Формула-1. Чего в новом сезоне ждать от команды «Торо Россо»

В начале этой недели гоночный коллектив «Торо Россо» из итальянской Фаэнцы провел первую презентацию своего нового болида STR 14, название которого естественным образом следует из названия «конюшни» (Скудерия Торо Россо) и порядкового номера их гоночной модели. 


В этот раз руководство команды в лице ее директора австрийца Франца Тоста решило не проводить официальных презентационных мероприятий, а лишь ограничилось публикацией пресс-релиза и студийными фотографиями болида на предстоящий сезон. Но в противовес остальным командам итальянцы решили это сделать в числе первых. Опередить их смогли лишь американцы, представившие новую раскраску своих болидов «Хаас» на прошлой неделе. 



Напомним, что хронология этой серии материалов составлена нами, исходя из итогового протокола Кубка конструкторов 2018 года. И коллектив «Торо Россо», выполняющий роль эдакой гоночной Академии для чемпионской команды «Ред Булл», завершил прошлый сезон на 9-й позиции.  

9-е место. «Торо Россо». В угоду старшему брату. 

Нынешний сезон для скудерии – это уже 14-й, если брать ее новую историю, начиная с покупки гоночной команды «Минарди» концерном «Ред Булл» в лице его создателя и босса Дитера Матещица. С самого начала своей новой биографии предполагалось, что ее директор Франц Тост со своим гоночным коллективом будет готовить для «старшей команды» молодых перспективных пилотов. 

В принципе, так оно и вышло, хотя в период становления этого альянса бывали и казусные ситуации, когда «молодые бычки» оказывались более способными и умудрялись на своих не самых быстрых болидах обходить по итогам чемпионата «старших братьев». Ярким примером тому можно назвать сезон 2008 года, открывший гоночному миру будущего многократного чемпиона Себастьяна Феттеля, который в роли дебютанта провел свой первый полный сезон за скудерию. Именно в том году будущая немецкая звезда в Монце выиграл свою первую квалификацию и свою первую гонку, таким образом обеспечив по итогам года команде 6-е место в Кубке конструкторов. «Ред Булл» вынужден были довольствоваться тогда лишь 7-й позицией.   



После перехода Феттеля на следующий год к «старшим быкам» скудерия на несколько лет словно ушла в тень. И лишь с момента появления в ее составе Даниеля Риккиардо она вновь стала выдавать «готовые пирожки» для праздничного стола концерна «Ред Булл». Вслед за австралийцем на повышение в основную «конюшню» были поочередно отправлены Даниил Квят, Макс Ферстаппен и Пьер Гасли. Правда, в случае с россиянином ситуация был не такой простой, как остальные. В связи с нехваткой свободных мест в «Ред Булл» вынуждены были принять непопулярные меры, заменив после 4 гонок Квята на Ферстаппена. Но в любом случае все это время «Торо Россо» исправно выполняла роль профессиональной подготовки молодежи к гонкам за старшую команду. 

В прошлом сезоне к этой роли добавилась еще одна, не менее важная. В связи с ожидающимся переходом «Ред Булл» на моторы «Хонда» Дитер Матешиц решил обкатать японские двигатели на болидах итальянской скудерии. И план в целом, наверное, все же удался. 

Весь прошлогодний чемпионат японские мотористы имели в своем распоряжении лишь «Торо Россо», фактически став для итальянцев заводской поддержкой. Относительные успехи «Хонды» в плане повышения надежности и увеличения мощности двигателя, которые можно было наблюдать за время их года работы со скудерией, придали Дитеру Матешицу уверенности в принятии решения разорвать партнерство с французскими мотористами «Рено». В нынешнем сезоне теперь уже обе команды концерна «Ред Булл» будут оснащать свои болиды моторами «Хонда». 
 
Впрочем, вряд ли у австрийского магната был выбор. Отношения с французами у него были настолько сложными, что еще один сезон без возможности бороться за титул Матешиц вряд ли бы выдержал. И пусть с «Хонда» тоже не все так просто, и вряд ли с первого же сезона болиды «Ред Булл» будут уверенно опережать «Феррари» и «Мерседес». Но здесь есть хотя бы надежда, что если уж японцы предоставят наконец-то хороший двигатель, то вкупе с лучшей аэродинамикой, которой всегда славились машины Эдриана Ньюи, подопечные Дитера Матещица смогут вернуть себе былую чемпионскую славу. Все же 4 чемпионских титула подряд Себастьяна Феттеля, заработанные в составе  «Ред Булл», – это уже страницы, вписанные навсегда в историю Формулы-1. 

Установившееся за прошлый сезон у «Торо Россо» партнерство с японскими мотористами позволяет надеяться, что в этом году у пилотов скудерии болиды будут более надежными и быстрыми, чем до сей поры. По крайней мере, в первой половине сезона, пока лимит на моторы еще не будет исчерпан. И лишь во второй половине, возможно, итальянской скудерии придется жертвовать своими позициями на старте ради экстренного внедрения новинок на двигателях, чтобы таким образом проводить аппробацию, необходимую для повышения эффективности силовых установок «Ред Булл». О том, что личные интересы «Торо Россо» будут регулярно ущемляться в результате таких жертвоприношений, сомневаться не приходится. Собственно говоря, для этого и приобреталась Дитером Матешицем «юниорская команда», чтобы главный коллектив «Ред Булл» мог эффективно улучшать свой потенциал.    

Дебютант и молодой «ветеран».

Перед началом этого сезона скудерия «Торо Россо» в очередной раз оказалась перед сложным выбором: кого посадить в свои машины. Из-за внезапного ухода Даниеля Риккиардо из «Ред Булл» в «Рено» старшей команде срочно понадобился быстрый гонщик ему на смену. Из двух потенциально имеющихся кандидатов на роль напарника Максу Ферстаппену выбор, естественно, пал на француза Пьера Гасли. Он достаточно быстр в квалификациях, а определенная «бесбашенность» в гонках среди «молодых бычков» – это понятие, знакомое руководству австрийской конюшни. Последние 5 лет Доктор Хельмут Марко, главный консультант по подбору кадров для гоночного концерна Дитера Матешица, предпочитал за руль «Ред Булл» садить именно такого сорта гонщиков. И не важно, что зачастую они и двух лет не докатывали в юниорской «Торо Россо». Так было с Квятом, затем с Ферстаппеном, теперь вот с Гасли.

К слову сказать, выиграв дуэль у напарника со счетом 29:4 в прошлом году, Пьер фактически похоронил дальнейшую карьеру своего товарища по команде Брендона Хартли. С самого начала появление этого новозеландца в Формуле-1 в конце 2017 года было достаточно странным выбором господина Марко. Сработал принцип «на безрыбье и рак – рыба». Но не помог Брендону опыт гонок на выносливость, где он дважды становился чемпионом и победил в знаменитой гонке «24 часа Ле Мана». Едва ему исполнилось 30 лет, как по окончании сезона ему просто не нашлось места, поскольку вместо него уже взяли дебютанта Алекса Элбона, бронзового призера Формулы-2 прошлого года. 

Таким образом Хартли пришлось, увы, покинуть жесткую и безжалостную систему «Ред Булл». Кстати, по имеющейся у нас информации в этом году Брендон уже присоединился к команде СМР – Racing, и в чемпионате на выносливость он заменит в российском экипаже на две гонки чемпиона мира Формула-1 британца Дженсона Баттона. 

На пару с Элбоном в «Торо Россо» будет гоняться и молодой «ветеран» Даниил Квят. Странное сочетание слов, но российскому пилоту на старте нынешнего сезона еще не будет и 24 лет. Однако у него за плечами почти 4 сезона Формулы-1, 72 гонки, в которых уже были бронзовый и серебряный подиумы.



Полтора года назад, когда Даня потерял место в «Торо Россо», куда его перед этим, по правде сказать, незаслуженно выслали из «Ред Булл» в угоду юному голландскому дарованию Максу Ферстаппену, все думали, что это будет окончание карьеры российского гонщика. Но опытные и знающие толк в гонках люди понимали, что проблемы Квята были не в отсутствии скорости, а скорее в его психологическом надломе. Еще бы! Обойти по очкам своего более опытного напарника Даниеля Риккиардо в 2015 году, завоевать уже в третьей гонке сезона 2016 серебряный подиум в Китае, и потом вдруг под предлогом якобы глупой аварии в Сочи быть сосланным обратно в «Торо Россо» – здесь у многих не выдержали бы нервы.

Это потом уже, спустя несколько недель после случившегося, когда эмоции уступили рассудительности и трезвому анализу ситуации, стало понятно, что при любом исходе того злосчастного Гран-при России 2016 Квят все равно бы уступил место Ферстаппену. Могу допустить только, что в случае попадания Дани на подиум в той гонке в Сочи, его замена на Макса была бы обставлена в виде якобы временного эксперимента в исполнении руководства «Ред Булл». А авария лишь дала повод формально оправданно провести эту рокировку. 



Появление Квята в паддоке Формулы-1 в начале прошлого сезона в комбинезоне «Феррари» удивило многих. Но только не тех, кто хорошо знает итальянскую скудерию. Там не разбрасываются кадрами, даже если эти кадры случайно попадают в их поле зрения. В скорости и таланте российского пилота не сомневалось даже руководство «Торо Россо», откуда по приказу Доктора Марко Даню «попросили» уйти, освободив место для Пьера Гасли. К тому же выросший в Италии, куда его в 9 лет отвезли родители, воплощая мечту о гоночной карьере сына, он свободно говорит на итальянском. И за свои первые 4 формульные сезона Даня отлично освоил еще и английский язык. Именно поэтому место тест-пилота на симуляторе в «Феррари» Квяту досталось вполне закономерно. 

И как результат, не потерявшись вне паддока, Квят оказался востребованным, когда перед «Торо Россо» вновь встал острый вопрос о пилоте  для их болида на сезон 2019. К слову сказать, встретившись в прошлом году с Даней в формульном паддоке на Гран-при Австрии, я задал ему после приветствия вопрос, что называется без микрофона: чего ждать нам и его болельщикам по поводу его будущего. И уже тогда Квят обнадеживающе заверил, что надо ждать хороших новостей, и именно – в Формуле-1. Это было только начало июля.

Если оценивать на сегодняшний день потенциал обоих пилотов «Торо Россо», то, пожалуй, предпочтительнее выглядит российский гонщик. Главное – у него больше опыта на болидах Формулы-1 и к тому же целый сезон на симуляторе машин «Феррари». Именно данные тест-пилотов на симуляторах давали возможность инженерам Себастьяна Феттеля и Кими Райкконнена вносить поправки в настройки машин перед гонками. А значит, учили тест- пилота давать четкую обратную связь своим инженерам. Что еще не следует забывать, говоря о потенциальных преимуществах, которыми будет располагать Квят в нынешнем сезоне, так это опыт его общения с командой «Торо Россо». Фактически там те же инженеры и механики, которые и были с ним в прошлый раз. А это многого стоит.



Следует заметить, что Александр Элбон ни разу не становился чемпионом в гонках на машинах с открытыми колесами, хотя и демонстрировал неплохое мастерство. Кстати, Макс Ферстаппен тоже, кроме картинга, еще ни разу не был нигде чемпионом. Вот только чтобы попасть в Формулу-1, Максу понадобился всего один сезон в Формуле-3 (он там стал 3-м по итогам сезона), а Александру – аж целых 7 сезонов, начиная с Формулы Рено 2.0 и заканчивая прошлогодним чемпионатом Формула-2. Полагаю, что выбор на Элбона пал как кандидата в команду «Торо Россо» больше из-за отсутствия других кандидатов, чем действительно благодаря какому-то исключительному таланту. Просто ни у кого из близких к системе «Ред Булл» гонщиков на тот момент не было гоночной суперлицензии и достаточного количества баллов для ее получения. Если не считать, конечно, Даниила Квята. 

Добавим к этому еще и целый год психологического взросления российского пилота, и тогда становится понятным, почему многие возлагают на Даниила Квята в «Торо Россо» большие надежды. Не будем загадывать, как сложится дальнейшая судьба Дани в системе «Ред Булл». Но в любом случае, возникни необходимость в срочной замене кого-нибудь из пилотов австрийской «конюшни», именно Квят будет стоять в списке кандидатов первым. Теперь для него самое главное – это просто хорошо ехать, как это он умеет делать, когда нервы в порядке и под ним неплохая машина. И тогда даже если в «Ред Булл» не освободится место, Даня может быть в числе потенциальных кандидатов в другие, более сильные команды. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter