Как сельские жители добираются до райцентра и обратно

Формально – все нормально, на деле – автостоп

В век интернета даже в самой отдаленной деревне не чувствуешь себя отрезанным от мира. С одной оговоркой: при удобном транспортном обслуживании. В город или до центральной усадьбы сельчане едут в магазины, сельсовет, поликлинику, в банк и земельную службу. Да не только по разным делам —  хочется и развлечься. Социальные стандарты, на что ссылается местная власть, как правило, выполняются, а в жизни порой, уехав, можешь в тот же день и не вернуться домой.

Корреспонденты «СГ» побывали в разных деревнях и узнали, как сельские жители добираются до райцентра и обратно.

ГОМЕЛЬЩИНА

Пока карточку меняла, автобус ушел


Деревню Василевка Светлогорского района вполне можно назвать глубинкой. От Гомеля до нее километров 160 и до райцентра почти 50. Ее жительницу Ольгу Сергеевну встретила в местном магазине. Оглядевшись, понимаю, что в принципе все, что нужно для жизни, можно купить на месте. Ассортимент достаточно широкий: фрукты-овощи, молочные и мясные продукты, хлебобулочные изделия, напитки, сладости, бытовая химия, канцелярские товары…



Когда вместе с ней вышли на крыльцо, сельчанка рассказала, что когда-то в ее родной деревне были почта, клуб, библиотека, детский сад, автобусы ходили каждый день… А сейчас все закрыли. Правда, приезжает сюда еще автолавка и почта на колесах, где можно оплатить коммунальные услуги:

— Стоишь другой раз на морозе в очереди, чтобы заплатить за свое ветхое жилье, и так обидно становится. Такая деревня была, а теперь молодежь в город уехала и жителей с каждым годом становится все меньше. Сейчас и двух сотен не наберется. Я недавно ездила в город менять пластиковую карточку. Приехала рано утром, а сбербанки начинают работать с клиентом в 10 часов. Пока в очереди постояла, пока оформила — на обратный автобус уже не успела. Пришлось домой добираться на попутке. Автобусы ходят только четыре раза в неделю…

Председатель Красновского сельсовета Сергей Ковальчук, которому  передала разговор с местной жительницей, даже возмутился:

— Да, не каждый день ходят автобусы в Василевку, но там до трассы всего километр и часто проходящие автобусы и маршрутки.

Оно, конечно, так, а если это пенсионер или человек с больными ногами, для которого преодолеть этот километр — задача трудновыполнимая? Вопрос так и повис в воздухе без ответа.

— Из Василевки к нам в сельсовет люди не обращались по поводу транспортного сообщения, — добавляет председатель. — Были вопросы из малонаселенных пунктов Язвинцы и Заболотье, чтобы расписание автобусов поменять. Мы связались со Светлогорским автовокзалом и эти вопросы решили.

С Галиной Колоцей познакомилась на Мозырском автовокзале, когда ездила в командировку. До отправления ее автобуса осталось почти 35 минут. Разговорились.

— Приезжала в Мозырь за покупками, — поясняет сельчанка. — От Больших Зимовищ до города всего 20 километров. Автобусы ходят 5 раз в день. А два дня назад тут была, чтобы зуб полечить. Опоздала на дневной рейс, но не особо расстроилась. Походила по магазинам и на следующем автобусе уехала.

Галина Николаевна говорит со свойственным сельским жителям стеснением, но по-доброму и открыто:

— Конечно, в некоторых городских магазинах цены на продукты ниже. Примерно раз в месяц ездим с мужем в Мозырь закупаться по-крупному. А так в основном все приобретаем на месте: и колбаску вкусную привозят, и йогурты есть, конфеты.

Узнаю и то, что семья Колоцей держит подсобное хозяйство: кур, гусей, индюков и индоуток. Засевают по весне свой огород.

— В огороде, конечно, много работаем, зато и картошечка своя, и морковь, и свекла, лук, кукуруза, петрушка. Так что с материальной точки зрения в деревне жить легче, чем в городе. Но для того, чтобы сэкономить, понятное дело, надо трудиться, — уверяет Галина Николаевна и добавляет: — В город ездить не люблю. У нас в деревне красиво, воздух чистый, машин мало. Чего зря ездить? Только в крайних случаях. А с транспортом никаких проблем нет. Иногда можем у детей заночевать. Две дочери живут в Мозыре.

Наталья ВАКУЛИЧ

vakulich@sb.by

ГРОДНЕНЩИНА

Уж  к зубному невтерпеж


Свислочский район небольшой, здесь проживают около 16 тысяч человек. В районном центре большая хорошая больница и поликлиника. Поэтому длинных очередей на прием к врачу здесь почти не бывает. Другое дело, что приехать в райцентр бывает непросто. Маршрутные автобусы хотя и ходят в определенные дни, но не всегда это удовлетворяет сельчан.



По словам председателя Новодворского сельис-полкома Владимира Здановича, в этом году изменили расписание автобуса областного автопарка, следующего ежедневно по маршруту Корнадь — Гродно. Теперь он отправляется из агрогородка Новый Двор в начале шестого утра:

— Для тех, кто едет в Гродно, возможно, это хорошо, а кто в районную поликлинику — не очень. Что все это время делать человеку, если у него, скажем, талон к врачу на 10 часов, а то и позже? Обратно можно вернуться в 19 часов. Целого дня вполне хватает, чтобы побывать на приеме не у одного врача, а у нескольких. В Новом Дворе есть амбулатория, а при ней машина «скорой помощи». В случае необходимости она сможет доставить больного в районную больницу.

Жительница деревни Студеники этого же сельсовета Мария Штоп поясняет, что их населенный пункт находится в стороне от центральной автодороги. Автобус к ним заходит только дважды в неделю — пятницу и воскресенье. Поскольку в воскресенье поликлиника не работает, для поездки туда остается только пятница. Все, у кого нет собственного автотранспорта, планируют поездку именно на этот день. Правда, по пятницам ходят и другие автобусы районного значения, которые доставляют в Свислочь пассажиров из отдаленных населенных пунктов. Поэтому попасть на прием к врачу значительно сложнее, чем в иной другой день.

В непростую ситуацию попадают люди с острой зубной болью, особенно это касается одиноких пенсионеров, говорит Мария Павловна. Из-за отсутствия автобуса приходится терпеть боль целую неделю или кого-то просить, чтобы отвез в поликлинику. Но те, кто помоложе, заняты на основной работе. Получается, и отвезти-то больного некому, «скорую» на дом в таком случае не вызовешь. Стоматолог есть в Порозовской амбулатории. Это значительно ближе, чем ехать в райцентр. Но и туда добраться нечем. Кто покрепче здоровьем, преодолевают эти почти семь километров на велосипеде. Но далеко не все пенсионеры могут осилить это расстояние на своей двухколесной технике.

Сельчанка обозначила еще одну проблему. В Порозовской амбулатории работает врач общей практики. Если надо к хирургу или кардиологу, все равно необходимо сначала съездить к своему участковому врачу, чтобы он дал направление в районную поликлинику. Иначе тебя в Свислочи не примут. Мария Павловна недоумевает: одно дело, когда в амбулатории есть нужный тебе специалист, другое — когда его нет. Зачем тогда создавать дополнительные трудности людям?

— На прошлой неделе у нас был день информирования. Я поднимала вопрос об асфальтировании части дороги, по которой ходит автобус. Людям проще было бы, если позволяет погода, по асфальту ездить на велосипеде в Порозовскую амбулаторию. Раньше в наших Студениках были школа, клуб, магазин. Теперь из всех социальных объектов остался один фельд-шерско-акушерский пункт. Остальные закрыли из-за неперспективности деревни. Однако в ФАПе нет постоянного медработника. Приезжает только два раза в неделю. Но для пожилых людей и это хорошо — хотя бы лекарства нужные привезет, — добавляет Мария Павловна.

Что касается талона на прием к врачу, получить его несложно. Можно записаться по телефону, обратившись в регистратуру поликлиники, или по интернету на сайте медучреждения. Правда, на некоторые виды медуслуг есть очередь. Особенно большая она на УЗИ сердца. Чтобы не ждать, можно пройти процедуру платно. Но соглашаются на такое не все. Люди привыкли экономить.

Что непросто обследовать состояние своего здоровья на УЗИ, говорит и житель агрогородка Гуды Лидского района Иосиф Пилинко. Можно два-три месяца находиться в очереди. Проще, конечно, если человек согласен пройти эту процедуру платно. В самих Гудах есть фельдшерско-акушерский пункт, где работает фельдшер. Однако он в своих возможностях ограничен. Может, к примеру, измерить давление, назначить таблетки. А чтобы получить полноценное медобслуживание, надо ехать в город. Много желающих попасть к кардиологу — приходится ждать своей очереди месяц и более. Записаться на прием можно за несколько дней вперед, а если экстренно понадобится к какому-то врачу, приходится вставать рано утром, чтобы занять очередь за талончиком.

Геннадий ГИЛЬ

gil@sb.by

ВИТЕБЩИНА

Если вчетвером, то и на такси недорого


Сделки с недвижимостью, установление границ земельного участка — эти и другие вопросы сельчанам отдаленных деревень приходится решать в райцентрах. Чтобы не заночевать в городе, нужно уложиться в отведенные расписанием рейсового автобуса временные рамки или искать другие варианты, ведь зачастую нужно разрулить и другие вопросы. Каждый день ведь в город не наездишься. Насколько это удобно, мы поинтересовались у жителей самого отдаленного Запольского сельсовета.


От Витебска до Заполья — 68 километров. Рейсовый автобус ходит каждый день — утром, после девяти и вечером. До места назначения сельчане добираются, считай, к полудню. Пенсионерка Наталья Рубанькова рассказывает:

— Не всегда можно успеть все сделать. Раньше мы к 11 часам добирались до города. Сейчас расписание автобуса сдвинулось на 20 минут. Казалось бы, это не делает большой погоды, но из-за ремонта Кировского моста транспорт едет в объезд. На месте только к полудню. Пока доберешься по адресу — обед. Если, например, надо в ту же поликлинику, талончик берем теперь только на вторую половину дня, а к 17 часам нужно быть уже на вокзале. Хорошо, если есть где ночевать. А недавно мне в БТИ понадобилось оформить паспорт на 25 соток земли. Позвонила заранее, мне назначили время. Решила не рисковать и заказала машину. Благо сосед хороший, привез и взял только за бензин. Мой вопрос решили быстро. Даже подниматься на 4-й этаж, где занимаются этим оформлением, не пришлось, а мне ведь почти 78 лет, с палочкой хожу. Спустился вежливый сотрудник, взял документы. И меньше чем через 2 часа их мне вернули. Заплатила 80 рублей. Обращалась и раньше, когда после смерти мужа оформляла наследство на дом. Тоже сделали все быстро. Не слышала, чтобы кто-то жаловался на волокиту. Вот и односельчанка Тамара, знаю, обращалась. Говорила, что за час ей все оформили, правда, она доплатила за срочность.

Собеседница с ностальгией вспомнила времена, когда было несколько автобусных рейсов. Два было только на Ковалево, автобус там даже ночевал. Теперь жители Ковалево могут напрямую попасть в город только по выходным и праздникам. В другие дни им нужно больше 10 километров преодолеть сначала до Заполья. Правда, осталось там немного больше десятка пенсионеров. Деревня уже не та, вымирает потихонечку.

Управляющий делами сельисполкома Ирина Евдокимова отметила, что люди привыкли к расписанию автобуса. При необходимости транспортом готов помочь сельисполком, если случился форс-мажор. Пока таких случаев не было. С помощью местной администрации можно решить вопросы касательно землеустроительной службы, достаточно передать необходимый пакет документов. Два раза в месяц здесь принимает людей специалист-землеустроитель, закрепленный за сельсоветом.



У сельчан из Задубровья, что в 35 километрах от областного центра, с транспортным сообщением проще. Кроме автобуса, можно еще подсесть на суражскую маршрутку. Пользуются сельчане и услугами такси, которое до города обходится в 20 рублей. Для одного это, конечно, барство. Заказывают обычно на четверых, при таком раскладе поездка в город обходится не больше 5 рублей, что не намного дороже, чем на общественном транспорте.

Что касается земельных вопросов, то задубровенцам тоже, можно сказать, повезло. Землеустроитель Лариса Старикович сама живет в этой деревне. По услугам БТИ, как пояснил председатель сельисполкома Сергей Макуха, тоже у людей вопросов не возникало. Обычно специалисты по установленным расценкам сами приезжают к заказчикам.

А вот из Слободы напрямую до областного центра в 10 часов утра можно доехать только 4 раза в неделю. И до четырех нужно успеть сделать все дела. Времени катастрофически не хватает при таком раскладе. Деревня немаленькая. Постоянных жителей около 150 человек, а летом с дачниками всех две сотни наберется. При острой необходимости людям надо добраться сначала до Задубровья и подстроиться под расписание автобуса.

Как правило, трудности с транспортной логистикой испытывают сельчане малочисленных, разбросанных деревень. Витебщина по количеству таковых, где проживает до десятка сельчан, абсолютный лидер в стране. Если в 200 сельсоветах в среднем по 34 населенных пункта, то к этой категории из них относится почти половина, а это, считай, больше 3 тысяч деревень. В основном там доживают свой век старожилы глубоко пожилого возраста. «Витебскоблавтотранс» в этом плане принимает серьезную социальную нагрузку, ведь частник оказывать услуги в глубинке не торопится.

Заместитель директора областного коммунального транспортного унитарного предприятия «Оператор перевозок» Алексей Долгий привел любопытные цифры:

— Чтобы максимально удовлетворить людей, в разы перевыполняем существующие нормативы по охвату деревень с малым количеством населения. Например, стандарты пассажирских перевозок для населенных пунктов, где проживает от 20 до 50 жителей, перевыполняются больше чем в 8 раз (829,8 процента). Окупаемость таких маршрутов очень низкая. Например, если взять тот же Витебский район: окупаемость маршрута Витебск — Курино 28,5 процента, Витебск — Островские — 19,4 процента, Витебск — Ходорово — 14,1 процента. И все же мы прислушиваемся к жителям деревень и, оптимизируя маршруты, организуем их с учетом мнения большинства. Принимаем заявки от старейшин деревень и при необходимости отправляем туда транспорт.  Делаем все возможное, чтобы глубинка не осталась отрезанной от цивилизации.

Андрей ЗАХАРОВ

zakharov@sb.by

Фото носит иллюстративный характер
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter