Во Дворце Румянцевых и Паскевичей можно увидеть, как выглядел до и после войны знаменитый гомельский парк, с 1919 по 2014 год носивший имя Луначарского. В Южной галерее открылась фотовыставка, на которой представлено 60 снимков из собраний музея и коллекции Александра Веснина.
Елена Калугина с сожалением констатирует: многое в облике Гомеля навсегда утеряно
Фотограф по профессии и краевед по призванию Александр Веснин уже давно собирает старые снимки Гомеля. У него большой архив цифровых изображений, которыми он делится в соцсетях с другими любителями истории. Сейчас во дворце на собранные им работы может полюбоваться любой житель и гость города. Парк, без сомнения, гордость и одна из визитных карточек Гомеля. Но многое в его облике уже навсегда утеряно, с сожалением констатирует старший научный сотрудник художественного отдела Гомельского дворцово-паркового ансамбля Елена Калугина:
– Фонтан с дельфинами, построенный в 1947 году немецкими военнопленными, снесли в 1997-м. На его месте сейчас новый фонтан. Перед Дворцом пионеров, который долгие годы размещался в бывшем жилище Румянцевых и Паскевичей, стоял памятник Сталину. В южной части парка уже нет и фонтана с оленями, сюжет которого почти полностью повторял византийскую мозаику в Равенне. Примечательно, что это были контактные скульптуры. Бывало, на спинах оленей сидело по 5–6 человек!
Нет уже бюста Маяковского, турецких пушек 1828 года – подарка российского императора Николая І генерал-фельдмаршалу Ивану Паскевичу. А на один из снимков 1950-х годов попала стоявшая когда-то на центральной площади пожарная каланча. Именно на нее 26 ноября 1943-го, в день освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков, водрузили Красное знамя. Теперь это довоенное творение знаменитого гомельского архитектора Станислава Шабуневского можно увидеть только на старых фото.
Утеряна и неповторимая атмосфера советских времен. Если до войны парк наполняли в основном гипсовые памятники вождям и скульптуры пионеров, то парк восстановленный стал настоящим центром жизни. На аллеях размещали агитплакаты, стенды с планами пятилеток, растяжки с лозунгами, портреты героев войны и передовиков. Через ретрансляторы на всей территории звучали радиопередачи, а на летней эстраде, казалось, ни на секунду не останавливались выступления творческих коллективов. На выставке видно, насколько полноводнее тогда был Сож и какие огромные очереди из желающих прокатиться по его волнам выстаивались на пристани. Особое умиление вызывают и снимки отдыхающих на фоне кафе-грота «Лунный камень» с обратной стороны дворца – уникального общепита, куда за мороженым и не только стремился весь город.
Работать выставка будет до конца мая.
valchenko@sb.by