Как связаны человеческий мозг и творчество

Физика лирики

Давая определение творчеству, разные специалисты в конечном счете приходят к одному и тому же — это способность порождать нечто новое. Например, продуцировать необычные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов и традиционных схем, нетривиальным образом разрешать проблемные ситуации. При этом творчество как процесс деятельности — уникальная черта, присущая исключительно человеку. Но как эта способность появилась, что она нам дает и как вообще работает вся схема?

Фото  pixabay.com

Все равны

Традиционно мы привыкли делиться на технарей и гуманитариев (физиков и лириков). И вроде как жизнь подтверждает: одни не могут связно написать даже пару предложений, другие «виснут» на математических расчетах. До некоторого времени странности объяснялись со ссылкой на теорию межполушарной асимметрии мозга: дескать, те, у кого больше развито правое полушарие, имеют творческие способности, у кого левое — технические. Но данные устарели. Нейрофизиологи пришли к выводу, что в логическом (техническом) и творческом мышлении активно участвуют оба полушария. И это еще не все сюрпризы.

Ученым, конечно же, хочется понять, что происходит в мозгах творцов. Образно говоря, какие «шестеренки» нужно раскручивать, чтобы получились Мона Лиза, паровой двигатель, электрическая лампочка и другие гениальные вещи. Но физиологических отличий между мозгом выдающегося и обычного человека нет. Весь фокус в быстроте общения нейронов. Что до творческих способностей, то ими обладают практически все люди, только в разной степени. И разницу можно устранить обучением.

Человек именно потому и стал царем природы (допустим, мы имеем право так говорить), что его мозг оказался способен к освоению навыков. Рисовать картины, шить красивую одежду и так далее можно наловчиться точно так же, как ремонтировать авто или заколачивать гвозди. Несомненно, это разрушает флер романтики, но факты — вещь упрямая. Взять хотя бы великолепные акварели аристократок XIX века. Далеко не все они были изначально талантливы в живописи. Просто им «ставили руку» хорошие учителя.

Мыслью по древу

В западной традиции есть слово «креативность», перешедшее и в наш лексикон. От английского creativity — «уровень творческой одаренности». В 1950-е годы американский психолог Джон Гилфорд сформулировал три его критерия. Это легкость генерирования идей, быстрота образования ассоциаций между отдаленными понятиями и способность отойти от стереотипов. Значительно позже коллега Гилфорда Элис Пол Торренс разработал тест определения творческих способностей. И доказал, что ведущую роль играет дивергентное мышление — мыслительный процесс, расходящийся по множеству путей, способность видеть не один, а несколько выходов из ситуации. Такая вариативность и рождает оригинальность. Кстати говоря, ученые считают творчество одинаково свойственным и для точных наук, и для гуманитарных направлений.

Детектор ошибок

К зонам мозга, ответственным за творчество, относят лобную кору, префронтальную кору обоих полушарий, переднюю часть поясной извилины, височную долю, цингулярную извилину и переднее мозолистое тело. У наиболее креативных людей часто фиксируется увеличение толщины передних височных долей. Все это, безусловно, умно, но обычным людям непонятно. Однако есть и интересные моменты.

Еще в 1960-е годы нейрофизиолог Наталья Бехтерева обнаружила, что в отделах мозга существуют группы нейронов, реагирующие на несоответствие действий шаблону. Элементарный пример: вы вышли из дома, но чувствуете — что-то не так. А это мозг обнаружил, что вы нарушили стереотипность действий и… не выключили свет в квартире. Механизм, получивший название «детектор ошибок», оберегает нас от лишних раздумий. В типичных ситуациях мы действуем автоматически. Но поскольку творчеству рамки вредны, в процессе такой работы детектор ошибок отключается. И чем хуже он функционирует, тем больше оригинальных идей лезет нам в голову.

В ТЕМУ

Существует теория, что мозг придумал творческий процесс для собственного развлечения. Действительно, креативность хотя и помогает удачно выкручиваться из сложных ситуаций, тем не менее она не является непременным условием для выживания вида (а это и есть главная цель всех организмов). В конце концов, есть пример самых успешных существ планеты, которым до творчества нет никакого дела. Это акулы, эволюционная «прямая» которых самая длинная в истории — 450 миллионов лет. Современные представители этого надотряда хрящевых рыб — прямые потомки мегалодонов, 15-метровых гигантских акул миоцена и плиоцена. Фактически это они и есть, только размером поменьше. Миниатюрность (относительная, естественно) — практически их единственное эволюционное изменение, поскольку крупным хищникам на планете оказалось жить тяжело и голодно. Короче говоря, душевными муками акулы не страдают, воображения не имеют, нервы себе не треплют. В итоге отличаются отменным здоровьем, отличным воспроизводством и чихать хотели на все, кроме потребности сытно поесть.

center37.com

Выходит, творческое мышление — вещь интересная, но для здоровья бесполезная? Как раз наоборот. Во-первых, занятия творчеством улучшают нейропластичность — свойство мозга изменяться под воздействием опыта. Во-вторых, ручной труд (вышивание, ткачество, лепка и т.д.) расширяет оптико-пространственное восприятие и развивает мелкую моторику. Последняя связана с высшими свойствами сознания: вниманием, координацией, зрительной памятью и другими. В-третьих, творческий процесс (особенно здесь выделяется занятие музыкой) улучшает память и вербальный интеллект — способность понимать и рассуждать. Музыка создает в мозге новые нейронные связи и, как следствие, положительно влияет на уровень IQ.

Наконец, самое главное: после 45 минут творческой работы в организме значительно снижается уровень кортизола — гормона тревоги и стресса. Так что, судя по всему, версия верна: мозг придумал творчество для себя любимого. Ну и нам счастья перепало. Как-никак — одно тело делим.

ЕСТЬ НЮАНСЫ

Говорят, творческому росту способствуют страдания. Тезис о том, что художник должен быть голодным, — из той же оперы. На самом деле это некорректная трактовка фактов. Начнем с того, что, согласно известной пирамиде Маслоу, прежде чем переходить к высшим потребностям, к которым относится творчество, нужно закрыть низшие — в еде, сне и безопасности. А если человек нервничает, недоедает, плохо спит и думает только о выживании, мозг находится в состоянии стресса. И ему абсолютно не до творчества. Тем не менее жизненные кризисы играют существенную роль в творчестве. Просто здесь несколько иные причинно-следственные связи.

На примере биографий таких выдающихся личностей, как Фрида Кало (пострадала в автокатастрофе) или Борис Кустодиев (из-за опухоли спинного мозга у него отнялись ноги), видно, что талант человека после перенесенных страданий вдруг раскрывается особенно ярко. Психологи называют этот феномен посттравматическим ростом. Суть в том, что мозг не устраивает уязвимое положение тела и тяжелое состояние духа — он берет инициативу в свои руки (назовем это так) и повышает творческую составляющую. Правда, стоит признать, что подобные изменения происходят далеко не с каждым. Некоторые, пережив трагедию, просто ломаются и падают духом.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter