Финиковая или банановая?

Египет уже в ближайшее время может постигнуть настоящий коллапс

Все началось с Туниса. Но на фоне Египта, где сценарий развития событий получился настолько стремительным и отягченным различными социально-экономическими последствиями, о ситуации в Тунисе сегодня уже почти и не вспоминают.

В настоящее время центральные города Египта напоминают поле битвы. Во­влеченными в политическую борьбу, вольно или невольно, оказались сотни тысяч жителей этого государства. По некоторым сообщениям, на одном только митинге (разумеется, далеко не мирном) в Каире собралось около двух миллионов человек.

Стоит ли говорить, что нормальная, трудовая жизнь в этом африканском государстве вот уже более недели фактически парализована. А иностранные туристы, отдыхающие на известных курортах Красного моря, забаррикадировавшись в отелях, ждут спецрейсов, чтобы побыстрее вернуться домой.

Масштаб массовых беспорядков, мародерства и воцарившейся анархии уже сегодня позволяет говорить о национальном бедствии. И без того не самый благополучный в социальных вопросах Египет (уровень бедности здесь превышает 20 процентов) уже в ближайшее время может постигнуть настоящий коллапс.

Однако под угрозой оказалась не только внутренняя ситуация в стране, но и стабильность во всем регионе.

Например, в соседнем Израиле всерьез опасаются прихода исламистов к власти в Египте.

По словам директора Центра Моше Даяна Тель-авивского университета Раби Узи, то, что происходит в Египте, изменит весь Ближний Восток: «Я не уверен, что переходный период, каким бы он ни был, обязательно приведет к демократии. Обязательно будет период неуверенности, и среди многочисленных оппозиционных сил возьмет верх самая организованная. На данный момент это, по-видимому, «Братья-мусульмане».

На сегодняшний день лидеры этой партии — главные противники президента Египта Хосни Мубарака. Пользуясь возникшей сумятицей, они пытаются свергнуть действующую власть и взять бразды правления в свои руки.

История радикальной исламистской организации «Братья-мусульмане» началась в двадцатых годах прошлого века. Тогда обычный школьный учитель Хасан аль-Банна сформулировал основные принципы организации, а его последователи развили их и создали действующую и поныне структуру. Теоретическая база организации сводится к противостоянию Западу и западным ценностям, возвращению к исламу и созданию шариатского государства.

На днях прозвучало заявление Барака Обамы о том, что «процесс мирной передачи власти в Египте должен начаться уже сейчас…».

Вопреки этому авторитетному мнению на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сказал: «Мы опасаемся, что быстрые изменения в условиях, когда существуют не все фундаментальные основы для демократии, могут привести к возникновению репрессивного режима, который будет угрожать миру и стабильности…»

Сегодня уже многие политологи сходятся во мнении, что революционные события в Тунисе и Египте есть результат внешнего вмешательства. Схема вмешательства довольна проста и за последнее десятилетие была реализована в разных странах, в том числе на территории бывшего Советского Союза. Так, некие могущественные силы извне, щедро спонсируя подконтрольные оппозиционные структуры в том или ином государстве, приводят их к власти.

Похоже, такую же схему пытались опробовать и в Египте. Наверное, заранее было придумано и название «свершившейся революции».

Пока оно еще не прозвучало, но, вероятно, это что-то колоритное, например, финиковая революция, банановая или цвета моря, на котором так любят отдыхать иностранные туристы, — красная…

Однако не всегда внешние стратеги могут в полной мере учесть особенности региона и просчитать результат своих стараний.

Сегодня западные издания, и в их числе авторитетная газета «The Washington Times», приходят к выводу, что ситуация на Ближнем Востоке в связи с происходящими событиями в Египте может перерасти из плохой в катастрофическую. Настойчиво подталкивая Мубарака к отставке, администрация Барака Обамы в результате может получить не подконтрольную вотчину, а воинствующее, неуправляемое государство с вытекающими отсюда последствиями для всего региона.

На снимке: беспорядки в Каире.

Фото: Синьхуа-БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter