Учителей точных наук ждут во многих школах с распростертыми объятиями: предложений от работодателей для физиков и математиков больше, чем самих молодых специалистов. Даже несмотря на двойной выпуск в этом году! Куда отправятся выпускники Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка – разузнали на распределении физико-математического факультета.
Максим Евланов и Анастасия Корниевич с местом работы определились давно
Возле 42-й аудитории главного корпуса длинная очередь из четверокурсников и пятикурсников. Сегодня здесь узнают о своих первых рабочих местах 102 педагога по математике и информатике и 59 физиков. Пиджаки и жакеты, выглаженные рубашки и строгие блузки – дресс-код будущие учителя соблюдать умеют. И шутить по этому поводу тоже:
– Распределение для меня всегда праздник, бро!
Особого напряжения в коридоре нет. На 161 выпускника-бюджетника около двухсот заявок. Без работы не останется никто, и это уже хорошо!
На верхней строчке в рейтинге факультета – Максим Евланов, а значит, он первым и распределится. С местом работы именной стипендиат, отличник и староста определился давно: с сентября Максим Витальевич учит старшеклассников математике и физике в средней школе № 45 Минска. Возражений, чтобы он продолжил начатое дело, ни у кого нет.
Максим не минчанин, родом из деревни Озерщина Речицкого района Гомельской области. Сейчас живет в общежитии. Как будет решать жилищный вопрос после выпуска, уже обдумал:
– Собираюсь поступать в магистратуру. Если пройду, могут выделить место в общежитии на время учебы. Не предложат – буду снимать квартиру или комнату. Хочу учиться и работать параллельно. Если понадобится, начну подрабатывать репетиторством, оформлю ИП. За этот год учебу с работой привык совмещать, на успеваемости это не отразилось, да и в школе смог себя хорошо зарекомендовать. Стараюсь разнообразить уроки различными экспериментами, опытами, ученикам это нравится. Некоторые из них летом будут сдавать ЦТ по физике и математике. Чувствую большую ответственность.
Похожие планы на лето и у студентки 5-го курса Анастасии Корниевич: сначала госэкзамены и выпускной в университете, затем поступление в магистратуру и каникулы в родном Солигорске, а после – работа в одной из школ Советского района Минска:
– Для меня это будет не первым, а уже третьим рабочим местом. Сейчас тружусь в средней школе № 37. Но персональный запрос принесла из 19-й, где проходила практику. В ней классы с физико-математическим уклоном, как раз то, что мне надо: нравится решать с учениками сложные задачи.
На 161 выпускника физмата поступило около 200 заявок
Нередко молодые учителя с отличным знанием информатики уходят в более привлекательную сферу IT-технологий. Анастасия такой путь не рассматривает:
– За плечами множество дополнительных курсов и языков программирования, но это не совсем мое. А от школы получаю удовольствие!
Студенты сменяют друг друга со скоростью два-три человека в минуту. Менее чем за час очереди из полутора сотен выпускников как ни бывало. Имя-фамилия, специальность, место жительства, куда направляют. Согласен? Ответ у большинства положительный! Несмотря на нюансы или предложения от членов комиссии:
– Вы же знаете, что жилье там не предоставляется?
– Знаю! Главное, что будет работа.
– Вы принесли запрос из Столина. Но может, решите все-таки в Клецк? Там тоже нужен физик и математик.
– Понимаю, но хотелось бы работать ближе к дому.
– У вас запрос из инспекции по делам несовершеннолетних, но пока направляем в отдел образования. В первую очередь надо удовлетворить заявки на педагогов. А вы учились на педагога.
– А потом я смогу перераспределиться?
– Если наниматель будет не против, пожалуйста!
Учитывают при распределении и семейные обстоятельства. У Алексея Трумковича пять месяцев назад родился ребенок. Сам он минчанин, в рейтинге занимает высокую позицию, поэтому имеет все основания остаться в родном городе:
– Меня распределили в Центральный район, а жену – в Советский. Она тоже заканчивает пятый курс, академический отпуск не брала. Стараемся чередоваться: один идет в университет, другой сидит с ребенком.
На старших курсах многие студенты работают в полную силу. И в этом году персональных запросов на них много, как никогда. Примерно половина выпускников останется в Минске, остальные – отправятся в другие населенные пункты. У Артема Приходченко ни персональных запросов, ни целевого направления. Но по этому поводу парень не переживает и оценивает себя достаточно критично:
– Я же так себе студент, заходил 84-м по списку. Учился плохо, но сейчас уже не исправишь. Решил так: куда отправят, туда и поеду. Вот, распределили в Дзержинский район. Поначалу искал работу в Минске, но потом подумал: зачем делать регистрацию, платить за съем жилья, если все равно осенью заберут в армию на год. Отдать долг Родине не против, хочу служить в войсках связи, чтобы как-то свои знания по математике и информатике применять. Вернусь, отработаю распределение. А в дальнейшем хочу связать жизнь с МЧС, стать спасателем.
После того как все бюджетники получили ориентир на ближайшие два года, остается немало свободных заявок. Понадобятся ли они студентам, которые учились за счет собственных средств? Декан физико-математического факультета Сергей Василец не уверен:
– Если ребята обратятся к нам за помощью, конечно, предложим места. Но платников на факультете не так много, и обычно они сами ищут работу. Получив знания по математике, физике и информатике, наши выпускники трудоустраиваются без проблем.
Физмат нарасхват: куда распределяют педагогов?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.