Снижение налогов может привести не к развитию экономики, а, наоборот, ее деградации

Фискальные каникулы — всегда ли благо?

Экономический кризис планету накрывает нешуточный. Ощущают его и белорусские компании. Естественно, если не большинство, то многие предприниматели ждут от государства поддержки, в том числе снижения налоговых каникул через те или иные инструменты. Например, нередко приходится слышать о предложениях фискальных каникул. Логика сторонников снижения налогового давления очевидна: нагрузка на предприятия падает, они удерживают объемы производства и уровень занятости, а когда внешний шторм пройдет, то обороты бизнеса резко пойдут в гору. И компании вернут налоговые платежи сторицей. И все вроде бы правильно. Если не учитывать один нюанс: собственно говоря, а из каких источников наполнять бюджет из-за выпадающих доходов? Снижать расходы? Да, возможно. Но секвестр на самом деле может оказаться для предпринимателей еще более болезненным, чем стандартные налоги. Ведь бюджет — это не черная дыра: он не отбирает, а перераспределяет ресурсы внутри страны. И государственные расходы напрямую или опосредованно формируют значительную долю спроса. И как будет себя чувствовать бизнес, если этот спрос снизится?

коллаж любови царюк

Несомненно, фискальные ставки — мощный рычаг, которым можно управлять экономикой. Но тезис, что снижение фискальной нагрузки приводит к росту экономики, не является бесспорным. Он выполняется только при одном условии: не пострадают расходы бюджета. Другими словами, есть неналоговые источники пополнения казны. Поэтому когда некоторые эксперты ссылаются на какой-нибудь импортный опыт, то надо к «А» добавлять и «Б». Удачные и радикальные налоговые реформы имели успех в государствах, которые образовавшуюся на первом этапе брешь в бюджете компенсировали либо за счет доходов от природной ренты, либо от внешних заимствований. Реже — внутренних. Третий вариант — использовать накопления в тех или иных национальных фондах. Наподобие Фонда национального развития России. Впрочем, если посмотреть шире, то это просто вариация применения природной ренты. В конечном итоге национальная заначка формируется именно благодаря добывающей отрасли. 

Теперь посмотрим на ситуацию реалистично. У Беларуси нет такого количества полезных ископаемых и других природных ресурсов, чтобы за их счет компенсировать чисто налоговые поступления в казну. Да, есть калийная отрасль, достаточно большие запасы древесины, немного нефти… Но доходы от этих природных богатств уже задействованы для формирования социального государства. 

Что касается внешних заимствований, то доступ к международным финансовым рынкам для нашей страны всегда был достаточно ограничен. Да, в определенный момент мы смогли одалживать на открытом рынке в Европе и Азии. Но цена этих заемных ресурсов была весьма высока. Соответственно, финансирование кардинальных налоговых реформ из этих источников было довольно дорого всегда. А сегодня и невозможно. Ресурсы внутреннего рынка капитала тоже ограничены, особенно в современных условиях.

Конечно, можно снизить госрасходы. Но будет ли лучше от этого экономике? В том числе и бизнесу? Наверное, станет только хуже. Сокращение государственных расходов обычно заканчивается не экономическим драйвом, а замедлением роста. Иногда и уходом в отрицательную зону. Напомню, через бюджетный канал вместе с ФСЗН перераспределяется около половины ВВП. Школы, больницы, дороги и другие объекты, которые строятся и ремонтируются за госсчет, — не только являются социальной инфраструктурой, но и создают спрос на строительные услуги, стройматериалы. И у государственных компаний, и у частных. Пособия, пенсии, даже бесплатные обеды в школах — это тоже спрос на потребительском рынке. И он дает обороты, маржинальность, прибыль коммерческим компаниям. И будем откровенны: многие частные организации так или иначе в своем бизнесе (напрямую или опосредованно) тесно связаны с госсектором. И если он чихнет, то предприниматели тоже чувствуют озноб. 

Неоднократно это уже проходили. Просто в бизнес-кругах не всегда внимательно анализировали ситуацию с точки зрения причинно-следственных связей. От чего страдал бизнес в непростые времена валютных цунами в 2009, 2011, 2014 годах? Или в 2020-м, во время пандемийного кризиса? Дело-то было не в ставках налоговых платежей. Большие они или маленькие — дискуссия бесконечная. Но факт остается фактом: до проблемных лет все с существующей фискальной системой как-то уживались. И если ею не были до конца довольны (а платить налоги не любят ни в одной стране мира), то по крайней мере работали в плюс. На что всегда жаловались предприниматели в непростые времена — отсутствие спроса. В конечном итоге многие выступления экспертов от бизнес-среды сводились к следующему: господь с ними, с налогами. Главное, чтобы был спрос на продукцию, товары, услуги. Будет оборот компании — не возникнет особых проблем и с уплатой фискальных платежей. 

А спрос формирует в том числе в значительной степени и государственные расходы в широком понимании этого слова. Поэтому сокращать их — бить по реальному сектору, особенно по малому бизнесу, если наши флагманы в основе своей в значительной степени ориентируются на экспорт. Поэтому их экономическое самочувствие зависит больше от внешней конъюнктуры. Но малый-то бизнес, а тем более микро, в основном вращается на внутреннем рынке. Поэтому для этой категории предпринимательства внутренний спрос — принципиально важная величина. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter