Физиогномика белорусской и европейской дипломатии

Во вторник на совещании по приоритетам внешней политики, куда были приглашены руководители белорусских загранучреждений, Александр ­Лукашенко направил свет на лица многих государств, которые тем или иным образом проявили себя в отношениях с Беларусью за последний год. Одни нас всячески ущемляли, злословили. Другие поддерживали, продолжая выстраивать конструктивные отношения. Однако это их персональная история…

У нас же история своя. Пусть и взаимосвязанная с позицией и риторикой других стран, но она параллельная. Потому Глава государства просил дипломатов не забывать, что и они, со своей стороны, являются лицом нашей страны и самого Президента на территории других государств.

И раз уж так сложилось, что отдельные страны Балтии особенно жестко противопоставляют себя «недемократическому» укладу жизни в Беларуси, то имеет смысл продолжить всматриваться в «лица» и дальше. В сравнении, разумеется.

Латвийцам сегодня необходимо проехать около 500 километров в обе стороны только за белорусской визой лишь потому, что министр иностранных дел Латвии Ринкевич с мэром столицы настолько хотели «поддержать гражданское общество Беларуси», что испортили дипломатические отношения между двумя странами, и в Риге теперь не работает посольство Республики Беларусь…

Напомню, что речь идет о вопиющем случае, когда латвийские чиновники заменили наш флаг на бчб‑тряпицу, проявив солидарность… от слова «соль». И ею рижский градоначальник вместе с министром иностранных дел щедро посыпали на раны этнических белорусов, проживающих в Латвии. На фоне того, что их должности предполагают необходимость строить, а не ломать, такое поведение выглядит весьма неприглядным и недальновидным. Однако ни тени сожаления за последствия их лица не выразили. 

С этого скандального эпизода со снятием Государственного флага Беларуси в ходе чемпионата мира по хоккею все и началось... 

А пострадали, как всегда, самые простые люди. Но латвийские чиновники этого либо не заметили, либо своим поведением в очередной раз подчеркнули, что при всей любви поговорить об альтруизме и уважении к чьим‑то нежным чувствам частная судьба конкретного человека их мало интересует. 

В демократических странах много говорится об уважении системы ценностей каждого человека. Белорусов же, наоборот, поголовно упрекают в нетерпимости ко всему иному. Так вот, глядя на поступок мэра, который срывает символ нашей Родины и всех самых трепетных чувств к ней, меняя его на символ разрушения, войны и деструкции, все никак не получается рассмотреть, в чем конкретно на тот момент проявляется его уважение к ценностям белорусов, которые проживают в Латвии?!

Потому как смотрелось это довольно больно. Словно бы кто‑то бросил в грязь нечто ценное сердцу и попрал это бездушными и тоже испачканными ботинками. 
Своим действием мэр Риги и министр иностранных дел Латвии плюнули многим латвийским белорусам в душу. Причем дважды: когда сорвали наш флаг и когда подменили его на символ угрозы разрушения той страны, которую многие из нас очень любят. 
Как результат: посол был отозван на родину в течение 24 часов, а заботы рижского посольства Республики Беларусь легли на даугавпилсское консульство. Сюда же латвийцы теперь могут обращаться и по визовым вопросам. Слава богу, что есть куда, пусть и преодолеть для этого приходится около 250 километров в одну сторону. 

Неудобный крюк, затратный по времени, волнующий дополнительными сложностями и нюансами, которые приходится учитывать при попытках все‑таки выехать в Беларусь. Представим хотя бы ситуацию, когда человек проехал 250 километров, не подозревая, что для оформления визы нужно было прихватить еще вон ту неприметную бумажку, о которой никто не вспоминал со времен палеозоя. 

Многое в этом мире познается в сравнении: поступок с флагом и принятые решения о санкциях с прекращением авиасообщения полны безразличием латвийских чиновников к судьбам и переживаниям СВОИХ людей, имеющих какое‑то отношение к Беларуси. На фоне этого особенно трогательным становится поведение белорусского консульства, готового к диалогу с простыми латвийцами, несмотря ни на что.

Потому как многое, что касается возможности посетить Республику Беларусь, стало еще более непонятным. А прекращение работы посольства в Риге может вызывать ощущение беспомощности в возможности хоть что‑либо узнать и прояснить. 

А когда нам что‑либо непонятно, то становится крайне важно, чтобы рядом оказался кто‑то, кто смог бы грамотно все растолковать и объяснить. В этом смысле позиция нашего консульства принципиально отличается от «солидарной» позиции латвийской стороны. Ведь даже на уровне диалога с теми, кто остался решать вопросы пересечения границ, считывается белорусское небезразличие к людям и судьбе отдельно взятого человека, для которого вопрос въезда в Беларусь остается значимым. 

Так уж вышло, что мне удалось убедиться в этом на личном опыте, разговаривая с генеральным консулом Республики Беларусь в Даугавпилсе. 

Он грамотно и терпеливо отнесся к моему незнанию, объяснял порядок оформления визы согласно «новой реальности». Порой ему приходилось делать это по несколько раз, помогая свериться, хватает ли мне необходимых документов для получения визы. 

Благодаря его грамотной работе, знаниям и человеческому отношению моя беспомощность рассеивалась, и в даугавпилсское консульство я уже направлялась при полном комплекте необходимых документов. 

Так что пока одни бряцают санкциями, другие люди делают свое дело с душой, проявляя заботу и понимание к нуждам тех белорусов, которые, может быть, и документально даже не белорусы. Однако по духу…

Именно такое отношение и называется солидарностью и человеколюбием. Именно оно, а не поступок латвийских чиновников. И на фоне приведенных контрастов разве есть смысл объяснять, кто из сторон сохранил человеческое лицо?

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter