Минск
+16 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

Формула-1. Чего ждать в новом сезоне от команды «Рено»

Чтобы приукрасить спортивную историю этого французского бренда в Формуле-1, некоторые журналисты пытаются привязать ее возникновение к периоду 1977-1985. Тогда «Рено» впервые участвовала и как конструктор шасси, и как моторист. Вдобавок к этому оба гонщика в команде были французами, и даже обуты их болиды были в шины французского завода «Мишелин». Чисто французский проект. 

Даниель Риккиардо борется на трассе дерзко, но чисто

Но тот проект так и не принес Франции чемпионских титулов. Лишь с появлением под ее знаменами Алена Проста ситуация улучшилась настолько, что в 1983 году французы едва не стали обладателями и Кубка конструкторов, и чемпионского титула. Увы, подвел самый главный, отличающий в то время «Рено» от других «конюшен» фактор - турбированный мотор. В последней гонке будущий 4-кратный чемпион мира сошел с дистанции именно из-за проблемы с турбиной, упустив из рук таким образом свое чемпионство. 

Потеряв надежду на успех, французы решили все же не отказываться полностью от участия в этом самом элитном чемпионате автоспорта. С 1989 по 1997 годы компания «Рено» исправно поставляла двигатели частным командам «Бенеттон и «Уильямс». И надо отдать должное, с 1992 года французы 6 (!) раз подряд становились обладателями Кубка конструкторов как мотористы. Впечатляющий успех, после которого руководство «Рено» решило покинуть чемпионат под предлогом, мол, «здесь мы уже всего добились, пора и честь знать».

Но пропустив два сезона, французы все же решились вернуться в Формулу-1, тем более подвернулась возможность купить уже готовую команду своего бывшего партнера «Бенеттон» не очень дорого: всего за 120 миллионов долларов. Правда, понадобилось еще 5 лет, чтобы на фоне беспрецедентной серии побед Михаэля Щумахера за рулем «Феррари» и очень сильной конкуренции ему со стороны «МакЛарен» французская команда сумела в 2005 году завоевать свой первый командный Кубок и привести к чемпионству своего гонщика Фернандо Алонсо. 

Безусловно, большая стратегическая роль в этом принадлежала Флавио Бриаторе, который заставил поверить руководство «Рено», что он сможет привести бывший «Бенеттон» к вершине славы. И главное то, что именно итальянец привел в команду своего талантливого протеже. Ведь Бриаторе был фактически менеджером у Фернандо. 

Успех был не случайным, поскольку Бриаторе и испанский чемпион смогли повторить его буквально на следующий же год. Но затем Алонсо предпочел уйти в «МакЛарен», и без него «Рено» едва выбралась на 3-е место в Кубке конструкторов в 2007 году. Да и то лишь благодаря дисквалификации британцев по итогам сезона. 

Сам же испанец, ввязавшись в политические игры против своего дебютанта, британской «конюшни» Льюиса Хэмильтона, впервые в своей биографии не смог опередить напарника по команде. С равным количеством очков и побед, но уступив британцу по числу вторых мест, Фернандо стал третьим в чемпионате. И главное, что в последней гонке и в самом чемпионате вопреки всем прогнозам в пользу «МакЛарен» победу одержали Кими Райкконен и итальянская скудерия «Феррари». 

Лучезарная улыбка Риккиардо теперь будет под флагом «Рено»

Следующий год был одним из самых неприятных для воспоминаний команды «Рено», но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Конфликт Алонсо с Хэмильтоном вынудил испанца вернуться к Флавио Бриаторе, но, увы, как оказалось, не в лучшие времена. В паре с Нельсоном Пике (младшим) Фернандо смог одержать лишь две победы в сезоне, и французская команда откатилась на 4-е место. Более того, несколько месяцев спустя разразился скандал, ставший черной страницей в истории «Рено» и ее руководителя. 

Когда Бриаторе решил посреди сезона-2009 уволить Пике из команды, тот в отместку за несправедливое к себе отношение предал огласке вопиющий факт умышленно подстроенной с его участием аварии на Гран-при Сингапура в 2008 году. Упомянутый инцидент позволил Алонсо одержать тогда неожиданную победу, ради которой, собственно говоря, и была реализована «неспортивная» задумка руководства «Рено». В итоге разбирательств Флавио Бриаторе был навсегда «изгнан» из Формулы-1. Гонщики не пострадали, если не считать слегка подпорченной репутации испанца Фернандо и закрывшейся навсегда карьеры в Формуле-1 бразильца Нельсиньо. 

На сезон 2010 Фернандо сумел удачно «пристроиться» в итальянской скудерии, заменив там «решившего уйти» в ралли Кими Райкконена. Не будем вдаваться в подробности, что было первичным: решение финского чемпиона, неожиданно охладевшего к Формуле-1, или напористые демарши испанского банка «Сантандер», ставшего титульным спонсором «Феррари». 

Как бы то ни было, год 2010-й, затем и 2011-й  для «Рено» были явно не лучшими. 5-е место в Кубке конструкторов для заводской команды - это не то, ради чего приходят автомобильные бренды в «Большие призы». На этом фоне неожиданные успехи команды «Ред Булл», начавшей отсчет своим победам с участия пилота Себастьяна Феттеля и конструктора Эдриана Ньюи, дал повод задуматься французам: а зачем «лезть из кожи вон» ради сомнительных успехов гоночной «конюшни», если с их моторами «Рено» более успешная команда штампует титулы, тем самым как нельзя лучше рекламируя французскую марку? 

Команда вновь распрощалась с Формулой-1, продав персонал и базу в Энстоуне люксембуржскому формульному фанату Жерару Лопесу. Тот в течение нескольких лет использовал формульный паддок для улучшения имиджа своей инвестиционный фирмы, используя «Большие призы» как удобную платформу для своих контактов с бизнесменами. Вот только новая «бизнес-игрушка» предпринимателя из Люксембурга все же требовала все новых и новых денег, дефицит которых ощущался у Жерара все больше и больше. 

Затем пришло время турбированных гибридных силовых установок. И французский концерн решил, что уж тут-то они точно могут что-то очень эффективное предложить. Тем более что выкупить обратно у господина Лопеса «конюшню» было делом даже экономически не особо затратным.

И в 2016 году «Рено» открывает страницу своей новой истории, вновь придя в чемпионат в виде заводской команды. Если верить чисто статистике, то успех вроде бы есть. Точнее сказать, прогресс налицо. За 3 сезона французы поднялись с 9-го места сначала на 6-е, а потом по итогам прошлого сезона даже на 4-е. Поэтому в нашем рейтинге серии материалов о предсезонном представлении команд они и идут сейчас.

Дефицит шампанского


Жаль, конечно, что составить достойную конкуренцию «Мерседес» и «Феррари» болиды с двигателями «Рено» так за эти годы и не смогли. Ни в заводском одеянии, ни под флагами «австрийских энергетиков» Дитера Матешица. Более того, «Ред Булл» с нынешнего сезона решил окончательно разорвать свое партнерство с французами, устав от бесконечных обещаний предоставить конкурентный мотор. Правда, с другой стороны британская «МакЛарен» предпочла японскому  «Хонда» двигатель «Рено». И перед началом нынешнего чемпионата вроде бы все выглядит для французов более или менее успешно.

Вдобавок, на фоне распрей между «Ред Булл» и «Рено» с нескончаемыми взаимными претензиями французы сумели «прикупить» себе Даниеля Риккиардо, неожиданно для всех отказавшегося играть роль «второй скрипки» в австрийской «конюшне». И казалось бы, дела в Энстоуне должны пойти в гору. Ведь австралиец в гоночном плане имеет в своем багаже не только подиумы, но и победы. А именно этого и не хватает команде нового поколения «Рено». Смешно сказать, в последний раз вкус подиумного шампанского под французским флагом сотрудники «конюшни» пробовали в далеком 2011 году благодаря 3-м местам Виталия Петрова в Мельбурне и Ника Хэйдфельда  в Сепанге.

Монца 2018. Первую шикану проходит Нико Хюлькенберг

Нынешние зимние тесты показали, что в «Рено» продолжает прогрессировать, но хватит ли этого, чтобы в течение нынешнего  и следующего сезонов суметь побороться за чемпионство с «Феррари» и «Мерседес»? Это вряд ли. А ведь не за горами принятие нового регламента на  2021  год и подписание нового Договора Согласия. И из штаб-квартиры в Энстоуне все чаще раздаются в последнее время неожиданные информационные посылы о том, что Формула-1 превращается в неинтересный бизнес-проект, в котором команды-сателиты (как, например, «Хаас» и «Заубер» у «Феррари») имеют возможность при более скромных бюджетах достигать успехов быстрее, чем «Рено».

Хотелось бы верить, что дальше простых устных угроз в очередной раз покинуть чемпионат дело не пойдет, но тревожные нотки в недавних интервью руководителя французской «конюшни» Сирила Абитебуля показывают, что «Рено» пока еще на чемпионские титулы замахиваться не в силах.  

Вплотную к лидерам


Переход команды «Ред Булл» на японские двигатели имеет двоякие перспективы. В случае удачи австрийцы способны будут наравне бороться с «Феррари» и «Мерседес» благодаря таланту легендарного создателя машин Эдриана Ньюи. В то же время в случае неудачи они уступят место в тройке лидеров команде «Рено». О предварительной расстановке сил можно будет узнать лишь через неделю, когда в Мельбурне взмахи клетчатого флага известят о финише первого Гран-при сезона.

А затем, когда «Большие призы» переедут на европейский континент в Барселону в середине мая, станет ясна действительная картина иерархии нынешнего пелотона. И хотелось бы верить, что французская «конюшня» будет активно бороться за места в лидирующей группе и чемпионат не будет повторением сезонов с активным доминированием одной команды.

Опыт с победами и без них


Нынешний пилотский состав в «Рено» по опыту участия в гонках довольно приличный. Тем более что почти треть пелотона - это молодое поколение гонщиков, либо дебютирущих в этом году, либо имеющих за плечами не более двух сезонов. В послужном списке у Нико Хюлькенберга 156 Гран-при и репутация «бесподиумного пилота». Он трижды за свою карьеру на финише был у самого подножья подиума - на 4-м месте, но официально испить шампанского, полученного в свою честь в Формуле-1, ему так пока еще и не довелось. 

Гран-при Бельгии: за рулем болида Нико Хюлькенберг

Хотя накануне Формулы-1 он в 2009 году с первого же сезона стал чемпионом в ГП-2, куда он под руководством Вилли Веббера (бывший менеджер Михаэля Шумахера) пришел, чтобы взлететь оттуда как с трамплина в «Большие призы». Нико славится тем, что за него никогда не платили спонсоры. И даже когда ему пришлось брать «академический отпуск», сменив шлем боевого пилота на резервного в 2011 году, немецкий гонщик затем вернулся в гонки без помощи денег. 

Следует добавить, что в загашнике у Нико есть еще и победа, одержанная  в гонке «24 часа Ле Мана». Такой титул не так просто завоевать, и далеко не все даже чемпионы Формулы-1 могут похвастать этим. 

Нико Хюлькенберг - рекордсмен по гонкам без подиумов

Лучший результат за карьеру в «королевских гонках» был у него по итогам прошлого сезона - 7-е место. Фактически Хюлькенберг стал с 69 очками лучшим из группы «остальных», которую составляют пилоты, не гоняющиеся в 3 командах-лидерах. 

А вот Даниель Риккиардо (150 гонок в формульной карьере) со 170 очками оказался в прошлом году замыкающим лидирующей «шестерки». Только вот эпитет «худший» в данном случае никак уж к нему не подходит вопреки статистике. Фактически 7 (!) раз Даниель вынужден был досрочно заканчивать гонку из-за технических проблем с машиной. Для сравнения: его напарник Макс Ферстаппен лишь 2 раза был жертвой неисправности своего болида.  Добавим к этому аварию в Баку, которую спровоцировал голландец по отношению к напарнику, и мы получаем неутешительный показатель. Более трети всех гонок календаря Риккиардо не доезжал до финишного флага не по своей вине.

Но и оставшихся этапов хватило Даниелю, чтобы дважды выиграть гонки. Причем одна из них - самая престижная в Монако. 

Даниель Риккиардо приветствует своих болельщиков

В общем, в лице австралийца команда «Рено» приобрела гонщика, умеющего дерзко, но все же чисто бороться на трассе и побеждать. Скептики считают, что этого будет недостаточно, чтобы ему бороться за титул с первого же сезона. А если «конюшня» из Энстоуна так и не сможет предоставить ему достойного уровня машину, то мечта о титуле может и вовсе оказаться для Даниеля несбыточной. С другой стороны, если французы все же смогут сравнять по количеству лошадей свои моторы с «Мерседес» или «Ферарри», то кому как не Риккиардо нести авангардное знамя на пути к победам?! В этом плане мотивации у Дэна хоть отбавляй. 

Осмелюсь предположить, что в этой внутрикомандной дуэли преимущество одержит в этом году австралиец. И пусть у Нико в багаже два полных сезона привыкания к команде и машине, Даниелю зато больше приходилось проводить сражения на трассах именно с участниками лидирующей группы. Ему не впервой воевать за место под солнцем среди тех, кто, по всей видимости, будет задавать тон в гонках в этом сезоне. И если предположить, что поначалу Нико и Дэн будут бороться где-то на равных между собой, то к европейской части сезона Риккиардо будет опережать соперника. И как знать, может быть при определенном стечении обстоятельств нам еще доведется увидеть на подиуме на этот раз и пилотский ботинок «Рено», наполненный шампанским по случаю победы Дэна. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Владимир ВАСИЛЬЕВ
Загрузка...