Флюиды кассовой авантюры

«D.O.Z.K.I.» попробуют сцену в Доме офицеров
«D.O.Z.K.I.» попробуют сцену в Доме офицеров

В наше прагматичное время почти все молодые творческие коллективы проходят неизбежный путь от яркого и броского эксперимента до четко продуманного и хорошо оплаченного искусства «формата», где от былой лихости остается лишь воспоминание об утраченном нонконформизме.

Основатели театра современной хореографии «D.O.Z.K.I.» Дмитрий Залесский и Ольга Скворцова не скрывают, что мечтают о муниципальном, государственном статусе своего молодого, но уже успевшего получить популярность в среде профессионалов коллектива. Наверное, это правильно. Вспомним слова Мармеладова о том, что бедность не порок, порок — нищета. Творческие организмы, существующие вне законов формата, почти по каким–то биологическим законам естественного отбора современная индустрия выбрасывает на обочину. Нужно уметь ставить свой продукт на рыночные рельсы, как это сделал Полунин со «Снежным шоу», и не стесняться, когда получаешь от этого финансовый результат. Итак, можно сказать, что в Минске родился еще один театр.

Насколько удачным окажется этот эксперимент — пока неясно. Определенно, в Минске есть голод по «неформатному» театру современной хореографии. Из прошлых попыток освоить эту зону, вывести хореографию к широкому зрителю, привести амбиции к общему знаменателю с кассой можно вспомнить довольно удачный спектакль Павла Адамчикова «Больше, чем дождь» и его постановку в Купаловском — «С.В.».

В атаку на кассу и зрителя театр «D.O.Z.K.I.» пойдет с тремя спектаклями: «Крыша», «Зима» и «Дэ.Рэ.» («День рождения»). Любопытно, что последний вырос из вполне конкретного делового заказа: театру предложили поздравить с днем рождения одного предпринимателя. Получилось залихватски. Режиссер спектакля Дмитрий Залесский решил, что действо вполне можно «прокатывать» не однажды, хотя он и отдает себе отчет в том, что, по большому счету, «Дэ.Рэ.» — это попса. Правда, до февраля есть еще время что–то в постановке переделать. Вообще, спектакли эти, как и труппу, не следует перехваливать. Просто таких прецедентов так катастрофически мало, что хочется поддержать даже самый слабый росток.

Путь от эксперимента до рынка разные коллективы проходят по–разному. Иногда болезненно, с потерей себя и своих принципов, в конце концов. Ольга и Дмитрий уверены, что это — не их случай.

— А вам не кажется, что с выходом к массовому зрителю исчезнет важный для таких коллективов дух студийности? — закидываю я «шар» Дмитрию.

— Нет. Весь вопрос в способе существования на сцене. Почему во всем мире художники–авангардисты зарабатывают деньги на жизнь своими картинами, а современной хореографии должны платить копейки? Конечно, Ольга права, когда говорит о том, что со зрителем надо не заигрывать, а «выдыхать в атмосферу» свои флюиды. Я думаю, настало время, когда у зрителя уже должна быть серьезная альтернатива классическому балету.

— А вы сами отличаете андеграунд за деньги и чистое искусство?

— Конечно. Это видно сразу. Такие примеры появляются регулярно.

— Вам не кажется, что зритель вашего театра, в основном, молодежь, — довольно узкий сегмент для финансового успеха проекта?

— Пожалуй, соглашусь. Но я видел, как реагировали на наши постановки взрослые зрители на нынешнем XIX фестивале современной хореографии в Витебске. Сейчас в Минске, на мой взгляд, настоящий голод на современный театр, на современную хореографию.

Будем надеяться, театр «D.O.Z.K.I.» утолит этот голод если не полностью, то хотя бы частично. Важно помнить, что принципиально существующий вне жанровых определений коллектив и его спектакли — это продукт не ежедневного потребления и принимать его следует сугубо по рецепту опытного хореографа.

Фото Максима ШУМИЛИНА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter