Формула-1. Чего в новом сезоне ждать от команды «Хаас»

Одна из успешных моделей гоночных коллективов в Формуле-1, американская команда «Хаас», могла волне бы служить примером того, как следует сегодня приходить в элиту мирового автоспорта. Созданная официально в апреле 2014-го года, эта «конюшня» стремительно ворвалась в начале сезона-2016 в пелотон, имея довольно скромный бюджет, но умело используя нужные связи вкупе с предприимчивостью своего хозяина.

Скромный моторхоум «Хаас» в паддоке Формулы-1

Уже сама идея строить собственные болиды, пользуясь моторами и коробками передач от «Феррари», была довольно оригинальной. Учитывая, насколько тесным является сотрудничество «Хаас» с легендарной итальянской скудерией, перед конструктором американской команды Робом Тейлором в 2015-м году стояла двоякая задача. Нужно было сразу же создать конкурентную машину, но не в виде «клиентского шасси», которое официально регламентом ФИА запрещено. Команды могут покупать лишь отдельные детали и даже узлы, но не шасси. 

И хотя досужие критики не единожды пытались атаковать «Хаас» за якобы клонирование итальянских болидов под американским флагом, дальше замечаний критикующим пройти не удалось. 

Роман Грожан, Гран-при Франции 2018

Начав зарабатывать очки уже с дебютной гонки в Австралии, команда Джина Хааса свои первые два сезона завершила на 8-м месте, а в прошлом году сделала благодаря улучшенным моторам «Феррари» еще больший рывок. 
  
Как было указано ранее, хронология этой серии материалов составлена нами, исходя из итогового протокола Кубка конструкторов 2018 года. И коллектив «Хаас» уверенно завершил прошлый сезон на 5-м месте.  

Немножко везения и удачный бизнес

Кевин Магнуссен - жизнерадостный и уверенный в себе гонщик
Будучи в числе основателей команды «Стюарт-Хаас Рэйсинг», участвующей в чемпионате NASCAR, Джин Хаас решил по-американски быстро и по-деловому открыть свою дверь в паддок Формулы-1. Основная база будущей формульной “конюшни” разместилась в Каннаплис (США). Но для участия в «Больших Призах» базироваться надо в Европе, иначе логистика съест и без того скромный бюджет. Вот «Хаас» и прикупила в конце 2014-го года выставленную на торги базу обанкротившейся российско-британской формульной команды «Маруся», расположенную в небольшом городке Банбери в 100 км северо-западнее Лондона. Большинство персонала на этой базе сегодня – это британские инженеры и конструкторы. Это был один из составляющих факторов будущего успеха.

Благодаря тесному  сотрудничеству с «Феррари» Джин Хаас фактически обеспечил своим конструкторам и инженерам доступ к мощным итальянским моторам и отлично показавшим себя основным узлам машины скудерии. С другой стороны, результаты работы агрегатов болидов «Хаас» в полном объеме попадали в распоряжение итальянцев, позволяя им таким образом иметь дополнительные тестовые данные для своих основных машин. Синергия в лучшем виде. 

Недаром же сразу после дебютной гонки в Мельбурне в 2016-м году бывший владелец Формулы-1 Берни Экллстоун, всегда отличавшийся своими прямолинейными оценками событий, заявил, что «американский дебютант – это по сути вторая команда «Феррари», поскольку у нее почти такая же машина». 

Но суть своей бизнес-модели сам Джин Хаас, не скрывая, изложил следующим образом: «Если можно что-то не делать самим, то мы этого не делаем». Действительно, вряд ли бы удалось без поддержки «Феррари» рассчитывать на подобный успех. Но ведь мистер Хаас не просто фанат Формулы-1, он – бизнесмен. Благодаря приобретенному положению в элите автоспорта, основной бизнес американца в виде производства станков фирмой «Хаас Автомасьон» тоже пошел вверх. Сам Джин восторженно отозвался о реакции своих клиентов, приехавших к нему на специально организованный прием на базу в Банбери, цитируя их: «Надо же, эти парни не только делают станки, но и выступают на самом высоком уровне в автоспорте!»

Кевин Магнуссен - сход с трассы, но без аварии

В плюс к этим факторам неплохой пилотский состав, который удалось ко второму сезону ангажировать «Хаас», учитывая, что свободных чемпионских ресурсов, желающих участвовать в этом эксперименте, на тот момент не было. После не совсем удачной попытки с мексиканцем Эстебаном Гутьерресом, не сумевшем заработать ни одного очка в дебютном для американской «конюшни» сезоне, Джин Хаас решил подписать контракт с датчанином Кевином Магнуссеном.

Решение, надо сказать, было довольно удачным. В первом совместном сезоне датский гонщик немного уступил своему напарнику Роману Грожану по очкам в личной дуэли 19:28, разместившись следом за ним в итоговой таблице чемпионата на 14-м месте. Но уже во втором сезоне Кевин был убедительнее француза (56:37), заняв в личном зачете 9-ю строчку. А 14-е на этот раз место Грожана было отчасти результатом неудачных экспериментов французского гонщика, пытавшегося доказать команде, что он все еще «первый номер». Но в поисках тех недостающих долей секунд, на которые Магнуссен все чаще стал его опережать, Роман попал 4 раза в аварии. 

Вылет Романа Грожана в тренировках на Гран-при Испании 2018  

В Баку – под сэйфети-каром, неудачно и слишком агрессивно прогревая шины за счет движений руля. 

В Барселоне, потеряв управление болидом на стартовом круге, Роман решил вернуться на трассу, вдавив педаль газа «в пол». Болид потянуло поперек асфальтного полотна, и француз чудом не пострадал от пролетавших мимо машин соперников. В итоге удалось избежать страшных последствий, по касательной линии не избежали столкновения лишь “Рено” Нико Хюлькенберга и “Торо Россо” Пьера Гасли.  

В Великобритании, пытаясь помешать обгону со стороны Карлоса Санйса, Грожан не сумел удержать свой болид на траектории и после столкновения с испанцем сошел с дистанции. Надо отметить, что там же на автодроме Сильверстоуна еще в свободных заездах Грожан разбил свою машину об отбойники. 

У Романа Грожана был повышенный коэффициент аварийности в 2018-м году
В Остине в США, на домашней для “Хаас” трассе, Грожан врезался на стартовом круге в машину Шарля Леклера, тем самым  еще больше подпортив свою репутацию. А причина все та же: более быстрый напарник, вынуждающий идти на неоправданный риск.  Кстати, за весь прошлый год Магнусен ни разу не сходил с дистанции из-за аварий. Более устойчивый в психологическом плане Кевин, хотя и имеет репутацию неуступчивого, а попросту говоря “плохого парня” на трассе, все же более стабилен в результатах, чем Роман. И хотя в этом сезоне формально Грожан имеет по-прежнему статус “первого пилота” в команде (черного цвета камера на болиде над воздухозаборником позади головы гонщика), лидерство в “Хаас”, на мой взгляд, будет по-прежнему принадлежать датчанину. 

Свою основную борьбу в Кубке конструкторов команда Джина Хааса  вела в прошлом сезоне против “Рено” и “Форс Индия”. И поскольку перипетии с изменением владельцев индийской “конюшни” фактически лишили ее очков за половину сезона, то “Хаас” завершила чемпионат на 5-й строчке. Весьма неплохо для всего третьего по счету сезона с начала биографии команды. Таким образом немножко везения, удачный бизнес и,  … вы уже в лидерах группы “середнячков”. 

А если предположить, что Роман Грожан не так рьяно пытался бы любой ценой обойти своего датского напарника, то результат мог бы быть таким же и без “помощи” со стороны индийской команды. В любом случае американские болиды уверенно занимают место в середине пелотона, а не в хвосте, от которого они успешно за три сезона оторвались. 

Дальше вперед?

Казалось бы, что поступательное движение вперед – это логичное развитие событий для молодой команды. Но осмелюсь предположить, что в нынешнем сезоне вряд ли «Хаас» удастся реализовать свои более амбициозные цели. Если объективно убрать из этих целей лидирующую тройку «Феррари», «Мерседес» и «Ред Булл», то основными конкурентами у американцев в борьбе за «место под солнцем» должны были быть «Рено», «Рэйсинг Поинт» и «МакЛарен». Это если судить чисто по результатам прошлого сезона. Однако я бы добавил сюда в эту компанию еще и «Альфа Ромео» с «Торо Россо». Почему, спросите вы? 

Роман Грожан на прогулке по трассе с инженерами «Хаас»

А потому, что пилотский состав бывшей «Заубер», нынешней «Альфа Ромео», значительно улучшился. То, что в прошлом году приходилось добывать для швейцарской «конюшни» в основном Шарлю Леклеру, в этом сезоне будет делать довольно сильный дуэт в лице Кими Райкконнена и Антонио Джовинацци. В свою очередь «Торо Россо», благодаря наконец-то достигнутым успехам мотористов «Хонда», обещает приподнести сюрприз. Тем более, что за рулем итальянской скудерии мы увидим опытного россиянина Даниила Квята и могущего «быстро поехать» тайского британца Александра Элбона.  

Таким образом легкой жизни в середине пелотона никто не обещает. И если «Хаас» удастся удержаться даже на 5-й позиции по итогам нынешнего сезона, то это вполне можно будет считать успехом для американцев. Но в любом случае в аутсайдерах «конюшне» Джина Хааса не ходить, и можно смело рассчитывать увидеть интересную борьбу с участием ее гонщиков.

Несмотря на то, что в прошлом году американцы были среди первых, кто объявил о неизменности своего состава на будущий сезон, положение Романа Грожана в команде не такое уж и прочное. Если он продолжит выступать с таким же коэффициентом «аварийности» как в прошлом году, ему не миновать отставки. Выстроенная сегодня система иерархии мировых автогонок позволяет Формуле-1 получать уже хорошо подготовленных молодых гонщиков, прошедших молодежные чемпионаты Ф3 и Ф2. 

И тот факт, что в пелотоне этого сезона их появилось сразу 4, дает основания полагать следующее: без особых результатов француза за просто так никто не будет держать в команде, даже несмотря на его неформальный титул первого (по времени устройства на работу) гонщика «Хаас».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter