Формальность и реальность

Могилев может лишиться части маршрутных такси
Могилев может лишиться части маршрутных такси

Выдача новых номеров для маршруток и такси (на первый взгляд чистой воды формальность), начавшаяся 1 апреля, преследует исключительно благую цель — борьбу с «нелегалами». Это нормально. Другой вопрос, что «потерпевшими» от этой акции могут стать и абсолютно законопослушные люди. Речь идет как о владельцах машин, обслуживающих регулярные городские маршруты, так и о гражданах, которым — может так случиться — придется стоять на остановках гораздо дольше, чем сейчас.

До 2004 года было разрешено самостоятельное переоборудование транспорта. Тогда многие индивидуальные предприниматели покупали грузовые микроавтобусы, переделывали их в пассажирские, регистрировали в ГАИ и пускали машины на маршруты. Каждый год ИП получали лицензионные карточки и обслуживали пассажиров — наравне с коллегами, владеющими автомобилями, изначально предназначенными для перевозки пассажиров. Такой порядок существует и сейчас — пока. Но вскоре ситуация в корне изменится.

— Сегодня мы не можем заставить коммерсантов, занимающихся пассажирскими перевозками, получить новые номера, — говорит начальник УГАИ УВД Могилевского облисполкома Виктор Волков, — только рекомендуем людям сделать это. Но 1 июня предприниматель уже не сможет оформить новую лицензионную карточку, если на его автомобиле не установлены специальные дублирующие госномера такси. И не надо думать, будто номерные знаки получат все без исключения. Они не будут выдаваться тем, чьи машины были переоборудованы из грузовых в пассажирские. А таких автомобилей, надо сказать, в Могилеве немало. Что делать их владельцам? Вижу два пути: либо покупать новый микроавтобус, либо начинать какое–то другое дело — не связанное с пассажирскими перевозками.

Получается, однажды в Могилеве может не выйти на маршруты значительная часть маршрутных такси? Заместитель начальника транспортной инспекции Минтранса по Могилевской области Михаил Негипов не склонен драматизировать ситуацию: «В прошлом году фирму «Дикая орхидея», под крылом которой собралось 75 маршрутных такси, мы на месяц лишили лицензии. И никто из пассажиров не заметил, что маршруток стало меньше. Уверен: так будет и сейчас. Просто водителям придется меньше стоять на конечных остановках. Для них это и хорошо — появится возможность больше заработать. Правда, не стоит думать, будто всех «маршрутчиков» станут сразу грести под одну гребенку. Пока у человека действует разрешение, никто не потребует от него замены номеров — пусть продолжает работать».

...На остановке у областной больницы своей очереди отправиться на линию ждало с десяток маршруток. Большая часть машин — из разряда «экс–грузовиков». Им уж точно желтые номера не светят.

— Ничего не поделаешь, — разводит руками владелец «Мерседеса» Анатолий Царев, — придется новую машину покупать.

Коллега Царева — Анатолий Булай — в более выигрышном положении: «Когда только собрался заняться извозом, меня предупредили, что, если захочу сэкономить и куплю «бывший грузовик», в будущем получу массу проблем. Поэтому изначально нацелился на приобретение машины, предназначенной для перевозки пассажиров. И сейчас знаю: желтые номера (соответственно и лицензионную карточку) получу быстро».

— Не многие из нас смогут позволить себе новые машины, — сказал мне владелец еще одной маршрутки. — Особенно сильно нововведение ударит по «одиночкам» и тем, кто обслуживает «невыгодные» маршруты. Хотя, если до истечения срока действия лицензионной карточки еще достаточно много времени, можно напрячься и поставить на линию новый автомобиль.

Чиновники, курирующие организацию пассажирских перевозок, отказались комментировать ситуацию. Мол, до 1 июня еще далеко. И за это время что–то может измениться. В частных же беседах мнения моих собеседников разделились. Одни «не для прессы» говорили, что это и неплохо, если на маршрутах место уже стареющих машин займут новенькие микроавтобусы. Другие сочувствовали предпринимателям, которые могут остаться без работы.

Председатель Могилевского областного комитета профсоюза «Садружнасць» Сергей Яськов был более категоричен: «Наш обком является оператором, контролирующим работу половины маршрутных такси Могилева. Поэтому проблемой занимаемся уже сейчас. Могу сказать прямо: если ничего не изменится и владельцам переоборудованных микроавтобусов не удастся получить желтые номера, будет нанесен серьезный удар по многим предпринимателям и их семьям. В Могилеве из почти 700 маршрутных такси более 60 процентов машин — бывшие грузовые «микроны». К сожалению, многие предприниматели не смогут вот так сразу поставить на маршруты, к примеру, новые «Газели». Значит, придется бросать бизнес. Мне непонятно, почему еще недавно у ГАИ не было претензий к переоборудованным маршруткам — они спокойно ездили по городу. И вдруг все эти автомобили становятся как бы вне закона. Вдвойне необъяснимо, почему вдруг зашла речь о городских маршрутных такси. Ведь «нелегалы», для борьбы с которыми и затеяно нововведение, на линиях даже близко не показываются — работают на пригородных и междугородних маршрутах».

Вполне ясно, что городские власти стремятся навести порядок и действия их — забота о населении. Но как тут не вспомнить врачебную заповедь —«Не навреди!» Уже сейчас есть «недовольные»… Значит, будущую акцию немедленно — а время есть — следует обдумать до мельчайших деталей. То есть действовать решительно, но здраво и с открытыми глазами!

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter