Фома неверующий

Николай Фоменко о блондинках, рейтингах и структуре телевизионного момента

Николай Фоменко — долгожитель современного телевизионного эфира. Кажется, каждый раз он уходил только для того, чтобы вернуться. Его программы — «Русские гвозди», «Империя страсти», «Последний герой–3» многих раздражали, но неизменно имели высокий рейтинг. Благодаря интеллектуальному шоу «50 блондинок» и выходу на канале ОНТ сериала «Апостол» имя Фоменко вновь в Беларуси у всех на устах. А он тем временем похудел, разошелся с женой Марией Голубкиной, забросил спорт и вновь решил штурмовать шоу–бизнес.

— Николай, вас так долго не было в телевизоре, что мы одно время даже заскучали.

— Я закончил заниматься спортом. Кроме шоу «50 блондинок», я буду вести еще одну передачу на канале «Россия» — «Вокруг света». Если говорить о «50 блондинках», то такой формат еще нигде не шел, мне это показалось интересным — с ним можно сделать что–то. На телевидении сейчас вообще трудно созидать, все делается как в последний раз.

— С гонками совсем завязали?

— Перешел на тренерскую работу.

— Не рано?

— Ну да! Я последний ветеран, который был еще в живых.

— Интеллектуальное шоу «50 блондинок» — это стеб или собираетесь доказать, что блондинки тоже люди?

— Стеб, конечно, но блондинки тоже люди. Сегодня у нас уровень гуманитарного знания нации весь на уровне перекиси водорода. Очень простые вопросы и редко — правильные ответы. Люди со знаниями куда–то пропадают. Но мы не делаем шоу, которое могло бы обременять.

— У вас есть на шоу фаворитка?

— До такой степени нет.

— Писали, что Ксения Собчак и Маша Малиновская отказались от участия в шоу, испугавшись вас.

— Я этого не знаю, я их не приглашал и вообще никого не приглашал.

— Тяжело с таким количеством женщин справляться? Они как загалдят!

— Кто же им даст галдеть? Они будут молчать или говорить, когда я скажу. Россия — это же азиатская страна.

— Серьезно? А вы тиран!

— Деспот!

— Да вы смеетесь?

— Конечно, нет. Тираном я не могу быть по определению — другое воспитание. Здесь у нас нет скандалов. Я не знаю, что происходит между дамами за кулисами. Может, надо туда нырнуть для интереса, вдруг там настоящая жизнь? А вообще, я с рождения никогда не находился в компаниях, где мужчина сказал бы женщине: «Заткнись». Я, прошу прощения, не дитя коммунальной квартиры.

— Женщине важно быть умной, в смысле интеллектуалкой, или достаточно просто житейской мудрости?

— В семейной жизни необходимо быть мудрой. Но ум и мудрость идут рука об руку. Если ты умный, то соответственно и мудрый, а если еще и образованный — прекрасно. Приятно жить с образованным человеком. Для меня внешние признаки — это часть вторая. Первую позицию занимают вещи, связанные с энергетическим давлением, а оно напрямую зависит от головы.

— Шоу «50 блондинок» лицензионное?

— Голландское. Голландцы его придумали, но не выпустили. Мы вообще первые, кто его реализовал. Но сейчас наше шоу уже серьезно отличается от голландского. Они играют на деньги и правильные ответы, а у нас это больше ток–шоу с шутками, мы развлекаем и развлекаемся сами.

— Любой западный формат ток–шоу на нашем рынке подлежит переделке. Менталитет разный и подход к юмору тоже.

— Смотря у кого «у них». Я считаю, что на Би–би–си есть юмористические передачи первого эшелона, высочайшего качества. Вы судите по программам, которые идут у нас, а присядьте у экрана в Лондоне. Там другое телевидение, в котором существует «второй план», как было у нас в СССР.

— А, кстати, почему наши артисты разучились играть?

— Да не артисты разучились, а это системный подход, так решили. В кино исчез «второй план», как в фильмах Данелии. У людей, которые сегодня рулят ситуацией, нет актерской и режиссерской школы, они со стороны. Попробовали бы вы в былые времена что–то велеть режиссеру, да он бы ответил: «Не буду я ставить эту пошлятину, и все, потому что это глупость!» И ничего ты с ним не сделаешь. В конце концов все вернется на круги своя, мы к этому опять придем. А сегодня попробуйте пошутить по–настоящему остро и быстро — зритель даже не успеет понять.

— А, по–моему, вы сами уже соскучились по хорошему юмору.

— Это вы соскучились и ваши друзья, а залы на концертах Петросяна забиты. Есть юмор разного направления, и всего должно быть много. В Лондоне официально зарегистрировано 10 тысяч рок–н–ролльных групп, и все работают. Лондон — это ничто по сравнению с Россией, а в России 150 групп не наберете вместе с Кобзоном на 150 миллионов населения.

— А вы, признанный острослов, не хотите сделать свою передачу со «вторым планом»?

— Мы готовим проект для интернет–телевидения.

— А вот «Комеди клаб» не испугались — и, пожалуйста, в топах, альтернативы–то нет.

— «Комеди» — это другая версия Петросяна. Заметьте, что во всех этих историях — «Комеди», КВН — не участвуют студенты театральных вузов. Если бы телевизионные боссы хотя бы раз пришли на капустник в Школу–студию МХАТ, они б сошли с ума. Но в силу незнания подобных вопросов — не росли в этом — не ходят. Сходите на любой Новый год в любой театр.

— Лично я вообще не понимаю, про что шутят резиденты. Про наркотики — не смешно, потому что я не в теме, а про другое они не шутят.

— В этом–то вся и прелесть. Нельзя работать на школьников и пенсионеров одновременно. Максим Галкин абсолютно не знаком людям «кому до 30». Нет, формально они его знают, но что он делает, они не в курсе. Основная масса 20–летних людей воспитана уже в другой культуре. А 25–летний Максим сразу стал работать для пожилых.

А телевидение вообще будет смято очень скоро. Появятся другая систематика, другой подход к визуальному решению вопроса. Сегодня камера стоит 500 долларов, вы можете делать свое телевидение, когда хотите, — снимай и размещай в Интернете что хочешь. Уже сейчас в Британии сайт Youtube популярнее телевидения. Новое поколение не будет зацикливаться на этом «ящике». Би–би–си сократила не только персонал, но и расходы на 30%, а ВВС — серьезнейшая организация! Никто не успевает смотреть телевизор, а когда его смотреть? Люди попадают домой в 10 часов вечера, пощелкают пультом и отключаются. Мы работаем для домохозяек и бабушек, а дееспособные люди в прайм–тайм еще двигаются в пробках.

— В кино и театре в ближайшее время вас увидим?

— В театре Пушкина премьера спектакля «Саранча» Романа Козака, где я играю.

— Какова судьба вашего фильма о гонщиках «Красная вода»?

— Проект встал, сняли полфильма и начались проблемы с продюсированием. Он не выйдет на экраны, поезд уже ушел.

— А по музыке не скучаете?

— Нет. Есть люди, которые делают это, потому что не могут не делать: Боб Дилан, Элтон Джон, Мадонна. Андрей Макаревич как писал 20 лет назад, так и пишет. Основная же масса участников процесса — это индустрия. Совершенно обезличенная. Мне бы не хотелось к ней принадлежать.

 

Фото  ИТАР-ТАСС.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter