Физика на роликах

Гомельские физики разработали интерактивный "Народный учебник"

В День знаний учителя–энтузиасты из Гомеля запускают первый в стране интерактивный «Народный учебник» по физике за 7–й класс. Бесплатная интернет–книга, наполненная видеороликами, интересными комментариями, задачами, разработана на основе министерской программы и доступна с любого гаджета. Это не просто электронная копия бумажных носителей, а информационная площадка для изучения школьной физики. Она может стать платформой для нового подхода к образовательному процессу. В нюансах необычного проекта разбирался корреспондент «СБ».


Гомельская школа № 27. Учитель физики Валерий Клюка демонстрирует мне на компьютере и мобильном телефоне пилотный проект интерактивного «Народного учебника». Он с тремя своими коллегами потратил несколько лет на создание портала eschool.by, который будет доступен в сети с 1 сентября. Идея родилась 4 года назад, вспоминает физик:

— Существует старая проблема — нехватка школьного лабораторного оборудования для проведения различных физических, да и химических опытов. Мы с коллегами собрали оборудование из разных школ, наш директор выделила помещение, оказала содействие. В итоге провели и сняли на видеокамеру 200 физических опытов. От этой видеобазы и оттолкнулись. Надо было не просто показывать детям опыты, а заинтересовать их физикой и мотивировать к дополнительному домашнему изучению предмета. С другой стороны показать ребенку, как знания физики применимы и необходимы в реальной жизни.

Вначале энтузиасты создали «черновой» электронный вариант учебника, для тестирования. Все разделы по программе Минобразования плюс задачи с электронным дневником. Решил дома — видна оценка. Правда, ставить ее в журнал нельзя. Но Валерий Клюка этого ребятам не сказал. Предлагал дома пройти тесты и решить задачи. Дети старались. Результат оказался налицо. Да, электронные оценки не перекочевали в журнал, но те, кто занимался по интерактивной программе, хорошо отвечали по пройденной теме. Новый подход заставил школьников не просто листать учебники, а искать ответы в тестовом варианте, смотреть опыты, участвовать в интересном процессе выполнения домашнего задания. После тестовых месяцев началось создание по–настоящему «Народного учебника», раскрывает карты физик:


— Мы через интернет рекламировали проект, чтобы нам присылали задачи, интересное изложение параграфов, примеры. Получили десятки различных писем с предложениями, сами выполняли роли редакторов. Поэтому учебник действительно народный, в его создании приняли участие преподаватели со всей страны. Наша группа редакторов старалась сделать его нескучным, ярким, интересным, насыщенным ссылками. Чтобы ребенок, изучая тему, мог найти о ней множество информации, которую нельзя вместить в обычную печатную книгу.

Пока по «Народному учебнику» можно будет пройти только физику за 7–й класс. Но к концу учебного года разработчики планируют дополнить его математикой и химией, а также перейти к созданию учебных интернет–пособий для старшеклассников. На очереди география, история, литература, музыка.

Начальник управления образования Гомельского облисполкома Сергей Порошин двумя руками за новшества в образовании:

— Грызть гранит науки должны студенты, ученые, академики, которые видят монетизацию своих знаний и открытий. А детям мы должны преподносить информацию, как многослойный вкусный торт. К сожалению, не всегда это получается. Поэтому когда учителя–практики предлагают новшества, особенно разговаривая «на языке детей», в их современной параллельной интернет–реальности, такие начинания надо всячески поддерживать. Да, есть стандарты, нормы, требования — без них нельзя, но давайте быть креативнее. Возможно, ваши где–то даже революционные наработки через 5 — 10 лет станут частью школьной программы.

Из первых уст

Сергей Ольшевский, один из разработчиков Национального образовательного портала:

— В проекте «Народный учебник» принимаю участие как программист — разработчик сайта и информационной поддержки. Учебник создан по всем требованиям программы Министерства образования Беларуси и в этом году будет выставлен на министерский конкурс педагогических проектов «Компьютер. Образование. Интернет». Хочу отметить, что пока в белорусском интернете существует вакуум интерактивных образовательных проектов. Большинство выложенных на порталах учебников — это просто оцифрованный бумажный вариант. А если ученику не хватило объяснений на уроке? Что ему делать? Записываться на факультатив? Очень хочется, чтобы создавались интернет–учебники с видеопояснениями, где урок и задания к нему разбирались бы опытными педагогами. Это была бы дополнительная возможность для детей дома улучшить знания по предмету или теме, с интересом подготовиться к уроку. Уверен, в ближайшие годы направления по развитию дополнительного образовательного трафика будут максимально востребованы учениками, их родителями и даже преподавателями.

КСТАТИ

К 1 сентября в стране выпустят 30 электронных версий новых учебников. Они будут размещены на Национальном образовательном портале.

Михаил ЧЕСНОВСКИЙ.

Фото Станислава ГАЛКОВСКОГО

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?