«Фитиль» Советского Союза

Первый выпуск сатирического киножурнала вышел на экран в 1962 году. Популярность «Фитиля», который показывался в кинотеатрах перед началом демонстрации художественного фильма, была необычайной
Первый выпуск сатирического киножурнала вышел на экран в 1962 году. Популярность «Фитиля», который показывался в кинотеатрах перед началом демонстрации художественного фильма, была необычайной. И сейчас он интересен как история страны. Ведь каждый его сюжет — документ своего времени.

До 1993 года бессменным редактором журнала был автор детских стихов и гимна СССР Сергей Михалков. За эти годы в журнале снялись такие выдающиеся актеры, как Игорь Ильинский, Фаина Раневская, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Олег Табаков, Георгий Милляр, Ролан Быков, Савелий Крамаров, Ольга Аросева, Лев Дуров, Александр Ширвиндт и многие другие. Режиссерами сюжетов в свое время были Карен Шахназаров, Леонид Марягин, Исаак Магитон, Леонид Гайдай, Никита Михалков, Игорь Масленников и другие.

Киножурнал «Фитиль» — уникальнейшее явление культуры СССР. Ни в одном государстве мира нет, да, пожалуй, и не будет ничего подобного. Каждый выстрел-сюжет «Фитиля» был стопроцентно снайперским. Года не прошло со дня выхода первого номера киножурнала, как съемочные группы журнала стали самыми нежеланными гостями там, где творилось беззаконие. Ревизоров и контролеров боялись меньше, чем безобидных внешне корреспондентов с кинокамерой.

Выпуски «Фитиля» называли «анекдотами от советской власти». Киножурнал поощряли и даже награждали государственными премиями. Подпись Сергея Михалкова знало все население страны. И ничего удивительного в этом нет: в течение почти пятидесяти лет на экранах кинотеатров и телевизоров задорно скручивается пропитанная горючим веревка, воспроизводя автограф организатора и бессменного главного редактора сатирического киножурнала «Фитиль» Сергея Михалкова. Идея создания кинопериодики воплотилась в жизнь в 1962 году, а спустя десять лет Давид Кугультинов писал: «Помню, когда вышел первый «Фитиль», Сергей Владимирович пригласил в честь этого события друзей на чашку чая к себе домой. И я, наблюдая за ним, видел, как он лично глубоко заинтересован, может быть, не в меньшей степени, чем судьбами пьесы, поэмы или другого своего произведения. Я тогда думал, что, видимо, в любом деле, если отсутствует вот эта личная заинтересованность, если отсутствует энергия души, которая только и воспламеняет произведения, ничего невозможно достичь и всякий успех тогда противопоказан. «Фитиль» стал популярным, получил всенародное признание. И в данном случае скальпель хирурга оказался в руках первоклассного мастера». Мздоимство, очковтирательство, бесхозяйственность, местничество, подхалимаж — вот далеко не полный перечень тем, находящихся в поле зрения киножурнала. Общественное осуждение, которому по итогам репортажей «Фитиля» подвергались те или иные пороки действительности и отдельные лица, порой доходило и до судебных разбирательств, потому что главным принципом работы команды было следование только фактам, исключающим собственные домыслы и догадки. Киножурнал был сродни газетному фельетону (редкий нынче жанр) — с той только разницей, что на экране мы видели лица реальных виновников злоупотреблений или преступлений не в зале суда, а на рабочем месте.

Обычно в представительских кабинетах, откуда они до поры до времени (а точнее — до выхода очередного номера «Фитиля) «руководили» вверенным им делом. На фоне их зажигательных речей шли документальные кадры, иллюстрирующие полную противоположность слов делам. Комментарии, как правило, не требовались. Сергей Михалков вспоминал, что после ошеломительного успеха первых выпусков «Фитиля» его пригласили в ЦК КПСС и спросили, чем можно журналу помочь. «Главное — не мешать!» — ответил главный редактор. Вклад «Фитиля» в дело государственного строительства оценен по заслугам: Государственная премия СССР в 1978 году, орден «Знак Почета» в 1982 году, к двадцатилетию со дня основания.

Короткие, но емкие сюжеты с юморным исполнением и элементами журналистского расследования — в них выявлялись проблемы на злобу дня.

Почему было приятно посмотреть эти кинофельетоны? Потому что сегодня на теле- и киноэкранах можно увидеть много пошлости, весь современный юмор бьет в основном «ниже пояса». А «Фитиль» по-умному, иронично, может быть, местами немного по-злому высмеивал насущные проблемы, но ведь это и есть сатира.

Мне кажется, что любой из нас, родившихся во времена СССР, с удовольствием посмотрит еще раз этот киножурнал. Но, увы, он уже прекратил свое существование. Хотя многие сюжеты, показанные в его выпусках, актуальны до сих пор. И пока они имеют место, хотя бы в памяти будет жить «Фитиль». Для молодых людей он может стать своеобразным экскурсом в историю Советского Союза, о которой не напишут в учебниках.

Выпуск киножурнала прекратился в сентябре 2008 года. До этого он был «притушен» на период 1993—2003-х годов, когда кинотеатры стали отказываться от демонстрации роликов киножурнала перед сеансами. Отснятые материалы приходилось складывать на полку, а работу над новыми сюжетами не продолжать.

Возродили, когда главный редактор «Фитиля» Сергей Михалков обратился за помощью к правительству, Госдуме и Совету Федерации РФ. В итоге Счетная палата в лице Издательского дома «Финансовый контроль» стала акционером нового общества под названием «Фитиль-проект», а известный актер и
шоумен, продюсер Игорь Угольников предложил Сергею Михалкову преобразовать «Фитиль» в телевизионный проект, чтобы не зависеть от кинотеатров.

Тогдашний глава Счетной палаты Сергей Степашин, ставший председателем общественного редакционного совета журнала, предложил использовать результаты проверок Счетной палаты как материал для создания «документальных фельетонов» нового «Фитиля», что и было впоследствии воплощено в жизнь. И киножурнал вновь ожил, ролики с отснятыми сатирическими сюжетами стали появляться на телеэкранах на канале РТР.

Кто-то может сказать: а нужен ли он сегодня? Не изжил ли себя? Мы уже знаем, что «Фитиль» был основан Сергеем Михалковым как сатирико-юмористический журнал, высвечивающий и прижигающий всяческие негативные явления, мешающие советским гражданам строить и развивать социалистическое общество.

Сегодня нет ни советских граждан, ни социалистического общества. Но пороки людские, недостатки и изъяны в обществе не исчезли.

Подготовил Ник. МИРГОРОДСКИЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter