», россиянин так и не смог впечатлить кого-нибудь своим выступлением. Единственным утешением для него стало преимущество, которого он достиг над своим напарником Лэнсом Строллом в квалификациях. Но в гонках канадец был более результативен, заработав 6 очков против одного единственного за весь сезон у Сергея.

Новые силы


Уже к середине прошлогоднего сезона стало ясно, что «Уильямс» не сможет подняться со скамейки аутсайдеров. Даже их ближайшие соперники из «Торо Россо» по концу сезона заработали 33 очка. При том, что итальянцам приходилось идти осознанно на неплановые замены моторов и старт с последнего ряда, обкатывая новинки и дополнительно тестируя по ходу Гран-при двигатели «Хонда». Это требовалось  для обеспечения успешного перехода на японские двигатели в будущем сезоне старшей команды Дитера Матешица - «Ред Булл». 

Роберт Кубица в роли тест-пилота «Уильямс»

Учитывая сложившуюся ситуацию с неконкурентным болидом, а также подвернувшуюся возможность приобрести команду «Форс Индия», которая из-за финансовых проблем своего хозяина Виджея Мальи попала в состояние банкротства, Стролл-старший летом прошлого года принял кардинальное решение о прекращении партнерства с «Уильямс». Нет, это случилось не в одночасье. Фактически половину сезона финансирование британской «конюшни» продолжалось параллельно с инвестициями в новый проект Стролла под названием «Рэйсинг поинт». Именно так в новом сезоне и будет называться теперь бывшая индийская команда «Форс Индия». И именно сюда в этом году перешел Лэнс Стролл, став напарником опытного мексиканского гонщика Серхио Переса.

А что же «Уильямс»? Российский олигарх Борис Ротенберг решил не тратить попусту деньги на неперспективное направление. На переговорах о продолжении партнерства с «Уильямс» на сезон 2019 российская сторона заняла жесткую позицию, пытаясь заключить контракт на более выгодных для себя условиях, памятуя о фактически выброшенных на ветер 15 миллионах евро. Во столько, по некоторым сведениям, обошелся Ротенбергу прошлогодний контракт на участие Сергея Сироткина в «Формуле-1». 

Но Клер Уильямс, не без влияния своего отца, также решила проявить неуступчивость в данном вопросе.  Тем более что с уходом Стролла-старшего в качестве главного инвестора команды британцам требовались альтернативные варианты. Благо, что в списке желающих присоединиться к легендарной британской «конюшне» на ее условиях еще было несколько кандидатов. 

Последний раз Кубица был на подиуме в Спа в 2010 году

В итоге «Уильямс» решила полностью обновить свой пилотский состав. Роберт Кубица, после ужасной аварии и долгого восстановления пропустивший 8 (!) сезонов, предложил увесистую финансовую поддержку польских нефтяников. И таким образом перешел из роли тест-пилота в основного. Фактически ему придется выполнять роль лидера в команде, поскольку его напарником будет дебютант «Формулы-1» Джордж Рассел. Британец весьма успешно показал себя, победив слету поочередно в чемпионатах ГП3 и «Формула-2».  Но даже не это сыграло главную роль в его назначении на роль боевого пилота «Уильямс». «Козырной картой» в игре за место явилась скидка на покупку моторов «Мерседес», которой добилась Клер Уильямс от немецких мотористов. Ведь Рассел - это их подопечный, он является на протяжении почти двух лет участником молодежной программы «Мерседес».  

Точнее будет сказать, что здесь сложились воедино два сильных аргумента: и скидки на покупку моторов, и успешное выступление Джорджа в «Формуле-2» в прошлом году.

Сейчас трудно предположить, сумеет ли юный британец сразу же навязать борьбу своему напарнику, опытному поляку. Конечно, травма, полученная Робертом 8 лет назад, ограничивает его физические возможности пилотирования. Но опыт и мастерство, которые позволяли когда-то относить Кубицу к числу самых быстрых гонщиков своего времени, возможно, позволят ему уравнять шансы с юным британским дарованием. В любом случае будет интересно наблюдать за этой дуэлью по ходу чемпионата. А если предположить, что инженерному штабу Пэдди Лоу удастся все-таки исправить за межсезонье принципиальные ошибки в конструкции своего болида, то мы можем быть свидетелями борьбы Кубицы и Рассела со своими соперниками в середине пелотона. 

Чего нам ждать? 


Хотя нельзя исключать и другого развития сюжета. Если и этот сезон «Уильямс» не сможет предоставить своим пилотам конкурентную машину, то может встать вопрос о продаже команды. Предпосылки к этому в виде преклонного возраста самого сэра Фрэнка Уильямса и якобы не справившейся с управлением (потому что женщина!) чисто мужским коллективом Клер Уильямс уже имеются. Более того, среди польских журналистов и экспертов «Формулы-1» уже появилось мнение, что якобы Пэдди Лоу умышленно пытается за счет очень низких результатов выступления команды довести ее если не до банкротства, то до значительного снижения стоимости ее акций на бирже. И когда встанет вопрос о продаже легендарной «конюшни», то он сам будет в числе первых, кто сделает семье Уильямс коммерческое предложение, от которого нельзя будет отказаться.

Юная надежда «Уильямс» Джордж Рассел

Кому-то эта теория может показаться невероятной, кто-то считает, что поляки таким образом страхуются от  возможно неудачного возвращения их кумира Роберта Кубицы в гонки, кто-то упрекнет нас в раздувании очередной теории заговоров внутри «Формулы-1».  Самый лучший ответ в этом плане покажет время. Полагаю, что оно все расставит на свои места. Пока же с одинаковой вероятностью можно говорить как о неожиданном успехе, который могут показать Рассел и Кубица благодаря своему таланту, обновленному двигателю «Мерседес» и новой машине Пэдди Лоу, так и о еще одном провальном сезоне для команды «Уильямс». 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter