«Фишки» превратились в «фамильное серебро»

В отечественной макроэкономике образовалась  определенная интрига. Уже не раз звучали официальные заявления о том, что часть государственных активов в ведущих предприятиях будет передаваться в частные руки. И вероятнее всего, в иностранные...

В отечественной макроэкономике образовалась  определенная интрига. Уже не раз звучали официальные заявления о том, что часть государственных активов в ведущих предприятиях будет передаваться в частные руки. И вероятнее всего, в иностранные. Отечественный капитал, по крайней мере легальный, еще не созрел для покупки крупных предприятий уровня нефтеперерабатывающих заводов или нефтехимии. Правда, остаются открытыми вопросы: когда, как, за сколько и через какие механизмы будут продаваться производственные активы? На этот счет ходит немало слухов, высказываются различные мнения, зачастую взаимоисключающие. Ликвидным активам даже стали давать образные названия: сначала именовали «голубыми фишками», недавно вошло в моду словосочетание «фамильное серебро». Причем дискуссии о его «наследниках» напрямую связывают с очередным подорожанием газа и отрицательным внешнеэкономическим сальдо. 

В «приватизационном» вопросе несколько удивили некоторые экономисты-теоретики. На научных конференциях приходилось слышать  доклады: иные белорусские ученые, оказывается, разрабатывают формулы, по которым можно вычислить эффективность передачи активов в частные руки. В принципе, странно, почему белорусские экономисты задумались над этим вопросом только сейчас? Да и подход несколько внушает опасения: опять пытаемся найти какой-то свой уникальный метод. Зачем блуждать в океане в поисках Америки, выдумывать новые индикаторы эффективности приватизации, единовременные и в долгосрочном периоде, если уже есть отработанные механизмы, которые просто необходимо адаптировать под белорусские реалии и внедрить. Весь мир оценивает эффективность тех или иных мероприятий в реальном секторе экономики по уровню капитализации компании – доходы, которые может принести производство за время своего существования или до момента коренной реорганизации. 

Конечно, за термином «капитализация» стоит кропотливая работа предприятий по внедрению систем отчетности, которые применяются во всем мире и являются основой для дальнейших «вычислений». Скажем, практически все белорусские банки уже внедрили у себя международные стандарты финансовой отчетности. Это и стало одним из факторов, которые позволили нашим финансистам постепенно привлекать иностранные инвестиции. Причем не кредитные, а портфельные. В этом году банковская сфера была богата на международные сделки. 

Российские и украинские эксперты, у которых уже имеется достаточно богатый опыт и покупки, и продажи компаний самого различного уровня и отраслевой принадлежности, отмечают: МСФО – это не самоцель для выхода на иностранные рынки. Просто это язык, понятный для коммерсантов во всем мире. Можно долго теоретизировать о достоинствах и недостатках этих стандартов, но они признаны в большинстве развитых стран. Вполне возможно, что белорусские аналоги оценки эффективности конкретного производства даже лучше импортных. В принципе, от отсутствия отчетности по МСФО предприятие не становится хуже, оно делается дешевле, по крайней мере в глазах иностранных инвесторов. 

Опыт соседей по СНГ показал: не стоит питать иллюзий, что иностранные финансисты знают наши страны. Да, по сравнению с советскими временами мы стали более открытыми, доступными для любых контактов, с открытыми границами… Но от этого ни Беларусь, ни Россия с Украиной не стали более понятны тем же европейским инвесторам. Они привыкли говорить на своем привычном языке финансовых стандартов и оценивают перспективность производств и проектов по индикаторам, прописанным в МСФО. Практика показала: наличие международных систем управления бизнесом и финансами способно увеличить стоимость предприятия в глазах «импортных» коммерсантов иногда на несколько десятков процентных пунктов. По одной простой причине: внедрение современных систем управления делает бизнес понятным в глазах иностранцев. 

В последние 1—2 года в мировой экономике преобладают тревожные тенденции. Чего стоят только вечные лихорадки на фондовых биржах и пессимистичные прогнозы относительно стабильности доллара. Эта валюта имеет доминирующее значение в международных расчетах, поэтому ее устойчивость и волнует инвесторов транснационального масштаба. Один из результатов такой нервозности вкупе с замедлением темпа роста экономик ведущих стран – дефицит ликвидности. «Длинные» деньги стали редкостью. Большинство финансистов предпочитают размещать свои активы на небольшие сроки, чтобы минимизировать риски. На международном рынке капитала конкуренция постепенно обостряется. В такой ситуации инвесторы ориентируются на приобретение стабильного и понятного бизнеса. Участвовать в рискованных проектах находится все меньше желающих. В крайнем случае, риски должны оплачиваться суперприбылями. 

На мой взгляд, и отечественным производителям, и представителям отраслевой экономической науки пора переставать изобретать велосипед, а заняться решением вполне конкретных проблем. Самая насущная из них — через какие механизмы наиболее оптимально реализовывать активы. Интересными формулами эффективности можно оперировать в отношении небольших, как говорится, «стандартных» предприятий. «Фамильное серебро» — это уникальные объекты. Как мне кажется, главное, и для этих производств, и для государства, чтобы эти предприятия стабильно работали и развивались. И тут зачастую стратегического партнера стоит выбирать не с точки зрения аукциона, а возможности обеспечения гарантий. Благо далеко ходить не надо – опыт Польши имеется. Там передали в частные руки некоторые нефтеперерабатывающие заводы. Но впоследствии оказалось, что инвесторы смогли заплатить максимальную сумму за обладание предприятиями, но не смогли обеспечить им сырьевую безопасность. Заводы сейчас работают, но далеко не на полную мощность. Сырую нефть доставляют на танкерах через морские порты. Но такой путь получается дорогим и не всегда эффективным… 

Если вести речь про «фамильное серебро», по-моему, необходимо просчитать наиболее выгодного инвестора. Скажем, те же нефтеперерабатывающие заводы будут наиболее эффективно работать и наполнять отечественную казну налогами, если их продать компаниям, имеющим доступ к сырьевым скважинам. Или, скажем, «ГродноАзот» — это предприятие «съедает» около 5 % от общего потребления газа. Естественно, оптимально, чтобы его потенциальный владелец имел доступ к недорогим углеводородам. 

В принципе, продажа активов — достаточно серьезный шаг. Причем следует понимать: таким способом нельзя решить проблему отрицательного сальдо внешнеторговых операций. По крайней мере, в долгосрочном периоде. На год-другой валютными средствами можно залатать финансовые дыры. Но ведь предприятия продать можно только один раз. В дальнейшем они должны стабильно работать, наполняя налогами бюджет и экспортными поставками выравнивая сальдо. С этой точки зрения стоит выбирать и инвестора. 

Тем более необходимо приватизировать безнадежно убыточные предприятия. Сейчас в некоторых официальных научных кругах ведутся споры: эффективно ли продали «Мотовело»? В принципе, странная тема для дискуссий. Предприятие не первый год «лежало», требовало коренной модернизации, которую смог обеспечить только новый инвестор. Сегодня уже понятно, что «вытянуть» за бюджетный счет всю промышленность не удастся. Например, тот же часовой завод «Луч», который необходимо переориентировать на выпуск другой продукции. Заработать на производстве часов этому предприятию практически нереально. Был проект освоить на этом предприятии выпуск мобильных телефонов, но идея почему-то не нашла поддержки на заводе. Но этот проект вполне мог бы реализовать частный инвестор, который привлек бы и средства. 

Конечно, страновой кредитный рейтинг облегчает нашим субъектам хозяйствования заимствования за рубежом. Но такие инвестиции увеличивают валовой долг Беларуси, который постепенно приближается к 10 миллиардам долларов, что составляет приблизительно 20 % от ВВП. По некоторым оценкам, в следующем году этот показатель может достигнуть 16—17 миллиардов и приблизится к 30 % от ВВП. Другими словами, стране сегодня в первую очередь необходимы не кредиты, а портфельные инвестиции. 

На снимке: по мнению некоторых экспертов, на месте часового завода «Луч» выгоднее построить элитный жилой квартал.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter