«У нас есть всё»: в стране построили первый ТЦСОН с 100-процентной безбарьерной средой

Формат полного доступа

До недавнего времени в республике было только четыре объекта, полностью адаптированных для людей с инвалидностью – здания Министерства труда и соцзащиты, Национального аэропорта, автовокзала в Бресте и драмтеатра в Мозыре. Этот список пополнил Дзержинский территориальный центр социального обслуживания населения. Построенный с нуля, на сегодня его можно считать образцовый. Корреспонденты «Р» решили увидеть здание социальной сферы, каких нет даже в столице.


Пространство вокруг центра организовано по всем правилам: тактильная плитка, бордюрный камень с понижением, поручни опоясывают даже колонны.

Продумано до мелочей

Накануне нас предупредили: «Вы его не пропустите». Найти трехэтажный дом на улице 1-й Ленинской, дом 37, действительно не составило труда. Первое, на что упал взгляд на фасаде здания, — информационное табло, на котором большими белыми буквами транслировалась информация о проводимых акциях.

— Такого табло, уверена, нет ни у одного территориального центра, — с улыбкой встречает нас директор Дзержинского ТЦСОНа Виктория Романович. — Видите, как хорошо читается информация с улицы.

Перед зданием — просторная парковка. Есть на ней и место для транспорта инвалидов. На него лихо заехал новенький микроавтобус центра.

— У нас была большая проблема со спецтранспортом: старенькая «Газель» была самортизирована семь лет назад, а «Фольксваген-Поло» — три года. Поскольку у центра разъездной характер работы, автомобиль был очень нужен, — рассказывает Виктория Владимировна. — Так как специальный транспорт приобрести нелегко, без поддержки райисполкома у нас не получилось бы его купить.


Виктория Романович

Директор приглашает заглянуть в салон микроавтобуса, обращает внимание на удобные спинки кресел, расположение сидений, место для инвалида-колясочника, подъемник. Все здесь продумано, все удобно.

— 13 посадочных мест. Можем доставить еще три. Да, это дорого, но оно того стоит, — добавляет специалист. — На марафоне «Жизнь без барьеров» мы смогли собрать 1700 рублей. Эти деньги пустим на доукомплектовку автомобиля, приобретем зимнюю резину для колес.

Перед тем как войти в здание, Виктория Владимировна показывает, как организовано пространство вокруг него. Тактильная плитка, бордюрный камень с понижением. У входа есть кнопка вызова персонала, который слышат и в холле, и на пункте охраны. На стеклянной двери на уровне глаз наклеен желтый круг. Человеку с ослабленным зрением это помогает сориентироваться. Поручни опоясывают даже колонны. Интересуюсь: у кого перенимали идеи?

— Всё сами. Я отвечала за безбарьерную среду в районе, поэтому знаю все нюансы, — говорит Виктория Романович. — Пришлось общаться с очень многими, и я понимаю, как это важно и нужно людям.

Планшеты, звуки, мнемосхемы

Ранее сотрудники ТЦСОНа ютились в небольшом здании 1927 года постройки на 249 квадратных метрах. Бывший детский сад 22 года служил нуждам центра, с трудом вмещая коллектив. А он со временем вырос до 114 человек. Вместе с ним росли и нагрузки на центр, но расширить помещения возможности не было. Технические средства, гуманитарную помощь приходилось размещать едва ли не во всех кабинетах. Места катастрофически не хватало.

— О том, что ТЦСОНу нужно свое здание, не адаптированное, а построенное по всем правилам, мы начали говорить еще в начале 2000-х. Периодически возвращались к этой теме. Долго искали землю — в центре города, рядом с остановками общественного транспорта. Для нас очень важно хорошее месторасположение, чтобы людям было удобно добираться. Когда нашли, начали создавать проект. Он много раз менялся, согласовывался. В итоге в январе 2020 года был подписан договор на строительство нового здания, в феврале начались работы, а 1 сентября этого года мы официально открылись.

Сейчас площадь территориального центра вместе с гаражами, которые ранее арендовали, составляет 2,5 тысячи квадратных метров. На его возведение, включая проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы и оборудование, было потрачено около 5,5 млн рублей.

— 1,05 млн рублей выделил облисполком, остальная сумма поступила из местного бюджета. Сейчас мы единственный ТЦСОН в стране, который построен с нуля, а не адаптирован для нужд социальной защиты. И у нас есть всё! — не без гордости говорит директор центра.

Заходим внутрь. Проходим через широкие дверные проемы. Отмечаем, что нет порогов. На полу уложена тактильная плитка. Есть мнемосхема, по которой незрячий посетитель сможет понять расположение кабинетов на каждом этаже. А еще установлена система точной навигации «Шаги на звуки», все помещения обозначены табличками со шрифтом Брайля.

На стойке администратора лежат два планшета.

— Это текстофоны, — поясняет Виктория Владимировна. — С их помощью мы можем общаться с глухонемыми гражданами. Ранее писали записки на бумаге.

На первом этаже размещаются отделение первичного приема, анализа, информирования и прогнозирования, салон «Милосердие», в котором гражданам оказывается вещевая гуманитарная помощь, а еще салон проката технических средств социальной реабилитации. Обустроены просторные мужские и женские санузлы — плюс для людей с инвалидностью — с поручнями, удобным заездом. Радует глаз модная отделка помещений.

— Дизайн-проект нашего ТЦСОНа разработала и подарила наша подрядная организация — частное предприятие «ИМО». Все выполнено из белорусских материалов, — продолжает наш гид по зданию.

Люди с душой

Подходим к тренажерному залу для инвалидов и пожилых людей. Здесь все тренажеры с кардиорегуляторами. За тем, чтобы посетители выбирали умеренную нагрузку, на тренировках следит волонтер. К слову, с центром сотрудничает немало таких людей.

Автоматизированный пост охраны, кабинет завхоза, инженера по охране труда. Сейчас нехватки в помещениях у центра нет.

Поднимаемся на второй этаж — в отделение обеспечения дневного пребывания для инвалидов.

Узнаем, что на постоянной основе его посещают 39 человек от 17 до 44 лет.

Из кафе-кухни разносится аппетитный запах.

— Снежана, что ты сегодня печешь? — спрашивает Виктория Владимировна. Та показывает на вафли: тренер учит девушку самостоятельно готовить еду, пользоваться бытовой техникой, сервировать стол.

Чуть дальше расположен кабинет для людей с инвалидностью, где устроена настоящая творческая мастерская. Здесь вырезают, клеят, рисуют, вяжут, собирают пазлы. 


В кабинете для людей с инвалидностью устроена настоящая творческая мастерская. Здесь вырезают, клеят, рисуют, вяжут, собирают пазлы.

— Многие ребята участвуют в различных конкурсах, выставках. Женя у нас художник. Некоторые его работы были проданы за границу, — подводит нас к завораживающим картинам молодого человека Виктория Романович.

Одно крыло этажа отведено под «кризисную» комнату для жертв насилия и других категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Здесь есть кухня, полностью укомплектованная посудой и необходимой техникой, санузлы с душевыми, а еще комната для индивидуальной работы с психологом, которая впечатлила нас роскошным массажным креслом. Кстати, таких дорогостоящих изделий в центре два.

— Мы создавали тут максимально комфортные условия для пребывания людей, — окидывает взглядом комнаты директор ТЦСОНа. — Хочется, чтобы эти помещения не использовались по назначению, но, увы, в прошлом году в кризисной комнате, когда мы базировались еще в старом здании, побывало десять человек, а в этом — уже семь.

Снова выходим на лестницу. Впереди — третий этаж. Есть в центре и лифт, но мы-то можем и сами преодолеть лестничные марши. 

Бабушки, они же девочки

На последнем этаже расположены кабинеты для работы с волонтерами, общественных организаций, психолога, а также рабочие кабинеты отделений сопровождаемого проживания, социальной помощи на дому, социальной адаптации и реабилитации. Говоря о последнем, директор поясняет:

— Сюда приходят люди с бедой. Отделение загружено. Хрупкие женщины занимаются сиротами, бомжами, лицами из мест лишения свободы.

Ну а мы держим курс в отделение обеспечения дневного пребывания для граждан пожилого возраста. Его постоянно посещают 84 человека от 65 до 81 года. Ранее из-за отсутствия помещений все они были рассредоточены по всему району. Сейчас наслаждаются комфортом нового здания.


Посетительницы отделения обеспечения дневного пребывания для граждан пожилого возраста перед тем, как заняться рукоделием, за чаем обсуждают дела насущные.

— У нас все девочки — мы их так называем — рукодельницы. Делают потрясающие вещи! — заинтриговывает Виктория Владимировна. — Ездим по ярмаркам-продажам, а все заработанное затем тратим на материалы.

Бабушек мы застаем за чаепитием. Немного смущаясь, приглашают присоединиться. Мы же просим показать их работы. А они и рады незваным гостям.

Проходим в рукодельную мастерскую. У окна стоят швейная машина, оверлок. На противоположной стороне установлены шкафы-стеллажи, от которых невозможно отвести взгляд: они заставлены бронзовыми вазами, книжными фолиантами ручной работы, которые недавно побывали на Дне письменности, и другими поделками.

— Сначала увлекалась плетением из газетных палочек, затем все это переросло в бронзу и поделки из белорусского льна. Вы знаете, что лен — бесценный материал для рукоделия? — интересуется у нас Людмила Петровна, показывая свои роскошные работы: вазы, корзиночки, шкатулки.

Автор книжных фолиантов Людмила Александровна эмоционально добавляет:

— Это увлечение дает возможность не доживать, а жить! Потому что мы настолько здесь заняты, в творчестве, увлечены этим каждодневно, что ни болезнь Альцгеймера, ни Паркинсона к нам на километр не подойдут. Тут и мелкая моторика рук, и каждодневная умственная работа. Мы фантазируем, придумываем, воображаем. Порой ночами не спим, испытываем муки творчества. Это так интересно! Короче, живем!



Виктория Владимировна, подводя нас к другой постоялице, сообщает:

— Открою вам секрет. Нина Прохоровна — мама Татьяны Марушкевич — генерального директора подрядной организации, которая строила нам это здание. Поэтому ее дочь понимала, что создает его, в том числе, и для своего самого близкого человека, строила с любовью.

То, что в дзержинском ТЦСОНе все продумано до мелочей, видно невооруженным взглядом. В уютных, светлых комнатах тепло, душевно и комфортно.

Одно из помещений отдано под компьютерный класс. Информационные технологии тут изучают не только пожилые люди, но и молодые инвалиды: выходят в социальные сети, общаются. Компьютерный класс также используется управлением по труду, занятости и социальной защиты для приема экзамена по охране труда у ответственных специалистов предприятий и организаций района. 

В ногу со временем

Снова опускаемся на второй этаж и заходим в просторный, наполненный светом актовый зал. Рассчитан он не только на проведение совещаний, собраний и концертов, но и на школу безопасности для пожилых граждан, различные профилактические мероприятия.

— Нашлись поставщики, которые подобрали звук под это помещение для тех категорий людей, с которыми мы работаем. Он не раздражает слух. Есть микрофоны для пленарных заседаний. Тут находится книга почетных гостей, и первой здесь оставила свою запись министр труда и социальной защиты Ирина Костевич, которая открывала это новое здание ТЦСОНа 1 сентября, — показывает важную для центра книгу директор.

Завершается наша экскурсия в конференц-зале, который оборудован необходимой техникой для участия в онлайн-семинарах и конференциях.

Виктория Романович вручила нам в подарок броши-васильки, сделанные руками бабушек-мастериц, и на прощание отметила:

— Наше красивое здание — для красивых, добрых людей. Ежедневно к нам приходят 80 и более человек, всего же на учете в центе — 19 139 граждан различных социально уязвимых категорий и тех, кто пользуется государственной поддержкой. Хотелось, чтобы это здание было для всех, кто бы сюда ни вошел. С какими мыслями, настроением, желанием. Но войдя, они забывали бы обо всем и, выходя, понимали, что никто не одинок. Здесь каждого примут, выслушают и помогут.

statkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter