В День знаний учителя–энтузиасты из Гомеля запускают первый в стране интерактивный «Народный учебник» по физике за 7–й класс. Бесплатная интернет–книга, наполненная видеороликами, интересными комментариями, задачами, разработана на основе министерской программы и доступна с любого гаджета. Это не просто электронная копия бумажных носителей, а информационная площадка для изучения школьной физики. Она может стать платформой для нового подхода к образовательному процессу. В нюансах необычного проекта разбирался корреспондент «СБ».
Гомельская школа № 27. Учитель физики Валерий Клюка демонстрирует мне на компьютере и мобильном телефоне пилотный проект интерактивного «Народного учебника». Он с тремя своими коллегами потратил несколько лет на создание портала eschool.by, который будет доступен в сети с 1 сентября. Идея родилась 4 года назад, вспоминает физик:
— Существует старая проблема — нехватка школьного лабораторного оборудования для проведения различных физических, да и химических опытов. Мы с коллегами собрали оборудование из разных школ, наш директор выделила помещение, оказала содействие. В итоге провели и сняли на видеокамеру 200 физических опытов. От этой видеобазы и оттолкнулись. Надо было не просто показывать детям опыты, а заинтересовать их физикой и мотивировать к дополнительному домашнему изучению предмета. С другой стороны показать ребенку, как знания физики применимы и необходимы в реальной жизни.
Вначале энтузиасты создали «черновой» электронный вариант учебника, для тестирования. Все разделы по программе Минобразования плюс задачи с электронным дневником. Решил дома — видна оценка. Правда, ставить ее в журнал нельзя. Но Валерий Клюка этого ребятам не сказал. Предлагал дома пройти тесты и решить задачи. Дети старались. Результат оказался налицо. Да, электронные оценки не перекочевали в журнал, но те, кто занимался по интерактивной программе, хорошо отвечали по пройденной теме. Новый подход заставил школьников не просто листать учебники, а искать ответы в тестовом варианте, смотреть опыты, участвовать в интересном процессе выполнения домашнего задания. После тестовых месяцев началось создание по–настоящему «Народного учебника», раскрывает карты физик:
— Мы через интернет рекламировали проект, чтобы нам присылали задачи, интересное изложение параграфов, примеры. Получили десятки различных писем с предложениями, сами выполняли роли редакторов. Поэтому учебник действительно народный, в его создании приняли участие преподаватели со всей страны. Наша группа редакторов старалась сделать его нескучным, ярким, интересным, насыщенным ссылками. Чтобы ребенок, изучая тему, мог найти о ней множество информации, которую нельзя вместить в обычную печатную книгу.
Пока по «Народному учебнику» можно будет пройти только физику за 7–й класс. Но к концу учебного года разработчики планируют дополнить его математикой и химией, а также перейти к созданию учебных интернет–пособий для старшеклассников. На очереди география, история, литература, музыка.
Начальник управления образования Гомельского облисполкома Сергей Порошин двумя руками за новшества в образовании:
— Грызть гранит науки должны студенты, ученые, академики, которые видят монетизацию своих знаний и открытий. А детям мы должны преподносить информацию, как многослойный вкусный торт. К сожалению, не всегда это получается. Поэтому когда учителя–практики предлагают новшества, особенно разговаривая «на языке детей», в их современной параллельной интернет–реальности, такие начинания надо всячески поддерживать. Да, есть стандарты, нормы, требования — без них нельзя, но давайте быть креативнее. Возможно, ваши где–то даже революционные наработки через 5 — 10 лет станут частью школьной программы.
Из первых уст
Сергей Ольшевский, один из разработчиков Национального образовательного портала:
— В проекте «Народный учебник» принимаю участие как программист — разработчик сайта и информационной поддержки. Учебник создан по всем требованиям программы Министерства образования Беларуси и в этом году будет выставлен на министерский конкурс педагогических проектов «Компьютер. Образование. Интернет». Хочу отметить, что пока в белорусском интернете существует вакуум интерактивных образовательных проектов. Большинство выложенных на порталах учебников — это просто оцифрованный бумажный вариант. А если ученику не хватило объяснений на уроке? Что ему делать? Записываться на факультатив? Очень хочется, чтобы создавались интернет–учебники с видеопояснениями, где урок и задания к нему разбирались бы опытными педагогами. Это была бы дополнительная возможность для детей дома улучшить знания по предмету или теме, с интересом подготовиться к уроку. Уверен, в ближайшие годы направления по развитию дополнительного образовательного трафика будут максимально востребованы учениками, их родителями и даже преподавателями.
КСТАТИ
К 1 сентября в стране выпустят 30 электронных версий новых учебников. Они будут размещены на Национальном образовательном портале.
Михаил ЧЕСНОВСКИЙ.
Фото Станислава ГАЛКОВСКОГО
Гомельские физики разработали интерактивный "Народный учебник"
Физика на роликах
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.