Приключения итальянцев на Брестчине

Фирма есть, а фермы нет

УБЫТОЧНЫЕ хозяйства у всех — как камень на шее. Что с ними делать? Предлагается целых три варианта действий: присоединить к   крепким сельхозорганизациям, к промышленным предприятиям в виде филиала или продать частнику. В том числе иностранному. Известно, что первые два варианта могут быть весьма удачными, но могут и тащить за собой в финансовую пропасть успешное предприятие. А вот прихода инвестора на село обычно ждут как панацею, гарантию развития и процветания. Реальные примеры заморского агробизнеса на белорусской земле показывают совершенно разные результаты. И, что особенно любопытно, абсолютно разные менталитеты и подходы к работе на земле: мы занимаемся хозяйством, иностранцы — бизнесом. 


Уже давно не терра инкогнита для итальянского бизнеса Брестчина, иностранцам уже есть что записать себе в актив. Толчком стал прошедший в 2008 году I Брестский инвестиционный форум, на котором было подписано около десятка соглашений о сотрудничестве между регионом и различными иностранными компаниями. В том числе и контракты, дающие возможность итальянским инвесторам вкладывать средства в сельское хозяйство. Например, ИООО «БелАгрокультура» высказало намерение купить за 4 миллиона долларов СПК «Бытенский» в Ивацевичском районе. Хозяйство средненькое по всем меркам: чуть более 3 тысяч гектаров сельхозугодий, менее 2 тысяч КРС, 580 буренок, каждая из которых в год давала в среднем по 3,5 тысячи килограммов молока. Занимались здесь, конечно, и растениеводством. Хозяйничали ни шатко ни валко: долг банкрота перед государством в ценах 2008 года три миллиарда рублей.

Уже в январе 2009 года на общем собрании приняли решение о передаче хозяйства итальянскому бизнесмену Эудженио Тассинари.

Так, агрогородок Бытень стал центральной усадьбой иностранного общества с ограниченной ответственностью «БелАгрокультура». Итальянский бизнесмен озвучивал грандиозные планы: уже в ближайшие годы начать строительство новой молочно-товарной фермы на 500 голов крупного рогатого скота, где будет установлено современное доильное оборудование с перспективой расширения до 2,5 тысячи голов. Также в хозяйстве должно было быть продолжено выращивание семенного материала зерновых, зернобобовых, картофеля.

Первым делом итальянцы запланировали обновить технику. Второе направление — замена семян зерновых на элитные сорта. Третье — строительство животноводческих помещений.

В феврале 2010 года ИООО «БелАгрокультура» в лице директора Геннадия Фурса заключает с Брестским облисполкомом инвестдоговор с объемом инвестиций 4,3 миллиона долларов и сроком реализации в 2010—2012 годах. Уже через четыре месяца заключается дополнительное соглашение к инвестдоговору. Суть понятна и проста. Бизнесмен подстраховался, увеличив за счет строительства молочно-товарной фермы уставной фонд. Другими словами, если договор не выполнен, с инвестора, по существу, взятки гладки. Все мое моим и останется. 

Чем занимался итальянский хозяин два года, понять трудно. Говорят только, что наведывается он в Бытень пару раз в год. А время, как известно, летит быстро. Так незаметно грянул конец 2012 года: время, когда во всей итальянской красе должна стоять молочно-товарная ферма на 500 голов с израильским доильным залом. Фермы и по сей день нет, но зато аккурат к концу срока действия договора — в конце декабря — появляется на свет еще одно дополнительное соглашение. Вместо строительства МТФ со всеми вытекающими отсюда деталями типа сенажных и других траншей прописано: реконструкция молочно-товарной фермы «Козино». И точка. Объем инвестиций снижен в два раза — до 2,2 миллиона долларов. 

Как и чем сегодня живет Бытень? Что изменилось за семь лет итальянского хозяйствования? Для сельчан и экономики хозяйства — ничего. 

Нет, конечно, по словам директора Геннадия Фурсы, предприятие по-прежнему выращивает зерновые и зернобобовые, немного рапса, кукурузу на семена. Но урожайность и выручка по сравнению с прошлым годом снижаются, себестоимость увеличивается. Коровы немного, но доятся — 2,6 тысячи килограммов молока от каждой буренки. Даже рентабельность есть — 11,5 процента, что на процент меньше уровня 2014 года. Среднесуточный привес КРС — 468 граммов при рентабельности мяса минус 49 процентов. Хотя в целом по хозяйству за 10 месяцев получено немного прибыли — 403 миллиона рублей. 

Нельзя сказать, что синьор Тассинари вообще бросил бытенцев на произвол судьбы. За 2008—2014 годы он внес в уставный фонд порядка 452,3 тысячи долларов, вложил деньги в основные средства в виде сельскохозяйственной техники и технологического оборудования. С февраля 2012 года в хозяйство как вклад в уставной фонд поступили культиватор прополочный и тележка для его перемещения, трактор, пресс-подборщик, сеялка и ремень для нее. На складе лежат также генератор и воздушный компрессор. Всего, на 323,1 тысячи долларов. Правда, сюда входят и 45510 долларов, которые были заплачены электрикам при ремонте административного здания. Синьор Тассинари подошел к этому вопросу вдумчиво и солидно, выписав электриков и все розетки с проводкой прямо из Италии. 

А что же с молочно-товарной фермой? Ничего. Есть бизнес-план и архитектурный проект по ее реконструкции, которые обошлись почти в 147 миллионов белорусских рублей, 120 из которых — за счет кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк». И не более. Инвестдоговор, понятно, так и остался на бумаге. И тому есть несколько причин. 

К примеру, четыре года назад в хозяйстве решили разобрать небольшой старый склад. Ивацевичский ПМК-11 за месяц работы четырех своих тружеников по разбору крыши выставил счет на 96 миллионов рублей в ценах 2011 года. Когда Геннадий Фурса показал смету Тассинари, тот, разумеется, моментально прикинул, во что реально обойдется строительство молочно-товарной фермы. Везти с Апеннинского полуострова строителей все-таки накладно.

Синьор инвестор вряд ли понимает и наше ценообразование в АПК. Это я про закупочные и отпускные цены на сельхозпродукцию, на запчасти, химию и удобрения, интересные, но непонятные нюансы с растаможкой.

ПОЭТОМУ инвестиционный договор практически не выполнен. Разочарованные сельчане в феврале 2013 года снова собрались на собрание и решили ходатайствовать о расторжении инвестиционного договора. Есть вариант на базе бывшего СПК «Бытенский» создать сельхозпредприятие коммунальной формы собственности — произвести реорганизацию путем присоединения хозяйства к СПУ «Доманово» УП «Брестоблгаз». Пока вопрос повис. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter