Фирменное безобразие

Корреспондент "СБ" попытался зарегистрировать частное предприятие.
Корреспондент "СБ" попытался зарегистрировать частное предприятие

- Подскажите, куда мне обратиться по поводу оформления фирмы? - спрашиваю у охранника в холле администрации Советского района Минска. Меня отправляют в кабинет под номером 5. Возле двери с табличкой "Отдел предпринимательства и управления экономикой" короткая, всего из двух человек очередь. Сегодня не приемный день. И все же пытаю счастья, робко заглянув в кабинет.

- Добрый день, я хотел бы зарегистрировать частное предприятие...

- Все документы для регистрации перечислены на стенде в коридоре.

- Но...

- Молодой человек, все на стенде.

Собственно говоря, с этого диалога и началось мое вхождение в образ будущего бизнесмена, решившего заработать деньги на сборке компьютеров. Оставалось дело за малым - будущую фирму требовалось юридически оформить...

Школа выжимания

Первый день, проведенный возле многочисленных стендов исполкома, принес три листа в ежедневнике, исписанных убористым почерком. На них перечислялись по пунктам документы, необходимые для регистрации моего будущего предприятия. Завтра, в приемный день, обязательно вернусь и уточню все, что мне будет непонятно, решил я и отправился домой.

А непонятным оказалось практически все. Судя по перечню, для регистрации моего предприятия требовалось подготовить: заявление о регистрации, устав и учредительный договор в 2 экземплярах, решение о создании предприятия или протокол собрания участников общества, анкету установленного образца и другие сведения на каждого учредителя. Помимо этого, надо было представить или документ, подтверждающий внесение вклада в уставный фонд, или экспертное заключение о стоимости неденежного вклада. Также требовалась квитанция об оплате госпошлины и документы, подтверждающие наличие юридического адреса, а именно: гарантийное письмо о заключении договора аренды после государственной регистрации, копия регистрационного удостоверения и технического паспорта здания, копия выкопировки из поэтажного плана с указанием арендуемых помещений. В общем, голову можно сломать, пока разберешься...

Как готовить устав? Что такое "копия выкопировки"? Какая анкета - установленного образца, а какая нет? С этими и другими вопросами я и прибыл в исполком на следующий день. На этот раз около кабинета собралось человек 10 - 12. Очередь двигалась не спеша. Часа через полтора я наконец вошел в заветную дверь. Диалог начался в том же духе, как и вчера:

- Добрый день, я хотел бы зарегистрировать частное предприятие...

- Все документы для регистрации перечислены на стенде в коридоре.

- Я их уже смотрел, но у меня возникли вопросы, мне кто-нибудь может помочь?

- Конечно, вас может проконсультировать начальник отдела, она сидит в седьмом кабинете.

Мне, честно говоря, понравилась такая корректность - не буду скрывать: ожидал увидеть бюрократов вроде тех, что показали в фильме "Карнавальная ночь"... Нет, работники Советского исполкома вежливы, деловиты, компетентны. Но, наверное, многое зависит не только от них...

Увы, начальник отдела предпринимательства и регистрации управления экономики принимала в первую смену, а была половина пятого вечера. Следующий раз она принимать будет в четверг, то есть послезавтра. Под сочувствующими взглядами собратьев-предпринимателей, ожидающих своей очереди, отправился восвояси.

В четверг я занял очередь на прием к начальнику отдела предпринимательства и регистрации управления экономики Татьяне Адольфовне Лепеш.

- Который раз документы приносишь? - поинтересовался у меня стоящий рядом мужчина средних лет, одетый в дубленку и кепку, подбитую мехом, - типичный представитель малого бизнеса.

- Я пока только за консультацией.

- Тогда запасись терпением, я уже по второму кругу пошел. Из-за одной ошибки в уставе завернули. А я на нем подписи уже у нотариуса заверил, а это, между прочим, денег стоит. Пришлось заверять повторно.

- Расслабьтесь, товарищи, - вступил в разговор сидящий рядом с нами молодой человек. - Я в четвертый раз уже документы готовлю. Читают мой устав, доходят до первой ошибки и сразу возвращают на переделку. Плачу за новые "автографы" нотариусу, снова приношу свои бумаги. Картина повторяется - после первой же найденной ошибки документы возвращают...

А вот и моя очередь идти на прием к "грозному" начальнику. За столом - милая женщина, которая, любезно улыбнувшись, соглашается помочь мне во всех моих проблемах. Но для начала рекомендует решить проблему с юридическим адресом, мол, без него нет смысла продолжать дальнейшую подготовку документов. Подробно объясняет, что нужно сделать.

- Может, я буду попутно готовить и другие документы? - интересуюсь я. - Ведь их так много, что и за месяц не управлюсь...

- Пока не решите проблемы с юридическим адресом, не стоит. В нашем районе найти его большая проблема, - отвечает хозяйка кабинета, и мы прощаемся.

Выйдя в коридор, я понял, что за прошедшие с начала моего "хождения в бизнес" четыре дня ни одной проблемы так и не решил. А вопросов возникло еще больше.

Испытание на прочность

Осознав, что в одиночку мне эту "бумажную крепость" не взять, решил обратиться в юридическую фирму.

- Большинство начинающих предпринимателей в конечном итоге приходят к нам, - рассказали мне там. - Подготовить устав с нуля, без специальных знаний, у вас просто не получится, попробуйте самостоятельно правильно написать хотя бы заявление регистрации. Но даже если у вас есть образец устава и прочих документов, процесс регистрации займет гораздо больше времени, чем у профессионала. Бывает даже, что люди самостоятельно регистрируют свое предприятие, а после, устав от беготни по кабинетам, приходят к нам. Ведь регистрация фирмы, которая у нас занимает месяц-полтора, а если это делается без помощи юристов - то и до полугода, лишь первый шаг на пути к моменту, когда ваше предприятие начнет работать. Вам предстоит регистрация в налоговой инспекции, открытие счетов, получение лицензии, постановка на учет в Фонде социальной защиты населения, Белгосстрахе, получение удостоверения руководителя и разрешения на изготовление печати... Для этого требуется собрать еще около полусотни документов.

Объяснять тонкости оформления предприятия обывателю можно до бесконечности. Для этого ни один чиновник физически не имеет времени, а что-то говорить он обязан. Поэтому у нас проблема взаимопонимания между предпринимателем и чиновником довольно острая...

То, что не договорил юрист, я понял лишь после многочисленных бесед с предпринимателями и полуторанедельного путешествия по коридорам исполкомов: требования законодательства к каждому предпринимателю, регистрирующему собственное частное предприятие, одинаковы. Но фактически в каждом исполкоме есть свои особенности регистрации. К примеру, в администрации Заводского района Минска при подаче документов на регистрацию частного предприятия всех предпринимателей обязывают соблюдать требования государственного стандарта делопроизводства. В частности, оказывается, что при подготовке, допустим, устава будущей фирмы очень большое значение имеют... отступы полей по краям листа, размер шрифта, на какой стороне страницы в документе размещена дата и даже способ ее написания. Возможно, в каких-то циркулярах этот порядок и прописан, но мне как будущему предпринимателю, который в общем-то должен больше думать о производственной составляющей своего дела, все эти оформительские нюансы кажутся излишней формальностью.

Еще в администрации Заводского района учредителей, директора и главного бухгалтера будущего предприятия вызывают на комиссию, где проводят с ними собеседование. Будущим бизнесменам задают примерно такие вопросы: сколько денег вы зарабатываете, где собираетесь брать капитал для будущего предприятия, как будете платить налоги, где учился главный бухгалтер и так далее... Может, я чего-то не понимаю, но все это проблемы самой фирмы. В конце концов, ее сотрудники сами заинтересованы в том, чтобы свести к минимуму коммерческий риск в своей работе.

Кстати, мне вполне серьезно описали ситуацию, которая, по-моему, смахивает на анекдот: начальник отдела предпринимательства и регистрации управления экономики одного из райисполкомов прямо говорит новичкам-предпринимателям: "Не волнуйтесь, у меня еще никто документы на регистрацию с первого раза не подавал"...

Имидж ничто?..

К концу моих мытарств я уже мог создать свой, негласный "антибюрократический рейтинг". Первое место в нем занял Мингорисполком. По многочисленным отзывам, именно здесь чиновники работают наиболее четко и слаженно. Если и предъявляются претензии, то - по сути. К сожалению, не обошлось без ложки дегтя. В коридоре исполкома на стенде я обнаружил объявление, которое гласило: "Внимание! Управлением регистрации и лицензирования Мингорисполкома подготовлены и размещены на сайте Минского городского исполнительного комитета (www.minsk.gow.by) образцы заявлений, учредительных документов и т.д..." "Так вот он, самый простой способ решить практически все проблемы с регистрацией!" - обрадовался я и собрался отправиться домой, чтобы при помощи современных технологий обзавестись пакетом документов, одобренных самим Мингорисполкомом. Мой порыв оборвал мужчина, стоявший неподалеку:

- Ты только не вздумай эти документы сразу распечатывать и к нотариусу на заверение нести, - предупредил он. - Я так сделал, принес в свой исполком, а у меня их и не приняли, говорят, ошибок много. Даже удивились, мол, кто вам это составлял? Когда объяснил, что "скачал" образцы с сайта горисполкома, не поверили. В общем, только зря деньги тратил.

Как же так? Я решил провести маленький эксперимент. Скопировав с названного сайта "рыбу" для устава ОДО (общества с дополнительной ответственностью) и учредительный договор, направился к юристу, специализирующемуся на регистрации частных предприятий, и попросил его провести независимую экспертизу. В результате к уставу было предъявлено 18 замечаний, к договору - 8. По словам юриста, из-за этих нюансов документы наверняка были бы возвращены на доработку...



Регистрация в цифрах



При регистрации своего предприятия вам придется заплатить:

Госпошлину за заверение подписей на уставе у нотариуса - каждая подпись - 4 базовые величины (одна базовая величина - 24 тысячи рублей) и около 20 тысяч рублей за нотариальные услуги. Заверение копии устава - по 9 тысяч рублей за каждую страницу (в среднем устав занимает 10 - 15 страниц). Госпошлина за нотариальное удостоверение подписи на учредительном договоре составляет 8 базовых величин. Пошлина за регистрацию предприятия - 60 евро. Помимо этого, требуется внести в уставный фонд сумму от 200 до 3.000 евро в зависимости от типа предприятия. Для того чтобы получить гарантийное письмо о наличии юридического адреса, требуется оплатить офис вперед на 2 - 3 месяца. Помимо этого, требуется заплатить госпошлину за нотариальное удостоверение копий документов по 8,5 тысячи (в среднем) за каждую страницу (всего этих страниц обычно около 40) и госпошлину за нотариальное удостоверение подписей на банковской карточке - по 4 базовые величины за каждую (минимум - 2 подписи).

Перечень не полный. Некоторые суммы указаны приблизительно.



Комментарий

С просьбой прокомментировать увиденное и услышанное мной в коридорах исполкомов в ходе журналистского исследования я обратился к заместителю начальника управления регистрации и лицензирования Мингорисполкома Ларисе Дубовец.

- На мой взгляд, в процедуре регистрации юридических лиц сегодня требуется одно существенное изменение, - сказала Лариса Николаевна, - причем произойти оно должно на законодательном уровне - ответственность за подачу и содержание необходимых при регистрации документов должны нести сами учредители. Тогда станет действовать так называемый заявительный принцип и в исполкомах будут только принимать документы, а не проверять их, как сейчас, отвечая за каждую ошибку, - естественно, что в таких условиях чиновник дважды перестрахуется. Правда, при этом есть и оборотная сторона медали - заявительный принцип уже введен, к примеру, в России. И там сейчас столкнулись с проблемой подставных фирм.

Если говорить о регистрации индивидуальных предпринимателей, то уже сейчас перечень требований невелик - нужно подать всего пять документов, но, думаю, и этот список можно сократить до трех. Информация о том, что администрация Заводского района требует таких тонкостей в оформлении подаваемых на регистрацию документов, до меня не доходила. Если ситуация действительно обстоит так, как вы говорите, мы обязательно примем меры. Я считаю, что одного приема достаточно для того, чтобы объяснить человеку, как надо подавать документы или проверить их на предмет ошибок. Уверена, если чиновник подойдет к своим обязанностям добросовестно, после этого документы в исполком практически всегда будут подаваться с первого раза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter