Флагман агрономического образования в Беларуси

ПОДГОТОВКУ таких специалистов осуществляет старейший в БГСХА агрономический факультет. Его история тесно связана с открытием в Горках 15 августа 1840 года Горы-Горецкой земледельческой школы. Цели и задачи земледельческой школы изложены в Положении о школе. Главная цель состояла в том, чтобы «приготовить людей для ведения и распространения усовершенствованных методов сельского хозяйства как в виде распорядительном, так и исполнительном». Согласно Положению, школа состояла из двух разрядов: младшего и старшего.

Хлеб — всему голова. Это народная мудрость. А у истоков сотворения хлебного каравая стоит агроном.

ПОДГОТОВКУ таких специалистов осуществляет старейший в БГСХА агрономический факультет. Его история тесно связана с открытием в Горках 15 августа 1840 года Горы-Горецкой земледельческой школы. Цели и задачи земледельческой школы изложены в Положении о школе. Главная цель состояла в том, чтобы «приготовить людей для ведения и распространения усовершенствованных методов сельского хозяйства как в виде распорядительном, так и исполнительном». Согласно Положению, школа состояла из двух разрядов: младшего и старшего.

Первый разряд был призван готовить «земледельческих учеников» и давал им основы агрономии.

Второй разряд готовил агрономов-практиков. Впервые среди изучаемых предметов наука о сельском хозяйстве была названа агрономией.

Одновременно с учебными занятиями в Горы-Горецкой земледельческой школе проводились научные исследования. Базой для их проведения явилось опытное поле размером в 20 десятин земли и участок в ботаническом саду. Опыты состояли в изучении влияния удобрений на урожайность сельскохозяйственных культур, сортоиспытания картофеля, пшеницы, ячменя и других злаковых.

Поэтому правомерно считать датой начала подготовки агрономов в Горках основание в 1840 году школы, 170-летие которой отмечалось в 2010-м.

В 1848 году высший разряд Горы-Горецкой земледельческой школы был преобразован в земледельческий институт — первый в России с правом университета. На протяжении четырех лет студенты изучали специальные предметы: полеводство, луговодство, лесоводство, ботанику. По окончании института студенты получали диплом со званием «агроном». Это звание соответствовало званию университетского кандидата. Агрономические науки преподавались выдающимися учеными — А. В. Советовым, И. А. Стебутом, Б. А. Целинским,  Э. Ф.  Рего,  С. С.  Коссовичем, К. Д. Шмидтом и другими, чьи имена составили золотой фонд мировой агрономической науки.

Особое значение имела деятельность Горы-Горецкого института в подготовке профессоров для высшей школы и научных кадров сельскохозяйственной   науки   России. А. Ф. Фортунатов в 1901 году писал, что «вся русская агрономия последней четверти XIX века может быть выведена из стен Горы-Горецкого института и почти исключительно при посредстве А. В. Советова и И. А. Стебута».

С 1919 года подготовка агрономов в Горецком сельскохозяйственном институте осуществлялась на сельскохозяйственном факультете, на котором действовало два отделения — агрономическое и лесного хозяйства.

5 августа 1925 г. Совет Народных Комиссаров БССР принял Постановление о слиянии существовавшего в то время в Минске Белорусского института сельского хозяйства и Горецкого сельскохозяйственного института и образовании Белорусской государственной академии сельского хозяйства имени Октябрьской Революции. 27 ноября 1925 года состоялось торжественное открытие академии в составе четырех факультетов: агрономического, землеустроительного, лесного и мелиоративного.

Таким образом, с 27 ноября 1925 года агрономический факультет оформился как самостоятельное учебное и научное подразделение вуза. Этот день можно считать датой его основания.

С 1925 по 1930 годы деканами агрономического факультета работали профессора А. В. Ключарев, затем Е. К. Алексеев.

Агрономический факультет в этот период времени был самым крупным в академии. На нем обучалось от 560 до 690 студентов, что составляло 45 процентов от общего контингента обучающихся.

Специальные кафедры агрономического факультета, укомплектованные высококвалифицированными специалистами, занимались разработкой таких вопросов, как изучение системы обработки почв, применение наиболее эффективных способов использования удобрений, улучшение селекции и семеноводства, выведение новых, более продуктивных сортов зерновых и технических культур, определение ценности различных кормов для сельскохозяйственных животных и мер борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.

Коллектив кафедры почвоведения занимался изучением почв восточной части Беларуси. В результате этой работы были составлены почвенные карты и написаны очерки. Заведующий  кафедрой  профессор Я. Н. Афанасьев как крупнейший ученый-почвовед страны в 1927 году участвовал в I Международном конгрессе почвоведов в Вашингтоне, где выступил с докладом на тему «Классификационная проблема в русском почвоведении».

Большая работа проводилась на кафедре земледелия. Под руководством профессора В. В. Винера разрабатывались актуальные проблемы, связанные с удобрением полей и введением севооборотов. Особенно много внимания уделялось вопросам известкования кислых почв. В это время В. В. Винером была написана работа «Известкование почв в новом освещении», а также ряд учебников по земледелию и растениеводству: «Общее земледелие» в трех томах, «Введение в агрономию», «Сельскохозяйственное опытное дело» и др. Возглавивший после В. В. Винера кафедру профессор Е. К. Алексеев внес большой вклад в развитие агрономической науки своими работами по возделыванию бобовых сидеральных культур.

Кафедрой растениеводства под руководством профессора А. В. Ключарева изучалась возможность возделывания сахарной свеклы в условиях республики. Велись также исследования физико-химических свойств картофеля во время хранения.

Агрохимические исследования на кафедре агрохимии проводились под руководством профессора О. К. Кедрова-Зихмана. Основными направлениями работы кафедры являлись изучение кислотности почв и их известкование, питание растений и биохимический состав дерново-подзолистых почв, применение торфа на удобрение, использование белорусских фосфоритов и минеральных удобрений. В разработке этих проблем кафедре принадлежала ведущая роль в республике.

Заведующий кафедрой селекции и семеноводства профессор К. Г. Ренард совместно с доцентами Г. Р. Рего и А. И. Лаппо занимались генетическим изучением мелких расовых признаков культурных и декоративных растений, межвидовой и межродовой гибридизацией, разработкой методики апробации сортов различных культурных растений и составлением определителя наиболее распространенных сортов овса, ячменя, ржи и т. п.

Кафедра плодоводства и овощеводства (зав. кафедрой Л. И. Бурштейн) проводила работу по обследованию садов Беларуси и смежных областей. Результаты обследования послужили материалом для составления перспективных планов развития садоводства в республике. В целях учебной и научно-исследовательской работы на площади 35 гектаров был посажен коллекционный сад, в котором произрастали многие виды плодовых деревьев. Только яблонь здесь было более 70 сортов.

На кафедре физиологии под руководством профессора Т. Н. Годнева проводились исследования по хлорофиллу и фотосинтезу растений, получившие широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом.

Коллектив кафедры ботаники продолжал свои исследования в ботаническом саду, где насчитывалось около 1500 видов различных растений. Это давало возможность вести обширный обмен семенами со многими ботаническими садами.

К середине 30-х годов агрономический факультет существенно расширился. В его составе действовало 12 кафедр: полевых культур, общего земледелия, селекции и семеноводства, ботаники, фитопатологии и микробиологии сельскохозяйственных растений, садоводства и огородничества, агрохимии, почвоведения, неорганической и аналитической химии, физической и коллоидной химии, биохимии и органической химии, геологии.

Был осуществлен переход на новые учебные планы, в которых наряду с фундаментальной подготовкой будущих специалистов большое место уделялось практической стороне. Увеличивалось время на производственные практики. Для их прохождения вузу выделили 42 хозяйства: колхозы, совхозы, МТС. В их числе были также научно-исследовательские учреждения (болотный институт, селекционная станция и другие).

В целях улучшения методики преподавания по решению ректората проводились конкурсы на лучший курс лекций (1934 г.) и лучшее проведение лабораторно-практического занятия (1935 г.). Одним из лучших был признан курс лекций по земледелию заведующего кафедрой общего земледелия профессора И. С. Лупиновича.

За достигнутые успехи в деле организации и подготовки специалистов для сельского хозяйства, оказание практической помощи хозяйству сотрудник факультета, доцент кафедры земледелия С. С. Захаров (впоследствии заведующий кафедрой) в 1940 г. был награжден серебряной медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки СССР.

В предвоенные годы значительно активизировалась научно-исследовательская работа на кафедрах факультета. Важное значение для теории и практики земледелия представляли работы по изучению почв Белоруссии, которые организовал Институт агропочвоведения и удобрений АН БССР. Большой вклад в выполнение этих работ внесли ученые кафедры почвоведения БСХИ, возглавляемой до 1936 года академиком Я. Н. Афанасьевым, а затем профессором А. Г. Медведевым.

В первой половине 30-х годов кафедра закончила изучение почв восточных областей Белоруссии. Благодаря этим исследованиям в республике были выявлены новые виды и разновидности почв, разработана их классификация, дана глубокая оценка главнейших типов. При этом уделялось большое внимание изучению болотных почв, занимавших обширную часть Белоруссии.

Постоянное и активное участие в исследованиях принимали работники кафедры почвоведения: А. Г. Медведев, П. П. Роговой, П. А. Кучинский, Н. П. Булгаков, В. И. Пашин, И. Н. Лаврик, А. С. Рязанов, В. Н. Четвериков. Кафедра за три предвоенных года составила 195 почвенных карт колхозов и совхозов с общей площадью 146 тысяч гектаров, 88 картограмм нуждаемости в известковании и 192 агропочвенных очерка. Все эти материалы были переданы райзо, МТС, колхозам и совхозам. А. Г. Медведев составил почвенную карту БССР, написал к ней очерк «Почвенный покров Белорусской ССР».

В середине 30-х годов кафедра агрохимии (с 1934 по 1940 год ею заведовал профессор Н. А. Курчатов, который совместно с М. И. Бизюком, П. С. Лупиновичем и С. С. Захаровым (кафедра земледелия) изучал эффективность углубления пахотного горизонта подзолистых почв и изменения физических и агрохимических свойств почв) исследовала технологию применения удобрений, в том числе сапропелей, под яровую пшеницу и картофель. Р. Т. Вильдфлуш и И. X. Ризов провели работу по выявлению действия извести и известково-магнезиальных смесей на урожай сельскохозяйственных культур. Выводы и рекомендации кафедры по этим актуальным вопросам помогали повышать плодородие полей колхозов и совхозов.

Разносторонняя исследовательская работа проводилась на кафедре растениеводства под руководством профессора А. В. Ключарева, а с 1938 года — профессора П. Е. Гребенникова. Ее работники изучали приемы возделывания различных сортов картофеля. Из своей коллекции кафедра в 1930 году передала несколько сортов колхозу «Политотделец» Горецкого района для размножения. Из них были выделены два наиболее урожайных сорта картофеля: «лорх» и «коллективный».

Через три года колхоз заменил весь свой рядовой картофель на сортовой. А в 1934—36 годах благодаря инициативе кафедры растениеводства сортовой картофель стали выращивать и другие колхозы района. В 1938—1940 годах он возделывался уже в 14 колхозах Горецкого района. Сорт «лорх» выращивался в 11 колхозах на площади 160 гектаров, «коллективный» — в 9 колхозах на такой же площади. Эти сорта по урожайности значительно превосходили рядовой картофель. «Лорх» давал урожай при хорошей агротехнике 250—300 центнеров с гектара. Было установлено, что в условиях Горецкого района более высокий урожай дают средние и среднепоздние сорта картофеля.

Важные исследования провела кафедра растениеводства по выявлению и изучению стадий развития культурных растений. Следует отметить, что сама эта идея возникла и была обоснована в Горках при изучении продолжительности и температурного режима периода вегетации растений. По разработке методики выявления стадий и их определению многое было сделано доцентом И. М. Пиуновским. Такая же работа велась на кафедре по всем основным зерновым и техническим культурам.

Для развертывания углубленной научно-исследовательской работы растениеводческих кафедр и сосредоточения ее в одном месте весной 1936 года был выделен участок в учхозе (д. Шимановка). Это было опытно-показательное поле площадью 65 гектаров. Работы на нем велись в двух наиболее типичных для республики и западных районов севооборотах. Заведующим этим полем был аспирант, будущий академик С. Г. Скоропанов. Учхоз обеспечивал поле семенами и давал специальную бригаду для выполнения работ. Руководство методикой опытных работ осуществляло методбюро. В него входили профессора И. С. Лупинович, Р. Г. Страж, Н. А. Курчатов и А. Г. Медведев.

Большая исследовательская работа по изучению севооборотов в условиях республики была выполнена кафедрой земледелия под руководством С. С. Захарова. Результаты исследований были опубликованы в трудах вуза.

На кафедре физиологии растений и микробиологии, которую возглавлял академик Т. Н. Годнев, была создана располагавшая современными приборами и оборудованием лаборатория. В ней были проведены многочисленные работы по изучению хлорофилла.

Ценные исследования провела в 30-е годы кафедра селекции и семеноводства. С 1932 по 1938 год ее возглавлял А. И. Лаппо, а затем профессор М. Е. Сафронов. Работники кафедры изучали вопросы биологии цветения и опыления красного клевера, агротехники и экономики семеноводства льна-долгунца.

Кафедра ботаники проводила работы по изучению растений, которые в 30-е годы считались новыми, высокопродуктивными кормовыми и техническими культурами. Она предложила ряд растений для коллективного углубленного их изучения в условиях колхозного опытничества и для возделывания на колхозных полях. Среди них были пайза, могар, амарант, сида. Кормовая культура пайза в условиях Горок давала до 625 центнеров с гектара зеленой массы, или 138 центнеров сена, до 36,6 центнера семян. Сида американская давала ценное волокно длиной свыше 2,5 метра, которое по качеству превосходит джут.

В результате целенаправленной работы профессорско-преподавательского коллектива, сотрудников агрономического факультета с 1925 по 1941 годы было подготовлено более 2000 ученых агрономов для сельского хозяйства страны. Многие из них впоследствии стали крупными государственными деятелями, выдающимися учеными. Среди них: Ф. А. Сурганов, Председатель Верховного Совета БССР с 1971 по 1976 гг.; Е. Е. Соколов, первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии; Н. И. Дементей, секретарь ЦК Компартии Белоруссии; В. Е. Лобанок, Председатель Президиума Верховного совета БССР; С. С. Линг, Председатель Совета Министров Республики Беларусь; академики — С. Г. Скоропанов, А. Г. Медведев, В. И. Шемпель, П. И. Альсмик.

В июне 1941 г. Белорусский сельскохозяйственный институт (так назывался вуз в то время) временно прекратил свою деятельность в связи с началом Великой Отечественной войны.

В первые дни войны многие преподаватели и студенты факультета ушли на фронт. Среди них студенты агрофака Ольга Воробьева, Мария Москалева, расстрелянные фашистами. Сразу же после войны было принято решение возобновить работу Белорусского сельскохозяйственного института. Занятия начались 1 декабря 1945 года. К занятиям приступили и многие студенты агрономического факультета, возвратившиеся с фронтов Великой Отечественной войны. Среди них был А. А. Каликинский, А. М. Богомолов, Е. В. Куриленко, Н. И. Домбровская, Н. В. Бушуев, Н. В. Григорьев, В. А. Лесунова, В. М. Колышев, А. Д. Бондарева и другие. В Горки вернулись для работы на факультете Р. Т. Вильдфлуш, С. С. Захаров, А. Г. Медведев, И. М. Пиуновский, И. Т. Иванов и многие другие.

В послевоенные годы в становление и развитие агрономического факультета, организацию учебной, научной, методической и воспитательной работы большой вклад внесли деканы агрономического факультета: профессора — П. М. Протасевич (1945—50 гг., 1951—55 гг.), А. Б. Трэйвас (1950—51 гг.), А. А. Каликинский (1955—62 гг.), В. С. Шевелуха (1964—65 гг.); доцент В. И. Горбатиков (1965—71 гг.); профессора — Г. П. Солопов (1971—72 гг.), П. М. Шерснев (1972—84 гг.); доценты — Н. Г. Онуфрейчик (1984—89 гг.), А. С. Курляндчик (1989—91 гг.); профессор В. И. Кочурко (1991—2004 гг.).

За послевоенный период на агрономическом факультете оформились богатые традиции и накоплен уникальный опыт подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Созданные всемирно известными учеными-агрономами А. В. Советовым, И. А. Стебутом, И. М. Рытовым научно-педагогические школы явились основой подготовки высококвалифицированных научных кадров. Научные направления с учетом потребностей производства стали развивать талантливые ученые-педагоги профессора   Г. И.   Таранухо,   А. З.   Латыпов, А.  А.  Каликинский, А. И. Горбылева, К. А. Шуин, Р. Т. Вильдфлуш, М. С. Савицкий, С. С. Захаров, А. М. Богомолов, В. Г. Стрелков, Л. Б. Наймарк, М. Е. Николаев, Д. И. Мельничук, В. С. Шевелухо, А. М. Брагин, И. М. Курбатов, П. М. Шерснев. Многие из них подготовили и защитили докторские диссертации в 50—70-х годах. Под их руководством была организована подготовка аспирантов очной и заочной форм обучения. Эффективно использовалась такая форма подготовки ученых, работавших на производстве и в научных учреждениях, как соискательство. За период с 1947-го, когда в академии была восстановлена аспирантура, по 2008 год было подготовлено более 200 докторов и кандидатов наук. Часть из них осталась работать в академии на кафедрах, ведущих подготовку агрономов. Многие стали работать научными сотрудниками, заведующими лабораториями и отделами, возглавили научные учреждения республики — составили золотой фонд выдающихся ученых. Имена академиков, членов-корреспондентов НАН Беларуси, профессоров В. П. Спасова, С. И. Гриба, В. Н. Шлапунова, Г. И. Таранухо, А. З. Латыпова, И. К. Коптика, А. В. Кильчевского, И. А. Гордея, М. А. Кадырова широко известны не только в республике, но и далеко за ее пределами.

Приоритетными направлениями научных исследований ученых факультета и созданных ими научных школ были разработка и научное обоснование эффективных систем удобрения сельскохозяйственных культур в системе севооборота; оптимизация питательного режима и известкование кислых почв; создание исходного материала и выведение новых высокопродуктивных сортов и гибридов зерновых и зернобобовых культур, кукурузы, многолетних бобовых трав; разработка зональных систем земледелия для хозяйств различной специализации; совершенствование технологий возделывания сельскохозяйственных культур на основе факторов интенсификации производства.

В результате напряженной, целеустремленной работы выведены высокопродуктивные сорта и гибриды, разработаны адаптивные зональные энергосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, создания и улучшения сенокосов и пастбищ, сочетающие высокую экономическую эффективность и экологическую безопасность.

Наиболее успешными и значимыми стали работы в области селекции и семеноводства, проведенные профессорами Г. И. Таранухо, А. З. Латыповым, А. М. Богомоловым, доцентами В. З. Шарапо, В. А. Двойнишниковым, В. И. Бушуевой, Н. Н. Петровой. Созданные ими сорта люпина желтого и узколистного, озимой ржи, пшеницы, клевера, галеги восточной, гибриды кукурузы были районированы не только в Беларуси, но и за рубежом и в значительной степени обеспечили повышение урожайности и качества продукции. В области растениеводства и земледелия широкую известность приобрели работы профессора С. С. Захарова и П. К. Александровича по теории и практике организации и освоения севооборотов, М. С. Савицкого — по разработке теории программирования урожайности зерновых культур, В. С. Шевелухо — физиологии роста и развития зерновых, зернобобовых и других сельскохозяйственных культур. Широкое практическое применение в производстве нашли разработанные новые и усовершенствованные технологии возделывания гречихи (проф. М. Е. Николаев), картофеля (проф. Д. И. Мельничук, доц. М. Н. Старовойтов), зерновых культур (проф. Э. М. Мухаметов, В. И. Кочурко), зернобобовых культур  (проф. Л. Б. Наймарк, доц. В. Г. Таранухо), рапса (проф. Г. А. Жолик, доц. О. С. Клочкова), овощных и плодовых культур (проф. К. А. Шуин, доц. Л. А. Дозорцев), сенокосов и пастбищ (профессора В. Г. Стрелков, О. Г. Гааз, А. А. Шелюто, доц. Б. В.Шелюто). Важную роль в повышении эффективности работы предприятий АПК Могилевской и Витебской областей, сохранении и повышении плодородия и окультуренности почв сыграли разработанные коллективом ученых факультета под руководством проф. П. М. Шерснева «Зональные системы земледелия».

За выдающийся вклад в развитие сельскохозяйственной науки и аграрного образования сотрудникам факультета были присвоены почетные звания, они удостоены правительственных наград. Звание заслуженного деятеля науки в послевоенные годы было присвоено профессорам С. С. Захарову, М. С. Савицкому, Г. И. Таранухо, заслуженного работника образования — А. З. Латыпову, заслуженного агронома — А. М. Богомолову.

Используя сложившиеся традиции, с учетом современных тенденций развития аграрной отрасли, в настоящее время на агрономическом факультете ведется подготовка специалистов по следующим специальностям: «агрономия», «селекция и семеноводство», а также по специализациям «товарная доработка и хранение растительного сырья», «луговодство» на базе специальности «агрономия». По этим специальностям на факультете обучается более 730 студентов.

Теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов осуществляется на 6 кафедрах: растениеводства, земледелия, селекции и генетики, кормопроизводства, хранения и переработки продукции растениеводства, ботаники и физиологии растений.

На кафедрах факультета работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав численностью 48 человек, в том числе: 6 докторов наук; 6 профессоров, из которых 1 член-корреспондент НАН Беларуси; 39 кандидатов наук — доцентов, старших преподавателей и ассистентов. Обслуживают учебный процесс 26 заведующих лабораториями, лаборантов, агрономов и техников.

Учебный процесс на факультете основан на рациональном сочетании классических форм обучения и новых технологий в образовательном процессе. Он построен на основании образовательных стандартов и учебных планов по каждой специальности, включающих комплекс учебных дисциплин гуманитарной, естественнонаучной и специальной направленности.

Продолжительность подготовки специалистов с полным сроком обучения составляет 4 года 6 месяцев. Кроме того, на факультете ведется подготовка специалистов по непрерывной интегрированной системе профессионального обучения (НИСПО) с сокращенным сроком обучения 3 года по специальности «агрономия».

Сфера профессиональной деятельности специалистов-агрономов — сельскохозяйственные предприятия, агропромышленные комбинаты, подсобные хозяйства промышленных предприятий, фермерские хозяйства, органы управления АПК, научные учреждения. Они могут успешно занимать должности главных агрономов, агрономов-инспекторов, агрономов-консультантов, агрономов фермерских хозяйств, отделов и лабораторий научно-исследовательских учреждений, в административных органах АПК.

Выпускники специальности «селекция и семеноводство», кроме того, направляются на работу в научно-исследовательские учреждения, на предприятия, производящие оригинальные, элитные и репродукционные семена лучших районированных сортов возделываемых культур.

Для организации на уровне современных требований двухуровневой системы теоретического и практического обучения студентов и магистрантов создана хорошая материально-техническая база. Кафедры имеют оснащенные современным оборудованием лаборатории, учебно-методические кабинеты, компьютерные классы для самостоятельной работы студентов по подготовке курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций. Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков по технологиям возделывания сельскохозяйственных культур в распоряжении студентов факультета имеется учебный полигон, укомплектованный современной сельскохозяйственной техникой. Учебные, технологические и опытно-агрономические практики студенты факультета проходят на полях одного из передовых хозяйств республики — учебно-опытного хозяйства БГСХА, территория которого непосредственно примыкает к академгородку. В непосредственной близости от академии расположены опытные поля площадью более 40 гектаров.

Научные исследования с участием студентов могут проводиться не только в условиях естественного, но и регулируемого увлажнения почв с использованием комплекса современного оросительного оборудования.

Для организации проведения летних учебных практик имеется селекционный центр, пункт очистки семян с учебными аудиториями, три коллекционных питомника видов и сортов сельхозкультур, ботанический сад с оранжереей, дендрологический парк, имеющий статус памятника природы республиканского значения, биотехнологический центр, овощное поле «Рытовские огороды», плодовый сад.

Преддипломную практику студенты факультета проходят в базовых хозяйствах практически во всех областях республики по заключенным с предприятием договорам, работая в этот период на должностях бригадиров, агрономов и других.

В ходе учебы студентам предлагается широкий набор дополнительных услуг (программирование и вычислительная техника, второй иностранный язык, права водителя автомобиля, рабочая профессия тракториста-машиниста).

Хорошо успевающие студенты могут параллельно приобрести вторую специальность на факультетах заочного отделения, Высшей школы агробизнеса и получают за время обучения в академии два диплома.

Студенты, успешно прошедшие обучение и занимавшиеся научно-исследовательской работой, получают рекомендации Совета факультета для поступления в магистратуру и аспирантуру.

В настоящее время на факультете успешно и эффективно функционируют научно-педагогические школы ведущих ученых, в задачу которых входит подготовка научных и научно-педагогических кадров для республики.

В студенческом городке есть все условия для отдыха. Спортивный комплекс и прекрасный Дворец культуры готовы принять студентов с первого дня учебы.

Факультет, таким образом, предлагает полный набор услуг в области агрономического образования, характерный для европейских университетов. Закончив агрономический факультет, каждый выпускник имеет возможность в будущем выбрать для себя приемлемый вид профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе Республики Беларусь.

А. А. ШЕЛЮТО, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой кормопроизводства;

М. М. ВОЛКОВ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, декан агрономического факультета;

Г. И. ТАРАНУХО, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры селекции и генетики, член-корреспондент

НАН Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter