Фирменный марафон

В крохотном коридоре перед кабинетами отдела регистрации исполкома не протолкнуться.
В крохотном коридоре перед кабинетами отдела регистрации исполкома не протолкнуться. Бизнесмены, одетые респектабельно и не очень, томятся в душной очереди: чтобы зарегистрировать фирму, внести изменения в устав, согласовать эскиз печати... На решение даже мелких проблем уходит немало времени и нервов. Бизнес-леди, выйдя из кабинета, не верит в свое счастье: "Неужели все?!" А у меня этот марафон только начинается: делаю попытку создать собственную фирму. Типичная картина.

Тайны административных коридоров

В небольшом коридорчике-"аппендиксе" - три двери кабинетов отдела регистрации. Занял очередь в один из них. Попав в кабинет после долгого ожидания, выясняю: стоял напрасно, мне не сюда. Здесь консультируют только частных предпринимателей. Более серьезным бизнесменам, желающим зарегистрировать ЗАО, УП, ОДО и так далее, - в соседний кабинет. Там очередь оказалась еще длиннее. Жду. Тут наступило время обеда. За полдня я не добыл даже списка необходимых для регистрации документов. Чего проще, казалось бы, вывесить эти списки на информационных щитах. Но где там!..

Понимая, что сегодня на прием уже не попаду, решаю обратиться в юридическую фирму. В ближайшей - "Власова и партнеры" - меня часа полтора посвящали во все этапы регистрации.

Итак, создание нового субъекта хозяйствования начинается с выбора его названия. Главное - чтобы оно было уникальным. По компьютерной базе данных вариант проверяется, и, если его еще никто не "занял", выдается соответствующая справка. Процедура отнимает минут пятнадцать. Но! Занимается ею только одно ведомство - соответствующее управление Министерства юстиции. Представьте бизнесменов со всей страны в одной очереди!

Составить пакет учредительных документов - устав и договор между учредителями - дело несложное. Можно воспользоваться типовыми вариантами. Самое проблематичное, когда хотя бы один из учредителей фирмы - физическое лицо. В этом случае обязательно личное присутствие учредителей и у нотариуса (заверить подписи), и при открытии временного счета в банке, и в отделе регистрации местной администрации. Это - мера борьбы с фирмами-однодневками. Чиновники воочию видят человека, проверяют у него документы.

Очевидно, шаг оправданный. Но вот загвоздка: владельцев будущей фирмы просят явиться в регистрирующий орган одновременно. А каждому по отдельности - нельзя. Ну проще чиновникам обслуживать всех "оптом". Или невдомек им, что собрать в одно время и в одном месте, причем в середине рабочего дня, нескольких коммерсантов - задача непростая.

За исключением этого неудобного момента, данный этап регистрации считается профессионалами одним из самых простых. Основная головная боль, как ни парадоксально, начинается после получения регистрационного свидетельства. Только новая фирма появилась на свет, как ее необходимо поставить на учет сразу в четырех государственных органах: Министерстве статистики и анализа, БРУСП "Белгосстрах", Министерстве по налогам и сборам, Фонде социальной защиты населения. Причем в последних двух организациях необходимо "зарегистрироваться" в течение 10 дней. Иначе в силу вступают штрафные санкции. Однако выдержать установленный срок трудно даже теоретически.

Надо опять писать заявление и готовить пакет документов. Он похож на тот, который вы сдавали для регистрации фирмы, но значительно шире... И, естественно, надо некоторое время ждать. Налоговая инспекция требует представить нотариально заверенные копии трудового контракта и приказа о назначении директора и главного бухгалтера фирмы. А для этого на бумагах уже должна стоять печать предприятия. Изготовить ее технически - дело трех часов и 30 - 40 долларов. Но сначала необходимо согласовать эскиз все в той же администрации, а затем получить соответствующее разрешение в РУВД. Не хочу обвинить милицию в нерасторопности, но на это требуется до двух недель!

А можно ли проще?

Словом, на подготовку всех документов для налоговой инспекции уходит полторы-две недели. Это при удачном стечении обстоятельств и вашей расторопности. На каждом этапе свои нюансы и сложности, я упомянул только некоторые из них. В итоге на создание фирмы "под ключ" тратится полтора-два месяца. Уточню: если за дело берутся опытные юристы. Большинство потенциальных предпринимателей пытаются действовать самостоятельно, но в отчаянии, как и я, бросают эту затею.

Конечно, с финансовыми махинаторами следует бороться. Этот тезис отражен и в Директиве N 1. Другой вопрос, что в подписанном Президентом документе говорится и об искоренении бюрократической волокиты. А в процессе регистрации юридического лица с этим сталкиваешься на каждом шагу.

Сказать сложно, кому необходима эта громоздкая система. Тем более, что ее можно значительно упростить. У соседей-россиян, например, провозглашен принцип "одного окна" - в которое потенциальный бизнесмен подает все необходимые бумаги и откуда получает "добро" на бизнес. Что мешает нам сделать то же самое? Кто пострадает, если одновременно с подачей документов на регистрацию будут решены вопросы и с удостоверением руководителя, и с согласованием эскиза печати? А всю информацию о новом субъекте хозяйствования регистрирующий орган мог бы автоматически передавать контролирующим ведомствам. Той же налоговой инспекции для постановки на учет в качестве налогоплательщика.

- В последнее время регистрирующие и контролирующие органы фактически дублируют функции друг друга, - соглашается с моими выводами юрист фирмы "Власова и партнеры" Наталья Гугович. - Зачастую один и тот же пакет документов приходится предоставлять в соседние кабинеты. Например, в районных инспекциях Министерства по налогам и сборам зачем-то требуют подтверждение наличия юридического адреса: гарантийное письмо на юридический адрес, техпаспорт здания, регистрационное удостоверение. Но этот же вопрос уже изучали сотрудники администрации, когда регистрировали фирму! Или не доверяют налоговики коллегам из другого ведомства? Да и зачем в ту же налоговую инспекцию последовательно ходить не меньше трех-четырех раз? Почему не организовать решение всех проблем за одно посещение?

- В Беларуси действует жесткая разрешительная система регистрации фирм, - говорит директор юридической фирмы "Власова и партнеры" Лилия Власова. - Если мы не созрели для принципиальных изменений в этой системе, то ее, по крайней мере, можно оптимизировать и упростить. Причем без серьезных финансовых затрат со стороны государства.

Невыполнимая задача? Отнюдь. Ведь отлажена же в стране система получения гражданского паспорта. Хотя претендент проходит не менее строгий контроль, чем учредитель: проверки по линии МВД, КГБ, ЖКХ, военкомата... Но мы не чувствуем этой кропотливой работы. Просто сдаем заполненную анкету паспортистке в своем ЖЭСе. И через три-четыре недели приходим за готовым документом.

Кстати

При регистрации юридического лица на уплату различных пошлин и сборов уходит 500 - 700 у.е. Поскольку сложность процесса вынуждает большинство учредителей обращаться к юристам, это требует дополнительных расходов - еще 300 - 400 у.е. Если добавить средства в уставный фонд, стоимость аренды помещения под юридический адрес и офис, то самая крохотная фирма обходится своему владельцу как минимум в 2.000 - 2.500 долларов...

Письмо в тему

Такая вот конкуренция...

Два года назад после неудачной попытки организовать фермерское хозяйство мы с мужем продали свой скот и решили вложить вырученные деньги в торговлю. Учредили унитарное предприятие "Роля". Чего это стоило - отдельная история. Но, наконец, с лицензией Пинского райисполкома на розничную торговлю с правом продажи спиртного в январе начали работу в деревнях Пинского района. Хлеб стали закупать на Пинском хлебозаводе, поскольку там он не только дешевле, но и гораздо лучше по качеству, чем местный. Естественно, люди пошли за покупками к нам. Это и не понравилось местным руководителям. Последовали проверки санстанции, налоговой инспекции, милиции... Мужу прямо дали понять: будете хлеб из Пинска возить, а вино из Барановичей, лишим лицензии. Мол, свое нужно продавать. А в конце марта Пинский райисполком внес изменения в нашу лицензию на розничную торговлю - запретили торговать спиртным. Теперь киоски придется закрыть - они не приносят прибыли.

Любовь РОЛЯ, учредитель УП "Роля", д. Мерчицы Пинского района.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter