Финишная кривая

О президентской гонке в США

В российском представительстве при ООН в Нью–Йорке только что не танцевали, получив письмо из избирательного штаба Джона Маккейна. «Дорогой друг», — так оно начинается. Далее кандидат в президенты от республиканской партии просит оказать ему финансовую помощь в размере 5 тысяч долларов, чтобы победить своего соперника–демократа Барака Обаму и с высшего государственного поста «способствовать продвижению свободы и демократии во всем мире».


Первая мысль, которая приходит в голову: совсем плохи дела у Маккейна. На самом деле нет никаких сомнений, что письмо было отправлено на имейл постпредства России по ошибке. Американские законы запрещают другим государствам спонсировать политические кампании внутри страны. Собственно, это общемировая практика, о чем не мешало бы помнить некоторым нашим политическим деятелям. Если бы Маккейн принимал пожертвования из–за границы, то сейчас отвечал бы на вопросы судей, а не избирателей на митингах. Но как учил Тарантино, месть — это блюдо, которое подают холодным. Пресс–секретарь российского представительства пригласил в небоскреб на Ист–Ривер журналистов и на голубом глазу зачитал им пресс–релиз, в котором говорится, что Маккейну в деньгах отказано. Таким образом, Россия сполна расплатилась с одним из самых ярых своих критиков, предлагающих исключить ее из «большой восьмерки».


Если честно, то только русский принцип из двух зол выбирать меньшее позволяет считать Обаму более предпочтительным для Москвы президентом США. Но если сделать такое допущение, то у российского МИДа действительно есть повод для радости. Опросы показывают, что кандидат–демократ вырвался далеко вперед в президентской гонке. Последний прокол избирательного штаба Маккейна на самом деле ничто по сравнению, например, с мировым финансовым кризисом, косвенным виновником которого многие американцы считают республиканскую администрацию. Тень, понятное дело, падает и на однопартийца Джорджа Буша Маккейна, хотя тот и пытался дистанцироваться от своего номинального шефа.


В общем, все вроде бы говорит за то, что следующим хозяином Белого дома станет Барак Обама, первый черный президент США (любопытно, но в свое время этот «титул» уже носил Билл Клинтон, которого буквально обожали «черные» кварталы). И лишь кропотливая исследовательская работа журналистов в библиотеках позволяет Маккейну не терять надежды. Как известно, сенатор от Аризоны вдрызг проиграл теледебаты сенатору от Иллинойса. Но сайт «Вашингтон профайл» напоминает, что в свое время Джордж Буш, не большой, прямо скажем, оратор, тоже уступал в красноречии своим соперникам на выборах 2000 и 2004 годов. Но где теперь Буш, а где Альберт Гор и Джон Керри?..


Самую же большую опасность для Обамы сегодня представляет даже не Маккейн, а, как ни банально это звучит, его цвет кожи. В связи с этим американские СМИ вспоминают поучительную историю чернокожего мэра Лос–Анджелеса Тома Брэдли, который в 1980–е годы дважды баллотировался в губернаторы Калифорнии и оба раза проиграл, хотя прогнозы пророчили ему безоговорочную победу. С тех пор политологи ввели в обиход «фактор Брэдли». Суть его в том, что часть избирателей, когда их опрашивают работники социологической службы, боятся признаться, что не будут голосовать за негра. Но боязнь исчезает, когда такой избиратель остается один на один с урной для голосования. Может быть, именно поэтому Обама на одном из последних митингов призвал своих сторонников не расслабляться.


Прошло чуть больше 50 лет, с тех пор как чернокожие добились (в прямом смысле слова) права сидеть на первых сиденьях в автобусах и учиться в одних школах вместе с белыми детьми. Всю свою избирательную кампанию Обама построил так, как будто расовые проблемы в Америке ушли на второй план. «Если бы он педалировал расовый вопрос, за кресло в Овальном кабинете сейчас бы боролась Хиллари Клинтон», — утверждает Би–би–си. За эту отстраненность ему порой достается от афроамериканских активистов. Тут же припоминают, что мама у него — белая. На это обстоятельство, кстати, я обратил внимание вчера, когда Обама отправился на Гавайи проведать свою больную бабушку по материнской линии. Неужели тоже пиар–ход? Или он так уверен в своей победе, что может без последствий приостановить агитацию на пару дней?


...А тем временем во Флориде уже началось досрочное голосование и, судя по кадрам «Евроньюс», многие жители цветущего штата не стали дожидаться 4 ноября и уже вовсю пользуются этим своим правом. Кстати. Почему в США досрочное голосование — дело чести, доблести и славы, а досрочное голосование в Беларуси, с точки зрения США, чуть ли не нарушение всех демократических принципов? Не странно ли?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter