Физика меняет цели

Школам нужна принципиально другая физика

В июле 1998 года появилась «Физика–7» — первое национальное пособие по предмету. Как один из авторов этой и других книг данной тематики хотел бы высказать свои наблюдения. Факт: уровень знаний по физике у наших школьников совершенно не совпадает с планкой требований высокотехнологичного общества. Но почему? И что можно сделать?

Фото Юрия Мозолевского

Прежде всего, нужно понимать, что физика как наука пострадала во всем мире после появления, а затем и бурного наступления информационных технологий. IT–сфера, позволяющая быстро обеспечить достаточный и даже выше среднего материальный уровень работника, оттянула огромную часть очень хороших преподавателей и научных работников не только нашей страны. С другой стороны, не все в школьном преподавании было сделано правильно. Корни проблемы уходят еще в 1970–е годы, когда в СССР произошел резкий поворот в направлении усиления научности учебников. В 1974 году я присутствовал на всесоюзном семинаре в Донецке, где известный учитель–методист В.Ф.Шаталов сказал: «Если бы агентам ЦРУ дали задание подорвать преподавание физики в нашей стране, то никто из них не справился бы с этой задачей лучше, чем...» — далее следовали фамилии авторов новых учебников, преподавателей МГУ. Слова эти вызвали овации в набитой до отказа аудитории. Реакция преподавателей была частично учтена, авторы снизили «научное усиление», и в целом в последние годы СССР значительных протестов против учебников физики не было ни у обучаемых, ни у обучающих.

Но какова сегодня реальная потребность общества в специалистах, знающих физику на очень высоком уровне? Даже в нашей стране, которая в ряде технологий занимает позиции гораздо выше средних, такая потребность составляет не более 4 — 5% от общего числа выпускников средней школы. И для создания необходимой научной элиты физики вполне достаточно сети гимназий, лицеев и классов с углубленным изучением предмета. Но это не означает, что остальным 95%, то есть основной части населения, предмет не нужен. Массовая общеобразовательная школа нуждается в другой физике. Ее изучение должно быть нацелено на решение главной задачи — подготовить человека к безопасному, активному и творческому участию в высокотехнологичном производстве. Ничего страшного, если рядовой белорус не освоит предусмотренный современными программами «потенциальный характер электростатических полей». Гораздо важнее, чтобы он хорошо понимал, почему можно не пострадать, работая в цепях зажигания автомобиля с напряжением, превышающим 20.000 вольт, и погибнуть, работая с электросваркой при напряжении 50 вольт. Хорошее понимание сути физических процессов, происходящих в двигателях, холодильниках или системах связи, не только способствует безопасности труда, но и позволяет максимально грамотно использовать эти устройства. Но для этого школьный учебник должен в корне отличаться от ныне существующих пособий. Самое главное — нужно радикально изменить соотношение между излагаемым теоретическим материалом и демонстрируемым практическим использованием изучаемых закономерностей. Выпускники советских школ знали об устройстве и преимуществах трехфазной системы токов, понимали, как работает коллекторный двигатель, что он может быть превращен в генератор, и многое–многое другое. Современные же учебники для старших классов всю свою мощь нацеливают на подготовку к тестированию...

Юрий ЛЕЩИНСКИЙ, потомственный учитель.

Минск.

Стройка идет чересчур долго

Фото Ольги Вальченко.

Пишу вам из Гомеля. Я живу возле проспекта Речицкого. Это одна из самых оживленных улиц города, многие въезжают по ней в областной центр. Напротив Давыдовского рынка и возле торгового дома «Речицкий» уже очень долго идет стройка. Точнее, не идет. Территорию обнесли забором. Написано, что там должен появиться административно–торговый центр с парковкой. Заказчиком указано ООО «Альянс–проект». Если верить паспорту, то центр уже появился, в августе 2016 года! Движения нет, только уродливое место посреди красивого проспекта. Огородили большую площадь, некоторым приходится идти к рынку или остановке в обход. Это очень неудобно для пенсионеров и мам с колясками. А сейчас еще и забор повален, да и ворота символические. Проникнуть на стройку очень просто. Совсем не хочется, чтобы туда пробирались дети, мало ли что может случиться... Очень хотелось бы узнать, когда этот объект достроится. А если этого не произойдет, тогда пусть вернут территорию в нормальное состояние, чтобы и вид не портить, и неудобств людям не создавать.

Татьяна МИСЮРА.

Гомель.

Версия для печати
Николащенко Анатолий, Минск
Спасибо Юрию Лещинскому, который абсолютно
правильно поставил вопрос о физике.  Кстати, это касается и других
предметов. Впервые  услышал мнение учителя - предметника, отличное от
подавляющего большинства его коллег. Последние ратуют за увеличение часов преподавания.
Правильно замечено, что потребность в выпускниках, знающих физику, математику на
высоком уровне, составляет не более 4 — 5% от общего числа выпускников средней
школы. Таким образом, сегодняшние учебные программы необоснованно
рассчитаны на заведомо усложненную подготовку  до 9 класса  будущих
"физиков"  и "лириков". Давным-давно прошло время
подготовки специалистов широкого профиля. Это пустая трата денежных средств, за
счет которых можно было бы поднять зарплату учителям. Широкое внедрение
информационных технологий не усложнило, а упростило работу во всех отраслях
экономики. А  повсеместное использование программно-
технических комплексов не требует углубленных знаний точных наук. Не нужно
учить 95% школьников тому, что никогда не пригодится ни на работе,  ни в
жизни.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости